Детский сад настоящего:

Суббота, 04.05.2024, 23:55
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Учим ребенка играть - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Наш форум » Психолого-педагогическая мастерская » Учим ребенка играть (Рекомендации для родителей)
Учим ребенка играть
ГербераДата: Понедельник, 29.03.2010, 15:46 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Каждый родитель хочет, чтобы ребенок умел и любил играть. И не просил без конца одно и то же, а играл бы в самые разнообразные игры. А как мы расстраиваемся, когда наш малыш, имея кучу игрушек, не хочет или не умеет играть с ними.

Детям нужны родители. Играйте с ребенком! Благодаря вам он научится играть с игрушками, во всякие умные и серьезные игры. Если вы играете с ребенком, он знает, что "играть интересно", что "маме (папе) со мной интересно", и соответственно повышается его самооценка и развивается любовь к игре. И потом, игра - это отличный способ хорошо узнать своего ребенка, раскрыть его интересы.

1.Самый главный принцип в играх с ребенком: играющий с ним должен играть с удовольствием. Когда ребенок видит, что родитель играет с ним неохотно, он думает, что "игра это не так интересно, раз мама (папа) так это не любит" или еще хуже: "наверно, со мной играть неинтересно". Это совсем не то, что нам хотелось бы.

2 Принцип: не надо быть занудой. Если ребенок построит нечто и говорит, что это вертолет, а этот вертолет не очень похож на вертолет в вашем понимании, не поправляйте его, не говорите, что он не похож, что надо добавить еще какую-то деталь. Просто сами постройте вертолет таким, как вы его себе представляете, и восхищенно говорите, что теперь у вас два вертолета. И ребенка не обидите, и дадите ему правильное представление о том, как выглядит вертолет.
Если ребенок что-то делает неправильно, никогда не говорите "не так надо, а надо так", а попробуйте направить его действия наиболее ненавязчивым способом.
А еще не надо спрашивать без конца у ребенка: а это какого цвета, а сколько здесь карандашей - если он явно не хочет на это отвечать, хотя еще вчера вам все это говорил. В таком случае лучше сделать вид, что вы сами с собой разговариваете: "Наденем мишке желтые штанишки". Только когда он сам захочет отвечать, можете его расспросить обо всем на свете.
Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через некоторое время начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его. Когда появляется новая игра, а он хочет в нее поиграть не так, как там написано, позвольте ему поиграть по-своему.

3 Принцип: фантазируйте. Если чувствуете, что ребенок теряет к чему-то интерес, лучше попробовать немного этот интерес оживить, а не перескакивать с одной игры на другую. Например, вы вместе играете в машинки и гаражи, а ребенок потерял интерес. Вы: "Едет красная машинка и плачет - где же мой домик, где же мой домик". Ребенок тут же живо заинтересуется, поставит в гараж не только машинки, но и расставит все остальные игрушки на места.

4 Принцип: учите ребенка фантазировать. Даже из простых кубиков можно сделать теплоход, вообразить, будто это продукты для похода на Северный полюс или дрова для пикника в лесу.
И рисование - тоже повод научить ребенка фантазировать: ребенок малюет желтым цветом. Он сам не знает, что рисует, я же радуюсь: "Ой, какой большой апельсин, всем твоим друзьям хватит". В следующий раз синие мазки станут дождем или снегопадом и т.д. И ребенку нравится сознавать, что он не просто малюет, а действительно у него что-то реальное получается.

5 Принцип: хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Ребенку очень радостно сознавать, что то, что он делает, нравится маме и папе .

6 Принцип: нет игр только для девочек или только для мальчиков. Всякие игры должны быть у ребенка вне зависимости от пола: и куклы, и машинки, и конструкторы, и т.д.

7 Принцип: дайте ребенку то, что его интересует больше всего. Есть дети, у которых есть "мания". Ну, например, ребенок хочет играть только в машинки или только в куклы. Хорошо, включите фантазию. На машине можно "съездить" в Бразилию. С куклой можно "сходить" в зоопарк. Пусть в играх фигурирует его "мания", пусть он узнает о ней как можно больше.

8 Принцип: игрушки нужно аккуратно хранить. Если кубики разбросаны, куклы сломаны, среди игрушек валяются колготки, носки и прочее, то ребенок, заглянув в свой шкаф, точно не захочет играть, а если и вытащит этот хлам - покопается в нем, ничего толкового из него не извлечет и снова запихнет обратно.
Ребенка надо научить хранить вещи аккуратно, и хорошее отношение к вещам начинается с хорошего отношения к игрушкам. Лучше потратить время и вместе с ребенком в форме игры навести порядок в комнате.

9 Принцип: почаще проводите "ревизию" - нужно убирать сломанные игрушки и убирать игры, из которых ребенок уже "вырос".

10 принцип: разнообразие игр. Конечно, у ребенка должны быть игры, которые развивают его как можно шире: и музыка, и искусство, и математика, и язык, и география... Объясняйте ребенку как можно больше понятий. Сами подумайте, какие способности вы хотели бы у него развить. Однако надо учитывать возрастные особенности ребенка. Не стоит вешать географическую карту, если вашему ребенку страшно интересно отлепить ее от стены. И не навязывайте то, что ему не нравится. Разнообразие игр, умение с ними оперировать - это залог успешного и разностороннего развития вашего ребенка.

Самостоятельная игра... Не торопитесь и не переживайте, если ваш малыш не очень любит играть самостоятельно. Во-первых, он просто хочет быть с вами (у нас именно так - ребенок по нам, работающим родителям, скучает). Во-вторых, играть одному подчас не очень-то интересно. Но ребенок, которого вообще научили играть, обязательно научится играть и самостоятельно. Скоро вы все чаще сможете себе позволить сесть на диванчик и читать книжку, время от времени выглядывая из-за нее, чтобы подсказать, или подкинуть идею, как развить ту или иную игру, или просто похвалить.

Котова М.В. 09\374-ЗД

Сообщение отредактировал Гербера - Понедельник, 29.03.2010, 15:48
 
Luda71Дата: Воскресенье, 04.04.2010, 19:46 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Взрослые обычно считают, что игра для ребенка - забава, способ свободного времяпрепровождения. Но это далеко не так. В игре ребенок развивается, и его игры можно сравнивать с серьезным занятием-взрослых. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: тренирует ловкость, наблюдательность. фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать. Ребенок с которым с раннего возраста много играют, быстрее становится самостоятельным, поскольку со временем он сам начинает придумывать себе занятия и игры.
Игра позволяет детям отдохнуть, вносить разнообразие в монотонную деятельность. снимает напряжение и развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка. Играйте с ребенком с первых лет и до тех пор, пока вам это будет интересно. Через вас он научится играть с игрушками, во всякие умные и серьезные игры.
Самый главный принцип в играх с ребенком: играющий должен играть с удовольствием. Когда ребенок видит, что взрослый играет с ним неохотно, он думает, что "игра - это не так интересно, раз мама (папа) так это не любит", или еще хуже - "наверное со мной играть не интересно". Согласитесь это не то. чего нам хотелось бы.
Никогда не говорите: "Не так надо, а надо так", а попробуйте направить дейстия малыша наиболее ненавязчивым способом или оставьте все как есть. Когд появляется новая игра, а ребенок хочет в нее поиграть не так. как ее разработчики советуют, позвольте ему поиграть по-своему. фантазируйте. Если вы чувствуете, что ребенок теряет к чему-то интерес, лучше вам попытаться немного этот интерес оживить, а не перескакивать с одной игры на другую.
Обязательно хвалите и поощряйте ребенка за проявленную сообразительность и наблюдательность, за те усилия, которые он приложил, чтобы найти правильный ответ. отмечайте особенно значимые результаты каким-нибудь маленьким призом. Покажите ребенку, что вы искренне гордитесь им, тогда у него будет стимул к освоению более сложного материала.
И, конечно, не забывайте, что игра - это добровольное занятие. Играть нельзя по приказу, это не долг и не обязанность. Не заставляйте ребенка играть только потому, что вы так решили. Доверьте ему самому выбрать себе игру, заинтересуйте его новыми открытиями, которые она сулит, и вы увидете, с каким удовольствием ваш ребенок станет играя учиться!

Воронцова Людмила гр 09/372

Сообщение отредактировал Luda71 - Воскресенье, 04.04.2010, 19:50
 
nataredlionДата: Пятница, 09.04.2010, 14:03 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Исследования подтверждают положительное влияние музыкального воспитания на общее развитие детей; развитие готовности к обучению и социальных навыков.
Детские музыкальные инструменты, игровое оборудование и специально созданные аудиозаписи для занятий с малышами помогут ввести ребёнка в мир музыки.

Целью занятий является:
1. Формирование интереса и любви малышей к музыке;
2. Умственное, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей средствами музыки;
3. Ознакомление родителей с методами и приемами музыкального развития малышей средствами игровой деятельности.

Каждое занятие включает в себя следующие разделы:
- Приветственные и прощальные песенки
- Пальчиковые и жестовые игры
- Телесные (контактные) игры
- Игровой массаж
- Подвижные игры
- Звукоподражание и подпевание
- Слушание музыки
- Музицирование на детских музыкальных инструментах.

На наших занятиях родители являются не только помощниками, но и активными участниками во всех играх и упражнениях. Благодаря комплексной музыкально-игровой деятельности дети с участием и помощью взрослых проявляют и развивают врождённые музыкальные способности, при этом получая большое удовольствие.

гр.371-з

 
Надежда2010Дата: Суббота, 17.04.2010, 11:14 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
В монографии психолога Пятаевой Е. «От рождения до школы» выделены три важных этапа развития игры. Сначала это игры в отдельные действия взрослых (возить машинки, печь пирожки, укачивать малыша). В таких играх ребенок практически не разговаривает или произносит отдельные звуки, слова или фразы, но никогда не говорит за других персонажей.
Следующий этап – это простые ролевые игры – разыгрывание повседневных ситуаций («посещение врача», «дочки-матери», «покупка продуктов в магазине»). В таких играх появляется второе действующее лицо, а значит, ребенок учится взаимодействию. Даже если ребенок играет один, в таких играх он много говорит.
Третий этап – сюжетно-ролевые игры. Здесь одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу. Например, игра в «поездку на море» может протекать так: сначала все вместе «едут на море», затем «папа» ныряет в море и ловит рапанов, «мама» загорает под солнышком, а «дети» строят песочные замки, делают запруду и т.п. В таких играх усложняются взаимоотношения: детям нужно договариваться не только о том, во что играть и о том, у кого какая будет роль, но и том, как будут разворачиваться события или кто кого победит.
И последний этап –это уже высший пилотаж – творческие сюжетные игры. В таких играх ребенок сам придумывает сюжет игр, а не воспроизводит известные из жизни сюжеты. К таким играм относятся, например, строительство игрушечных городов и придумывание жизни в них, игра в приключения кукольной семьи.
В идеале развитие умения играть должно проходит так (не забудьте, что каждый последующий возраст включает себя игры предыдущего этапа): в 2-3 года – это игры в отдельные действия; в 3-4 года – простые ролевые игры, в 4-5 лет – сюжетно-ролевые игры с простым сюжетом, в 5-6 лет – сюжетно-ролевые игры со сложным сюжетов, 6-7 лет – творческие игры и игры со сложным сюжетом.
К сожалению, как показывают последние психологические исследования, подавляющее большинство детей остаются на первом – самом бедном, примитивном этапе вплоть до 5-6 лет

Почему дети разучились играть? Кто виноват?
Как же так произошло, что современные дети совершенно разучились играть?
Во-первых, сейчас стало чрезвычайно модно как можно раньше начинать детей учить. Родители в погоне за тем, чтобы их малыш стал самым-самым, выбирает занятия, которые проходят в школе и с гордостью рассказывают, как у его пятилетнего малыша было 3 урока: логика, математика, русский язык.
Кстати, ради интереса я побывала со своим ребенком на одном из таких занятий в очень известном московском клубе. Родители – в восторге: их дети – трехлетки - на занятии считали аж от 200 до 250. Причем бедные малыши совершенно не поняли для чего и зачем тетя-педагог ни с того ни с сего начала показывать и называть совершенно абстрактные, ничего для малышей незначащие математические значки. Неудивительно, что уже к 220 в комнате не осталось практически ни одного ребенка, а все убежали в игровую комнату.
Детские сады тоже превратились в маленькие школы. Знакомые воспитатели уверяют, что они учат детей в игре – ведь на каждое занятие к ним приходит кукла. Однако если они просто сажают куклу и заунывно рассказывает детям про геометрические фигуры – это еще не игровая форма. Вряд ли дети что-то вынесут с таких занятий. Конечно их можно понять, ведь вовлечение в игру – огромнейший труд.
Другая проблема, это то, что многие мамы сейчас переувлеклись большим числом развивающих занятий, спортивных секций, творческих кружков и прочего, что у ребенка совершенно не остается времени и сил на простые игры. Конечно, все эти кружки и клубы – замечательно для интеллекта ребенка, но у него должно также оставаться время и на игры для развития его воображения, эмоциональной и личностной сфер.
Во-вторых, ни для кого не секрет, что современные дети предпочитают компьютерные игры и телевизор играм со своими сверстниками. Играть в компьютерные игры намного проще, чем со сверстниками. Перед игровой приставкой ребенок чувствует себя хозяином положения: может начать и закончить игру, когда вздумается, может быть героем, супергероем, крутым парнем без всяких на то усилий и разбитых коленок. Того же самого добиться в реальном контакте с детьми намного сложнее, можно сказать – практически невозможно!
В-третьих, и это уже независящая от родителей и детсадов объективная причина - неблагополучная социальная обстановка. Сейчас опасно оставлять детей во дворе без присмотра, родители просто боятся отпустить одного ребенка. О каких «казаках-разбойниках» может идти речь.
В-четвертых, родителям просто некогда. Они отдают ребенка в детсад, с надеждой на то, что уж там он точно наиграется с другими детьми. Однако это иллюзия. Психологи проанализировали режим дня в детских садах. Оказалось, что в среднем на игру в саду уходит всего-то минут 40 в день. Остальное – это учебные занятия и режимные моменты.
Что же делать?
1. Найдите друга
Найдите ребенку друга-сверстника среди детей ваших друзей, во дворе подъезде, на детской площадке, с которым он будет общаться каждый день или почти каждый день. Сначала играйте вместе с ними, чтобы дети почувствовали себя комфортно друг с другом, а затем дайте им свободу, и вмешивайтесь только тогда, когда они заскучали или конфликтуют.
2. Начните играть с ребенком сами
Играть взрослому очень непросто! Если спросить среднестатистического папу, что ему проще отработать полный рабочий день или полный рабочий день проиграть с ребенком, он явно предпочтет работу. Как это абсурдно не звучит, но любая взрослая работа или работа по дому кажется намного легче игр. Перефразируя известный анекдот, что естественно для малыша для взрослого смерти подобно. Бесспорно, что придумывать, изобретать, прыгать, бегать для взрослого очень тяжело. Я помню, как в первый год жизни нашего ребенка, у нас с мужем почти в драку была мойка посуды при выборе поиграть или помыть посуду. Я, конечно, утрирую, но, безусловно, для взрослого приготовить еду, умыть ребенка, одеть намного проще, чем просто с ним поиграть.
Но все не так уж и страшно ведь с ребенком не нужно играть весь день, стоит только начать! Важно придумать и проиграть несколько раз какой-то сюжет игры, чтобы затем малыш мог сам или с другом играть в эту игру, изменяя ее, додумывая, переделывая.
3. Найдите развивающие занятия с игровой подачей материала
Такие занятия найти непросто, ведь зачастую псевдо-игровую форму (наукобразные клубы) выдают за реально-игровую. Но игра стоит свеч! Ребёнок будет счастлив от новых игр, новых впечатлений.
И не торопите взрослеть вашего ребенка, он и без ваших усилий вырастет. Продлите ему детство, и тогда он не будет покупать в 35 лет конструктор «Лего», как один из знакомых моего мужа, чтобы компенсировать отсутствие игрового опыта в свое время.
Во что же играть?
Поиграйте с малышом в мечту: например, в покупку велосипеда, поездку на море, полет на луну или встречу с животными Австралии.
Поиграйте в сюжеты любимых сказок: доктора Айболита, трех поросят или в сюжеты любимых мультфильмов: Винни-Пуха, Простоквашино, Чебурашку.
Поиграйте в последние пережитые малышом радостные события: день рождение друга, поход в зоопарк, прогулку на речном трамвайчике. Дайте волю своей фантазии – играть можно практически во всё!

Короткова Надежда Сергеевна 3 курс 09/377 группа

 
ks1845Дата: Среда, 21.04.2010, 23:17 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 1
Статус: Offline
Когда рождается малыш, каждая мама старается купить как можно больше самых хороших игрушек. В наше время это сделать просто — выбор огромен. И вот самые разнообразные погремушки, машинки, пупсы, кубики заполоняют весь дом.
То мама, то папа, то бабушка или дедушка, а может и старший ребенок, трясут перед крохой яркой игрушкой. Малыша учат трогать, хватать, держать игрушки.
И вот ребенок научился катать машинку, строить простой дом из кубиков, качать куклу и т.д. Он смотрит на нас — взрослых и многое копирует. А мы радуемся, что теперь малыш может часик другой поиграть один в своей комнате. У родителей появляется время, которое смело можно потратить на что-то другое, кроме игры с сыном или дочкой.
Причем, чем старше ребенок, тем реже можно наблюдать, как мама вместе с дочкой укладывают спать куклу, или папа с сыном строят гараж для нового игрушечного автомобиля. Скорее родители привлекут детей к помощи в своих делах, чем помогут освоить новые этапы игры.
Этапы игры? Неужели игра — это что-то сложное и ей надо учить?
Давайте разберемся, когда начинается игра. Только для этого необходимо выяснить, какая ведущая деятельность присуща детям в разном возрасте.
Итак, первый год жизни. Младенчество. Самое главное в этом возрасте доля ребенка уяснить, что его любят, что рядом есть родные люди, которые всегда готовы прийти на помощь. Малыш учится общаться с ними на эмоциональном уровне. Поэтому, основная деятельность, которую малыш приобретает на данном этапе — эмоциональное общение.
8-ми месячный малыш с удовольствием играет пирамидкой, пытаясь надеть колечко на стержень. Это игра? Не совсем. Ведь рядом все время мама. Он не отделяет себя от нее не физически, не эмоционально. Только вместе с мамой (папой, бабушкой и т.д.) он соберет эту пирамидку и вместе со взрослым порадуется успеху.
От 1 до 3 лет: «я пока только копирую!» Ранний возраст. Ребенок научился ходить, и это позволяет ему отделиться от мамы физически. Но не психологически (это очень важно). Расширяется словарный запас, приобретаются новые умения — основа дальнейшей жизни. Это навыки самообслуживания (одеваться, ходить в туалет, умываться, самостоятельно кушать и т.п.). Дети в этом возрасте учатся обращаться со всеми теми бытовыми предметами, которые для нас, взрослых являются самыми обычными.
И в своих играх дети копируют эти самые действия. Кормят куклу с ложки, «пекут» в песочнице куличики. При этом дети учатся использовать не только прямые предметы (ложка для еды), но и предметы — заместители (палочка вместо ложки).
Спросите, это тоже не игра? Да! Ведущая деятельность в этом возрасте — предметная. Иными словами — манипуляция с предметами. Но это как раз и есть основа, фундамент для игры.
3 года — 7 лет: «игра — это самое важное в жизни!» Дошкольное детство. Делится на ранний, средний и старший дошкольный возраст. Но объединяет весь этот возраст — ведущая деятельность. Это игра. Основываясь на предметной деятельности раннего возраста, игра как таковая появляется к 3 годам и качественно меняется к концу дошкольного возраста.
Трехлетки, играя рядом, играют каждый сам по себе. Этот период так и называется — игра рядом. Роль взрослого в это время научить ребенка не просто играть, а любить играть. И уметь играть с другими детьми. Мама или воспитатель показывают не только КАК надо играть, но и искренне играют, окрашивая свои действия положительными эмоциями.
«Таня, Маша, Сережа! Вы знаете, (кукла) Катя заболела. Она плохо себя чувствует, у нее болит горло и голова. Давайте уложим ее в постель и пожалеем. Надо замотать горлышко теплым шарфом. Вызовем врача. Таня, ты будешь мамой. А я врач. (Далее разворачивается игра «Во врача» или «В больницу».
Появление ролей в игре и принятие этих ролей детьми, говорит уже о новом более высоком уровне игры. Это не просто манипуляция куклой и градусником, это раскрытие своих чувств, фантазий, приобретение умений и знаний. Все это дает ролевая игра.
С возрастом усложняются не только роли, но и правила, появляется сюжет. Их придумывают уже вместе со взрослыми сами дети. В той же игре с врачом роль врача уже отдается ребенку, а вместо куклы, «заболевшего» играет тоже кто-то из ребят. Сюжетно-ролевая игра вступает в свои права.
Ну, и самый высокий уровень игры, когда ребенок, дети без помощи взрослого придумывают сюжет, выбирают роли и устанавливают правила. Как правило, это уже бывает в возрасте 5,5 — 6 лет.
Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность ребенка-дошкольника, главное умение этого возраста. Она развивает внимание, память, мышление, эмоционально-волевые качества детей. И творческие способности.
Важно понимать, что без помощи взрослого, игра останется на простейшем уровне. Как в школе — ведущая деятельность — учеба — невозможна без помощи и участия взрослых, так и в детстве ребенок нуждается в научении его игре.
Помимо сюжетно-ролевых игр, ребенку необходимы и подвижные игры, а также настольные развивающие игры и интеллектуальные игры (загадки). Не менее важно учить ребенка и театральной деятельности — ведь это тоже сюжетно-ролевая игра. Сценки, кукольный театр, детские спектакли — все это необходимо для гармоничного развития каждого малыша.
Очень важно, что сейчас в детских садах и дома взрослые делаю акцент на учебе. Учат детей писать, считать, читать, забывая, что основной работой в этом возрасте является ИГРА! Не перегибайте палку в учении, не отнимайте детство у детей. Его и так мало осталось.
Не смотря на то, что с 7 лет ведущей деятельностью является учеба, игра не отмирает. Продолжайте развивать ее вместе с ребенком. Это поможет ему воплощать свои мечты, а также расслабиться после трудового дня в школе.
И не надо стыдиться, что Вы прыгаете с ребенком по комнате, изображая тройку гнедых или «варите» невидимый суп на игрушечной плите. Это развивает Вашего малыша так же, как и хорошая книга. А помимо развития, совместная игра родителей и детей позволяет установить дружеский, доверительный эмоциональный контакт. Именно с детства устанавливайте такие отношения с ребенком, и в подростковом возрасте это Вам пригодится.

студентка группы 09/373 з/д Илюшина Надежда Александровна

Сообщение отредактировал ks1845 - Среда, 21.04.2010, 23:34
 
lanaДата: Четверг, 29.04.2010, 10:52 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Совместная игра детей разного возраста полезна и большим и маленьким. Старшие дети знают множество игр, задают общую линию поведения, распределяют роли, а малыши с удовольствием им следуют, приобретая при этом игровой опыт. Если у маленького что-то не получается, старший поможет, успокоит. Малыш видит, каким он станет через год-два, у него появляется пример для подражания. Для старшего ребенка игра с малышом - урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит. Маме остается только предложить направления игровой деятельности и ненавязчиво руководить процессом.
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры - одни из самых любимых у детей всех возрастов. Они великолепно подходят как для двух-трехлетних малышей, так и для старших дошкольников, создают условия для совместной деятельности. В сюжетно-ролевых играх ребенок старается как можно ярче проявить себя, применить весь накопленный опыт, все свои знания и умения.
«Семья» - пожалуй, одна из самых популярных сюжетно-ролевых игр. Нетрудно догадаться, что роль взрослых членов семьи (папа, мама) достается старшему ребенку, а роль ребенка - младшему участнику игры. Распределением ролей и «разработкой сценария» чаще занимается старший ребенок (можно в соавторстве с мамой), малыши же с удовольствием принимает условия, приобретая при этом игровой опыт. «Семья» ходит на работу и в детский сад, болеет, ездит отдыхать, ссорится и мирится. Создавая свою игрушечную семью, дети создают собственную модель семейного поведения, основанную на поведении и привычках членов своей реальной семьи. Наблюдая за своими играющими отпрысками, мама может получить для себя массу интересной и полезной информации о том, что тревожит малышей, какой они видят свою семью на самом деле, чего боятся и чего бы хотели изменить в отношениях с родителями и братом (сестрой).
Если маме интересно узнать, как же дети ведут себя, когда её нет рядом, можно предложить им поиграть в «Детский сад». Мама услышит и интонации строгой воспитательницы, и рассказ о задире Вовке, который обижает малыша, а сказать об этом взрослым ваш ребенок боится. В игре «всплывают» все тонкости отношений в детском коллективе и родителям будет полезно о них узнать.
«Больница» - замечательная игра для отработки навыков социального поведения и расширения кругозора. Старший ребенок «лечит» малыша, помогая тому запомнить названия разных частей тела, процедур, проводимых доктором. Если у ребенка есть страх перед докторами, игра поможет с ним справиться. Мама может помочь соорудить белый халат из старой простыни или папиной рубашки, рассказать, какие бывают доктора, какие болезни они лечат, а заодно провести познавательную беседу о здоровом образе жизни, закаливании и профилактике. Существуют готовые наборы для игры в доктора, которые продаются в магазинах, но лучше использовать предметы- заменители. (Например, градусником может послужить деревянная палочка, а стеклянной трубочкой для взятия крови - стержень от ручки.) Это помогает развитию фантазии и воображения.
Вообще, сценарий игры может быть абсолютно любой, главное, чтобы предлагаемые в игре обстоятельства были знакомы как старшим, так и младшим участникам. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений, поэтому интересны и полезны для всех возрастов.
Кроме традиционных сценариев (семья, магазин, больница), в сюжетно-ролевых играх можно также использовать и другие сценарии. Например, многие дети путешествуют с родителями с самого раннего возраста. Так почему бы старшему ребенку не соорудить «Поезд» и не повезти на нем к морю пассажиров - младшего братика, маму и всех плюшевых зверей? Или поиграть в игру «Аэропорт», в которой можно строить самолеты из диванных подушек? В этой игре маленькому достанется роль пассажира самолета, а ребенку постарше – роль летчика, диспетчера или стюардессы. Мама может выступить в роли Начальника Аэропорта и рассказать детям о работе разных служб этого места. Игра поможет детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.
Если все старые сценарии наскучили и малышам хочется чего-нибудь необычного, мама может предложить поиграть в «МЧС». Главная цель этой игры - не только познакомить ребят с трудной и почетной профессией спасателя, но и научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно. Для этого вовсе не надо поджигать квартиру или заливать водой соседей. Достаточно разыграть проблемные ситуации и разработать алгоритм поведения людей в них. Старший ребенок – отважный спасатель, который может быть и врачом, и альпинистом, и пожарным, и водителем! Малыш вполне может побыть пострадавшими, а мама - тележурналистом и оператором, освещающим чрезвычайную ситуацию. Творчески мыслящий ребенок найдет смысл и идею в самых обыденных и банальных, с точки зрения взрослого, вещах, поэтому не ограничивайте фантазию своих детей, пусть любой самый неожиданный поворот сценария будет реализован в игре.
Игры-сказки
Игры-сказки также интересны детям разного возраста. Двухлетний карапуз, который пока не очень понимает смысл происходящего, но очень хочет участвовать в забаве, с удовольствие изобразит репку; плюшевый Микки-Маус - мышку, бабушкина болонка - Жучку. Старший ребенок может стать режиссером «мини-спектакля», исполнять роль «деда» или «бабы», управлять игрушками-персонажами, а мама - вслух читать сказку, чтобы все участники не забыли свои роли. Итак, «репка» изо всех сил держится за стул, и каждый новый персонаж пытается её «вытащить». Но получится это только тогда, когда мягкие игрушки, старший брат и мама с папой соберутся вместе. Веселая куча-мала, когда репку наконец оторвут от стула - достойное завершение игры, надо лишь соблюдать технику безопасности.
«Колобок» - еще одна интересная сказка-игра, позволяющая самому маленькому участнику побыть в роли самого проворного и хитрого. Ну и что, что колобка все же съели, от всех остальных героев он все-таки ушел! По сравнению со старшим братом или сестрой малыш ощущает некоторую неполноценность, а эта игра поднимет крохе самооценку и поможет ему раскрыться в новой для себя роли. Старший может побыть сказочником, или хитрой лисой. От мамы потребуется предварительная приватная беседа со старшим ребенком: «Мы с тобой придумаем игру для братика (сестрички), чтобы он(а) себя почувствовал(а) большим, сильным и ловким, как ты! Помоги братику, если потребуется, но дай и ему самому почувствовать себя главным, это ведь про него сказка!»»
Также можно использовать и другие сказки, в которых присутствуют различные герои, большие и маленькие животные. («Теремок», «Бременские музыканты»). Недостающими «актерами» могут побыть игрушки, друзья или мама с папой.
Побегаем, попрыгаем
Подвижные игры любят все дети независимо от возраста. Они важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения. Старший в таких играх учится быть не только ловким и быстрым, но также терпеливым и великодушным по отношению к малышу. Обычные догонялки не подходят для разновозрастных детей, старший заведомо быстрее, а бегать «в полсилы» 5 - 6-летние малыши еще не умеют. А вот поиграть в прятки и жмурки дети вполне смогут. Также можно предложить старшему ребенку придумать танец под веселую любимую музыку и попробовать научить малыша. Только обязательно следует предупредить «учителя танцев», что ученик только начинает обучение, и не все движения у него получаются также хорошо, как у старшего. Пусть придумывает несложные комбинации. А на выступление вечером соберется вся семья!
Развиваем внимание
Если бегать и прыгать надоело, можно занять детей играми на развитие внимания.
Запутывалки.
Один из детей - ведущий. Он произносит вслух «Ухо!» и должен при этом взяться за ухо. Произнося «нос!» - за нос. Второй ребенок повторяет его действия. Через некоторое время ведущий начинает запутывать второго игрока, «ошибаться»: например, говорит «нос!», а берется за ухо. Задача второго игрока не сбиться. С функцией ведущего вполне справится малыш любого возраста.
Что изменилось?
Один из малышей ставит на стол несколько игрушек, второй внимательно их рассматривает и запоминает. Теперь второй игрок должен отвернуться или закрыть глаза ладошкой. Первый игрок убирает одну из игрушек. Когда второй ребенок повернется, он должен определить, какой игрушки не хватает. Чем младше ребенок, тем меньше предметов используется в игре. Постепенно, в зависимости от успехов и возраста детей игру можно усложнять. Например, увеличить количество предметов, ставить похожие игрушки (кубики, различающиеся по цвету, и т.д.). Или не убирать предметы, а просто менять их местами. Когда игрок повернется, нужно спросить: «Что изменилось?» Игра развивает зрительную память и внимание.
Музыкальная живопись.
Для этой игры необходимы 2 листа бумаги, карандаши или краски, и музыкальное сопровождение. Дети сидят поодиночке, каждый со своим листом бумаги и красками и слушают музыку, а потом подбирают подходящие цвета, образы и формы, чтобы выразить характер музыки. Каждый рисует на своем листе. Малышам на бумагу можно заранее нанести контуры, которые они будут раскрашивать. Дети могут рисовать и вдвоем на большом листе, только при этом им не нужно разговаривать. Часто в этой игре рисунки самых маленьких оказываются самыми интересными и неожиданными, видимо, малыши чувствуют музыку иначе, чем детки постарше.
Построй не глядя.
Для этой игры понадобится набор кубиков. Один ребенок садится на колени возле ящика с кубиками и ему завязывают глаза. Он начинает строить как можно более высокую башню. Второй ребенок громко считает, сколько кубиков удалось использовать, прежде чем башня обрушится. Теперь очередь следующего ребенка строить башню.
Канатоходец.
Для этой игры понадобится толстый канат. Его раскладывают на полу с множеством перекрестков, петель и изгибов. Игрок ходит вдоль каната босиком, осторожно, стараясь на него не наступить. Для участников постарше задачу можно усложнить, предложив перепрыгивать через канат на одной ноге, идти с закрытыми глазами или бежать как можно скорее.
Жестовые игры
Интересными для детей будут и жестовые игры. В этих играх старший ребенок может быть ведущим, то есть показывать движения и читать вслух стихотворение, малыш же с удовольствием повторяет.
В такой игре для каждого ребенка есть что-то привлекательное: для малыша - разнообразные движения, для старшего, ритм, содержание, и возможность научить маленького чему-нибудь новому. Для этих игр лучше выбрать стихи небольшие по объему, но очень яркие, образные - например, «Дождь» Самуила Маршака:
По небу голубому
Проехал грохот грома, (хлопаем в ладоши над головой)
И снова все молчит. (палец к губам)
А миг спустя мы слышим, (ладонь к уху, прислушиваемся)
Как весело и быстро,
По всем зеленым листьям, (соединяя ладони, шуршим)
По всем железным крышам, (топаем ногами)
По цветникам, скамейкам, (стучим пальчиками по стульям)
По ведрам и по лейкам (стучим пальчиками по полу)
Пролетный дождь стучит.
Можно использовать маленькие забавные стихотворения:
Спит (ручки под щечку) на льдине (небольшой полукруг руками)
Целый день (большой круг руками)
Толстый (надуваем щеки)
Маленький (изображаем двумя пальцами)
Тюлень. (руки вдоль тела, пальцы в разные стороны, покачиваемся)
У ленивого растяпы (ручку под щечки)
Превратились в ласты лапы (руки вытянули вперед, ладони попеременно вверх-вниз).
Мирись, мирись, мирись…
Отдельно хотелось бы сказать о конфликтах, которые могут возникнуть в процессе игры. Появление их неизбежно, так как дети и в 3, и в 6 лет уже имеют собственное мнение, но в силу возраста еще пока не могут поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию со стороны. Эгоизм у малышей - вещь естественная, стыдить за него не надо, а вот помочь разобрать конфликт стоит. Предложить детям разбираться самостоятельно не совсем правильно, лучше маме вмешаться, пока дело не дошло до драки, в противном случае совместная игра закончится слезами и обидами. Маме ни в коем случае не следует говорить старшему ребенку: «Уступи братику, потому что он маленький, а ты вон какой большой!». Старший малыш может никак не проявлять свою ревность, но в душе у него всегда есть страх, что с появлением младшего его стали любить меньше. И он искренне не понимает, какая связь между возрастом братика, и совместной игрой, и почему он, собственно, должен уступать. Но если мама так говорит, значит маленьким быть лучше и любят их больше. В тоже время нельзя и младшему позволять «пользоваться возрастным преимуществом». Поэтому при разборе конфликта возраст вообще не должен фигурировать. Маме не следует забывать, что в сложной ситуации чаще бывают виноваты оба. Лучше по очереди выслушать каждого ребенка, не перебивая, и не позволяя другому перебивать. Потом каждому в присутствии другого объяснить, в чем именно он был не прав и как можно поступить, чтобы решить проблему. А потом постараться организовать между детьми конструктивный диалог, в процессе которого всем вместе найти компромиссное решение. Поощряйте совместные игры ваших детей, пусть даже у малышей уже разные интересы, предпочтения и пожелания. Придумывайте забавы вместе с ними, ведь брат или сестра и через много лет останутся самыми близким, родным и любимым людьми, так пусть у них останутся светлые воспоминания о совместно проведенном веселом детстве.

Рубцова С. М. 09-376 з/д

 
Форум » Наш форум » Психолого-педагогическая мастерская » Учим ребенка играть (Рекомендации для родителей)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.