Тренинг эффективного общения
| |
461119 | Дата: Вторник, 22.07.2008, 13:21 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Эту подборку мы сделали по просьбам студентов и молодых специлистов образовательных учреждений. Если заинтересует материал - задавайте вопросы и присылайте свои предложения! Ждем откликов.
|
|
| |
461119 | Дата: Вторник, 22.07.2008, 13:22 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Чтобы эффективно общаться , нужно: 1. соблюдать правила невербального общения : смотреть в глаза собеседнику не менее 3-5 секунд (если сложно, то можно чуть выше, в переносицу), спуская взгляд на губы. Получается нечто вроде треугольника. Такой зрительный контакт должен сохраняться на протяжении 70% времени непосредственного общения. Расстояние между людьми – не менее 30-50 см. Но не более. Дальше – контакт формальный, отстраненный. Ближе – переходит в эмоционально-интимный. Жесты должны быть открытыми – ладони должны быть открыты или полуоткрыты для собеседника. Носки ног (или один из них) – направлены в сторону партнера. 2. показывать, что Вам приятно общение с другими : улыбаться при разговоре, прикасаться к руке или плечу собеседника, но самое главное – говорить искренне. Тогда человек почувствует доверие к Вам. Если это сложно сделать, то можно воспользоваться формулой Киплинга: «Мы с тобой одной крови – ты и я!» В это время нужно смотреть в глаза человеку. Ему передастся Ваша уверенность. Даже если Вы будете в это время очень не уверены в себе. Просто глаза все скажут за Вас. Потренироваться нужно 3-5 дней. Потом – увидите сами. 3. Во время разговора можно пользоваться приемами : • более частого употребления в процессе общения имени партнера; • «отзеркаливания» поз партнера, проще говоря, их повторения (не всех, конечно); • «вчувствование» в состояние партнера («Интересно, о чем он думает? Что он при этом чувствует? Почему?»), формирование умения посмотреть на ситуацию его глазами («Что ему интересно? Что его волнует?) – тогда человек будет чувствовать, что он интересен и значим для Вас – тоже заинтересуется Вами; • речевого комментирования действий партнера с проявлением признаков заинтересованности его действиями и деятельностью; • отражение в речи чувств и эмоций партнера; • использование слов самоподдержки («Ты можешь! Мы справимся!» и т.д.); • отражение в речи констатации собственных чувств («Мне не нравится…») и описание ситуации в безличной форме («когда меня обзывают»), описание последствий ситуации с предоставлением альтернативы негативному поведению, желательно, в юмористической форме («поэтому, если хочешь обзываться, то можешь ругаться в эту баночку»).
|
|
| |
461119 | Дата: Вторник, 22.07.2008, 13:23 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Более подробно приемы формирования эффективного общения описаны в книге Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» . Ее можно найти и прочитать в Интернете по адресу: http://lib.ru/KARNEGY/karnegi1.txt. Правда, нужно помнить, что здесь описана технология делового общения, то есть выхолощено содержание игрового, конвенционального (партнерского) и духовного общения с людьми. Поэтому, используя рекомендации Карнеги, нужно помнить, что перед Вами – живые люди, которые не являются средством достижения Ваших деловых целей. Если Вас не устраивает такая технология, ниже дан конкретный пример тренинга по формированию навыков эффективного общения : http://www.icsti.su/rus_ten....in.html
|
|
| |
461119 | Дата: Вторник, 22.07.2008, 13:24 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Научившись общаться, нужно научиться и противостоять чужому мнению и влиянию. Об этом хорошо написал в своей книги Д. Шостром «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор» . Особенно важно это уметь, если поведение манипулятора – человека, виртуозно владеющего навыками эффективного общения и использующего это в эгоистических целях - негативно и плохо отражается на эмоциональном и психологическом самочувствии других людей. Как пишут в своих книгах А.Бурьяк и А.А.Кичаев, влияемы все люди без исключения, но в разной степени. Они различаются чувствительностью к тем или иным факторам, а также склонностью к тем или иным действиям. Гораздо легче подтолкнуть человека к такому действию, к которому он уже испытывает влечение. Акт влияния также оказывается более эффективным, если приходится на благоприятное для его осуществления состояние психики обрабатываемого индивидуума и если вдобавок другие, неуправляемые факторы, воздействующие на индивидуума приблизительно в то же самое время, имеют нужную направленность. Виды психологического влияния и противодействия : 1. Убеждение. Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью формирование или изменение суждения, отношений, намерения или решения. 2. Самопродвижение. Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора другими, назначении на должность и др. 3. Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям. 4. Заражение. Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно; усваиваться — также непроизвольно или произвольно. 5. Пробуждение импульса к подражанию. Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным или непроизвольным. 6. Формирование благосклонности. Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги. 7. Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия. 8. Принуждение. Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности— это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы, ограничения свободы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором — как собственное давление, адресатом — как давление со стороны инициатора или «обстоятельств». 9. Нападение. Внезапная атака на чужую психику, осознанная или импульсивная и являющаяся формой разрядки эмоционального напряжения. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Основные формы нападения — деструктивная критика, деструктивные констатации, деструктивные советы. 10. Манипуляция. Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.
|
|
| |
461119 | Дата: Вторник, 22.07.2008, 13:25 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Общие способы противодействия влиянию (по материалам книг А.Бурьяка и А.А.Кичаева) : •оказание противоположно направленного влияния; •предотвращение влияющих воздействий: •нейтрализация субъектов, оказывающих нежелательное влияние; •разрушение каналов влияния; •отвлечение внимания от информации, посредством которой стремятся оказать влияние; •предложение альтернативных способов удовлетворения потребности, используемой теми, кто оказывает нежелательное влияние; •публичное разоблачение скрытых целей нежелательно влияющих субъектов; •объяснение негативных последствий подчинения влиянию. Более конкретные способы противостояния влиянию : 1. Контраргументация. Сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия. 2. Психологическая самооборона. Применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, принуждения или манипуляции. 3. Информационный диалог. Прояснение позиции партнера и собственной позиции путем обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями. 4. Конструктивная критика. Подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата. 5. Энергетическая мобилизация. Сопротивление адресата попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действий. 6. Творчество. Создание нового, которое пренебрегает влиянием образца, примера или моды либо преодолевает его. 7. Уклонение. Стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений. 8. Игнорирование. Действия, свидетельствующие о том, что адресат умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных адресатом чувств. 9. Конфронтация. Открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия. 10. Отказ. Выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу инициатора воздействия. Надеемся, эта информация вам пригодится и в общении с другими людьми, и в процессе формирования личных и профессиональных взаимоотношений с родителями детей и коллегами, администрацией образовательного учреждения.
|
|
| |
|