в семье появился второй ребенок
| |
андролька | Дата: Среда, 28.04.2010, 12:13 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
| Живет – поживает рядом с вами любимое чудо – ваш ребенок. Отношения с ним налажены. И вы, и он сам нашли и заняли свои места в треугольнике под названием семья. Но в один прекрасный миг привычное равновесие взрывается и разваливается на тысячи осколков - в ваш мир врывается четвертый – новый, непонятный, и заявляет о своих правах. Как раньше уже никогда не будет... Надо заново привыкать и приспосабливаться. И родительское сердце в тревоге – как сделать так, чтобы и малышу хватало внимания, и старший не пострадал? А перед мамой снова встает знакомый вопрос: как все успеть? Мамины старания разрешить проблему нехватки времени на этот раз сильнее всего чувствует старший ребенок. Типичное решение: раз общения с мамой стало меньше, пусть больше общается с папой или бабушкой. Подводный камень: Старший ребенок в любом случает переживает «свержение с трона» - отныне ему придется делиться с младшим всем – от любви родителей до территории. Если раньше он почти все время проводил с мамой, то общением с другими родственниками невозможно восполнить мамино отсутствие, ребенок будет чувствовать себя вытесненным и ненужным. Постарайтесь находить время для общения с ним, потому что ваше внимание – это опора для старшего ребенка в поиске своего нового места в семье. И как это сделать? Шаг 1.Если есть такая возможность, поручайте младшего папе или бабушке, а сама проводите время со старшим. Сам этот факт лучше всяких объяснений покажет старшему, что малыш – новый равноправный член семьи, а не замена его – ненужного. Если вы одна с детьми, придется использовать для этих целей время, пока младший спит. Шаг 2. Старший ребенок – либо дошкольник, либо школьник. У него масса интересов и важных для него дел. Даже когда малыш рядом, займитесь со старшим чем-то важным для него. Возможно, Вам придется отвлекаться и прерываться, доводите дело до конца. Шаг 3. Обнимите старшего! Родители не замечают, но физического контакта со старшим становится намного меньше. Большинство детей воспринимают это очень болезненно. Типичное решение: старший должен нас понять, старший должен помогать. Подводный камень: старший - он старший, но он не родитель! На фоне младшего старший кажется таким умным, таким самостоятельным, а маме так нужна помощь! И в книгах написано, что старшего ребенка надо как можно больше привлекать к уходу за малышом... Увлекаясь, родители часто забывают, что старший – всего лишь ребенок, и «приглашают» его в свой взрослый мир, а иногда и запихивают туда силком. «Принеси, отнеси, подержи, поиграй, присмотри ...» и «сделай сам, я занята» обычно приводит к сопротивлению ребенка и отчаянному родительскому «ну ты же должен понимать!!!» Он понимает, что вместе с рождением младшего у него появилась ответственность, которая ему не по силам. Он хочет снова быть маленьким... Как не перегнуть эту палку? - знаешь, сейчас надо убрать продукты в холодильник и переодеть Аленку, а потом мы с тобой почитаем. Давай ты сложи продукты, я ее быстро переодену, и сядем за книгу... «Приобщая» старшего к делам, сделайте так, чтобы он почувствовал от этого выгоду. Просите о помощи, а не говорите о долге. Всегда благодарите его. А если он отвечает «нет, я лучше порисую пока» - ну что ж, вам придется на этот раз все делать самой. Как же все-таки распределить время и обязанности? Конечно, универсальных советов нет. Разные ситуации, разные характеры и отношения. И все же. Главное – забыть, что вы должны ВСЕ успевать сама, и главное – забыть, что дети могут что-то сделать ЗА вас. Каждому – по потребностям и каждому – по способностям. Все, что дети могут сделать сами, пусть они делают сами. Одеться, раздеться, убрать игрушки...поиграть с друзьями... убрать за собой со стола. Идеальный вариант – благодарить за помощь, а хвалить за успехи в самостоятельности, ловкости и умениях. Ваше вечернее время Вечернее время, как правило, это несколько часов, когда все собираются дома. Это время для общения. Пока у вас совсем маленький ребенок, старайтесь все дела делать вместе с ним в течение дня, вы это уже умеете. Тогда вечер сможете посвятить мужу, старшему ребенку, общению всей семьей. Когда младший проводит время с няней или в саду, а вы работаете, вечер часто превращается во время для домашних дел. Добейтесь, чтобы какое-то время ВСЕ занимались делами, вместе или каждый своими, а потом,чтобы у всех было время для отдыха. Ваше личное время Оно должно быть. Когда младший ребенок подрос, не бойтесь его выкраивать из вечерних часов или выходных. Этим вы показываете детям, что у человека есть личные границы, учите эти границы уважать – не только чужие, но и свои... И порадуйтесь, если ваш ребенок вам однажды скажет: «извини,мама, сейчас я хочу побыть один» Совместные занятия Регулярные семейные посиделки и поездки дают обоим детям чувство стабильности, ощущение принадлежости к семье. Постарайтесь один день в неделю проводить только с семьей, вы увидите, насколько более спокойной станет атмосфера, терпимее – взаимоотношения. И посекретничать... 5-10 минут душевного разговора наедине с ребенком за чашкой чая или перед сном – жемчужина общения. Именно в эти моменты вы сможете лучше всего почувствовать своего ребенка, чем он живет, как мыслит. А он ощутит близость и покой. Чего не надо делать! Он маленький, поэтому ты должен уступить... Можно помочь, потому что младший еще не умеет. Можно объяснить старшему, что маленький чего-то не понимает . Но ни в коем случае не заставляйте старшего жертвовать своими интересами в интересах младшего. Результат будет– либо желание быть маленьким, до капризов и энуреза, либо ненависть к младшему и его жесткое «воспитание». Не хватало, чтобы еще и ты... Не сравнивайте детей. С точки зрения самого ребенка, это страшная несправедливость – запрещать ему что-то делать потому что это уже сделали брат или сестра. Ему посчастливилось залезть на вершину дерева, а мне испуганные родители говорят «только ты не вздумай!» Он нахамил, ушел в ночь и пришел только под утро, а когда я пытаюсь только повысить голос, протестуя против нелюбимой еды, слышу гневное «и ты туда же?» и А он уже умеет! Говоря,что старший уже умеет, а младшему надо быть похожим на него, мы вроде бы стимулируем младшего развиваться, и при этом порождаем в нем чувство неполноценности, отрицаем его индивидуальность. Он не должен быть как старший. Он – другой! Говоря про младшего, что он умеет уже что-то делать так же, а то и лучше старшего, мы причиняем старшему страдания и он остро чувствует свою неполноценность. Хвалите каждого за его личные успехи, хвалите их за сотрудничество. И вы избежите многих скандалов, ссор и проблем в отношениях. андриянова ольга группа 09/372 з.[b]
|
|
| |
death | Дата: Среда, 05.05.2010, 22:37 | Сообщение # 2 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
| Существует много мнений, какая разница в возрасте благоприятна для детей. Специалисты сходятся в том, что наименее травматична разница от 3-х до 5-и лет и более 7-и лет. Когда разница маленькая (от года до 3-х лет), старший ребенок еще не успел «насытиться» вниманием и любовью родителей, он еще слишком привязан к маме, нуждается в ее постоянном присутствии. Поэтому второй ребенок неизбежно воспринимается как соперник. Разница в 3-5 лет совпадает с этапом взросления, когда малышу нравится все делать самому, он всячески доказывает свою независимость от родителей (от мамы – в первую очередь). Хотя такое стремление к самостоятельности сочетается с потребностью поддержки, понимания со стороны родителей, им можно воспользоваться «в мирных целях». Также в этом возрасте у малыша часто появляется потребность о ком-то заботиться. Часто именно в этот период дети просят «завести» домашнее животное или братика, сестричку. Если разница в возрасте составляет 6-7 лет, это тоже травматично для старшего, ведь он уже привык к роли «центра вселенной» и пока не готов делить родительскую любовь с кем-то еще. После 7-и лет ребенок переключает свое внимание на общение со сверстниками, на учебу, семейные отношения уходят на второй план, поэтому он спокойнее воспринимает появление нового члена семьи. Но даже если у старшего ребенка «благоприятный» возраст, это не значит, что он без проблем адаптируется к появлению второго малыша. Только от родителей зависит благополучие всех детей в семье. Но в любом случае, старший ребенок, первенец – страдающая сторона. Есть даже термин «детронация» ребенка. Чаще всего первенец действительно свергается с пьедестала. И эта горечь «свергнутого» может жечь его всю жизнь. Ребенок вынужден становиться борцом (за любовь, внимание, за похвалу и т.д.). Доказано, что старшие дети либо «ломаются», становясь закомплексоваными, безликими людьми, либо становятся лидерами, добиваются больших успехов в жизни, у них развиваются сильные, жесткие черты характера. Часто они борются сами с собой, со своей неуверенностью, комплексом неполноценности, зажатостью. Младшие же дети часто из-за заласканости и желания родителей оградить их от жизненных проблем становятся слабохарактерными, ленивыми. Они не научились самостоятельности, т.к. старший брал на себя основную нагрузку, им проще и дальше жить под чьим-то крылышком (мамы, старшей сестры и т.д.). Такое случается при неправильном поведении родителей! Что делать, чтобы дети выросли полноценными людьми? Рекомендации для родителей - Старайтесь не менять традиции, принятые в семье и касающиеся старшего ребенка (прогулка в парк в выходной день, посещение секции, поездки в гости и т.д.). - Заранее готовьте ребенка к появлению братика/сестрички. Причем сделайте так, как будто малыш появится именно по просьбе старшего. - Еще до рождения младшего расскажите старшему о младенцах, как за ними ухаживать, как они едят. Хорошо, если он увидит это в другой семье. - Вспоминайте и рассказывайте, как «старшенький» был в мамином животике, как он был младенцем, как рос и менялся. Просмотрите вместе фото и видео записи. - Постарайтесь необходимые, но не очень приятные изменения в жизни первого ребенка произвести до рождения второго (начало посещения садика, прививки и т.д.). - Ни в коем случае не изменяйте тип воспитания ребенка (резкое увеличение требований к ребенку, введение новых обязанностей...). - Делайте все, чтобы старший ребенок не ощущал себя ненужным и отвергнутым. Вовлекайте его (по желанию) в заботы о младенце, выделяйте время для совместных игр, чтения, бесед (пока младший спит, можно поиграть со старшим). - Не восторгайтесь и не любуйтесь младенцем в присутствии старшего. - Никогда не сравнивайте детей между собой! Помните, что нет двух похожих детей, все они индивидуальны и неповторимы. - Не вините себя в появлении «соперника». - Поддерживайте стремления старшего помогать в уходе и даже выполнять роль «третьего» родителя. - Замечайте и гасите появляющуюся ревность (если мама кормит младенца, папа может поиграть со старшим, например). - Дайте возможность старшему в выборе имени, одежды, игрушек. - Всегда помните о том, что первенец – страдающая сторона, поэтому проявление ревности, недовольства неизбежны, в Ваших силах вовремя их распознать и помочь ребенку. - Не обделяйте вниманием ребенка, ссылаясь на нехватку времени из-за младенца, не превращайте свою жизнь в сплошной уход за младшим. - Чудачества ребенка воспринимайте спокойно и без критики («Ты же уже большой, зачем тебе соска»). Пойдите на поводу, выполните его просьбы, возможно, попробовав лежать спеленатым или пить из бутылочки, ребенок потеряет к ним интерес. - Помните, что своим неадекватным, порой вызывающим поведением, ребенок старается отвлечь Вас от младенца, обратить Ваше внимание на него. Так уделите ему внимание! - Играйте во все ролевые игры, которые предлагает ребенок, т.о. Вы помогаете ему справиться с непривычной, новой ситуацией. - Не обижайтесь, если ребенок отказывается помочь, становится агрессивным – это защитная реакция. - Сейте семена любви между детьми, не делайте одного ребенка в «услужении» у другого, пусть они будут равны в правах и обязанностях (остальное – по желанию). - Если дети ссорятся, балуются, никогда не наказывайте кого-то одного – виноваты оба. Пусть разбираются сами. Не могут? Значит, ругайте, наказывайте обоих. Это справедливее, чем незаслуженное наказание кого-то одного («потому что ты - старший»). - То же правило и для похвалы. Когда хвалите одного, обязательно найдите что-нибудь хорошее и у другого, даже если сейчас он этого не заслужил. - Пусть старший чувствует себя защитником (но не нянькой), а младший – защищенным (но не куклой). - При воспитании учитывайте индивидуальные особенности, характер детей. Если один ходит на танцы, другому это занятие может не подойти, возможно, он захочет заниматься спортом. Если один рано научился читать, это не значит, что второй обязан не отставать. - Некоторые мамы после рождения младенца отправляют старшего ребенка жить к родственникам на некоторое время (к бабушке, например), считая, что там ребенок получит необходимое ему внимание и любовь, а им (мамам) будет легче. Не делайте этого! Таким образом Вы с самого начала зарождаете ревность и конкуренцию между детьми! Возможно, сначала Вам будет легче, но когда старший ребенок вернется домой, проблемы всплывут наружу, его реакция может быть очень бурной, или, наоборот, он замкнется. Это ведет к невротизации ребенка со всеми последствиями (тревожность, неврозы, агрессивность, отчуждение). - «Ты уже большой!» - не увлекайтесь этой фразой. Старший автоматически становятся «большим», даже если ему еще не исполнилось и 3-х лет. Часто родители забывают, что он, в сущности, совсем маленький и очень нужается в ласке и нежности. Напоминая без конца о его старшинстве, можно ненароком убедить, что его не любят; любят только младшего. Почему он всегда должен уступать, отдавать лучшие игрушки, убираться за двоих и расплачиваться за общие провинности? Вы не боитесь, что Ваш полузаброшенный «большой» возненавидит обожаемого всеми маленького кроху? Может возникнуть вопрос: почему я описываю и рассуждаю о ситуации, когда в семье двое детей? Потому что в семьях, где больше двух детишек, проблема ревности встречается редко, т.к. все дети (часто за исключением самого старшего) находятся в одинаковых условиях. Обязанности и любовь родителей распределяются равномерно. Если, конечно, родители ведут правильную линию воспитания, не принижая достоинства всех детей. Царёва н. в. 09-377дв
|
|
| |
Кристина | Дата: Понедельник, 17.05.2010, 22:50 | Сообщение # 3 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
| Чувства, которые испытывает первый ребенок в связи с появлением в семье младенца, многие матери чаще всего не понимают и не замечают. Это - детская ревность. Родители не могут признаться в этом даже самим себе, и поэтому, не задумываясь, спешат объяснить поведение старшего малыша его чувством беззаветной любви к новорожденному или невнимательностью, если первенец пытается не замечать нового члена семьи. Такого рода заблуждения в дальнейшем могут нарушить лад и покой всех членов семьи. К сожалению, бывает очень трудно внушить некоторым родителям, насколько разрушительным для формирования личности первого малыша может стать чувство ревности ко второму ребенку в семье. Он еще слишком мал, чтобы погрузиться в чтение книги или исчезнуть из дому с друзьями. Ведь вся жизнь ребенка связана с родителями. Но вдруг он почувствовал: с появлением в семье младенца они будто бы забыли о нем, о своем первом ребенке. Подготовку первенца к рождению малыша нужно начинать, когда мама находится в «интересном положении». Но существует ряд тонкостей, на которые вы должны обратить внимание. Во-первых, это возраст вашего малыша. Дети до 3-х лет Как бы терпеливо мама ни рассказывала годовалому ребенку о предстоящем событии, все равно он толком ничего не поймет. Может быть, он смутно что-то себе представит, когда увидит приготовленную кроватку и приданое новорожденного, но осмыслить такое событие не cможет. Ему, наверное, интересно было бы послушать книжки о малышах. Ребенок в этом возрасте еще совсем не готов к проявлению чувств, когда видит маму с новым малышом. Однако родителям стоит сделать в доме необходимые перестановки за несколько месяцев до появления младенца, чтобы первый ребенок не чувствовал себя выселенным, как будто бы появился его соперник. Многие маленькие дети реагируют на появление другого малыша действиями, которые психиатры считают как бы шагом назад - в стадию младенческого развития, когда ребёнок находит успокоение и безопасность. Обычно это проявляется в том, что малыш опять требует соску, ночью мочится в постель, начинает снова картавить, просить, чтобы мать его кормила. Своим поведением он пытается «защитить» права первенца. Подобные явления встречаются довольно-таки часто. Если они продолжаются у ребенка недолго, так как родители отнеслись к ним серьезно, то можно не волноваться о развитии малыша. Если же симптомы ревности ярко выражены и поведение ребенка похоже на капризы младенца, то надо обратиться за помощью к психиатру. Желание играть роль родителя до трехлетнего возраста обычно выражено у детей довольно слабо. Родителям надо внимательно следить за поведением старшего ребенка, особенно если ему меньше трех лет. Из-за того, что он может ушибить малыша, маме надо быть всегда начеку. Если она занята по хозяйству, а малыш спит, то лучше всего закрывать детскую комнату так, чтобы старший ребенок не мог туда зайти. А ему порой так хочется что-то натворить, удивить маму, а может быть, и обидеть нового, нежданного для него члена семьи. Нельзя забывать, что ваш старший ребенок слишком мал и нуждается в защите даже от самого себя. Дети от 3-х до 6-ти лет Наблюдения свидетельствуют о том, что у первого ребенка нередко создается впечатление, будто родители существуют только для него. Такие малыши воспринимают нового младенца с некоторой, может быть, даже незаметной для окружающих, неприязнью. Однако ребенок, привыкший общаться с другими детьми, менее зависимый от матери, встречает изменения в семье более спокойно. К четырехлетнему возрасту дети чувствуют себя более взрослыми, менее зависимыми от своих родителей, поэтому при появлении в доме младенца резких изменений в их поведении чаще всего не наблюдается. Но единственный в семье ребенок чаще всего очень долго чувствует себя малышом, так как ему постоянно говорят, что он когда-то вырастет, но изо дня в день, из месяца в месяц он не видит перемен по отношению к себе. А появление младенца заставляет его увидеть себя как-то по-новому. Он вдруг начинает осознавать, что он уже не похож на вновь появившегося малыша, и стремится быть похожим на взрослого человека. Конечно, у него еще нередко возникает желание вернуться назад, к состоянию малыша, но в то же время сознание заставляет его двигаться вперед. Родителям нужно помогать ребенку в подобных ситуациях. Он должен ощутить гордость, если мама время от времени будет привлекать его внимание к тому, что маленький братик или сестренка еще ничего не умеет. Надо объяснить ребенку, что младенец пока только и умеет - пить молоко и плакать. Политика «взрослости» Родителям нужно благодарить ребенка за то, что он научился делать что-то как «взрослый». Можно разрешать ребенку выполнять какую-либо домашнюю работу, к которой раньше его не допускали, и сказать, что он становится самостоятельным, потому что теперь уже многое умеет делать сам. Если тактично и искренне проводить в семье такую политику, то она очень скоро вполне себя оправдает. Цель ее - помочь ребёнку сохранить чувство равновесия с появлением нового члена семьи, и с радостью ощутить свою «взрослость» по отношению к малышу. Иногда старший ребенок может сравнивать себя с младенцем и просить у родителей подтверждение тому, что он сильнее и умнее его. Однако маме все-таки не стоит вслух сравнивать своих детей. Родительские сравнения только обостряют соперничество. У ребенка может возникнуть мысль о том, что у родителей среди детей есть любимчики. Лучше время от времени напоминать ребенку о том, как трудно быть младенцем (с точки зрения младенца), и как хорошо быть старшим ребенком (с точки зрения того же младенца). Мальчики и девочки в возрасте от трех до шести лет обычно очень любят изображать маму и папу. Если же появление младенца вызывает у старшего ребенка агрессию, то мама может восстановить равновесие, стимулируя у него желание, играть в «родителя». Ребенок может избежать болезненного соперничества, если сам себе внушит, что он давно вышел из младенческого возраста. Он начинает убеждать себя в том, что не относится к той же категории, к какой относится его маленький брат или сестра. Его детская ревность, таким образом, заменяется чувством, больше похожим на взрослый альтруизм. Такие методы воспитания хорошо известны многим родителям. Они называют младенца «наш малыш», а старшему ребенку доверяют важные задания: принести соску из холодильника или чистую пеленку из шкафчика. Ребенок помогает маме вытирать малыша после купания, смотрит за ним, когда мама занята или вышла из комнаты. Тактичная мама ежедневно придумывает десятки способов, помогающих ребенку понять, что "он вместе с мамой делает общее дело", даже если его участие на самом деле больше помеха, чем помощь. Через какое-то время ребенок начинает оказывать действительно существенную помощь. Но и в этих ситуациях есть определенные ограничения. Например, нельзя позволять старшему ребенку носить младенца на руках. Чтобы не рисковать, надо посадить старшего ребенка на диван или на пол, и дать ему подержаться за малыша. Ребенку необходимо внушить, что он не может брать малыша на руки без разрешения и наблюдения родителей. Кроме того, детей нельзя заставлять играть родительскую роль в течение всего дня. У ребенка должно оставаться достаточно времени для того, чтобы быть со своими сверстниками, играть и возиться с друзьями. Родителям не стоит слишком внушать старшему ребенку мысль о том, как интересно заниматься малышом. Следует учитывать, что ребенок, который от роли ревнивого брата или сестры переходит к роли сердитого и раздражительного родителя, в будущем чаще всего становится мучением как для своих друзей, так и для младших братьев и сестер. На все случаи жизни дать совет невозможно, поэтому родители должны полагаться в первую очередь на свой такт и внимательность. Главное - избегать чрезмерного энтузиазма и исключительного внимания по отношению к новому ребенку. Это иногда бывает трудно соблюсти, потому что новорожденные младенцы вызывают у мам и пап безграничную нежность, а у бабушек и дедушек безудержный восторг. Нежные чувства родителей, их разумная любовь - это один из сильнейших источников, влияющих на нормальное развитие ребенка. Козлова Кристина.Группа 09-373 З/д
|
|
| |
|