Детский сад настоящего:

Понедельник, 25.11.2024, 18:31
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Расти здоровым, малыш! - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Расти здоровым, малыш!
ЛюбашкаДата: Четверг, 29.04.2010, 23:16 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Репутация: 0
Статус: Offline
Начиная с раннего детства, в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется физическое, психическое, социальное здоровье, другие качества, необходимые для всестороннего развития личности.
Базисный целевой ориентир оценки качества деятельности до¬школьного образовательного учреждения определяется в соответствии с временными государственными стандартами дошкольного образования.
Важными характеристиками качества дошкольного образования являются:
-сохранение детства, обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в дошкольном образовательном учреждении;
-готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, коррекции недостатков развития.
Разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач в дошкольном образовательном учреждении обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью.
РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ВОСПРИЯТИЯ
В раннем детстве, если созданы все необходимые условия, у ребенка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим является восприятие предметов. Только действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов.
Своевременное сенсорное воспитание на раннем возрастном этапе — главное условие познавательного развития, правильной ориентировки в окружении, эмоциональной отзывчивости, полноценного развития ребенка. Основная задача — формирование различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного, обоняния) как начальной ступени познания окружающей действительности.
С момента рождения ребенок начинает накапливать своеобразный «звуковой» словарь: запоминает звуки окружающей среды и учится соотносить их с предметами или живыми существами, которые их издают.
Как способствовать развитию слуха ребенка
1. Обеспечить охрану слуха ребенка (удалить громкие голоса, крики, шум).
2. Учить ребенка различать звуки окружающей среды, называя и указывая источник звучания (лай собаки, мяуканье кошки, пение птиц, гудок машины).
3. Находить источник звучания на разном расстоянии.
4. Развивать чувство ритма (слушать медленные и быстрые мелодии, двигаться с ребенком в такт музыки, петь простые песенки, взяв руки ребенка в свои, прохлопывать ритм мелодии).
5. Играть на детских музыкальных инструментах с различным звучанием (барабан, дудочки, свисток, ксилофон, погремушки).
6. Под ритм ударных музыкальных инструментов манипулировать игрушками, изображающими животных (мишка идет медлен¬но: топ-топ, а теперь побежал быстро-быстро: топ-топ-топ).
7. Проводить игры на распознание источников звучания (музыкальная игрушка, коробочка с песком, рисом, фасолью). Пусть ребенок в вашем присутствии кидает в пустую банку из-под кофе различные мелкие предметы: монетки, горошины.
8. Научить ребенка прикладывать ухо к трубе (склейте из большого листа бумаги полую, открытую с обоих концов), и переговаривайтесь с ним, меняя тембр своего голоса, пусть он что-нибудь
ответит.
9. Купить ребенку игрушки с различным звучанием.
10. Использовать звукозаписи шумов и звуков окружающей среды (мяуканье кошки, пение птиц, шум поезда, грозы, стрекотанье кузнечиков).
Стимуляция зрения ребенка
Важным этапом развития зрения является переход от восприятия объемных предметов к восприятию плоскостных изображений (картинок). Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы стимулировать зрение ребенка, предоставляя ему возможность рассматривать разнообразные объекты, развивая его зрительное внимание, сосредоточенность, активный познавательный интерес к окружающему миру.
Как стимулировать зрение малыша
1. Рассказывайте о тех предметах, которые попадают в поле зрения ребенка. Восхищайтесь понравившимся ему объектом.
2. Показывайте «фокусы». Накройте платком предмет, игрушку, сдерните платок и предложите ребенку внимательно рассмотреть и потрогать предмет, расскажите о его предназначении.
3. На прогулке учите сравнивать и обобщать увиденное, чтобы у ребенка начинал формироваться обобщенный образ предмета. («Смотри, едет большая машина, а это проехала маленькая. Все это — машины».)
4. Наблюдайте из окна (под другим углом зрения) за тем, что происходит на улице, прокомментируйте события.
5. Чтобы помочь ребенку научиться рассматривать плоскостные изображения, приклейте реальный объект к листу бумаги.
6. Сделайте специально для детей альбом, предназначенный для рассматривания картинок. На листы приклейте крупные изображения предметов, игрушек, людей, обязательно рассказывайте детям, что на них изображено.
7. Когда ребенок научится рассматривать картинки, привлеките его внимание к книжке. Первые книжки выбирайте с плотными картонными страницами, которые он сможет сам переворачивать и не порвет, или книги из ткани, винила, пластика, они легко моются, а это важно, так как свои первые книжки ребенок «пробует на вкус». Иллюстрации должны быть четкими, доступными для восприятия, с минимальным количеством деталей. Детям нравятся складывающиеся книжки со спрятанными открывающимися картинками.
8. Проводите игры, связанные с вкладыванием мелких предметов, нанизыванием на шнурок или толстую леску пуговиц, бусин. Это способствуют развитию зрительного сосредоточения, координации движений глаз и руки.
Развитие осязания
(стимуляция тактильных ощущений)
Методика расширения представлений о материалах и предметах имеющих различную поверхность.
1. Гладкий — шершавый. Научите ребенка различать материалы с противоположными характеристиками (гладкая дощечка и наждачная бумага, зеркало и ковровое покрытие).
Мягкий — твердый (камешек и перышко, подушка и стол). Старайтесь закрепить понятие с помощью большого количества примеров (во время режимных моментов, на прогулке, в группе показывайте и позволяйте ребенку потрогать новые для него поверхности предметов: гладкий желудь, шероховатую шишку или кору дерева, рыхлую землю, твердый асфальт).
2. Знакомьте ребенка с разными тканями. Сложите в коробочку лоскутки шелка, меха, бархата, фланели. Доставая лоскутки по од¬ному, предоставьте ребенку возможность ощупывать, мять их.
Обучающие пособия
1. «Волшебный мешочек». Сшейте из цветной ткани небольшой мешочек и положите в него уже знакомые предметы: шишку, перышко, ватный шарик, меховой помпон, камешек. Попросите ребенка засунуть руку в мешочек, взять один предмет и, не вытаскивая руки из мешочка, определить на ощупь, что это такое. (Разновидность игры — «Волшебная коробка».)
2. «Пальчиковый бассейн». Возьмите любую крупу (рис, гречку) и насыпьте ее в большую емкость, спрячьте в крупе игрушку и попросите ребенка ее найти. Вместо крупы можно использовать песок, пробки.
3. Обтяните несколько кубиков разными материалами — фольгой, искусственным мехом, бархатом, наждачной бумагой, научите ребенка строить из них башню или поезд. Спрашивайте у ребенка какой кубик он держит в руках, какой он на ощупь.
4. Рисование на крупе, песке. На яркий пластмассовый поднос ровным слоем насыпьте легкую крупу: манку, пшено. Научите ребенка рисовать по поверхности подноса.
 
EEДата: Пятница, 14.05.2010, 01:03 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Курс3, группа 09/375-3д
Фатина Елена Евгеньевна
В моем детском саду много молодых, начинающщих работать воспитателй и нет психолога, этот материал помогает нам организовать важный режимный процесс. Использую статью и в«Материнской школе».
Организация детского сна.
Неуравновешенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи, некритичность в отношении своего поведения, по мнению ученых, часто свидетельствуют о том, что ребенок недосыпает. Об этом же говорит привычка тереть глаза, как будто их засыпало пылью.

У таких детей, отмечают исследователи, снижена нормальная работоспособность, нарушено нормальное течение нервных процессов. Хроническое недосыпание, подчеркивает С. М. Мартынов, превратилось в настоящую проблему детской медицины. По данным статистики, детей, начиная с ясельного возраста недосыпающих по 1,5-2 часа в сутки, примерно 5%

Причина в недооценивании значения сна для жизни и здоровья детей до 8 лет и в образовательном учреждении, и дома, а также неумелая его организация дома и в детском саду. Это приводит к отсутствию благоприятных условий для полноценного сна.

Сколько времени должен спать ребенок?

Ребенок двух-трех лет должен спать не менее 14 часов в сутки, четырехлетним и пятилетним детям следует обеспечить 13-часовой сон, а дети шести и семи лет должны спать 12 часов.

Бытует мнение, что нет ничего страшного в том, что ребенок засыпает под звуки телевизора, разговоры. Считается, что такая спартанская манера воспитания позволяет вырастить ребенка неизнеженным. Но, отмечают специалисты, это довольно серьезное заблуждение.
Специальные электроэнцефалографические исследования показали, что в такой обстановке не может быть глубокого полноценного сна, а следовательно, нервная система не получает полноценного отдыха.

Ребенок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит, худеет. Иногда у детей наблюдается вялость, заторможенность, апатия. Поэтому мы не рекомендовали бы родителям вступать в противоречие с законами физиологии.

Наука кибернетика определяет сон как отключение мозга от сигналов внешнего мира. Но это отключение не для бездействия и покоя, а для отбора необходимой информации и сброса ненужной. Известный специалист в области физиологии сна профессор А. М. Вейн пишет: "Образно говоря, кратковременная память заполняется днем, а ночью содержащаяся в ней информация (не вся) медленно переходят в долговременную память".

Не только профессор А. М. Вейн говорит о том, что в процессе сна происходит очищение мозга от избыточной информации, на это указывают многие физиологи, добавляя, что во время сна нормализуются обменные процессы в организме человека. А вот специалисты в области психиатрии и психологии отмечают, что полноценный сон является наилучшим лекарством от беспокойства.

К сожалению, ритуал укладывания ребенка в постель и дома, и в детском саду превращается в тягостную для ребенка процедуру. К тому же сами взрослые часто не соблюдают излагаемые ниже требования к охране сна ребенка
Основные условия полноценного детского сна в образовательном учреждении и их обоснование:
1. Спальная комната в любое время года перед сном детей должна быть хорошо проветрена. В момент укладывания детей фрамуги лучше закрыть Но, когда все дети улягутся и воспитатель убедится, что они хорошо укрыты одеялами и заснули, фрамугу следует открыть снова. Состав воздуха в спальной от дыхания детей, испарений их тел меняется быстро, поэтому необходима "подпитка" кислородом, и тогда дети спят крепче.

Обычно взрослые боятся открыть фрамугу или окно, чтобы не простудить детей Это неправильно. Аэрация в спальной, когда там дети, необходима. Просто нужно ориентироваться на температуру воздуха на улице и в помещении и, оценив разницу, отрегулировать длительность проветривания. Бывает так, что при детях открыть фрамугу в холодное время невозможно, так как уличный воздух попадает на детей, чьи кроватки стоят слишком близко к окнам (кстати, очень часто детсадовские работники именно этим оправдывают духоту спален во время дневного сна).

Нам доводилось в некоторых дошкольных учреждениях видеть оригинальное и правильное решение этой проблемы. В уличную створку фрамуги вставлялось оргстекло с микроотверстиями. Воздух, тончайшими струйками проходя через стекло, быстро согревается, и опасность простудить детей полностью исключается.

2. Раздеваться детям лучше всего, если есть такая возможность, в другом помещении. Например, в групповой. Тогда можно будет разрешить детям вставать с постели по мере пробуждения. Одеваясь, они не будут мешать спать другим детям. А вот спать детям лучше всего в одних трусиках, без маечек, так как детскому тельцу без лишней одежды комфортнее. К тому же под одеялом температура воздуха +39-40°С, а в помещении спальной всего +18-20 °С. Пока ребенок застилает постель, в которой спал, и выходит в групповую, чтобы одеться, он получает прекрасную контрастную воздушную ванну с разницей в 20 градусов.

3. Большое значение для полноценного сна детей имеет расстояние между кроватками (по санитарным нормам оно должно быть не менее полуметра), а также и то, кто спит по соседству.

Подходы к распределению кроваток, конечно, могут быть самые разные. Мы рекомендуем предоставить решать это детям, помня о том, что одним из гуманистических принципов педагогики является принцип предоставления детям свободы выбора. К тому же приязненные отношения детей усиливают чувство психологического комфорта.

Иногда воспитатели боятся предоставить детям право выбора соседа по кровати, обосновывая это тем, что друзья будут шалить. По этому поводу может быть только одно мнение: воспитатель не знает, как с подобной ситуацией справиться, поэтому и выбирает самое простое решение - разъединить! В одном из дошкольных учреждений Нижнего Новгорода психолог нашел необычное решение. Он предложил детям разбиться на небольшие группы по 3-4 человека и устроить в общей спальной "свои маленькие спаленки".

Радости детей не было предела. В свои условные комнатки дети принесли из дома любимые мягкие игрушки, с которыми привыкли засыпать дома. Родители сделали им оригинальные мягкие коврики, непохожие один на другой, на стенке разместили фотографии близких. Нашлись тумбочки с выдвижными ящиками, в которых дети могли хранить свои сокровища. Условие сохранения "комнаты" было только одно - соблюдать в спальной установленные воспитателями правила: не разговаривать, стараться бесшумно двигаться, проснувшись, тихо подняться и выйти, чтобы никого не разбудить.

Другими словами, детей учили правилам общежития. Конечно, дети есть дети, и нашлись нарушители. Тогда они теряли право на свою комнату до тех пор, пока не научились вести себя в спальной в соответствии с установленными правилами. Это послужило уроком всем детям. Никто из них больше не нарушал правил. Мало того, они установили и свои порядки. Например, определили очередность помощи няне в уборке спальной и др.

4. У детей должен быть выработан рефлекс на быстрое засыпание. Добиться этого не так уж сложно. При тщательно соблюдаемых условиях укладывания дети засыпают уже через пять-семь минут. В момент укладывания должна звучать фоновая музыка. Когда все дети лягут, нужно включить запись шума морского прибоя или дождя. Эти звуки дети должны слышать изо дня в день.

Обязательно пение колыбельных песен. Воспитатель может включить запись, но лучше, если дети будут слышать живой, хорошо знакомый голос воспитателя, к которому они хорошо привыкли. Закончив пение колыбельной, воспитатель должен подойти к каждому ребенку и тихо прошептать только для него предназначенное ласковое слово. Например, "Засыпай, Танюша. Спи, мой хороший" и т. п.

Быстрый эффект дает нежное поглаживание едва касаясь волос, бровей, головы ребенка, его лба, рук, плеч. При умелых действиях воспитателя ребенок тотчас расслабляется и засыпает. Уложив и поправив всем одеяла, воспитатель присаживается в кресло, принимает удобную позу, расслабляется. Ее состояние непременно передается детям. Они спокойнее спят.

5. Следует обращать внимание на характер сна детей, их позы.
Причудливые и странные позы, как отмечают специалисты, не такое уж редкое явление. С. Ю. Мартынов указывает, что рисунок необычной позы во сне возникает чаще всего в преддверии какого-либо заболевания, либо сопровождает развившиеся у ребенка болезненные нарушения. Если при этом попытаться изменить позу ребенка, то немедленно последует возврат в исходное положение. Тому есть вполне конкретные причины.

Например, поза вниз головой чаще всего наблюдается у детей, перенесших ушиб головы. Такое положение, отмечают специалисты, является своеобразной компенсаторной реакцией организма в ответ на травму. Для детей, страдающих астматическим бронхитом, характерна поза с резко запрокинутой назад головой и
развернутой грудной клеткой. Это тоже своеобразная защитная реакция организма, в таком положении лучше вентилируются легкие.

Для детей, страдающих ночным недержанием мочи, характерной является "мертвая поза". Это поза полного расслабления мышц в положении лежа на спине. Встречаются и другие необычные позы. Специалисты не советуют менять позу ребенка, поскольку за этим неминуемо следует пробуждение. Мало того, это может привести к нежелательным последствиям.

На необычную позу ребенка следует обратить внимание родителей и врача образовательного учреждения. Некоторые дети скрипят во сне зубами Скрипение зубами во сне (бруксизм) может быть семейной особенностью, а может быть следствием невротических расстройств, либо поражения мозга. Такого ребенка следует направить к психоневрологу.

6. Держать детей в постели после пробуждения не следует. Они начинают нервничать, шалить, у них развиваются навыки негативного поведения. Например, не считаться с другими детьми, которые в это время еще спят. Могут появиться и вредные привычки. Например, играть половыми органами.

Чтобы детям было чем заняться после пробуждения, следует разучить с ними несколько несложных упражнении на спорткомплексе, тренажерах или полосе препятствий, которые могут быть установлены в групповых. Неплохо также научить их несложным приемам самомассажа, элементарным приемам закаливания. На выполнение этих действий уходит минут пятнадцать-двадцать. В этом случае дети, занятые делом, не мешают спать другим.

В заключение следует особо подчеркнуть, что организация сна детей должна быть предметом особой заботы психолога. Он разрабатывает процедуру укладывания детей каждой возрастной группы и первого класса. Подбирает фонограммы. Наблюдает характер сна детей, обучает детей аутогенной тренировке, приемы которой можно использовать при укладывании.

По книге В.Г. Алямовской и С.Н. Петровой "Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста"

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.