Детский сад настоящего:

Четверг, 26.12.2024, 22:11
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Научный семинар "Развитие ДОУ в контексте ФГТ" - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Научный семинар "Развитие ДОУ в контексте ФГТ"
461119Дата: Суббота, 08.10.2011, 18:42 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
Научный семинар "Ресурсы развития ДОУ в контексте федеральных государственных требований" проходил на базе факультета педагогики и методики дошкольного образования МГПИ в рамках Шестого Международного Фестиваля науки в городе Москве.
В нем приняло участие свыше 100 педагогов и руководителей ДОУ г.Москвы.

По запросам участников семинара здесь размещаются ссылки по наиболее проблемным вопросам:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N655 (79kb)
Государственные требования к Образовательной программе ДОУ (презентация)

2. Материалы к образовательной программе:
Рекомендации по составлению образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ
Методические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения Департамента образования города Москвы (453kb)
Презентация Чиндиловой О.В. (АПКиППРО) «Образовательная программа ДОУ» (317kb)
Пример образовательной программы

3. Нормативно-правовое обеспечение перехода ДОУ на ФГТ
Наличие папки с документами:
а. Федеральный уровень:
• Закон РФ «Об образовании»
• САНПиН 2.4.1.2660-10
• Постановление правительства РФ от 12 сентября 2008 № 666 «Об утверждении положения о дошкольном образовательном учреждении»
• Приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
• Письмо Минобрнауки органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 21 октября 2010 № 03 - 248
б. Региональный уровень
• Приказ Минобрнауки Новосибирской области «О внедрении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на территории Новосибирской области в 2010 - 2013 г.г.
• Приказ муницип. орг. управл.
в. Локальный уровень
• Решение педагогического совета о разработке основной общеобразовательной программы и создании творческой группы
• План перехода ДОУ на ФГТ (включает разработку программы и создание условий для реализации)

План ДОУ о переходе на ФГТ должен включать несколько частей:
Разработка, принятие и утверждение ООП – план-график
Создание условий:
- нормативно-правовое обеспечение – приведение документации к соответствию ФГТ (в том числе, внесение изменений в устав)
- кадровое обеспечение (анализ профессиональных компетенция педагогов на соответствие ФГТ и план методических мероприятий с педагогами по переходу на ФГТ, принятый педагогическим советом)
- информационно-методическое обеспечение (анализ соответствия ИМ обеспечения перехода на ФГТ и создание методического обеспечения)
- требования к предметно-развивающей среде - см. методическое пособие "Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда в ДОУ: соответствие ФГТ" (издательство "Перспектива").

Пример плана

• Приказ о создании творческой группы для разработки основной общеобразовательной программы
Пример
• Положение о творческой группе
Дополнение - пример: ПРОЕКТ "Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГТ"
• Решение педсовета о принятии ООП (если уже есть)
Пример описания перехода: Презентация ГОУ г.Москвы детский сад компенсирующего вида № 2173 «Построение образовательного процесса в детском саду компенсирующего вида с учётом федеральных государственных требований к образовательной программ» (2.580kb)

4. Годовой план работы

«Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех»"
[i]Структура годового плана работы ДОУ

1.Титульный лист.
2.Анализ работы ДОУ за период 2009-10 учебного года.
3.Основные задачи работы ДОУ на 2010-2011 уч. год.
4.Содержание работы ДОУ на 2010-2011 уч. год (по разделам):
4.1 Организационно-методическая работа.
4.2 Организация работы с кадрами.
4.3 Руководство инновационной деятельностью.
4.4 Организация контроля за оздоровительной, образовательной, (коррекционной) работой с детьми.
4.5 Организация взаимодействия с родителями воспитанников и населением (района, микрорайона).
4.6 Административная и финансово-хозяйственная деятельность.
Приложения к годовому плану ДОУ:
Система образовательной работы с детьми (основные формы совместной деятельности с учетом вида ГДОУ).
Организация оздоровительной работы с детьми.
План работы родительского комитета ГДОУ.
План работы Совета по питанию ДОУ.
Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
План опытно-экспериментальной работы (для ДОУ-опытно-экспериментальных площадок, ресурсных центров, школ-лабораторий). [/i]

Оценка выполнения годового плана: Аналитическая справка по результатам анализа образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГТ

5. Модели образовательного процесса

Модель образовательного процесса на день и на неделю
Варианты другого обозначения занятий в режиме дня (по Скоролуповой и Фединой), соответствующие условно каждому виду деятельности:
Двигательная
· Подвижные дидактические игры
· Подвижные игры с правилами
· Игровые упражнения
· Соревнования
Игровая
· Сюжетные игры
· Игры с правилами
Продуктивная
· Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
· Реализация проектов
Коммуникативная
· Беседа
· Речевая ситуация
· Составление отгадывание загадок
· Сюжетные игры
· Игры с правилами
Трудовая
· Совместные действия
· Дежурство
· Поручение
· Реализация проекта
Познавательно-исследовательская
· Наблюдение
· Экскурсии
· Решение проблемных ситуаций
· Экспериментирование
· Коллекционирование
· Моделирование
· Реализация проекта
· Игры с правилами
Музыкально-художественная
· Слушание
· Исполнение
· Импровизация
· Экспериментирование
· Музыкально-дидактические игры
Чтение художественной литературы
· Чтение
· Обсуждение
· Разучивание
Источник:
Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №7
Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №8


Пример опыта: Презентация ГОУ г.Москвы детский сад общеразвивающего вида № 2493 «Самоцветы» «Новые подходы к планированию образовательного процесса в ДОУ» (1.153kb)

6. Планирование
Примеры планирования по образовательным областям
Образовательная область "Труд"
Образовательная область "Здоровье"

Планирование всех образовательных областей на примере старшей группы (Голицина)

7. Создание рабочей программы педагога

8. Примеры комплексных и интегрированных занятий


Конспекты занятий по математике. Комплексные и интегрированные занятия в ДОУ
Автор: Н. Л. Куваева, Ю. В. Микляева
Издательство: Айрис-Пресс
Серия: Дошкольное воспитание и развитие
Представленные в пособии конспекты занятий для разных возрастных групп детского сада с последующим анализом их содержания позволят педагогам-практикам овладеть технологией составления конспектов занятий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, а методистам грамотно осуществлять тематический контроль по реализации комплексного подхода.
Пособие адресовано воспитателям, старшим воспитателям детских садов, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

9. Мониторинг образовательного процесса
Мониторинг результативности выполнения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.

10. Портфолио педагога ДОУ для аттестации.
 
461119Дата: Суббота, 08.10.2011, 19:32 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
БИБЛИОТЕЧКА
Полезная информация:

1. Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г., журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 2010г.
ФГТ: найти 10 отличий, журнал «Обруч» № 6, 2010г.
2. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, журнал «Дошкольное воспитание» № 5, 2010г.
3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Что нужно изменить в детском саду? Т.И.Алиева // выступление на видеоконференции ДОМ
4. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании, журнал «Дошкольное воспитание» № 5, 2010г.
5. Образовательные области ООП ДО и их интеграция, журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 2010г.
6. Интегративный принцип к освоению программного содержания и его влияние на развитие ребенка Л.А. Парамонова // выступление на видеоконференции ДОМ
7. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению ООП ДО, журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 2010г.
8. Ведение педагогических наблюдений, газета «Детский сад. Управление», март 2010, № 6 (229).
9. Образовательная программа ДОУ с учетом ФГТ, журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» № 9, 2010 г.
10. Понятие ООП в современном дошкольном образовании, журнал «Управление ДОУ», № 5, 2010г.
11. Методические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, журнал «Обруч», № 5, 2010 г.
12. Журнал дошкольное воспитание №2/2011г. "Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
13. Журнал "Обруч" №1/2011г. "Что делать с приказом №655?".
14. ФГТ и СанПин: есть ли противоречие? Сизов Дмитрий Геннадьвич // ж. Практика управления в ДОУ №00 (1), 2011

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Реализация ФГТ в ДУ Н.С.Голицина
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. 1-я младшая группа Н.С.Голицина
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Вторая младшая группа
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Старшая группа. Реализация ФГТ в ДУ
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Подготовительная гр. Реализация ФГТ в ДУ Н.С.Голицина
 
461119Дата: Воскресенье, 25.12.2011, 22:14 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
Новые требования расположены здесь: теперь они дополнены требованиями к условиям реализации образовательного процесса.
Принимайте новый документ!
Не хотите ли его обсудить на сайте?
 
DianaДата: Вторник, 10.07.2012, 01:37 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Практика Егоровой Дианы
11/171-мзд 2

Проблемы реализации ФГТ в ДОУ, предполагающем иные, не проработанные в действующих основных программах, варианты педагогической работы.


В ФГТ умалчивается о возможности и правовых основах существования экспериментальных образовательных учреждений, в том числе авторских детских садов. Таким образом, в соответствии с ФГТ получается, что детский сад, который уже более пятнадцати лет работает по авторской образовательной программе, вынужден отказаться от большинства своих наработок и педагогических практик.

Об успешности деятельности данного сада свидетельствуют следующие показатели:
- очередь в детский сад составлена на несколько лет вперед;
- детей в детский сад привозят со всех районов города Москвы и ближайшего подмосковья, не единичны случаи перемены места жительства семьи ради детского сада;
- педагогический коллектив состоит из людей признанных и реализовавшихся не только в детском саду.

По ФГТ «содержание программы должно... иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования», таким образом остаются за рамками правового поля такие комплексные программы, которые:
- не могут в данный момент или не должны в принципе носить массового характера;
- востребованы в связи с их обращенностью к возможностям педагогов;
- востребованы всвязи с их обращенностью к задачам развития системы образования (например специфика воспитания в условиях мегаполиса);
- программы, ориентированные на работу разновозрастных групп;
- программы, связанные с непривычными организационными формами дошкольного образования.
В частности, из-за соответствия нашей образовательной программы всем вышеперечисленным пунктам, ФГТ не предполагают работу и нашего детского сада. Но стоит отметить, что деятельность экспериментальных детских садов всегда была неотъемлимой частью отечественного дошкольного образования и представляется необходимым элементом её развития.

Кроме того, ФГТ не учитывают ряд возможностей и положительных сторон некоторых действующих педагогических пракик, среди них:
- Требование «соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально прибижаться к разумному минимуму)» является неадекватным основным представлениям о необходимой избыточности образовательной среды для ребёнка-дошкольника, нашедшем отражение в большинстве действующих дошкольных программ, и в нашей в частности.
- Требование «основываться на комплексно-тематическом принципе» дозволяет существование только одного из многих возможных принципов построения образовательного процесса.

При разработке системы мониторинга для нашего детского сада мы столкнулись с проблемой противоречия требований с нашей принципиальной педагогической позицией. Требование использовать «высоко формализованные (тесты, пробы, аппаратурные методы) методы, обеспечивающие объективность и точность получаемых данных» на наш взгляд противоречит личностно-ориентированному подходу к воспитанию детей.

При корректировке образовательной программы сада, приведению её в соответствие с ФГТ мы осознали тот факт, что «требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образоания» сформулированы в большей степени как требования к тексту программы, нежели как требования к содержанию работы по её реализации. Если учесть тот факт, что каждая программа разрабатывалась в собственной логике и создавалась с ориентацией на конкретные, различающиеся между собой, педагогические практики, в адекватной для каждой из них форме, то «требование к разделам» очень сильно мешает ясности изложения и восприятия программы. (Так наша программа разрабатывалась в логике создания воспитывающих образовательных пространств, и это теряется при натягивании на требуемые разделы программы).

Таким образом, к сожалению, мы вынуждены признать, что в нашем случае нет никакого «развития ДОУ в контексте ФГТ».

PS Работа детского сада рассматривается в ФГТ исключительно с точки зрения реализации им образовательной программы для ребёнка – при отсутствии важнейшего представления о детском саде как о центре семейной жизни. Но влияние детского сада на ребёнка через сотрудничество с семьёй может оказаться гораздо существенней «компонентов образовательной программы».


Сообщение отредактировал Diana - Вторник, 10.07.2012, 01:42
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.