Научный семинар "Развитие ДОУ в контексте ФГТ"
| |
461119 | Дата: Суббота, 08.10.2011, 18:42 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Научный семинар "Ресурсы развития ДОУ в контексте федеральных государственных требований" проходил на базе факультета педагогики и методики дошкольного образования МГПИ в рамках Шестого Международного Фестиваля науки в городе Москве. В нем приняло участие свыше 100 педагогов и руководителей ДОУ г.Москвы.
По запросам участников семинара здесь размещаются ссылки по наиболее проблемным вопросам:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N655 (79kb) Государственные требования к Образовательной программе ДОУ (презентация)
2. Материалы к образовательной программе: Рекомендации по составлению образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ Методические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения Департамента образования города Москвы (453kb) Презентация Чиндиловой О.В. (АПКиППРО) «Образовательная программа ДОУ» (317kb) Пример образовательной программы
3. Нормативно-правовое обеспечение перехода ДОУ на ФГТ Наличие папки с документами: а. Федеральный уровень: • Закон РФ «Об образовании» • САНПиН 2.4.1.2660-10 • Постановление правительства РФ от 12 сентября 2008 № 666 «Об утверждении положения о дошкольном образовательном учреждении» • Приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. • Письмо Минобрнауки органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 21 октября 2010 № 03 - 248 б. Региональный уровень • Приказ Минобрнауки Новосибирской области «О внедрении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на территории Новосибирской области в 2010 - 2013 г.г. • Приказ муницип. орг. управл. в. Локальный уровень • Решение педагогического совета о разработке основной общеобразовательной программы и создании творческой группы • План перехода ДОУ на ФГТ (включает разработку программы и создание условий для реализации)
План ДОУ о переходе на ФГТ должен включать несколько частей: Разработка, принятие и утверждение ООП – план-график Создание условий: - нормативно-правовое обеспечение – приведение документации к соответствию ФГТ (в том числе, внесение изменений в устав) - кадровое обеспечение (анализ профессиональных компетенция педагогов на соответствие ФГТ и план методических мероприятий с педагогами по переходу на ФГТ, принятый педагогическим советом) - информационно-методическое обеспечение (анализ соответствия ИМ обеспечения перехода на ФГТ и создание методического обеспечения) - требования к предметно-развивающей среде - см. методическое пособие "Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда в ДОУ: соответствие ФГТ" (издательство "Перспектива"). Пример плана
• Приказ о создании творческой группы для разработки основной общеобразовательной программы Пример • Положение о творческой группе Дополнение - пример: ПРОЕКТ "Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГТ" • Решение педсовета о принятии ООП (если уже есть) Пример описания перехода: Презентация ГОУ г.Москвы детский сад компенсирующего вида № 2173 «Построение образовательного процесса в детском саду компенсирующего вида с учётом федеральных государственных требований к образовательной программ» (2.580kb)
4. Годовой план работы
«Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех»" [i]Структура годового плана работы ДОУ 1.Титульный лист. 2.Анализ работы ДОУ за период 2009-10 учебного года. 3.Основные задачи работы ДОУ на 2010-2011 уч. год. 4.Содержание работы ДОУ на 2010-2011 уч. год (по разделам): 4.1 Организационно-методическая работа. 4.2 Организация работы с кадрами. 4.3 Руководство инновационной деятельностью. 4.4 Организация контроля за оздоровительной, образовательной, (коррекционной) работой с детьми. 4.5 Организация взаимодействия с родителями воспитанников и населением (района, микрорайона). 4.6 Административная и финансово-хозяйственная деятельность. Приложения к годовому плану ДОУ: Система образовательной работы с детьми (основные формы совместной деятельности с учетом вида ГДОУ). Организация оздоровительной работы с детьми. План работы родительского комитета ГДОУ. План работы Совета по питанию ДОУ. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. План опытно-экспериментальной работы (для ДОУ-опытно-экспериментальных площадок, ресурсных центров, школ-лабораторий). [/i]
Оценка выполнения годового плана: Аналитическая справка по результатам анализа образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГТ
5. Модели образовательного процесса
Модель образовательного процесса на день и на неделю Варианты другого обозначения занятий в режиме дня (по Скоролуповой и Фединой), соответствующие условно каждому виду деятельности: Двигательная · Подвижные дидактические игры · Подвижные игры с правилами · Игровые упражнения · Соревнования Игровая · Сюжетные игры · Игры с правилами Продуктивная · Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества · Реализация проектов Коммуникативная · Беседа · Речевая ситуация · Составление отгадывание загадок · Сюжетные игры · Игры с правилами Трудовая · Совместные действия · Дежурство · Поручение · Реализация проекта Познавательно-исследовательская · Наблюдение · Экскурсии · Решение проблемных ситуаций · Экспериментирование · Коллекционирование · Моделирование · Реализация проекта · Игры с правилами Музыкально-художественная · Слушание · Исполнение · Импровизация · Экспериментирование · Музыкально-дидактические игры Чтение художественной литературы · Чтение · Обсуждение · Разучивание Источник: Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №7 Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №8
Пример опыта: Презентация ГОУ г.Москвы детский сад общеразвивающего вида № 2493 «Самоцветы» «Новые подходы к планированию образовательного процесса в ДОУ» (1.153kb)
6. Планирование Примеры планирования по образовательным областям Образовательная область "Труд" Образовательная область "Здоровье"
Планирование всех образовательных областей на примере старшей группы (Голицина)
7. Создание рабочей программы педагога
8. Примеры комплексных и интегрированных занятий Конспекты занятий по математике. Комплексные и интегрированные занятия в ДОУ Автор: Н. Л. Куваева, Ю. В. Микляева Издательство: Айрис-Пресс Серия: Дошкольное воспитание и развитие Представленные в пособии конспекты занятий для разных возрастных групп детского сада с последующим анализом их содержания позволят педагогам-практикам овладеть технологией составления конспектов занятий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, а методистам грамотно осуществлять тематический контроль по реализации комплексного подхода. Пособие адресовано воспитателям, старшим воспитателям детских садов, а также студентам педагогических колледжей и вузов.
Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
9. Мониторинг образовательного процесса Мониторинг результативности выполнения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.
10. Портфолио педагога ДОУ для аттестации.
|
|
| |
461119 | Дата: Суббота, 08.10.2011, 19:32 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| БИБЛИОТЕЧКА Полезная информация:
1. Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г., журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 2010г. ФГТ: найти 10 отличий, журнал «Обруч» № 6, 2010г. 2. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, журнал «Дошкольное воспитание» № 5, 2010г. 3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Что нужно изменить в детском саду? Т.И.Алиева // выступление на видеоконференции ДОМ 4. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании, журнал «Дошкольное воспитание» № 5, 2010г. 5. Образовательные области ООП ДО и их интеграция, журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 2010г. 6. Интегративный принцип к освоению программного содержания и его влияние на развитие ребенка Л.А. Парамонова // выступление на видеоконференции ДОМ 7. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению ООП ДО, журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 2010г. 8. Ведение педагогических наблюдений, газета «Детский сад. Управление», март 2010, № 6 (229). 9. Образовательная программа ДОУ с учетом ФГТ, журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» № 9, 2010 г. 10. Понятие ООП в современном дошкольном образовании, журнал «Управление ДОУ», № 5, 2010г. 11. Методические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, журнал «Обруч», № 5, 2010 г. 12. Журнал дошкольное воспитание №2/2011г. "Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования". 13. Журнал "Обруч" №1/2011г. "Что делать с приказом №655?". 14. ФГТ и СанПин: есть ли противоречие? Сизов Дмитрий Геннадьвич // ж. Практика управления в ДОУ №00 (1), 2011
Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Реализация ФГТ в ДУ Н.С.Голицина Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. 1-я младшая группа Н.С.Голицина Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Вторая младшая группа Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Старшая группа. Реализация ФГТ в ДУ Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Подготовительная гр. Реализация ФГТ в ДУ Н.С.Голицина
|
|
| |
461119 | Дата: Воскресенье, 25.12.2011, 22:14 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Новые требования расположены здесь: теперь они дополнены требованиями к условиям реализации образовательного процесса. Принимайте новый документ! Не хотите ли его обсудить на сайте?
|
|
| |
Diana | Дата: Вторник, 10.07.2012, 01:37 | Сообщение # 4 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Практика Егоровой Дианы 11/171-мзд 2
Проблемы реализации ФГТ в ДОУ, предполагающем иные, не проработанные в действующих основных программах, варианты педагогической работы.
В ФГТ умалчивается о возможности и правовых основах существования экспериментальных образовательных учреждений, в том числе авторских детских садов. Таким образом, в соответствии с ФГТ получается, что детский сад, который уже более пятнадцати лет работает по авторской образовательной программе, вынужден отказаться от большинства своих наработок и педагогических практик.
Об успешности деятельности данного сада свидетельствуют следующие показатели: - очередь в детский сад составлена на несколько лет вперед; - детей в детский сад привозят со всех районов города Москвы и ближайшего подмосковья, не единичны случаи перемены места жительства семьи ради детского сада; - педагогический коллектив состоит из людей признанных и реализовавшихся не только в детском саду.
По ФГТ «содержание программы должно... иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования», таким образом остаются за рамками правового поля такие комплексные программы, которые: - не могут в данный момент или не должны в принципе носить массового характера; - востребованы в связи с их обращенностью к возможностям педагогов; - востребованы всвязи с их обращенностью к задачам развития системы образования (например специфика воспитания в условиях мегаполиса); - программы, ориентированные на работу разновозрастных групп; - программы, связанные с непривычными организационными формами дошкольного образования. В частности, из-за соответствия нашей образовательной программы всем вышеперечисленным пунктам, ФГТ не предполагают работу и нашего детского сада. Но стоит отметить, что деятельность экспериментальных детских садов всегда была неотъемлимой частью отечественного дошкольного образования и представляется необходимым элементом её развития.
Кроме того, ФГТ не учитывают ряд возможностей и положительных сторон некоторых действующих педагогических пракик, среди них: - Требование «соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально прибижаться к разумному минимуму)» является неадекватным основным представлениям о необходимой избыточности образовательной среды для ребёнка-дошкольника, нашедшем отражение в большинстве действующих дошкольных программ, и в нашей в частности. - Требование «основываться на комплексно-тематическом принципе» дозволяет существование только одного из многих возможных принципов построения образовательного процесса.
При разработке системы мониторинга для нашего детского сада мы столкнулись с проблемой противоречия требований с нашей принципиальной педагогической позицией. Требование использовать «высоко формализованные (тесты, пробы, аппаратурные методы) методы, обеспечивающие объективность и точность получаемых данных» на наш взгляд противоречит личностно-ориентированному подходу к воспитанию детей.
При корректировке образовательной программы сада, приведению её в соответствие с ФГТ мы осознали тот факт, что «требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образоания» сформулированы в большей степени как требования к тексту программы, нежели как требования к содержанию работы по её реализации. Если учесть тот факт, что каждая программа разрабатывалась в собственной логике и создавалась с ориентацией на конкретные, различающиеся между собой, педагогические практики, в адекватной для каждой из них форме, то «требование к разделам» очень сильно мешает ясности изложения и восприятия программы. (Так наша программа разрабатывалась в логике создания воспитывающих образовательных пространств, и это теряется при натягивании на требуемые разделы программы).
Таким образом, к сожалению, мы вынуждены признать, что в нашем случае нет никакого «развития ДОУ в контексте ФГТ».
PS Работа детского сада рассматривается в ФГТ исключительно с точки зрения реализации им образовательной программы для ребёнка – при отсутствии важнейшего представления о детском саде как о центре семейной жизни. Но влияние детского сада на ребёнка через сотрудничество с семьёй может оказаться гораздо существенней «компонентов образовательной программы».
Сообщение отредактировал Diana - Вторник, 10.07.2012, 01:42 |
|
| |
|