Комплексная диагностика математических представлений (конец года) В.П. Новикова
Выявление знаний по формированию элементарных математических представлений у детей седьмого года жизни. Методика №1. Выявление умений счета.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку посчитать до 20.
Методика №2.
Материал: Набор цифр в произвольном порядке.
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ребенку разложить цифры по порядку от 1 до 20, а затем назвать те числа, которые ему покажут (19, 13, 12, 16).
Методика №3. Выявление знаний о количественном составе числа из единиц в пределах пяти, умения различать количественный и порядковый счет.
Материал: На столе лежат в ряд игрушечные овощи: картошка, огурец, помидор, морковь, свекла.
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ребенку сказать, из каких овощей составлена группа, которая по счету картошка (а), который по счету помидор (б), просит посчитать по порядку.
Методика №4. Выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.
Материал: «Математический набор».
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ребенку отсчитать двенадцать кружков, а потом обозначить это количество цифрами.
Методика №5. Выявление умений увеличивать и уменьшать число на единицу.
Материал: «Математический набор».
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ребенку отсчитать двенадцать квадратов, а затем уменьшить число на единицу. После этого дает следующее задание: сначала отсчитать 14 треугольников, а потом увеличить число на единицу.
Методика №6. Выявление умений решать задачи на сложение и вычитание.
Материал: «Математический набор».
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ребенку придумать задачу, «записать» ее с помощью цифр и знаков. После выполнения задания ребенок должен рассказать задачу и объяснить, как он ее решал.
Методика №7. Выявление умений измерять с помощью линейки.
Материал: На листе бумаги начерчен отрезок длинной 5 см; линейка.
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ребенку определить длину отрезка с помощью линейки.
Методика №8. Выявление умений считать по заданной мере.
Материал: Миска с крупой, чайная ложка.
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ребенку сделать кучку из двух ложек крупы. После выполнения задания, дает следующее «Отложи рядом еще три такие же кучки крупы».
Методика №9. Выявление знаний детей о геометрических фигурах.
Материал: Набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ребенку отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).
Методика №10. Выявление умений ориентироваться в пространстве.
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ребенку сказать, что находится слева от него.
Методика №11. Выявление знаний детей о днях недели и месяцах.
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ребенку: а) назвать все дни недели по порядку; б) назвать сегодняшний день недели; в) сказать, какой день недели был вчера, какой будет завтра; г) какой сейчас месяц; д) какой среди названных месяцев - зимний: май, декабрь, апрель, а какой летний: сентябрь, июль, февраль.
Оценка результатов
• 1 балл – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы;
• 0,5 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки;
• 0 баллов – ребенок не справился с заданием.
Результаты обследования заносятся в таблицу и анализируются.
Дата проведения диагностики
__________________________
Группа
_________________________________________________________
Ф. И. О. педагога, проводившего диагностику
___________________________
Шипилева Л.В., гр. № 08/472-зд