Психолого-педагогическая диагностика
| |
461119 | Дата: Понедельник, 15.09.2014, 13:36 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте
https://vk.com/doc4402....b0a236a
|
|
| |
461119 | Дата: Четверг, 02.10.2014, 22:13 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Наблюдение — 1. метод сбора первичных эмпирических данных в конкретном исследовании; заключается в преднамеренном, целенаправленном,систематическом непосредственном восприятии и регистрации фактов, подвергающихся контролю и проверке. Например, Н. включенное - наблюдение, при котором наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с людьми, за которыми он наблюдает и которых оценивает. В состоянии В.н. практически всегда находится воспитатель, непосредственно общающийся с детьми. 2. форма контроля деятельности работников(исполнителей) со стороны непосредственного руководителя первичного структурного подразделения. Н. всегда характеризуется некоторой субъективностью -может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность Н., контроль со стороны других методов исследования позволяют обеспечить объективность Н. Анализ наблюдений режимных моментов – анализ организации режимных моментов в первой половине дня и во второй половине дня. Включает 1.А/ приема детей и самостоятельной деятельности до завтрака: Где проводится прием – в помещении, на участке? Какими словами воспитатель встречает детей и родителей? На что обращает внимание? Как воспитатель распределяет внимание на всех детей? Чем дети заняты утром? Предлагает ли воспитатель какой-либо вид деятельности детям, или дети предоставлены сами себе? Какими приемами воспитатель организует детей на утреннюю гимнастику? Как организует переход к умыванию? Как воспитатель успевает готовить детей к умыванию, а столы – к завтраку? 2.А. умывания: Как происходит умывание детей? Все дети заходят в умывальник или поочередно? С помощью каких приемов воспитатель добивается, чтобы умывание прошло быстро, организованно и правильно? Соответствуют ли умения и навыки детей требованиям программы? 3.А. проведения завтрака, обеда, полдника: Соответствие начала завтрака, обеда, полдника требованиям режима. Сервировка стола. Воспитание культуры еды. Уровень развития культурных навыков детей. Длительность завтрака, обеда, полдника. 4.А. занятия: продолжительность, соответствие режиму, переключение видов деятельности, организация перерыва. Создание охранительного режима. Деятельность детей на занятии – направление наблюдений и педагогического анализа занятия воспитателя, которое включает: мотивы поведения детей на занятии; активность, инициативность и работоспособность; наличие у них интереса к занятию, навыков самостоятельной работы; уровень овладения всеми функциями речи (номинативной, комментирующей, обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и т.д.); темп деятельности; произвольность поведения; уровень сформированности у детей простейших навыков учебной деятельности, деятельности экспериментирования, продуктивных видов детской деятельности, проявлений детского творчества; стиль отношения детей друг к другу, к воспитателю; внешний вид детей на занятии. 5.А. сбора на прогулку. Создание условий для одевания. Приемы, используемые при одевании. Воспитание бережного отношения к одежде. Навыки детей в одевании. Воспитание чувства взаимопомощи. 6.А. прогулки. Какое время отведено на прогулку, соответствие его программе. Осуществление контроля за внешним видом детей. Учет требований охраны безопасности жизнедеятельности детей на детской площадке. 7.А. организации сна. Гигиеническая подготовка спальни ко сну. Как организован переход от обеда ко сну? Какие приемы использует воспитатель для формирования у детей умения аккуратно складывать вещи? Приемы самоорганизации деятельности детей. 8.А. организации подъема детей. Как организован процесс просыпания детей? Как организован подъем, одевание, умывание детей? Методы, приемы и формы работы.
|
|
| |
461119 | Дата: Четверг, 02.10.2014, 22:15 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Наблюдение за действиями детей. Действие – основная единица деятельности; относительно законченный элемент деятельности, направленный на достижение определенной цели. Д. подразделяются на внешние и внутренние. Наблюдения включают восприятие и интерпретацию ориентировочной, исполнительской и контрольной частей действия: ориентировочная часть Д., при помощи которой происходит выбор способа достижения цели; исполнительская часть Д., при помощи которой реализуется выбранный способ действия; контрольная часть Д. - проверка правильности хода выполнения действия и его результата. Например. Наблюдение за способами творческих действий. Способы творческих действий - группа показателей, характеризующих детское художественное творчество (Н.А. Ветлугина): дополнения, изменения, вариации, преобразования уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов; применение известного в новых ситуациях; самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания; нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в их применении; быстрота реакции, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях; подражание образцу, но применение его при воплощении новых образов; нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий. Отношение детей к творчеству, их интересы и способности – группа показателей, характеризующих детское художественное творчество (Н.А. Ветлугина): интересы, правдивость, непосредственность переживаний; увлеченность, захваченность деятельностью – качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели; изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; возникновение потребностей, интересов к творчеству в связи с различными видами художественной практики; развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения»в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации; специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.
|
|
| |
461119 | Дата: Четверг, 02.10.2014, 22:16 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Наблюдения за деятельностью. Например. Наблюдения и анализ игровой деятельностидетей - метод исследования уровня развитияигровой деятельности детей и педагогического руководства развитием игры у воспитанников ДОУ. Исследования, проведенные Н.Т. Гринявичине, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой, Л.Д. Пеневой, А.Д. Саар и др., показали, что можно разносторонне анализировать игровую деятельность ребенка. На основе данных исследований Н.Ф. Комаровой разработаны рекомендации по диагностике игры детей. Для полноты анализа она выделила четыре группы показателей, в соответствии с которыми осуществляется анализ игры: содержание игры, способы решения детьми игровых задач, взаимодействие детей в игре, самостоятельность детей в игре. 1. Содержание игры. Чтобы иметь представление о содержании игры, педагогу нужно выяснить следующее: Как у играющих возникает замысел? Насколько разнообразны замыслы игр у детей? Насколько разнообразны поставленные ребенком игровые задачи? Какова степень самостоятельности детей при выборе замысла и постановке игровых задач? 2.Способы решения детьми игровых задач. Для того, чтобы иметь представление о способах отображения действительности в игре, нужно выяснить следующие вопросы: Насколько разнообразны игровые действия с игрушками? Степень обобщенности игровых действий с игрушками. Наличие в игре игровых действий с предметами-заместителями и воображаемыми предметами, степень самостоятельности детей в использовании названных способов решения игровых задач. 3.Принимает ли ребенок на себя роль? Насколько разнообразны и выразительны ролевые действия? Наличие ролевых высказываний. Наличие ролевой беседы, ее содержательность. 4.Взаимодействие детей в игре. Игровые задачи дети могут решать индивидуально или совместно с кем-нибудь. При совместном решении игровых задач дети вступают во взаимодействие. В настоящее время выделена группа показателей, характеризующих взаимодействие детей в игре: Вступает ли ребенок во взаимодействие? Кому ребенок ставит игровые задачи: взрослому или сверстнику? Умеет ли ребенок принимать игровые задачи? Какова длительность взаимодействия детей в игре? В процессе наблюдений за игрой и бесед с воспитывающими ребенка взрослыми выясняется, вступает ли он во взаимодействие или его игры носят индивидуальный характер. 5.Самостоятельность детей в игре. Развитию самостоятельности детей придается особое значение. Однако отдельно эта группа показателей не выделяется, она присутствует в каждой рассмотренной группе. Так, при определении содержание игры выясняется самостоятельность детей в выборе замысла и постановке игровых задач. При характеристике способов решения игровых задач уточняется, насколько дети самостоятельны в выборе предметных и ролевых способов. В третьей группе показателей устанавливается, по чьей инициативе играющие вступают во взаимодействие: по собственному побуждению или по предложению взрослого, сверстников.
|
|
| |
461119 | Дата: Четверг, 02.10.2014, 22:20 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Наблюдение за общением включает в себя, как минимум, восприятие иинтерпретацию 3 различных процессов: коммуникации (обмен информацией), интеракции (обмен действиями) и социальной перцепции (восприятие и понимание партнера). Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, необходимым условием чего выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации О. Интерактивная сторона О.представляет собой построение общей стратегии взаимодействия и раскрывается в способах обмена действиями, что означает необходимость согласования планов действия партнеров и анализ “вкладов” каждого участника. Большое значение имеет сам тип взаимодействия между людьми: кооперация или конкуренция и особый случай взаимодействия — конфликт. Перцептивная сторона О. включает в себя процесс формирования образа другого человека, его восприятие, познание и понимание, что достигается “прочтением” за физическими характеристиками человека его психологических особенностей и особенностей его поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди). Рассмотренные в единстве три стороны О. создают важное условие оптимизации совместной деятельности людей и их отношений, в том числе – успешной деятельности организатора-методиста. Какие параметры и критерии при этом могут использоваться в группе детского сада? 1.Характеристика общения динамическая - компонент социально-психологической характеристики группы. Параметры описания данного компонента применительно к группе детского сада разработаны Т.А. Репиной. Динамическая характеристика общения относится к таким параметрам, как интенсивность общения, широта круга общения, длительность контактирования. Например. Половой состав детских объединений - параметр динамической характеристики группы детского сада. В зависимости от П.с. выделяют «чистые» и «смешанные» типы детских объединений. В группе нормально развивающихся сверстников соотношение между ними примерно одинаковое, с небольшим преобладанием «смешанного» типа. У детей с нарушениями в развитии преобладают «чистые» типы объединений. Широта круга общения детей - параметр динамической характеристики группы детского сада. Ш.к.о. позволяет оценить экстенсивность общения детей в группе детского сада. Представляет собой соотношение одиночных и совместных игр (у нормально развивающихся детей составляет, в среднем, 80 на 20. 2.Характеристика общения мотивационно - потребностная – компонент социально-психологической характеристики группы. Параметры описания данного компонента применительно к группе детского сада разработаны Т.А. Репиной. К мотивационно-потребностной характеристике общения относят своеобразие мотивов в установлении контактов со сверстниками, и, в первую очередь, мотивов избирательного общения. Среди основных мотивов общения, характерных для дошкольников, выделяют следующие: мотив симпатии к партнеру; мотив самоутверждения (лидерства); игровой мотив; мотив нежелания оставаться в одиночестве. 3.Характеристика общения содержательная – компонент социально-психологической характеристики группы. Параметры описания данного компонента применительно к группе детского сада разработаны Т.А. Репиной. К содержательной характеристике общения относится описание содержания деятельности, которую оно обслуживает, степени ориентировки ребенка не только на деятельность, но и на партнера, а также личностной содержательности общающихся. 4.Характеристика общения эмоционально - волевая – компонент социально-психологической характеристики группы. Параметры описания данного компонента применительно к группе детского сада разработаны Т.А. Репиной. Эмоционально-волевая характеристика общения проявляется в особенностях инициативности и активности ребенка при установлении контактов с другими детьми, в особенностях его социальной воздейственности на партнеров, в поддержании инициативности других, а также в умении создать эмоциональный настрой партнеров общения. Эмоциональное воздействие на сверстника – один из параметров оценки доброжелательности обращений и ответов детей в группе детского сада. Формы Э.в. заключаются в высказывании одобрения действиям партнера, выражении восхищения по поводу совместных успехов в игре, радости в связи с происходящими в игре событиями (это положительное эмоциональное подкрепление), проявлении недовольства партнером и игрой с ним, отклонении его предложений, обращении к другим детям с целью отрицательного воздействия на партнера (отрицательное эмоциональное подкрепление). 5.Характеристика общения операциональная – компонент социально-психологической характеристики группы. Параметры описания данного компонента применительно к группе детского сада разработаны Т.А. Репиной. Операциональная характеристика общения зависит от владения ребенком средствами и способами общения, что определяется степенью адресованности обращений, их аргументированностью, степенью доброжелательности и соотношением положительных и отрицательных оценок. Например. Инициативные социальныедействия в группе детского сада - компонент операциональной характеристикигруппы детского сада. И.с.д. дошкольников, возникающие в группе детского сада, можно классифицировать на И.д. «заинтересовывания» партнера, и.д. исправления, И.д. организации, И.д. оказания помощи, И.д. оценки. Известно, что среди дошкольников больше всего И.д. возникает по поводу организации совместной деятельности, реже всего – оценки себя и своих действий. Адресованность высказыванияпартнеру – параметр операциональной характеристики общения группыдетского сада. По М.И. Лисиной, при этом оценивается: умение привлечь внимание ровесника к себе, умение адресовать высказывания сверстнику, предварительная подготовка другого ребенка к восприятию информации. Среди приемов привлечения внимания ровесника и адресации высказываний партнеру выделяют следующие: называние по имени, взгляд в глаза, приближение, касание руки, прием «нажима», попытки привлечь внимание через принадлежащий ребенку предмет, недифференцированное обращение (ко всем и ни к кому в частности) и др.Высказывания социальные детей – параметр операциональной и эмоционально-волевой характеристики группы детского сада. По характеру выполняемых функций В. подразделяются на собственно деловые (направленные на организацию игры и регулирование сотрудничества в ней) и экспрессивно-оценочные (способствующие созданию определенного эмоционального настроя). В соответствии со средствами социального воздействия на партнера среди деловых В. выделяют: распоряжения, поручений, указания, просьбы, предложения, вопросы, сообщения по поводу организации и развертывания игры. Среди эмоционально-оценочных В. выделяют: оценки ребенком сверстников; оценки себя (в виде сообщения о себе или своей роли), оценки совместных действий, игровых событий; обращения к сверстнику за оценкой; сообщения о своем эмоциональном состоянии; вопросы об эмоциональном состоянии, настроении сверстника; шутки, рекламирования (с целью развлечь партнера). Известно, что у детей дошкольного возраста над экспрессивно-оценочными преобладают деловые В.
|
|
| |
|