Теория и методика формирования
математических представлений
у детей дошкольного
возраста
К.п.н., доц. Ю.В. Микляева
Доля времени, отводимого на
организацию самостоятельной работы студентов по данной дисциплине, составляет
для заочной формы обучения 44 учебных
часа. Студенту (или группе студентов) и преподавателю, планируя виды учебных
заданий по каждому типу организации самостоятельной работы по дисциплине,
следует набрать данное количество учебных часов в пределах времени, отводимого
на изучение курса.
Рейтинг пересылать в электронном виде
(без распечатки) по адресу: U-g461119@yandex.ru
Материалы также можно приносить на
кафедру в электронном виде. Не переводимый в электронный вид материал доносить в
папке «Приложение» на кафедру.
Возможно выполнение рейтинга группой
студентов (2 человека). В этом случае количество баллов, которое необходимо
набрать, увеличивается вдвое.
Контрольная работа будет выполняться
в виде тестирования в компьютерном классе. Тесты приведены
ниже.
Тип самостоятельных работ |
Виды учебных заданий |
Рейтинговая оценка (в учебных часах) |
1 тип: формирование у студентов умений выделять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и заданных преподавателем условий |
Составление аннотации 2-3 книг (по 2-3 стр) из списка литературы или др.источника |
5,5 |
Подбор методик диагностики для одной возрастной группы по всем направлениям или по разным группам по одному направлению (врменные представления или др.). |
5,5 | |
Подбор системы дидактических игр (по 1 игре на каждую задачу ФЭМП) |
5,5 | |
|
| |
2 тип: формирование знаний и деятельности, позволяющих воспроизводить или частично реконструировать структуру и содержание усвоенной ранее информации |
Анализ конспектов занятий по РЭМП с выделением положительных и отрицательных моментов |
5,5 |
Разработка собственных конспектов занятий по РЭПМ (чужие конспекты не оцениваются) |
5,5 | |
Доклад (только при условии его зачтении на семинаре, в противном случае оценка снижается) |
5,5 | |
Тестирование остаточных знаний |
17 – отлично; 12 – хорошо; 7 – удовл-но; ниже 7 – не засчитывается | |
|
| |
3 тип: формирование знаний и деятельности, лежащих в основе решения типовых задач и выражающихся в поиске, формулировании и реализации способа решения |
Написание реферата |
6 |
Разработка дидактических пособий (измененный вами вариант дидактической игры или др.пособия) |
5,5 | |
Анализ проблемных педагогических ситуаций в ДОУ, возникающих на занятиях по ФЭМП (2-3 ситуации) |
5,5 | |
|
| |
4 тип: формирование предпосылок для творческой деятельности, установление новых связей и отношений, генерирование новых идей |
Написание творческой работы (презентации, практические наработки в ДОУ и др., проведение нетрадиционных форм работы по ФЭМП). |
11 |
Участие в Конкурсе творческих работ |
11 | |
Презентация видеоматериалов |
16,5 | |
|
|
В соответствии с рейтинговой
системой оценки профессиональной подготовленности студента получается, что
студент, выполнивший объем самостоятельной работы по дисциплине в
количестве:
- от 40 до 44 рейтинговых баллов,
может претендовать на оценку «отлично» на экзамене;
- от 33 до 39 рейтинговых баллов – на
оценку «хорошо»;
- от 24 до 32 рейтинговых баллов – на
оценку «удовлетворительно».
Студентам, которые не получили в
процессе изучения дисциплины нужного количества рейтинговых баллов, требуется
введение дополнительных заданий для восполнения объема самостоятельной
работы.
Просьба не использовать однотипные
задания одного типа! Задания должны быть всех
типов.
При обнаружении идентичных рефератов
или плагиате баллы анулируются. Проверить себя на
наличие плагиата вы можете в системе Антиплагиат: http://www.antiplagiat.ru/
1.
Баряева Л.Б. Формирование элементарных
математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Уч-метод. пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена;
Изд-во «Союз», 2002. – 479с.
2.
Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей.
Форма, цвет, звук [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов. –
Ярославль, Академия развития, 1998. – 240 с.
3.
Белошистая А.В. Готовимся к математике.
Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5 - 6 лет - М.: Ювента, 2006.
4.
Белошистая А.В. Занятия по развитию математических
способностей детей 5-6 лет. В 2 кн. Кн. 1. Конспекты занятий. - М.: Гуманитарн. издательский центр Владос, 2004.
5.
Белошистая А.В.Обучение математике в ДОУ. – Москва,
Айрис-пресс, - 2005.
6.
Белошистая А.В. Формирование и развитие
математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций
- М.: Владос - 2004.
7.
Венгер, Л. А. Дидактические игры и
упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] – М.: Просвещение,
1978. – 96 с.
8.
Волина
В.
Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и
родителей. М.: Знание, 1993. С. 336.
9.
Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в
детском саду. М, 1997.
10.
Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает
математику. 2004
11.
Ерофеева
Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П.
Математика для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. 2-е изд., доп.
М.: Просвещение, 1997. С. 175.
12.
Игры и упражнения по
развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] /
под ред. Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко, Р. И.
Говоровой, Л. И. Цеханской. - М.: Просвещение, 1989. -
127с.
13.
Лебедева, А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста:
коррекционно-развивающая программа [Текст] - М.: Школьная Пресса, 2004 – 27
с.
14.
Леушина, Л. М. Формирование элементарных
математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] - М.:
Просвещение, 1974 – 368 с.
15.
Математическое развитие дошкольников:
Уч. метод. пособие/ Сост.
З.А.Михайлова, М.Н.Полякова, Р.Л.Непомнящая, А.М.Вербенец. – СПб, 2000.
16.
Метлина
Л. С.
Занятия по математике в детском саду (формирование у дошкольников элементарных
математический представлений): Пособие для воспитателя
детского сада. 2-е изд., доп. М.: Просвещение,
17.
Михайлова
З. А.
Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского
сада. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1990. С.
94.
18.
Перова
М. Н.
Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, учебная литература, 1996. С.
144.
19.
Проскура, Е. В. Усвоение отношений
между элементами серий объектов детьми дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. … канд. пед наук - М., АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т психологии,
1967. – 20 с.
20.
Самхарадзе, Н. И. Сенсорное воспитание детей
дошкольного возраста и вопросы его организации [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук – Тбилиси: ТГПИ им. А. С. Пушкина, 1970. – 30
с.
21.
Сенсорное воспитание в детском саду
[Текст]: метод. указания / под ред. Н. П. Сакулиной,
Н. Н. Поддъякова. – М.: Просвещение, 1969. – 227
с.
22.
Соловьева Е.В. Математика и логика
для дошкольников: Метод.рек. для воспитателей. – М.,
2001.
23.
Шевелев, К. В. Развивающие игры для
дошкольников [Текст]: методическое пособие. - М.: Институт Психотерапии, 2001. –
220 с.
24.
Щербакова Е.И.
Теория и методика
математического развития дошкольников, - М.: МПСИ, 2005.
Темы для
рефератов и докладов
·
Методологические,
психофизиологические и психолого-педагогические основы математического
образования дошкольников.
·
Отечественные и зарубежные концепции
математического развития детей дошкольного возраста.
·
Содержание математического развития
ребенка.
·
Генезис математических представлений у
детей.
·
Реализация принципов амплификации,
личностно-ориентированного подхода, развивающего обучения при формировании
математических представлений.
·
Методические системы ознакомления
дошкольников с числом и вычислительной деятельностью, формой, величиной
предметов и их измерением, пространственными и временными отношениями.
·
Педагогические условия освоения
математических представлений.
·
Методы обучения. Использование
моделирования, информационных технологий и других современных методов.
·
Диагностика математического развития
как основа целеполагания и проектирования работы по
формированию элементарных математических представлений.
·
Разноуровневая
и коррекционная работа с детьми.
·
Преемственность в работе дошкольных
учреждений с семьей и школой по реализации задач математического развития
детей.
·
Методическое руководство развитием
элементарных математических представлений у детей в дошкольных образовательных
учреждениях.
Тесты
Раздел
01. Теоретические и методические основы формирования математических
представлений в дошкольном возрасте
Тема
01.01. Теория и методика формирования математических представлений как
наука
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ – 001 – Зак – Л
Теория и
методика формирования математических представлений как наука занимается
вопросами разработки новых методик обучения дошкольников
математике?
да
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 002 – Зак – Л
Имеет
ли теория и методика математического развития дошкольников связь с
физиологией?
да
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 003 – Зак – Ср
Формирование
элементарных математических представлений – это
а)+
целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и
способов умственной деятельности (в области математики)
б)
количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной
деятельности ребенка в связи с изучением математических
понятий
в)
совокупность знаний. умений и сформировавшихся при их усвоении перцептивных действий
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 004 – Зак – Ср
Основными
понятиями, которыми оперирует методика математического развития детей,
являются
а)+
множество, число, счет, форма, величина
б)
сенсорика, восприятие, десятичная
система
в)
память, внимание, позанвательная
активность
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 005 – Отк – Л
Математика
изучает окружающий ..., природные и общественные явления, выделяя в них особые
свойства.
мир
Вставьте
пропущенное слово
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 006 – Отк – Л
Ознакомление
с величиной является одной из задач ... и умственного воспитания детей
дошкольного возраста.
Вставьте
пропущенное слово в нужном падеже
сенсорного
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 007 – Отк – Ср
Как
называется наука, в которой изучаются «пространственные формы и количественные
отношения действительного мира» (Ф. Энгельс)?
математика
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 008 – Отк – Ср
В
какой науке вопрос об истинности или ложности высказываний рассматривается и
решается на основе изучения способа
построения высказываний из так называемых элементарных высказываний с помощью
логических операций?
логика
Название
пишите в И.п, ед.ч.
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 009 – Упо– Л
В
какой последовательности изучаются следующие темы
Теоретические
основы методики РЭМП
Содержание
математических занятий в детском саду
Основы
индивидуального подхода к детям в процессе РЭМП
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 010 – Соо – Л
источник
элементарных математических представлений – окружающая реальная
действительность
содержание
методики элементарных математических представлений – форма, величина,
количество, счет, пространственно-временные отношения
Определите,
к чему относятся данные понятия
Тема
01.02. История
становления учебной дисциплины
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 011 – Зак – Л
В
настоящее время мы пользуемся двоичной системой счисления?
нет
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 012 – Зак – Л
Традиционную
методику обучения дошкольника математике разработала
Т.А.Корнеева?
нет
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 013 – Зак – Ср
Исследованием
проблемы формирования временных представлений занимался
а)+
Т.Д.Рихтерман
б)
М.Монтессори
в)
А.Н.Леонтьев
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 014 – Зак – Ср
Какие
основные характеристики величины были выделены учеными?
а)+
сравнимость, изменчивость, относительность
б)
постоянство, относительность, соотносимость
в)
большой-маленький
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 015 – Зак – Ср
Определите
самые древние приборы для облегчения счета
а)+
камешки
б)
счеты
в)+
абак
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 016 – Зак – Сл
Что
из перечисленного относится к непозиционной системе
счисления?
а)+
иероглифы
б)
десятичная система
в)+
алфавитная
г)+
римская
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 017 – Отк – Л
Дидактическая
система обучения А.М.Леушиной отразилась в ...
воспитания и обучения в детском саду.
программе
Вставьте
пропущенное слово в нужном падеже
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 018 – Отк – Л
Леонардо
да Винчи одним из первых создал эскиз ... машины
вычислительной
Вставьте
пропущенное слово в нужном падеже
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 019 – Отк – Ср
Кто
из педагогов создал специальные «дары», которые и в настоящее время не теряют
свою актуальность для ознакомления детей с формой, величиной, пространственными
отношениями, счетом?
Фамилию
вписывайте без инициалов
Фребель
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 020 – Отк – Ср
Как
называется метод, основанный, по Д.Л.Волковскому, на
целостном восприятии чисел?
монографический
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 021 – Упо – Л
Установите
последовательность этапов возникновения науки арифметики
сравнение
множеств путем установления взаимно однозначного соответствия
возникновение
натурального числа
появление
системы исчисления
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 022 – Упо – Ср
Установите
последовательность этапов становления систем единиц
величин
единицы
длины отождествляются с частями тела человека
вводятся
взаимосвязанные единицы
создание
метрической системы мер
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 023 – Соо – Л
Соотнесите
научные достижения с их авторами
А.М.Леушина
– Концепция формирования элементарных математических представлений, целостная
дидактическая система обучения математике
И.Г.Песталоцци
– Элементарная теория образования
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 024 – Соо – Л
Соотнесите
авторов с их произведениями
Е.И.Тихеева
– «Счет в жизни маленьких детей»
А.А.Смоленцева
– «Сюжетно-дидактические игры с математическим
содержанием»
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 025 – Соо – Ср
Развитие
элементарных математических представлений у нормально развивающихся
дошкольников - Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, В.В.
Давыдов, А.А. Смоленцева и др.;
Развитие
элементарных математических представлений у дошкольников с отклонениями в развитии -
Л.Б. Баряева,
А.А. Катаева,
Е.А. Стребелева, М.Н. Перова и др
Вопросы
развития элементарных математических представлений в истории педагогики - Ф.Н.
Блехер, Л.В. Глаголева, Е.И. Тихеева, М. Монтессори и др.
Соотнесите
научные достижения с их авторами
Тема
01.03. Дидактические
основы обучения дошкольников элементам математики
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 026 – Зак – Л
Является
ли индивидуальный подход к детям одним из принципов организации
сюжетно-дидактических игр?
да
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 027 – Зак – Л
Используется
ли на занятиях по РЭМП дидактический материал?
да
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 028 – Зак – Ср
В
младшей возрастной группе словесный метод обучения
сопровождается
а)
разнообразием формулировок вопроса
б)+
загадочным, сказочным тоном, медленным темпом и многократным
повторением
в)
введением необходимых символов
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 029 – Зак – Ср
Определите
одно из условий успешного обучения математике
а)+
использование различных методов обучения
б)
увеличение количества занятий в неделю
в)
увеличение длительности занятий
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 030 – Зак – Сл
С
подачи какого материала лучше начинать занятие по РЭМП?
а)
демонстрационного
б)
раздаточного
в)
+ сюжетно-объемного
г)
счетного
д)
плоскостного
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 031 – Зак – Сл
Выделите
средства ФЭМП
а)+
оборудование для игр и занятий
б)+
комплекты наглядно-дидактического материала
в)+
литература
г)
программа обучения
д)
годовой план работы по ФЭМП
е)
диагностика
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ – 032 – Отк – Л
К
основным методам математического развития относят словесный, наглядный и ...
методы.
практический
Вставьте
пропущенное слово
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 033 – Отк – Ср
Какая
форма организации обучения детей математике выделена по степени
самостоятельности и темпу продвижения в обучении?
дифференцированная
Ответьте
одним словом
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 034 – Отк – Ср
Как
называются основные исходные положения, которыми следует руководствоваться при
обучении детей элементам математики?
принципы
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 035 – Отк – Сл
Назовите
2 способа, которые лежат в основе сопоставления, и активно используются в
обучении детей
наложение
приложение
Названия
пишите в И.п., ед.ч., после первого слова ставьте пробел без
запятой
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 036 – Упо – Л
В
какой последовательности выстраиваются задачи обучения
математике?
образовательные
развивающие
воспитательные
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 037 – Упо – Ср
Восстановите
последовательность использования словесных приемов, используемых на разных
этапах обучения математике
-составление
рассказов «из личного опыта»,
-
пересказ текста арифметических задач,
-
сочинение текста с элементарным математическим содержанием при выполнении роли в сюжетно-дидактических и
театрализованных играх
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 038 – Соо – Л
демонстрационный
материал – счетные таблицы, наборные полотна, фланелеграф и др.
раздаточный
материал – счетные палочки, наборы мелких предметов, плоскостных фигур и
т.д.
Определите,
что относится к демонстрационному и раздаточному материалу
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 039 – Соо – Ср
Какие
из перечисленных дидактических игр, проводимых во 2-ой младшей группе относятся
к разделу А) количество Б) форма
А
– «Куклы в гостях», «Уложим кукол спать»
Б)
– «Назови, что в руке», «Найди пару»
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 040 – Соо – Ср
Расклассифицируйте
А) логический и Б) управленческий аспект применения методов
обучения
А
– индуктивный, дедуктивный,
конкретный,
абстрактный
Б
– работа под руководством педагога,
самостоятельная
работа детей
Тема
01.04. Особенности
развития математических представлений у детей раннего и дошкольного
возраста
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 041 – Зак – Л
Если
математика – это логическая наука, то возможно ли введение ребенка в начальную
элементарную математику без достаточного уровня сформированности абстрактного
мышления?
нет
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 042 – Зак – Ср
Начальные
математические представления у детей начинают закладываться
а)+
в период раннего детства
б)
в среднем дошкольном возрасте
в)
в старшем дошкольном возрасте
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 043 – Зак – Сл
Ребенок
младшего дошкольного возраста способен
а)
+ к группировке предметов
б)
к классификации предметов
в)
самостоятельному упорядочиванию по величине
г)
+ к сравнению предметов по выделенным свойствам
д)
к называнию пространственных характеристик частей предмета
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 044 – Зак – Сл
Понимание
детьми арифметических действий формируется у дошкольников
а)
в процессе экспериментальной деятельности
б)+
после этапа ознакомления с понятиями «целое и части» и установления отношений
между ними
в) до того, как они научились сравнивать
предметы
г)
после знакомства с временными представлениями
д)
в конце решения задачи
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 045 – Отк – Л
С
целью выявления уровня подготовки детей к восприятию нового материала
математического содержания, а также выявления трудностей в обучении детей
применяются методы ... : наблюдение, беседы, тестирование и
др.
диагностики
(исследования)
Вставьте
пропущенное слово
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 046 – Отк – Ср
Какой
психический процесс развивается в процессе обобщенного и опосредованного
отражения существенных свойств, связей и отношений между
объектами?
мышление
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 047 – Отк – Сл
Что
обозначает сокращение «РЭМП»? Дайте расшифровку
развитие
элементарных математических представлений
После
каждого слова ставьте 1 пробел
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 048 – Упо – Л
Определите
последовательность усвоения математического материала
детьми
непосредственное
усвоение
опосредованное усвоение
пользование
символами
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 049 – Соо – Ср
целенаправленный
педагогический процесс, направленный на формирование чувственного познания и
совершенствование ощущений и восприятия - сенсорное
воспитание
специально
организованный педагогический процесс, направленный на формирование системы
знаний и умений, способов умственной деятельности и развитие познавательной
активности детей – умственное воспитание
уровень
математического развития - совокупность математических знаний, умений и
сформировавшихся при их усвоении умственных действий.
Соотнесите
понятия с их содержанием
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 050 – Соо – Сл
Соотнесите
логические операции с их обозначением в речи ребенка
конъюкция
– «и»
дизъюкция
– «или»
отрицание
– «не»
импликация
– «если..., то ...»
02.01.
Методическое руководство развитием элементарных
математических представлений у детей в дошкольных образовательных
учреждениях
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 051 - Зак – Л
Занятия
по РЭМП лучше проводить в пятницу?
нет
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 052 – Зак – Ср
Для
ознакомления дошкольников с длиной лучше всего подбирать
а)+
наборы одинаковых по форме, но разных по длине объемных и плоскостных предметов
б)
мягкие игрушки с длинными частями тела: ушами, хвостами или
ногами
в)
круглые и овальные воздушные шарики
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 053 – Зак – Ср
С
какими математическими операциями должен ознакомиться ребенок в продуктивной
деятельности?
а)
объединение
б)+
объединение, пересечение, вычитание
в)
объединение, вычитание
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 054 – Зак – Ср
Какой
из вариантов ответа характеризует направление работы по
ФЭМП?
а)
+ развитие интеллектуальных способностей и формирование содержательных,
математических представлений и понятий
б)
опережающее обучение
в)расширение информационной насыщенности
занятий за счет школьных программ
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 055 – Зак – Сл
Научиться
считать обозначает
а)
+ определять общее количество
чего-либо
б)
называть числа в определенном порядке
в)
писать цифры в определенном порядке
г)
осуществлять вычислительные действия
д)
называть количество постоянных признаков предмета
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 056 – Отк – Ср
Как
называется знак для образования числа?
цифра
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 057 – Отк – Ср
Ответьте
одним словом в И.п., мн.ч.
Как
называются игры, в которых смоделированы математические представления, отношения
и закономерности?
математические
(дидактические)
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 058 – Отк – Ср
Для
какого возраста характерно овладение следующими знаниями, умениями и навыками:
счет до 5, называние основных цветов, форм и величины, сравнение двух групп
предметов путем поштучного соотнесения предметов, определение направления
движения от себя, частей суток?
Вписывайте
только одно слово-прилагательное в И.п., ед.ч.
средний
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 059 – Отк – Сл
Какие
два понятия характеризуют количественные представления и входят в раздел по
ФЭМП?
количество
счет
Названия
пишите в И.п., ед.ч., после первого слова ставьте пробел без
запятой
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 060 – Упо – Ср
Определите
последовательность подачи материала в разные периоды
обучения
объемный
– плоскостной - графический
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 061 – Упо – Сл
Восстановите
последовательность
организация
детей на занятие
повторение
изученного на предыдущих занятиях
подготовка
к восприятию нового материала
сообщение
новых знаний, восприятие и первичное осознание материала
детьми
повторение,
обобщение и систематизация знаний под руководством воспитателя и в
самостоятельной деятельности
подведение
итогов занятия
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 062 – Соо – Л
К
каким эталонам относятся следующие понятия?
А
форма – многоугольник, круг, овал
Б
фигура – куб, шар, призма
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 063 – Соо – Ср
Какие
из перечисленных требований предъявляются к речи
А
– речь воспитателя (эмоциональная, грамотная, насыщенная, доступная, четкая,
достаточно громкая, приветливая)
Б
– речь детей (грамотная, понятная, полными предложениями, с нужными
математическими терминами, достаточно громкая)
В
– речь родителей (эмоциональная, располагающая к общению и актуализации знаний,
грамотная, заинтересовывающая математической тематикой)
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 064 – Соо – Сл
Какие
из перечисленных задач относятся к разделу А) количество и счет, Б)
форма
А
– развивать умение видеть составные части множества, в которых предметы
отличаются определенными признаками
-
упражнять в операциях объединения, дополнения множества, выделения из множества
отдельных его частей;
Б
– дать представление о многоугольнике
-
моделировать геометрические формы: составлять из двух треугольников один
многоугольник
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 065 – Соо – Сл
Соотнесите
названия игр с их содержанием
сюжетно-дидактические
игры – «Магазин», «Детский сад», «Почта»
дидактические
игры «На что похоже», «Что лишнее?», «Сложи квадрат»
02.02.
Методика формирования математических представлений в разных возрастных
группах
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 066 - Зак – Л
Знакомят
ли детей в ДОУ с арифметическими задачами и примерами?
да
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 067 – Зак – Ср
Обязательным
условием для ознакомления детей с образованием чисел является
владение
а)+
сравнением двух множеств
б)
условными мерками
в)
составлением арифметической задачи
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ –068 – Зак – Ср
Между
множествами А и В можно установить взаимно однозначное соответствие,
если
а)
А – множество цифр, В – множество букв
б)+
А – дни недели, В – цвета радуги
в)
А – множество пальцев на руке, Б – множество времен года
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 069– Зак – Сл
Выберите
правильные варианты ответов
На
занятиях по математике в подготовительной группе математические
отношения
а) + рассматриваются как отношение двух
однородных величин
б) +
термин «математическое отношение» детям не дается
в)+
изучаются при измерении длины и объема выбранной меркой
г)
познаются спонтанно
д) все
ответы верны
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ –070 – Зак – Сл
Какие
правила необходимо соблюдать на начальных стадиях обучения
счету
а)+
считать слева направо
б)
прикладывать мерку к началу протяженности
в)+
называть числительное, дотрагиваясь рукой до предмета
г)
обвести предмет по контуру пальцем
д)+
делать обобщающий жест, называя итоговое число
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ –071 – Зак – Сл
Инвариантность
- это
а)+
неизменность,
независимость от каких-либо условий
б)
объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности
их свойств
в)
порядок сменяющих друг друга явлений и состояний материи
г)
внешняя определенность объекта: его величина, число, объем, степень развития
свойств и т.д.
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 072 – Зак – Сл
Какое
из перечисленных заданий относится к абстрагированию?
а)
разложи столовые предметы на две группы
б)
сравни листья деревьев по
размеру
в)+
покажи овощи круглой формы
г)
поставь матрешки по росту
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ –073 – Отк – Л
Составными
частями задачи являются условие,
вопрос, решение и ...
Продолжите.
ответ.
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 074 – Отк – Ср
Как
называется форма
существования множества объектов и процессов, между которыми установлены
отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями
типа окрестности, расстояния и т.д.?
пространство
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ –075 – Отк – Ср
Как
называется совокупность объектов, воспринимаемых как одно
целое?
множество
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 076 – Отк – Ср
Как
называется последовательность
команд для решения поставленной задачи?
алгоритм
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 077 – Отк – Ср
Как
называется сравнение
данной величины с некоторой величиной, принятой за единицу с целью получить
численную характеристику данной величины при выбранной
единице?
измерение
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 078 – Отк – Сл
Как
называется множество натуральных чисел?
натуральный
ряд
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 079 – Упо – Л
В
какой последовательности формируются следующие умения?
сравнение
двух предметов по величине – построение сериационного
ряда – измерение величины
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 080 – Упо – Ср
Определите
правильную последовательность ознакомления с формой
предмета.
восприятие
геометрической фигуры – выделение характерных признаков – запоминание
названия
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 081 – Упо – Ср
Установите
последовательность постановки вопросов при знакомстве детей с составом числа из
единиц.
Сколько каких
предметов?
Сколько
всего предметов?
Как
составлено число?
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 082 – Упо – Ср
В
какой последовательности детей знакомят с пространственной
ориентировкой?
ориентировка
на собственном теле – ориентировка относительно предметов - ориентировка в
движении
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 083 – Соо – Л
Временные
отношения –
порядок сменяющих друг друга явлений и состояний материи (характеризуется
длительностью).
Математическое
отношение – одна
из форм единства предметов, явлений, их свойств, в основе которой лежит общность
двух и более предметов, между которым устанавливаются
отношения.
Отношение
двух чисел –
частное от деления первого числа на второе.
Соотнесите
термины с их определениями
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 084 – Соо – Ср
Какие
временные понятия относятся к данным отрезкам?
контрастные
отрезки – день-ночь, лето-зима
последовательные
отрезки – апрель-май, вечер-ночь
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 085 – Соо – Ср
младшая
группа – сравнение предметов по цвету, форме и величине
средняя
группа – различение, из каких частей составлена группа предметов и называние их
характерных особенностей (цвет, форма, величина)
старшая
группа – различение форм предметов с применением названий «круглая»,
«треугольная», «четырехугольная»
Определите
требования к усвоение понятий в разных группах
02.03.
Преемственность в работе дошкольных учреждениях с семьей и школой по реализации
задач математического развития детей
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 086 – Зак – Ср
Для
закрепления математических представлений родители проводят с
детьми
а)+
игру, беседу, рассказ и объяснение, организуют практические
действия
б)
занятия определенного программного содержания
в)
знакомство с предметами, которые отличаются по своей природе, количеству, форме,
размеру, расположению в пространстве
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 087 – Зак – Ср
В
каком ответе указаны все формы совместной работы ДОУ и семьи по вопросам
математического развития детей?
а)
доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях; выставки детских
работ; открытые занятия по математике; папки-передвижки;
б)
+ доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях; выставки детских
работ и наглядных пособий с описанием их использования; открытые занятия по
математике; папки-передвижки; консультации, беседы;
в)
групповые и индивидуальные консультации, практикум,
беседы.
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 088 – Зак – Сл
В
каком ответе дано правильное определение преемственности программного
содержания математического развития в ДОУ и школе
а)+
опора на пройденное использование математических знаний, умений и навыков и
дальнейшее развитие имеющихся математических представлений
детей
б)
внутренняя органическая связь общего, физического и духовного развития на грани
дошкольного и школьного детства
в)
соотнесение задач
математического развития в ДОУ и школе
г)
явление,
реализующее принцип развивающей среды и обеспечивающее личностно-ориентированное
взаимодействие участников педагогического процесса в ДОУ и
школе
д)
целенаправленный, планируемый, организуемый процесс
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 089 – Зак – Сл
Отметьте
верные варианты ответов
Какие
навыки учебной деятельности формируются у старших дошкольников на занятиях по
РЭМП?
а)+
соблюдение дисциплины, умение поднять руку, когда знаешь ответ,
б)+ умение внимательно выслушать задание и
осмыслить его
в)+
умение выполнить задание самостоятельно после указания
воспитателя
г)+
владение навыками работы с раздаточным и демонстрационным
материалом
д)
знание цифр
е)
знание названий величины, формы, пространства, времени
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 090 – Отк – Л
По
А.М.Леушиной, на грани дошкольного и ... детства
формируется внутренняя органическая связь общего, физического и духовного
развития, внутренняя подготовка при переходе от одной ступени формирования
личности к другой.
Вставьте
пропущенное слово в нужном падеже.
школьного
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 091 – Отк – Ср
Как
называется раскрытие
воспитателем сущности какого-либо математического понятия родителям или образа
действия их ребенка при решении познавательных задач?
объяснение
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 092 – Отк – Сл
Как
называется педагогическая
категория для обозначения синтезирующих, интегративных
отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности,
нашедших свое отражение в содержании, формах и методах математического развития
и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их
органичном единстве?
Межпредметный
подход
После
первого слова ставьте 1 пробел
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 093 – Отк – Сл
На
каком мероприятии утверждается годовой план работы с родителями по
ФЭМП?
Название
впишите в ед.ч., И.п., без сокращений. После первого слова поставьте 1
пробел.
педагогический
совет
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 094 – Упо – Л
Определите
последовательность этапов проведения беседы с родителями по вопросам
математического развития ребенка
констатация
успехов ребенка – конкретные рекомендации – выражение надежды на продолжение
контакта
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ – 095 – Упо – Ср
Какие
этапы должен пройти ребенок, чтобы овладеть полноценными количественными
представлениями к школе? Восстановите порядок.
дочисловая
деятельность – счетная деятельность – вычислительная
деятельность
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ – 096 – Упо – Ср
В
какой последовательности следует знакомить детей с математическими явлениями на
экскурсиях?
- с
формой и величиной реальных объектов окружающего мира;
- с
количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на
участке дошкольного учреждения и за его территорией, т.е. в окружающем ребенка
пространстве;
- с
временными ориентирами в естественных условиях, соответствующих тому или иному
времени года, части суток и т.п.
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 097 – Соо – Ср
Соотнесите
формы работы с родителями с их целью
открытые
занятия – дать возможность пронаблюдать за деятельностью детей на занятии и
показать возможности развития математических способностей с помощью определенных
методических приемов
беседа
– дать конкретные рекомендации по математическому развитию
ребенка
выставки
– знакомство с наглядными пособиями по ФЭМП и методическими рекомендациями к их
использованию
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 098 – Соо – Ср
Найдите
соответствие
игра
«Недели стройся!» - закрепление порядкового счета
группа
разных бытовых предметов, отличающихся одним признаком – закрепление состава
числа из единиц
сравнение
природного материала по тяжести – закрепление представлений о
массе
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 099 – Соо – Сл
Какие
характеристики относятся к обучению математике А) в школе, Б) в
ДОУ.
А
– преобладает учебная деятельность, классная комната предназначена только для
проведения уроков, строгая урочная система, четкое ограничение во
времени
Б
– преобладает игровая деятельность, занятия проводятся в помещении с
разнообразными функциями
гибкая
система занятий, возможность целесообразного выбора времени начала и
длительности занятий
050707-
ДПП.Ф.05
ТИМРМПУДДВ– 100 – Соо – Сл
Повседневная жизнь - вовлечение детей в
коллективную деятельность с математическим содержанием, в общение друг с другом,
стимулирует выражение радости от достигнутых результатов, оказывает им помощь и
т.д.
Комплексные игровые занятия -
одновременно используются вербальный, графический и образно-двигательный знаки
для выражения одного содержания.
Работа по
развитию речи -
обучение словесному отчету о выполненных действиях, знакомство математическими
терминами
Художественная
литература - открывает и объясняет ребенку особенности различных свойств и
отношений, которые существуют в социальном и природном мире, через
художественный текст.