Детский сад настоящего:

Вторник, 17.10.2017, 18:17
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИ - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Наш форум » Предметно - развивающая и игровая среда детского сада » ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИ (ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИ)
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИ
МАНЮНЯДата: Среда, 10.03.2010, 07:32 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Для полноценного развития ребенка необходимо создание вокруг него предметно - развивающей среды, которая позволяла бы ему самостоятельно пользоваться необходимыми предметами, свободно жить и играть в отведенном для него пространстве.
Дети могут пользоваться невысоким умывальником, столом, ящики которые легко выдвигаются, всеми предметами общего пользования, с которыми они могут справиться; ребенок может складывать и расстилать симпатичное одеяло, сам раздеваться и лечь в кроватку.
Хотя предоставленные сами себе маленькие дети могут создать невообразимый хаос, их отличает ярко выраженная потребность в упорядоченном окружении и любовь к определенному порядку. Все вещи должны иметь свои места, и окружающая среда должна быть организованна так, чтобы детям было легко сохранять и поддерживать порядок.
Комната. Комната должна быть оформлена в соответствии с пожеланиями и интересами самого ребенка, отражать его индивидуальность. Находящиеся в ней предметы должны нравиться малышу, а не отражать вкусы его родителей.
Кроватку маленького ребенка следует сделать такой низкой, чтобы ему было удобно самому залезать на нее. Можно попробовать положить на пол матрас. Пятилетнему ребенку можно позволить использовать вместо простыни и одеяла спальный мешок. Так ему легче будет убирать спальный мешок.
На не большой высоте можно прибить крючки для пальто и шапки, чтобы ребенку было удобно их использовать.
Стены комнаты рекомендуется украсить рисунками или фотографиями детей, животных, которые выберет сам ребенок, и повесить их на уровне глаз. Настенные часы с крупным циферблатом и легко читающимися цифрами также должны висеть на уровне глаз ребенка. Желательно обеспечить ребенку возможность самому включать и выключать свет (переместите для удобства выключатели или снабдите их специальными удлинителями).
На стену можно повесить доску, к которой ребенок будет прикреплять свои рисунки.
Не следует заводить специальный ящик для игрушек. Пусть игрушки и книжки размещаются на низких полках. Можно приспособить прочный деревянный ящик для кубиков. Выдвижные ящики в шкафу с одеждой тоже должны быть на такой высоте, чтобы ребенок мог их легко выдвигать. На ящиках прикрепите этикетки: «белье», «носки». и пр.
Можно оставить свободную полку для домашнего музея, где ребенок сможет разместить интересные камешки, семена или насекомых в коробочках.
Ванная. Ванную комнату следует обустроить таким образом, чтобы ребенок дотянуться до раковины, включить воду и взять свою зубную щетку без посторонней помощи. Полотенца должны висеть на доступной для ребенка высоте. Можно соорудить подставки под ноги высотой 15-20 см возле унитаза и раковины.
Мастерская. Следует оборудовать специальное место, где будет стоять мольберт и стол для рисования, ручного труда, работы с клеям и пластилином. Стол лучше накрыть моющейся клеенкой или скатертью.
Кухня. В кухне можно выделить уголок, где сможет выделить уголок, где сможет работать ваш «юный повар», желательно поставить туда специальный столик. На нижней полке холодильника разместите пакетики с соком, фрукты, приготовленные бутерброды. Масло, варенье и другие продукты лучше хранить в небьющихся контейнерах. Двухлетнему ребенку уже под силу открыть холодильник и взять оттуда бутерброд или напиток в чашке. Дети постарше могут налить в чашку напиток сами и даже приготовить себе завтрак.
Ложки и вилки лучше хранить в нижних ящиках буфета; можно сделать невысокую полку и разместить на ней несколько тарелок, чашек и салфеток, чтобы дети могли помогать родителям в домашнем хозяйстве.
Если найти правильный подход, то и двухлетние дети будут с удовольствием выполнять домашнюю работу: вытирать пыль, мыть, протирать, полировать и пр.. Пусть у малыша будут собственный веник и тряпка для вытирания пыли.
У ребенка должен быть свой ящик для грязной одежды, он может регулярно относить в него свои вещи для стирки.
Складывание салфеток и полотенец- прекрасное упражнение для детей.
Готовиться к празднику надо всей семьей. Дети- важнейшая часть семьи, и они должны играть особую роль в планировании и подготовке праздников. В раннем возрасте они могут выполнять различные поручения: убирать свою комнату, мыть овощи, помогать на кухне, накрывать на стол, носить из кухни готовые блюда, украшать комнату, встречать гостей, выступать в роли хозяина, если в гостях другие дети.
Группа 09/ 373Зд Честных Мария Сергеевна.
 
Елена49Дата: Понедельник, 22.03.2010, 19:07 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Организация досуга детей в летний период

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

Организация досуга в детском учреждении имеет свою специфику.

* Отсутствие систематических занятий. Это значительно разгружает педагогов и позволяет им по-новому подойти к планированию мероприятий: например, при подготовке выставки можно несколько дней заниматься этим достаточно плотно, не организуя при этом других видов деятельности.
* Разновозрастность группы детей. С одной стороны, это усложняет организацию мероприятий (они должны быть интересны и посильны как трёхлеткам, так и старшим дошкольникам), с другой - значительно расширяет и обогащает их содержание (старшие дети могут помогать младшим, которым в свою очередь будет интересно наблюдать за старшими).
* Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов.

Какие формы работы могут соответствовать этим условиям?

Игровые часы.

Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают таких игр, как "Бояре" и т.д. У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т. д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают детский досуг.

При наличии в детском саду нескольких групп, педагоги распределяют игры между собой, и тогда каждый педагог разучивает выбранную им игру с различными группами детей. Такой вариант значительно может упростить подготовку для игрового часа для педагогов.

Кружки.

Участие в работе кружка доступно для дошкольников. Наибольшей популярностью у детей пользуются кружки, где есть возможность освоить какие-то навыки практической деятельности и самостоятельно изготовить поделки. Очень важно, чтобы содержание занятий соответствовало возрасту детей и было им посильно (например, даже старшие дошкольники с трудом осваивают навыки бисероплетения, хотя изготовление простейших украшений из крупных бусин им вполне доступно). На летнее время игровые и музыкальные часы, а также кружки можно внести в распорядок дня, установив для них определённые дни и время.

Выставки.

Организация выставки достаточно трудоёмка, но вместе с тем ею можно увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских работ тоже будет иметь огромный интерес. Выставка проводится в несколько этапов.

* На первом этапе выбирается её тема и определяется, какие изделия будут приниматься на выставку. Например, на выставке "Природа и фантазия" будут представлены поделки из природных материалов, а на выставке "Вот оно какое лето к нам пришло!" - рисунки.
* Этап изготовления поделок для выставки. Если их окажется слишком много, необходимо отобрать лучшие.
* Оформление выставки.
* Организация посещений. Дети вместе с педагогами приходят на выставку, слушают "экскурсию", которую проводит один из педагогов (можно взять в помощники старшего дошкольника). Дети рассматривают работы, а заодно осваивают правила поведения на выставке.

Игры-путешествия.

Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву:). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания. Педагоги разделяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания.

Творческие площадки.

При организации творческих площадок на ограниченной территории (например, на участке, в случае плохой погоды - в зале) создаётся несколько "мастерских", в каждой их которых находится взрослый, занимающийся только одним видом деятельности: в одном месте лепят, в другом рисуют и т. д.

Мастерская представляет собой пространство, организованное так, чтобы можно было удобно заниматься предлагаемым видом деятельности (стоят столы, стулья:). Там же находятся необходимые материалы. По возможности мастерскую лучше украсить (повесить табличку с названием, рисунки, плакаты, поделки.). Дети могут принять участие в любой заинтересовавшей их мастерской. Кто-то сможет попробовать себя в разных видах деятельности, а кто-то ограничиться только одним.

В организацию творческих площадок можно внести творческий элемент. К примеру, организуется площадка "Цветик-семицветик". Каждому ребёнку вручается кружок (серединка цветка), на котором написано его имя. Общее количество мастерских равняется семи, каждый ведущий имеет лепестки одного цвета. За участие в мастерской ребёнок получит лепесток, который прикрепит к своей "серединке". Задача детей - собрать как можно больше лепестков.

Летние праздники.

Настоящий клад для организатора летнего досуга детей - народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам родной культуры. Например, богатые традиции и мифологию имеет День Ивана Купалы. Совершенно необязательно, чтобы празднование имело чёткое соответствие традиционным канонам, с которыми мы не всегда знакомы и которые не всегда уместны в дошкольном учреждении. Достаточно организовать знакомство детей с народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме.

Анфиногенова Елена 09/371-з

 
женщинаДата: Суббота, 17.04.2010, 22:01 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Предметно-развивающая среда детского сада

Развивающая предметная среда содержит социокуль¬турные и природные предметные средства, обеспечивающие развитие разнообразных видов деятельности ребенка.
Предметный мир детства — это среда развития всех спе¬цифически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто наглядном и вер¬бальном уровне, вне реальных действий в предметной сре¬де. Деятельность осуществима только при условии, что у ре¬бенка есть определенные объекты и средства, сформирова¬ны соответствующие им способы действия. Если нет необходимой предметной среды, у ребенка исчезает стрем¬ление узнать новое, возникает апатия, а желание занять се¬бя может приобрести компенсаторное, не в лучшем смысле этого слова, направление.
Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более слож¬ным, содержательным.
Развивающая предметная среда должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта и основ¬ным положениям эргономики развивающейся детской дея¬тельности, обеспечивать достижение нового, перспективно¬го уровня в развитии детской деятельности. Ее элементы сомасштабны и соотносимы с макро- и микропространством деятельности детей и взрослых, что составляет основу пер¬спектив развития.
Развивающая предметная среда детства — это система ус¬ловий, обеспечивающая всю полноту развития детской дея¬тельности и личности ребенка. Она включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития де¬тей. К ним относятся природные среды и объекты, культур¬ные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоро¬вительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия, музыкаль¬но-театральная среда, предметно-развивающая среда заня¬тий, компьютерно-игровой комплекс и др. Базисные компо¬ненты развивающей предметной среды обеспечивают разно¬образие детской занятости по интересам, что создает возможности для необходимого уединения (например, в биб¬лиотеке, зимнем саду, за режиссерской игрой или просто в уютном уголке) тем детям, которые хотели бы остаться вне шумного «хоровода» своих друзей. Развивающие предметные среды обладают релаксирующим воздействием на личность ребенка.
Определение базового содержания компонентов развива¬ющей предметной среды современного детского сада опира¬ется на деятельностно-возрастной подход. Содержание раз¬вивающей предметной среды должно удовлетворять потреб¬ностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей на осно¬ве амплификации (обогащения) предметной базы развития конкретных видов деятельности. Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте обеспе¬чиваются также и системой развивающей предметной сре¬ды, построенной с учетом специфики образовательного про¬цесса в каждой возрастной группе детского сада.
В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда предполагает вариативность, что обеспечивается на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнерском уровнях.
для каждого из типов деятельности составлены примерные списки предметов и материалов в соответствии с их функциональным назначением и с учетом возраста детей: для дошкольников четырех возрастных групп — 2–3, 3–4, 4–5, 5–7 лет. Списки представляют собой своеобразный норматив, определяющий состав необходимых и достаточных предметов и материалов, обеспечивающих разные типы детской деятельности и их примерное количество. При оценке материалов для каждого типа детской деятельности рассматриваются следующие показатели.

Добавлено (17.04.2010, 22:00)
---------------------------------------------
1. Количественный состав предметов и материалов
Наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом
Для разных видов материала этот показатель конкретизируется в разных параметрах. Критерии оценки развивающего потенциала конкретных типов игрушек разработаны в центре «Игры и игрушки» МГППУ. Так для конструкторов это может быть количество деталей, сложность их соединения, тип построек и пр. Для образных игрушек — их характер (образ), степень условности, наличие встроенных механизмов. Возможности действия с данным материалом. Данный показатель определяется двумя аспектами: расположением данного материала в зоне досягаемости для детей; фактическим состоянием данного материала (его сохранностью, полнотой, прочностью). Суммарное заключение по данным показателям позволит выяснить состояние развивающей предметной среды по каждому типу деятельности и проблемные точки для ее комплектации. Кроме экспертизы развивающих материалов для разных типов деятельности, необходима оценка общей организации пространства каждой группы и ДОУ в целом. Данная экспертиза осуществляется на основе оценки общего дизайна помещения и условий жизнедеятельности детей.
Оценка общего дизайна помещения ДОУ складывается из трех блоков:
• эстетика оформления групповых помещений;
• социальная среда развития;
• материальные условия развития и воспитания.
Эстетика оформления групповых помещений должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. При оценке данного параметра учитываются единство стиля в его оформлении, наличие декоративных элементов и их адекватность обстановки назначению комнаты, гармоничность цветового решения, представленность авторских работ сотрудников ДОУ, детей, родителей; цветы и пр.
Социальная среда развития — это условия, позволяющие ребенку полноценно и разнообразно общаться с воспитателем и с другими детьми. Размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы обеспечить партнерские отношения со взрослыми и со сверстниками, чтобы каждый участник процесса мог найти место и для самостоятельной активности, и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты — как в малой, так и в большой группе. Установлению контакта с воспитателем может препятствовать его пространственная позиция, когда он находится в позиции «сверху» или «над», а ребенок — в позиции «снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат, назидание по отношению к ребенку. Личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская, ее можно обозначить как «рядом», «вместе». Предметная среда создает условия для соответствующей позиции в общении с ребенком. Для развития личности дошкольника очень полезно разновозрастное общение. Устройство помещения должно обеспечить ребенку возможность участвовать в совместной деятельности не только со сверстниками, но и с детьми других возрастных групп, а также побыть одному (например, в «уголке уединения»). Развивающую среду не следует отождествлять с материально-технической базой. Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не всегда способствуют развитию ребенка. В то же время, рациональное использование самых скромных финансовых средств может оказать положительное влияние на эффективность педагогического процесса. Если в дошкольном учреждении имеются компьютеры, не содержащие развивающих программ для детей соответствующего возраста, а их использование не включается в широкий контекст детских видов деятельности — конструирования, рисования, игры и проч., то компьютеры становятся лишь дорогостоящим оборудованием. При оценке предметных и пространственных условий для основных направлений развития и воспитания дошкольников учитывается наличие дидактических средств и оборудования для всестороннего развития детей, специальные помещения для коррекционной работы с детьми (кабинеты психолога, логопеда и пр.), условия для художественно-эстетического и физического развития детей, а также условия для развития экологической культуры детей.

Оценивая работу по созданию предметно - развивающей среды, отмечается ряд нерешенных проблем:
• среда не отражает идеи и философию программ и технологий реализуемых в ДОУ;

• слабо реализуются в оснащении среды идеи развивающего обучения и личностно - ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка;

• среда в ДОУ чаще всего статична, не мобильна. Дети не принимают участие в проектировании и изменении среды. Воспитатель обустраивает помещения, забывая, что представления взрослого об удобствах, уюте и комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом;

• при создании среды, как правило, не учитываются особенности детей, посещающих данную группу: возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и проч.;

• оснащение тематических «уголков» и «центров» носит выставочный характер, при этом мало используются продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка.

• ребенок малоактивен и не самостоятелен во взаимодействии со средой (существуют необоснованные запреты и регламенты в использовании оборудования и помещений.
Исследования предметной среды ведутся уже давно. Большой вклад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С.Л.Новоселова, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова, Е В.Зворыгина и др. В 90-х годах ставится вопрос о предметно-развивающей среде в работах В.А.Петровского, Л.М. Клариной, Л.А.Смывиной, Л.П. Стрелковой и др. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.
Решение задач личностно - ориентированного образования невозможно без создания современной предметно-развивающая среды. Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского (1993г.). В данной работе получили дальнейшее развитие основные положения «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды:
• принцип дистанции при взаимодействии;

• принцип активности, самостоятельности, творчества;

• принцип стабильности - динамичности;

• принцип комплексирования и гибкого зонирования;

• принцип эмоциогенности среды;

• индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

• принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды;

• принцип открытости - закрытости;

• принцип учета половых и возрастных различий детей.
Авторы Концепции, определяют предметно-развивающую среду как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способносте. Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразовании, экспериментировании Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.
В работах О.А.Артамоновой, Т.М.Бабуновой, М.П.Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:
комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно -гигиенических норм;
соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;
разнообразие сред, их рациональное расположение;
обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;
доступное расположение предметов и пособии в соответствии с возрастом детей;
создание условий для изменения среды.
Цель взрослого в предметной среде содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:
• обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;
• формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.
• Основными направлениями при проектировании предметно - развивающей среды в ДОУ являются:
• всестороннее развитие детей;
• психологический и физический комфорт детей и взрослых.
При проектировании предметно- развивающей среды нашего ДОУ мы выделяем следующие основные составляющие:
пространство;
время;
предметное окружение.
Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает ее влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих как пространство и время позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса нашего ДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Способность наших детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.
Булатов Надежда 09/371-з

Добавлено (17.04.2010, 22:01)
---------------------------------------------
Создание мини-музея в ДОУ
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика. Еще известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века. (Н. Федоров, П.А. Флоренский, Ф. Шмит, А.В. Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея. Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей?
Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.На современном этапе развития общества обращают внимание на разновекторную значимость музеев, связанную с их деятельностью. Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н.Г.Макарова, 1987, Т.А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А.Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000). Фундаментом педагогики музея является идея погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, которая может включать в себя произведения искусства, старины, памятники природы, экспонаты экологического содержания.
Н.А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:
- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта, их интериоризацию и экстериоризацию.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней.
Понятие «музейная педагогика» было введено в научный обиход в конце 19 века в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться в 60-ые гг. 20 века (первые центры музейной педагогики появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге), в нашей стране термин «музейная педагогика» начал употребляться только в 70-ые гг. 20 века.
Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В.Пантелеевой, Н.А.Рыжовой и др.). Уже в 20-е годы ХХ столетия А.В. Бакушинский, С.Т. Шацкий, Ф.И. Шмит и другие доказывали необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего возраста. Все последующие исследования (Н.Д. Рева, Т.В. Чумаковой, Е.Н. Конуховой, Н.Л. Кульчинской и др.) также подчеркивали целесообразность раннего знакомства детей с фондами музеев, однако такая работа ориентировалась на младших школьников. Сегодня ни у кого из специалистов не вызывает сомнений необходимость снизить этот возрастной ценз. С 90-х годов 20 века проводится работа, направленная на приобщение старших дошкольников к наследию духовной и материальной культуры средствами музея.
В последние годы музейной педагогикой занимаются ведущие научные центры дошкольного образования нашей страны: Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, сотрудники Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Института общего образования Минобразования России. Но богатейшими возможностями музейной педагогики в рамках этой программы могут воспользоваться лишь столичные ДОУ и детские сады, находящиеся близко к центрам культуры.
Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
В каждом детском саду, работающем в режиме развития, и в частности в дошкольных образовательных учреждениях, разрабатывающих экологическое направление, встает вопрос о необходимости обновления методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса, о необходимости создания системы, позволяющей современному ребенку вести диалог не только с наследиями веков в одухотворенном предметном мире, созданном человеком (Волкова Е. В., 1989), но и с землей наших предков, с природой. Например, познание региональной фауны, использование коллекционных экспозиций и музейных фондов расширяет представления детей о системе и распространении по планете животного мира и видах животных родного края, «малой родины». Именно в таком музее можно заложить экологические знания о животных, о необходимости бережного отношения к ним, заложить основы экологической культуры дошкольников.
Поэтому мы рассматриваем музейную педагогику не только как взаимодействие музея и ребенка, но и как инновационную технологию формирования экологической культуры воспитанников в условиях ДОУ.
В ходе реализации данной технологии на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных средств передачи информации, происходит активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики, создание в МДОУ музейно-образовательного пространства, центрами которого являются мини-музеи экологического содержания. И в связи с этим хорошим подспорьем являются разработанные в дошкольных учреждениях парциальные программы, методические пособия и рекомендации по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики мы обосновали мини-музей экологического содержания. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Объяснить педагогам, что с точки зрения музейной педагогики, знакомство детей с землей наших предков, с природой помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощенней. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Добавлено (17.04.2010, 22:01)
---------------------------------------------
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования экологической культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.
1. Наглядность.
2. Доступность.
3. Динамичность.
4. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
5. Обязательное сочетание предметного мира музея экологического содержания с парциальной программой, ориентированной на проявление активности детей.
6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами экологического воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
7. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
9. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
Любой музей (и в частности мини-музей) имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций.
Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.
Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую либо тему и выставленных по определенной системе.
В основном экспонатами мини-музеев экологического содержания являются объекты живой или неживой природы. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.
Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты мини-музеев должны постоянно пополняться и использоваться в работе с детьми дошкольного возраста.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
- заполнение музейных словариков в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации и т.п.;
- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.д.
Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Это могут быть логические задания по определению качественных признаков предмета, мастер-классы по лепке, оригами.
Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ?
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к экологической культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы.
Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями, педагогам совместно с родителями необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки.
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Хочется отметить, что экспонаты наших мини-музеев используются не только на занятиях по экологии воспитателем-экологом и занятиях познавательного цикла, но и воспитателем по изодеятельности, педагогом-психологом, воспитателями при организации игровой и экспериментальной деятельности. Мы считаем, что создание именно мини-музеев экологического содержания, а не просто коллекций в группах, позволит педагогам:
- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;
- обогатит средства формирования экологической культуры дошкольников;
- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей и экологической этики;
- будет способствовать развитию сенсорного опыта дошкольников и формированию у них осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы;
- поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром.
И тогда мини-музеи экологического содержания станут неотъемлемой частью предметно-развивающей среды вашего детского сада. А ребенок будет покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Наверное, основной проблемой при создании мини – музеев является отсутствие специального помещения. Родители, сами дети, делающие своими руками работы, и воспитатели, регулярно пополняют музейные экспонаты, собирают очень много нужного и интересного материала. Располагаются они, где только можно найти свободное место, это и раздевалки, и группы и спальни.
Булатова Н.Д. 371/з

 
Марина2010Дата: Пятница, 30.04.2010, 21:16 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Создание эмоциональной среды для ребенка в ДОУ

Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. «Что касается воспитания эмоций в собственном смысле этого слова, – считал Л.С. Выготский, – насущной педагогической задачей здесь является овладение эмоциями…».
Очевидно, что важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития.
Организуя среду ДОУ, необходимо, чтобы уже на уровне установки воспитатели и методисты ДОУ были сориентированы на создание не столько предметно-развивающей (т.е., исходя из смысла, – развивающей предметы), сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка раннего возраста как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития. Для выполнения такой задачи необходимо определить условия (или компоненты среды), влияющие на эмоциональную атмосферу ДОУ. К ним, по нашему мнению, относятся:
профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе ДОУ – эмоционально-
поддерживающий компонент среды;
внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) – эмоционально-настраивающий компонент среды;
режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада – эмоционально-стабилизирующий компонент среды;
разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты – эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ;
и наконец, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками – проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально-тренирующий компонент среды.

Охарактеризуем более подробно каждое из названных условий.

Эмоционально-поддерживающий компонент среды

Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей раннего возраста, методисту, воспитателю необходимо научиться соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие: возбуждение, расслабление, переживание, организация эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими и т.д.
Каковы же общие педагогические цели должны предусматриваться воспитателем, музыкальным работником, методистом?

На первом этапе – адаптации ребенка к ДОУ:
установление эмоционального контакта с ребенком;
вовлечение его в происходящие вокруг события: «(Имя), посмотри на меня», «Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что она делает» и т.д.;
создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;
обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе;
формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе ДОУ и т.д.

В процессе организации жизнедеятельности детей в течение последующего времени:

создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ;
формирование у ребенка позитивного образа своего «я»;
побуждение у детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления и т.д.) в подвижных играх, забавах;
развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
закрепление желания и готовности к совместной со взрослым деятельности;
приучение детей к тому, чтобы обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие;
развитие у детей умений и навыков выразительно в действиях отражать свое эмоциональное состояние;
содействие оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям и т.д.

Эмоционально-настраивающий компонент среды
При обустройстве эмоционально-настраивающего компонента окружающей среды учитываются следующие обстоятельства.

Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обязательно нужно заботиться об эстетике окружающей обстановки – в спальнях, в раздевалке, при принятии пищи и т.д.

Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка.

Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, воспитатель продумывает организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т.д.

При этом стоит иметь в виду два обстоятельства. Первое – приобретение в группу оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка. А второе – пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность.

Так, педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей, центре «Песок-вода», уголке ИЗО-деятельности.

Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, воспитатель использует игровые двигательные модули, игровую «жилую комнату», центр развивающих игр и т.д.

Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности.
Эмоционально-стабилизирующий компонент среды

Не случайно в широко известной пирамиде А. Маслоу вторым уровнем удовлетворения базовых потребностей человека названы потребности в безопасности и защите, понимаемые как организацию стабильности, предсказуемости событий, свободу от таких угроз, как болезнь, страх и хаос. Маслоу полагал, что потребность в безопасности и защите проще всего наблюдать именно у маленьких детей. Дошкольники испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если меняется обстановка вокруг. Не случайно, всем известны трудности адаптационных периодов у детей при переходе сначала в ДОУ, затем в школу. Определенным гарантом удовлетворения потребности в безопасности является для ребенка-дошкольника наличие определенных режимных моментов.

Режим дня – это определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.

При этом повторяемость должна соблюдаться по форме: наличие режимных моментов – питание, сон, прогулки, занятия, – но по содержанию они должны отличаться друга от друга. Степень этих отличий зависит от интенсивности происходящих событий и от состояния детей: если последние возбуждены, стоит провести пусть менее впечатляющие занятия, которые помогут снизить растущий эмоциональный накал.

Однако наличие режима может сделать пребывание ребенка в ДОУ более чем традиционным, рутинным, тогда нарушается одна из важнейших характеристик эмоционально-развивающей среды – разнообразие переживаемых эмоций.
Эмоционально-активизирующий компонент среды

Активизация эмоциональных состояний происходит, когда случается «радость узнавания», или при встрече с чем-то новым, необычным (но не пугающим для ребенка). Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Именно в этой деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными; здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созданию нового; в игре закладывается база для других видов деятельности.

Поэтому воспитателю необходимо целенаправленно включать игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. К таковым относятся:
игры с детьми на накопление эмоций;
игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;
игры на преодоление негативных эмоций;
игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию;
игры на развитие эмпатии у детей и другие.

Итак, очевидно, что переоценить значение игры в развитии эмоциональности дошкольника практически невозможно. Однако, как уже упоминалось выше, необходимо научить ребенка не только переживать, но и осознавать модальность, интенсивность этих переживаний, что подводит нас к следующему условию эмоционально-развивающей среды.

Эмоционально-тренирующий компонент среды

Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.

Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Для этого необходимо каждому педагогу решать следующие методические задачи:
фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
подражательно воспроизводить чужие эмоции;
фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлений этих эмоций;
анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций;
повторное воспроизведение эмоций в заданных упражнениях;
контроль ощущений.

Подводя итоги, отметим следующее. Прежде всего, с учетом времени, проводимого ребенком в детском дошкольном учреждении, становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для раннего детства должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ.

Кроме того, создавая эмоционально-развивающую среду в группе, педагог должен осознавать разносторонность этой работы и в качестве определяющих условий своей деятельности в этом направлении ориентировать на организацию в пространстве ДОУ эмоционально-настраивающего, эмоционально-стабилизирующего, эмоционально-активизирующего и, наконец, эмоционально-тренирующего компонентов среды.

Кузьмина М.Л. 09/371-з

Сообщение отредактировал Марина2010 - Пятница, 30.04.2010, 21:45
 
RinaДата: Четверг, 13.05.2010, 23:39 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Подбор игрушек и организация игровой среды в группах детского сада.

Наш детский сад открылся четыре года назад и всему педагогическому коллективу пришлось с нуля организовывать работу учреждения.
Выполнение задач по совершенствованию воспитания и обучения детей в детском саду
не может проходить успешно без оснащения дошкольного учреждения современными учебными пособиями и игрушками ,без целенаправленного и систематического их
использования в педагогическом процессе. Одна из главных задач организация игровой среды и подбор игрушек и пособий. Ребенку дошкольного возраста присущи конкретность, образность, наглядность мышления, поэтому процесс его воспитания и обучения требует от педагогов умелого применения разнообразных пособий и игрушек ,от этого во многом зависит и успех реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду.»
Учебное оборудование используется на различных этапах обучения: при объяснении
нового материала ,при закреплении его детьми ,во время повторения изучаемого материала и при проверке воспитателем знаний детей.
Оборудование ,применяемое в дошкольных учреждениях ,должно подбираться с учетом
возрастных особенностей детей, методов и примеров воспитания и обучения , отвечать
определенным научным ,педагогическим ,эстетическим требованиям.
Богатое творчество и мастерство педагога ,заинтересованность и участие в улучшении
условий педагогического процесса со стороны актива родителей, дают возможность использовать в работе с детьми разнообразные и в более широком
ассортименте игрушки и пособия ,чем это указано в минимуме.
Как показала практика, наглядные учебные пособия лучше хранить в методическом кабинете детского садика.
На все учебные пособия заводится картотека ,которая систематизирует пособия ,по возрастным группам ,по видам детской деятельности.
Часть пособий хранят непосредственно в группе в отдельном шкафу. Он устанавливается
недалеко от столов так,чтобы дети самостоятельно при подготовке к занятиям могли
доставать все необходимое .
Физкультурный и спортивный инвентарь в зависимости от целесообразности его использования располагается в зале, на участке ,а также в групповой комнате.
Игра — основной вид деятельности дошкольного возраста. Она имеет большое значение
для интеллектуального развития ребенка , для уточнения его знаний об окружающем .
Игра ,как никакая другая деятельность , в силу своей специфики обеспечивает детскую
активность , самостоятельность.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» выделяет следующие виды самостоятельных детских игр: сюжетно-ролевые , театрализованные ,подвижные , дидактические.
Важным средством формирования игровых умений у детей и руководства совместными
детскими играми является игровой материал , игрушки.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРУШКИ
Кукла используется в большинстве игр дошкольников, помогает детям полнее и ярче
отображать впечатления окружающей действительности , часто выступает в роли незаменимого партнера. Это могут быть разного размера куклы в школьной одежде,
куклы, изображающие детей и взрослых людей. Наиболее удобны для игр куклы размером от 12 до 55см. Количество кукол на группу обычно планируется из расчета
одна кукла на двоих детей. Для всех кукол целесообразно иметь запасные комплекты белья и одежды . Воспитатели постепенно накапливают кукольный гардероб.
В младшей группе целесообразно иметь не менее пяти комплектов сменной летней
и зимней одежды для кукол размером 40-55 см, так чтобы малышам удобно было с ними играть .
Развитие игр с куклами во многом зависит от наличия у детей игрушек ,отражающих
мир окружающих их вещей : мебель для кукол , коляски , бытовая техника -холодильник, стиральная машина , телефон , часы , посуда, и т. д.
Мебель для игр с куклами, посуду чайную, столовую, кухонную,
транспортные игрушки в младших группах используются крупные , деревянные и пластмассовые: грузовики, самосвалы, паровоз с вагонами, все они имеют шнур с наконечником для удобства перевозки грузов.
Игровые строительные наборы используются детьми в сюжетно- ролевых играх. Комбинирование различных форм (кубов, кирпичиков, призм, пластилин и т. д.) позволяет детям сооружать такие постройки, в которых своеобразно отражаются впечатления окружающего мира.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ И ИГРЫ
С детьми разных возрастов дидактические игры применяют с постепенным усложнением задания. Игры способствуют всестороннему развитию детей, особенно важны они в умственном воспитании и сенсорном развитии. В играх сочетается дидактический элемент с занимательностью, эмоциональностью, игровой замысел с непринужденностью выполнения задания.
Дидактические игрушки и игры подводят детей к активной игровой деятельности, так как, играя, ребенок производит различные действия: рассматривает, ощупывает, сравнивает по цвету, форме, величине, разбивает на части, делает простейшие обобщения.
Народные дидактические игрушки отличаются простотой, лаконичностью форм, яркостью, гармоничным сочетанием формы и цвета, в них заложен принцип самоконтроля. Точенные из дерева шары, матрешки, наборы мисочек, башенки из колец, нанизывающихся на гладкий стержень, помогают решать и развивать у детей умения действовать с предметами, различать и называть цвета, подбирать их по цвету, форме, величине.
НАСТОЛЬНО- ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ
По принципам построения игрового процесса настольно- печатные игры разнообразны. В каждой игре определены содержание, правила, игровые действия и концовка, все элементы игры взаимосвязаны. Эти игры способствуют расширению представлений детей об окружающих предметах и явлениях, о природе, о качествах и свойствах предметов, знакомят детей с различными формами, цветом, величиной.
Настольно- печатные игры совершенствуют координацию рук, развивают ловкость, меткость, глазомер детей. Выполнение правил в игре требует от детей определенных волевых усилий, умения согласовывать свои действия с действиями других участников игры.
Настольно- печатные игры используются следующих видов:
Разрезные картинки рекомендуют детям начиная с младшей группы. В начале года дают предметные картинки, разрезанные на две части по прямой линии, в конце года — на четыре части.
Кубики с картинками используют во всех возрастных группах: в младшей группе набор состоит из 4-6 кубиков с предметными картинками.
Лото используют в игре детей младшей группы. Игра состоит из больших карт, разделенных на 3, 4, 6, 8 одинаковых квадратов с изображением знакомых предметов, и маленьких карточек. Содержание карточек лото составлено на основе программного материала и усложняется с возрастом детей. В младшей группе дают лото «Малыш», у которого большая карта разделена на 3 части с изображением хорошо знакомых детям предметов (игрушки, одежда) и маленькие карточки с аналогичными изображениями.
Домино для детей значительно трансформировано: вместо числовых фигур на плашках двойные картинки, понятные детям по содержанию.
Все виды дидактических игрушек и игр дают детям для самостоятельного использования в часы игр.
ИГРУШКИ — ЗАБАВЫ
Игрушки- забавы привлекают малышей смешными движениями, звуками, неожиданным раскрытием сюжетов. В зависимости от возраста дети по- разному воспринимают эти игрушки. Малышей привлекает внешняя сторона действия игрушки, старших интересует содержание, «секрет» действия механизма.
В младших группах воспитатель использует игрушки- забавы для организации досуга. Для самостоятельной игры дают игрушки со звуковыми эффектом: неваляшки, органчики, волчки.
Все виды игрушек- забав дают детям в самостоятельное пользование в свободное от занятий время.
РАЗМЕЩЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ИГРУШЕК
Предметно- игровая среда часто определяет тематическое содержание и характер детских игр. Одним из условий, способствующих полноценному развитию детской игры, является не только педагогически целесообразный подбор игрового материала, но и возможность для ребенка свободно пользоваться им.
В группе игрушки, как правило, располагают в доступных для детей местах на полках, стеллажах, столах.
Удобно, когда игрушки находятся в разных местах групповой комнаты, чтобы, играя, дети не мешали друг другу. Крупные игрушки размещают на полу, на нижних полках, мелкие на полках повыше, но так, чтобы каждую игрушку ребенок мог взять сам. При этом важен масштаб игрушек, их соответствие росту ребенка, соразмерность предметных игрушек с образными (например, размер мебели должен сочетаться с величиной кукол ).
Для успешного протекания первых самостоятельных игр детей необходимо наличие игрушек, имеющих между собой прямую смысловую связь (кукла и посуда, машина- грузовик и строительный материал и ) .
Игрушки для сюжетно- ролевых игр в младших группах воспитатель расставляет в соответствии с сюжетом игры. Создает своеобразную игровую обстановку. Следовательно, на первом этапе руководства игрой детей взрослый предварительно организует предметно- игровую среду, своевременно ее изменяет и обновляет.
Игровой материал должен быть легким, мобильным, с тем чтобы стимулировать детскую игру.
По возможности игровая обстановка, задуманная детьми, должна сохраняться, чтобы дети могли продолжить начатую игру.
Игровые строительные наборы вносят в группу полным комплектом, их не делят на несколько групп, иначе дети не смогут реализовать игровые замыслы в сооружении задуманной конструкции.
Крупные строительные материалы в группах обычно раскладывают по геометрическим формам на открытых стеллажах или полках, это помогает детям быстро подобрать нужные формы для постройки.
Детские конструкции обычно сохраняют несколько дней, тогда ребята имеют возможность вносить в них свои изменения, дополнения.
Практика показала, что дидактические игрушки и настольно- печатные игры удобнее хранить в шкафу, разложив их по видам (лото, домино) на одной или нескольких полках. Играть с ними дети могут за любым свободным столом. В младших группах воспитатели заранее подбирают и выставляют игрушки и игры для детей (соответственно плану воспитательно- образовательной работы).
Весь запас игрушек дают детям не сразу, а вносят постепенно, по мере ознакомления их с новыми игрушками и играми, а также с целью развития новых сюжетов. При переходе детей от одного сюжета к другому часть игрушек убирают на полки и стеллажи, так как они могут понадобиться детям при объединении нескольких сюжетов. Игрушки, которыми дети перестают пользоваться, на время убирают, но они могут быть внесены вновь, и дети обычно с радостью их встречают.
Игрушки для игровой деятельности находятся всегда в постоянном пользовании детей. После игр их убирают на стеллажи, открытые полки, в секционные шкафы, ленточные столы.

Коратаева Екатерина группа № 373з-Д

 
МАНЮНЯДата: Пятница, 14.05.2010, 07:55 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
Особенности создания предметно-развивающей среды в детском саду

Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В ЦЕНТРЕ уединения – за ширмой, они могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства.

В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разноуровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе.

Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы:

* принцип открытости;
* гибкого зонирования;
* стабильности-динамичности развивающей среды;
* полифункциональности;
* принцип открытости реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего "Я".

Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме ЦЕНТРОВ природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах оборудованы ЦЕНТРЫ экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.

Помимо специальных занятий, дети средней и старшей групп посещают в свободное время экологическую комнату. Растения, аквариумы позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы. Они учатся слушать журчание воды, рассматривать различные растения и при этом отдыхать. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят рыб, черепах.

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег), то в старшем, происходит его усложнение. В ЦЕНТРАХ детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной. В средней группе они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. В старшем возрасте основной целью этой деятельности становится знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.).

В дизайн интерьера детского сада включены элементы культуры – живописи, литературы, музыки, театра. В каждой приемной комнате для родителей организуем выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок).

Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:

Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах оформлены выставки фотографий "Вот мы какие", семейные альбомы.

Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".

Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, "перерастает" ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.

Развивающая среда всегда меняется постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, музыкального и физкультурного залов, и более динамичной – при оформлении зала, групповой, вестибюля на какой-то конкретный праздник, досуговое мероприятие, на время постановки сказки.

Еще более динамичной является развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному духовному общению.

Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Горбушина 09/373зД

 
DinaДата: Суббота, 15.05.2010, 00:49 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Предметно-игровая среда групп нашего Детского сада №518 г.Москвы организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.
Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.
В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе.
Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы: принцип открытости; гибкого зонирования; стабильности-динамичности развивающей среды; полифункциональности; принцип открытости реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего "Я".
Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. В ЦЕНТРЕ природы в группах дети наблюдают и ухаживают за растениями. Растения, аквариумы позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы. Они учатся слушать журчание воды, рассматривать различные растения и при этом отдыхать. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят рыб. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег), то в старшем, происходит его усложнение.
В дизайн интерьера детского сада включены элементы культуры – живописи, литературы, музыки, театра. В каждой приемной комнате для родителей организуем выставки детского творчества (рисунков, поделок).
Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:
Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах оформлены выставки фотографий "Вот мы какие", семейные альбомы.
Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, рисованием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".
Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, "перерастает" ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.
Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
К сожалению, не во всех группах д/с есть центры уединения, но в кабинете психолога есть комната для релаксации и отдыха, где дети могут в спокойной обстановки полистать книжку, послушать музыку, отдохнуть от коллектива.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувства радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Саитова Д.Р гр. 09/374 зд

Музей «Бабушкин уголок»
В нашем детском саду периодически показываются сказки для детей .И большой популярностью пользуется русская печка. Учитывая интерес детей к русской культуре было решено сделать «Бабушкин уголок».Для этого было выделено место в библиотеки, рядом с музыкальным залом в котором собранны народные игрушки, различная посуда, домашняя утварь, предметы быта, одежда, текстиль ,народные музыкальные инструменты. Всё это лежит в сундуке, и на печке. Дети с удовольствием одевают одежду под старину. Вся старинная утварь используется и на занятиях по развитию речи и в ознакомление с окружающим. В уголке собраны экспонаты народных промыслов (дымковские игрушки, хохломская посуда, городецкая роспись, изделия из соломки, самодельные тряпочные куколки)
Подобраны тематические игры, например: набор “Родничок”, в который входят несколько развивающих игр:
1. Предметы народного быта.
2. Наряди матрешку.
3. Ремесла на Руси и другие .

“Бабушкин уголок ” выполняет важные задачи: Даёт и закрепляет знание предметов народного быта. Формирует интерес к быту русского народа. Развивает внимание и память. Воспитывает активность и выдержку.
Саитова Д.Р гр. 09/374 зд

 
Форум » Наш форум » Предметно - развивающая и игровая среда детского сада » ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИ (ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИ)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.