Детский сад настоящего:

Вторник, 30.05.2017, 06:26
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Проблемы формирования звуковой культуры речи - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Дистанционные мероприятия » Познавательно-речевое развитие детей: проблемы и перспективы » Проблемы формирования звуковой культуры речи (Методика работы по воспитанию ЗКР у дошкольников)
Проблемы формирования звуковой культуры речи
LilaДата: Четверг, 12.12.2013, 23:33 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Короткова Л.В. гр 12/371-з
Методика работы по воспитанию ЗКР в ходе овладенияязыком детьми дошкольного возраста.1.    Типичныефонетические особенности речи дошкольников и содержание обучения.   К трем годам дети в основном овладеваютзвукопроизношением. Однако их речь еще несовершенна в фонетическом отношении.Ееособенности:•      Общая смягченность ( зюк - жук,сюба-шуба, неть- нет).•        Замена заднеязычных звуков К,Г переднеязычными– Т,Д ( тутолка вместо куколка,  дуси
вместо гуси)•        Значительная часть трехлетних детей неумеет произносить шипящие звуки, чаще всего заменяя их свистящими ( сапка,
коска, зук).•        Не умеют произносить звук Р ( пропускили замена его)•        Искажают звук Л.   Овладение правильным произношением в младшемвозрасте затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и
фонематического слуха. У детей пока еще отсутствует сознательное отношение к
несовершенствам своего произношения. Но положительным фактором является большая
подражательность, стремление детей к игровым действиям, эмоциональность при
восприятии звуков.    Поэтому при проведении занятий не ставитсяучебная задача: в этом возрасте детям не говорят, что они будут учиться произносить
тот или иной звук. С детьми просто играют, то есть, все занятия проводятся в
игровой форме.Содержаниеобучения ( задачи):•        Преодоление общей смягченностипроизношения•      Воспитание правильной артикуляции ивнятного произношения гласных звуков А,У,И,О,Э•        уточнение и закрепление произношениясогласных звуков П,Б,М,П,Д,Н,К,Г,Ф,В•        произношение свистяших звуков – С,З,Ц.Детисреднего дошкольного возраста овладевают произношением всех звуков родного
языка, в том числе и трудными в артикуляционном отношении звуками. Но для них
характерна неустойчивость произношения, когда в одном звукосочетании ребенок
правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Наблюдается и так
называемое «переупотребление звука», когда ребенок вместо правильного звука
ребенок произносит вновь усвоенный – шлон, шобака.   В этом возрасте у ребенка формируетсяосознание своих произносительных умений. Под влиянием обучения большинство
детей начинает правильно оценивать произношение товарищей и свое собственное.    И на занятиях детям уже ставится учебнаязадача: « мы будем учиться произносить звук Ж, а для этого нужно уметь вытянуть
губы дудочкой и т.д.Содержаниеобучения:•        закрепление произношения гласных исогласных звуков•        отработка произношения свистящих,шипящих и сонорных ( Р,Л) звуков.    Дети к 5 годам должны научиться произноситьвсе звуки родного языка. Однако у части дошкольников в возрасте пяти лет
наблюдаются дефекты в произношении свистящих, шипящих и особенно сонорных Р,Л.Встаршем дошкольном возрасте у части детей еще окончательно не сформированы
трудные в артикуляционном отношении звуки ( шипящие и Р). Процесс становления
этих звуков даже при условии целенаправленного систематического обучения идет
медленно, так как навык неправильного произношения становится более прочным.   Однако к старшему дошкольному возрасту удетей развиваются способность е самоконтролю, осознание несовершенства своей
речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в
обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер.
Ребенок начинает критически относиться к своему произношению, осознает его
дефекты, смущается из-за них. Поэтому иногда заменяют в речи слова с дефектным
звуком теми, где он отсутствует – «Скажи РЫБА – селедка».Содержаниеобучения:•        совершенствование произношения звуков•        умение различать и правильно произноситьсмешиваемые звуки, дифференцировать звуки С-З,С-Ц,С-Ш,Ш-Ж,Ч-Ц,Ж-З,Л-Р.•        Основное внимание уделяется развитиюзвукового анализа( вычленение в словах и фразах нужных звуков, называние слов с
заданным звуком), определению места звука в слове ( начало, середина, конец).2.    Этапыработы над звукомI этап.Уточнение движений артикуляционного аппарата (без произношения звука).   При произношении тех или иных звуков органыартикуляционного аппарата работают по-разному: при произношении одних звуков,
нужно широко открыть рот – ААА. При произношении других звуков растянуть губы в
улыбе – ИИИ.    Поэтому работу над звуком мы начинаем стого, что готовим органы артикуляционного аппарата к произношению того или
иного звука. Для этого воспитатель проводит игровые упражнения. Упражнения
должны быть игровыми, потому что основная работа над произношением звуков
проходит с малышами. А в младшей группе перед детьми не ставится учебная
задача: они должны играть. А – открыть ротик, как врачу или как птенчики
открывают ротик, чтобы мама-птичка положила им корм.   У – Я умею вытягивать губы и складывать ихдудочкой. А вы? Попробуйте.  И – мои губы
умеют улыбаться, а ваши? Покажите. Можно использовать сказку о Веселом Язычке:   Жил на свете Веселый Язычок. Он жил в своемдомике. А домик этот – рот. Домик открывается и закрывается. Вот так!   Язычок то выбегает из домика, то прячется.Опять выбегает и вновь прячется. ( Педагог предлагает  детям 2-3 раза выпустить Язычок из домика и
спрятать его, затем продолжает).   Язычок всему хочет научиться. Увидел, каккотенок лакает молоко, и тоже стал лакать. Вот так! Покажите, как он это
делает.  Когда мы подготовили артикуляционный аппаратк произношению того или иного звука, переходим ко второму этапу.IIэтап.Произношение изолированного звука.   Звук произносится многократно. Чтобы детямбыло интересно, воспитатель связывает произношение звука с тем или иным
образом, с различными шумами.У– гудит паровоз, ветер. Ж – жужжит жук. З – звенит комар С – льется водичка Ш –
шуршат литься, ползет змея.   Воспитатель сначала показывает, как нужнопроизносить этот звук. Затем дети повторяют звук хором и индивидуально.
Воспитатель вызывает для индивидуального произношения тех детей, кто произносит
звуки плохо. « А еще любит Язычок петь разные песенки.Особенно нравится ему песня маленько Аленушки. ( показывает детям Алёнушку –
малыша в ползунках). А-а-а-а – поет язычок Алёнушке.   И малышка открывает рот, широко открывает,вот так и тоже начинает петь: а-а-а. Как поет Аленушка? А теперь песню Аленушки
пропоет только Оля, потом Катя. А теперь все вместе.   А сейчас мы будем петь песенку А-а-а итянуть длинную-длинную ниточку. Вот так.. ( Вытягивая руки вперед на уровне
груди и плотно смыкая большие и указательные пальцы обеих рук, как будто держат
нитку, педагог громко произносит а-а-а, а потом предлагает вытянуть ниточки
детям.   Итак, мы подготовили артикуляционныйаппарат, произнесли  звуки. Переходим к
следующему этапу.IIIэтап. Произношение звука в словах.    Чтобы детям было интересно, воспитательподбирает игрушки, предметы, предметные картинки, в названиях которых есть
нужный звук. Если это звуки гласные, нужно, чтобы они были в ударном слоге:
тогда этот звук можно протянуть, интонационно выделить. Дети повторяют за
воспитателем слова с заданным звуком, называя игрушки и картинки.Песенкаа-а-а слышится, когда лает пес Арапка ( показ игрушки. Вот он как его зовут?
А-а-ф, а-а-ф – лает Арапка. Как он лает? Песенка а-а-а слышится, когда крчит гусь:гаа-гаа-гаа. Как он кричит? Когда квакает лягушка: кваааа-квааа-квааа. Как
квакает лягушка. Танечка, а теперь ты поквакай, Коля, Маша. А теперь все
вместе.IVэтап. Закрепление произношения звука в речи (во фразе).     Воспитатель подбирает речевой материал: игры,потешки, стихи, в которых часто встречается необходимый звук. При повторении
этого речевого материал звук произносится при необходимости утрированно.     Сейчася сварю нашей малышке манную кашку. Что сварю? ( хоровой и 2-3 индивидуальных
ответа). Какую кашку? Кашка сладкая?( Сладкая). А теперь испечем Аленушке
оладушки.Ой,ладушки-ладушки, Испечем оладушки! На окно поставим, Остывать заставим.Понравилась Аленушкепесенка. Хочет еще раз послушать. Помогайте мне тихонечко.( Дети повторяют за
воспитателем Алена устала. Ей спать пора. Давайте негромко споем ей
колыбельную: Баю-бай, баю-бай ( Повторяется всеми детьми 2-3 раза).  3.
 
Форум » Дистанционные мероприятия » Познавательно-речевое развитие детей: проблемы и перспективы » Проблемы формирования звуковой культуры речи (Методика работы по воспитанию ЗКР у дошкольников)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.