Детский сад настоящего:

Суббота, 20.04.2024, 02:40
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Дети выбирают... - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Наш форум » Психолого-педагогическая мастерская » Дети выбирают... (личностно-ориентированный подход ( гуманистическая педагоги)
Дети выбирают...
N@DYAДата: Воскресенье, 04.04.2010, 23:40 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
(из опыта работы Центра развития – детского сада № 323 Красноярска)

Личностно-ориентированный подход все более стремительно завоевывает дошкольное образовательное пространство. Значимость такого подхода очевидна для всех сторонников гуманистической педагогики.
Центр развития ребенка – детский сад № 323 Красноярска воплощает в жизнь идею личностно-ориентированного подхода уже более десяти лет. Его реализации способствует создание в детском саду особой среды, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка. Такая среда дает детям возможность эффективного личностного развития и удовлетворения своих потребностей и интересов. Важнейшими условиями среды являются богатое предметное окружение, организация специальных «зон творчества», индивидуализированная система воспитания и развития детей в детском саду, наличие в штате педагогов дополнительного образования.
Создание атмосферы, ориентированной на индивидуальность ребенка, обеспечивается как через использование форм, методов и приемов, уже апробированных в российской образовательной практике, так и через наши авторские технологии. К их числу относится такая форма работы с детьми старшего дошкольного возраста, как занятие, условно названное авторами статьи «Выбор». На их взгляд, это удачная педагогическая находка и, если можно так сказать, демократическая форма организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Такое необычное занятие было придумано в стремлении предоставить каждому ребенку реальную возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в интересующих его видах деятельности. Другими словами, коллектив д\с №323 ПРЕДОСТАВИЛ РЕБЕНКУ ВЫБОР.

Что представляет собой занятие «Выбор»?

Суть идеи в том, что раз в неделю, в определенное время, каждый ребенок в группе самостоятельно решает, на какое занятие он сейчас пойдет, т.е. сам выбирает тот вид деятельности, которым будет заниматься в данный момент: танцевать, петь, играть на музыкальном инструменте, рисовать, лепить, играть в интеллектуальные или спортивные игры, мастерить, вышивать и т.д.
Сделав выбор, ребенок «сообщает» об этом педагогу, прикрепляя свою фотографию на цветок, обозначающий тот или иной вид деятельности, на специальном стенде. По мере заполнения стенда фотографиями определяются группы детей, решивших пойти на то или иное занятие. В назначенное время дети идут в музыкальный, танцевальный, спортивный залы, изобразительную студию, творческие мастерские, где вместе с педагогами дополнительного образования погружаются в процесс творческой деятельности. Через 30 минут, возвратившись в группу, они с гордостью делятся с ровесниками и воспитателями своими впечатлениями и достижениями.

Поначалу в связи с «миграцией» детей у коллектива д/с возникла проблема: состав и количество их каждый раз менялось, поэтому, к примеру, начинать разучивание новой песни или танца не было смысла. Стало ясно: планировать занятие «Выбор» и выстраивать какую-либо перспективу бессмысленно и невозможно в принципе. Перепробовав различные варианты как подхода к этой проблеме, так и проведение занятий, сотрудники пришли к выводу: «Выбор» идеально подходит для организации и стимулирования импровизированной творческой деятельности ребенка. Поэтому содержание занятия «Выбор» не планируется, полагаются исключительно на творческий подход.
В течение пяти лет наблюдая за становлением и развитием нового направления деятельности, педагоги поняли: ребенок неосознанно «подсказывает» им, как надо его учить. Дети открыли новый смысл процесса обучения – РЕБЕНОК МОЖЕТ ОБУЧАТЬ СЕБЯ САМ, опираясь на свой творческий потенциал; причем процесс приобретения навыков и умений при таком способе обучения идет гораздо быстрее, эффективнее и незаметно для самого ребенка.
Педагогу нужно уметь:
• Не мешать ребенку творить;
• Быть рядом с ним в этом процессе;
• Принять и понять его позицию;
• Довериться ребенку в минуты его творческого поиска;
• Самому быть творцом;
• Бережно относиться к результату детского творческого труда.
В начале работы, детям на выбор были предложены шесть видов деятельности: рисование, лепка, художественный труд, музыка, хореография, физкультура. Был предусмотрен и такой выбор – «остаться в группе». Расчет был на то, что предлагаемые варианты выбора смогут в полной мере удовлетворить интересы детей. Однако дети «заставили» пересмотреть эту позицию. Наступил момент, когда – неожиданно для всех – дети самостоятельно расширили рамки выбора. Психолог и логопед были приятно удивлены неожиданному появлению нескольких детей в своем кабинете: «Здравствуйте, мы к вам на «Выбор» пришли». Это стало уроком – мы, взрослые, считаем, что больше ребенка знаем о его потребностях и интересах, а ребенок оказывается, сам чувствует и знает, что ему нужно. Поэтому в перечень выборных занятий с радостью были добавлены «Интеллектуальная и речевая гимнастика».
Вместе с тем существует серьезное противоречие между желанием детей и нормами, которые регламентируют деятельность ДОУ. Педагоги Центра развития – Д\с №323 указывают на то, что не могут удовлетворить интерес детей к такому занятию , как плавание, поскольку существует инструкция по организации занятий в бассейне, предусматривающая жесткие ограничения.

Каковы же отличительные особенности занятия «Выбор»?

• Творческое начало, которое несет в себе сама идея такого занятия.
• Импровизационный характер занятия.
• Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.
• Отсутствие критики результата творческого труда.
• Партнерские взаимоотношения педагога и ребенка.
• Атмосфера эмоционального подъема.

Почему дети полюбили занятие «Выбор»?

Потому что там они «играют первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели. Приветствуется любая инициатива ребенка – он может максимально реализовать свои интересы. ДЕТИ ДЕЛАЮТ ТО, ЧТО ХОТЯТ, А НЕ ТО, ЧТО ТРЕБУЕТ ОТ НИХ ПРОГРАММА.
На занятиях царит атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
На занятии «Выбор» нет шаблонов – ребенок чувствует себя творцом. Сочиняет ли он песенку, строит ли дворец для Золушки, придумывает ли танец веселого мышонка – все это он делает так, как захочет, как ему подсказывает его творческое начало. Он получает максимум удовольствия даже от того, что может реализовать свой выбор.
Занятие «Выбор» стало для детей моделью взаимодействия с окружающим миром. Постепенно сотрудники коллектива Д/с №323 заметили, что опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятии, дети стали «транслировать» в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, другие занятия.
« Выбор» помог ребенку быть более свободным и открытым, дал возможность самоутвердиться и самореализоваться, развил чувство ответственности, собственной значимости, повысил самооценку, позволил понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность. А самое главное, у него ЕСТЬ ПРАВО НА ВЫБОР.

От себя, хочу надеяться, что опыт работы сотрудников Центра развития – Детского сада № 323 г. Красноярска будет кому-то полезен.

Крынцылова И., Шапоренко О., Дети выбирают… / Дошкольное воспитание №1 2006

Колдаева Н. 09/372 - З

 
Форум » Наш форум » Психолого-педагогическая мастерская » Дети выбирают... (личностно-ориентированный подход ( гуманистическая педагоги)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.