Детский сад настоящего:

Вторник, 17.10.2017, 18:19
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Как развивать коммуникативные способности - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Наш форум » Психолого-педагогическая мастерская » Как развивать коммуникативные способности (Старший дошкольный возраст)
Как развивать коммуникативные способности
N@DYAДата: Среда, 21.04.2010, 12:03 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка происходит в дошкольный период детства и зависит прежде всего от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития. По мнению Т.Д.Марцинковской, погашение таких негативных явлений в поведении, как агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность, зависит и от своевременной помощи, и от полноценности развития ребенка в период дошкольного детства.
Как известно, эмоциональное общение взрослого с ребенком (до 1 года) закладывает в нем чувство базового доверия (или недоверия) к людям, к окружающему миру. Интерес к общению и коммуникативная избирательность с возрастом постоянно увеличивается: до 3 лет ребенок концентрирует внимание на общении с близкими взрослыми; в 3-4 года уже обращает внимание на своих сверстников, легко меняет партнеров по игре; в 6-7 лет начинает дружить с определенными детьми – с теми, кого трудно заменить в игре. В игровой деятельности – в групповой иерархии – формируется его половая матрица поведения, самооценка, статус: появляется возможность оценить себя и сравнить свои возможности с возможностями партнеров.
А как оценивает статус ребенка в группе педагог? В основном он ориентируется на дисциплинированность, успешность развития своего воспитанника. Как считает Т.Д.Марцинковская, наиболее важные качества, отличающие популярных детей от непопулярных, от тех, кого отвергают сверстники, кто в общении пытается доказать свое превосходство, защищая свое Я, - не интеллект, не организаторские способности, а те качества, которые обычно называют нравственными: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить. Как определить статус ребенка в групповой иерархии сверстников? Чтобы не ошибиться, можно прибегнуть к адаптированным для дошкольников индивидуальным социометрическим методам. Один из них, к примеру, «Два домика». Ребенку показывают рисунок, на котором изображены домики – большой, красивый, красного цвета и маленький, невзрачный, черный, - и просят представить, что оба домика, и красный, и черный, принадлежат ему. В этой связи он должен подумать: кого из группы можно пригласить в красный домик, а кого поселить в черный? Не забыл ли кого? Не изменит ли свое решение?
Другой пример – «Капитан корабля». Ребенку показывают игрушечный кораблик или рисунок, на котором изображен корабль, и спрашивают, кого из группы, если он исполняет роль капитана, взял бы к себе в помощники? Кого пригласил бы на корабль в качестве гостя? Кого оставил на берегу?
Индивидуальные социометрические методы адресованы тем детям, кто отличается эгоцентричностью, драчливостью, агрессивностью, кто гиперактивен, кто перенес стресс или получил негативный опыт общения, кто отличается аутичностью.
Можно прибегнуть и к другим упражнениям, цель которых – развивать коммуникативные навыки. Обычно упражнения эти делятся на парные и групповые. Парные упражнения способствуют «расширению» открытости по отношению к партнеру – умению чувствовать и принимать его. Групповые – дают навыки взаимодействия в коллективе детям малообщительным, замкнутым, зависимым, тем, у кого занижена самооценка, нарушено поведение, кто страдает страхами.

Парные упражнения.
« Приветствие». Дети, разбившись на пары (по ходу игры могут поменять несколько партнеров), по команде воспитателя быстро здороваются друг с другом или протянув руки (правую руку к правой руке), или носом к носу, или пяткой о пятку, или бедром о бедро, или спиной о спину, или ухом об ухо.
«Насос и надувная кукла». Один ребенок, расслабленно лежа на полу, изображает надувную куклу, из которой выпущен воздух. Другой как бы с помощью насоса ритмично накачивает куклу воздухом: наклоняется вперед, произнося на выдохе звук с-с-с. Кукла постепенно «наполняется» воздухом – фигура распрямляется, выравнивается, затем снова «сдувается». После этого игроки меняются ролями.
«Танцы противоположности». Под ритмичную музыку пары изображают танец, но один танцует, весело подпрыгивая, другой – грустно вальсируя. Через 1-2 минуты игроки меняются ролями.
«Ладонь в ладонь». Пары, прижав ладони друг к другу, двигаются по комнате, в которой установлены различные препятствия. Основная цель: преодолеть препятствия, не разъединяя ладоней.
«Сиамские близнецы». Партнеры встают как можно ближе друг к другу. Воспитатель обматывает партнеров бинтом: правую руку одного с левой рукой другого (аналогичным образом можно забинтовать и ноги). Задание: пройтись по комнате, или станцевать, или сто-то нарисовать. Для оживления упражнения одному из партнеров можно завязать глаза.
«Мост дружбы» По предложению педагога дети, составив пары, сначала придумывают и показывают, например, мостик – соприкасаются головами или ладонями, затем строят мостик втроем, вчетвером и т.д., до тех пор пока находятся желающие. Заканчивается упражнение тем, что дети, взявшись за руки и подняв их вверх, изображают мост дружбы.

Групповые упражнения.
«Давайте поздороваемся». Играющие по сигналу ведущего (воспитателя) хаотично двигаются по комнате, здороваясь со всеми, кого встречают на пути. Один хлопок ведущего означает: следует поздороваться за руку, два – плечами, три – спинами.
«Бездомный заяц». Игроки, образовав круг, выбирают охотника и бездомного зайца. Остальные – зайцы – входят в домики – обручи, выложенные по кругу. По команде воспитателя «Раз, два, три! Зайца лови!» охотник отправляется на поиски. Где может спрятаться заяц? В любом обруче, но тогда роль бездомного зайца переходит к хозяину домика. Если охотник поймал зайца, они меняются ролями.
«Птенцы». Играющие, образовав круг, выбрав птицу-маму, птицу-папу, предлагают им выйти из комнаты. Затем выбирают пятерых птенцов. В ожидании родителей птенцы опускают голову на руки. В чем суть упражнения? Услышав, что родители вошли по приглашению ведущего (воспитателя) в комнату, один из птенцов, не поднимая головы, начинает пищать. Задача родителей – определить: кто это? Игра продолжается до тех пор, пока не опознаны все птенцы. При повторе игры роли птенцов можно заменить на роли котят, ягнят и т.д.
«Танец пяти движений». По предложению воспитателя дети изображают последовательно:
• Течение воды – плавные, мягкие движения;
• Переход через чащу – резкие, сильные, четкие движения;
• Сломанную куклу – потряхивающие, незаконченные движения;
• Полет бабочек – изящные, нежные движения;
• Покой – стояние без движения, слушание своего тела.
На каждое упражнение отводится по минуте.
«Пчелки». Изображая пчелок, дети, «летая», громко жужжат. По сигналу ведущего (воспитателя) «Ночь!» пчелки, присев, замирают; по сигналу «День!» - просыпаются и снова «летают», громко жужжа.
«Дракончик». Дети стоят друг за другом, крепко держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Основная задача – изловить хвост дракона. Если дракон не поймает свой хвост за определенное время, «голову» заменяет другой ребенок.
«Паровозик». Дети выстраиваются друг за другом, держась за пояс впереди стоящего; у всех, кроме первого игрока, глаза закрыты. Первый, паровозик, начинает движение и тащит за собой вперед вагончики извилистым путем. По команде ведущего (воспитателя) поезд останавливается. Первый ребенок уходит в хвост состава, чтобы дать возможность следующему исполнить роль паровозика. И так до тех пор, пока все участники не исполнят роль паровозика.
Примечание. Анализируя по окончании ход упражнения, воспитатель задает вопрос каждому участнику , например: «Какую роль тебе было интересно исполнять? Почему?», Кто из ведущих вызвал у тебя доверие? С кем чувствовал себя в безопасности? Почему?», «Кто из паровозиков шел слишком быстро? Кто старался подобрать темп движения, удобный для сего состава? Кто останавливался, чтобы подождать остальных?»
«Зеркало». Одна часть игроков образует круг – это невозмутимые зеркала, отражающие того, кто в них смотрится. Другая группа по одному, смотрясь в каждое зеркало, обходит круг. Если зеркало не выдерживает, смущается, начинает смеяться, игроки меняются ролями. Причину, по которой вдруг возникает необходимость посмотреть в зеркало, объясняет воспитатель, например: «Утром, проснувшись, ты пошел в ванную комнату умываться: чистишь зубы, причесываешься»; «В глаз попала соринка. Посмотри внимательно в зеркало, слегка оттянув нижнее века»; « У тебя болит горло, и ты, смотря в зеркало, пытаешься понять, воспалено ли оно»; «Представь, что у тебя хорошее настроение и ты, стоя у зеркала, просто гримасничаешь, а ты любуешься собой».
«Скала». Игроки, сидя (или лежа) на полу, принимают различные позы, держась друг за друга (как бы за скалу). По команде ведущего (воспитателя) «Скала готова? Замри!» один из игроков – альпинист проходит осторожно перед скалой – вдоль обрыва (обозначен на полу условной линией). У альпиниста, шагающего по выступу, есть возможность держаться за скалу. В роли альпиниста должны выступать все дети.
«Комплимент». Дети, сидя на полу, образуют круг. Задача игроков – сказать соседу справа (или слева) фразу, которая начинается словами: «Мне нравится в тебе…». Цель упражнения: помочь ребенку со стороны увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что его принимают партнеры по игре.
«Путаница». Дети, стоя, взявшись за руки, образуют круг. Водящий выходит из комнаты или отворачивается. Не отпуская рук, игроки «запутывают» круг, который водящий должен «распутать».
«Принц на цыпочках». Дети, стоя, образуют круг. Принц (или принцесса), неслышно шагая, на цыпочках подходит к одному из игроков, легко дотрагивается до кончика его носа и направляется к следующему. Тот, до кого дотронулся принц, следует за ним также бесшумно и с достоинством – ведь теперь он составляет свиту принца. Свита увеличивается до тех пор, пока в нее не войдет последний участник. Вот тогда принц, разводя руки, оборачивается к свите со словами: «Благодарю вас, господа!». Игроки возвращаются на свои места.
«Совместный рисунок». По заданию воспитателя дети совместно на листе ватмана рисуют (карандашами, мелками) или рыцарский замок, или море, или поляну, усыпанную цветами. Если группа сплоченная, можно предложить рисование красками не кисточками, а пальцами. Для каждого пальца правой и левой руки подбирается определенный цвет.
Фотография. Воспитатель показывает детям фотографию, на которой изображен человек с определенным настроением. Один из участников воспроизводит заданную ему фразу той интонацией (мимикой и жестами), что соответствует фотографии. Дети оценивают правильность выполнения задания.
«Имя». Игроки, сидя, образуют большой круг. Первый участник произносит свое имя и делает какое-то движение руками, ногами или телом. Вся группа хором повторяет его имя и сделанное им движение. Затем ход игры передается соседу справа или слева.
«Добрые волшебники». Дети, сидя, образовав круг, слушают рассказ воспитателя: «В одной стране жил злой волшебник. Он мог заколдовать любого ребенка грубым словом. И тогда ребенок этот переставал смеяться, внезапно преображаясь в недоброго, злого человечка. Расколдовать несчастного мог только добрый волшебник добрым, ласковым обращением, добрым, ласковым словом. Посмотрим, есть ли у нас в группе заколдованные?»
Обычно дети охотно берут на себя роль заколдованных. Воспитатель выбирает их из числа тех, кто непопулярен или отличается агрессивностью, и просит добрых волшебников помочь им ласковым словом. Соблюдая очередность, добрые волшебники подходят к заколдованным детям, «одаривая» их добрым именем и добрыми словами.
«Волшебные очки». Игру-упражнение начинает воспитатель. Обращаясь к детям он сообщает: «В этой коробке (показ) хранится некий сюрприз. Какой? Сейчас узнаете… (Вынимает очки.) Очки эти волшебные. Тот, кто их надевает, видит в окружающих его людях только хорошее.
И даже те положительные качества характера, которые они порой скрывают от всех. (Надевает очки.) Ой, какие вы все красивые, веселые. Искренне смотрите на меня… (Подходит к каждому ребенку и называет какое-либо его достоинство: хорошо рисует, конструирует, лепит, декламирует, поет и т.д.) Но вы, конечно, тоже хотите примерить эти очки? Пожалуйста. Для этого вам нужно только одно: внимательно рассмотреть своего соседа». Если кто-то при выполнении упражнения затрудняется, воспитатель приходит на помощь.
«Чаша доброты». Игру-упражнение ведет воспитатель. Обращаясь к детям, он предлагает: «Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте, что перед вами на столе любимая чашка… Мысленно наполните ее до краев своей добротой. А теперь представьте, что рядом стоит чужая чашка, но пока пустая. Отлейте доброты в эту чашку из своей. Не жалейте! О, ваша чашка опустела! Добавьте вновь доброты. Все дело в том, что, будучи добрым человеком, вы можете делиться этим качеством, и ваша чашка всегда будет полной. Вот поэтому откройте глаза и спокойно, уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!».

По материалам:
А. Сиротюк. Как развивать коммуникативные способности.
(А. Сиротюк, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии, Тверской областной институт усовершенствования учителей)

Колдаева Н. 09/372 - З

 
phoenixДата: Понедельник, 26.04.2010, 19:21 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Репутация: 0
Статус: Offline
По данной проблеме мне кажутся интересными тесты предложенные в журнале «Дошкольная педагогика» кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дошкольной педагогики, Тольяттинского государственного университета, Самарской области, Е. Акуловой.

Тесты на выявление коммуникативных особенностей.
(для работы в подготовительной к школе группе)

Как определить желание ребенка общаться и устанавливать контакты.

Для этой цели предлагается следующий вариант.
Материал: доска дежурств с прорезями; фотографии детей; список группы, обозначенный условными знаками (знаки можно передвигать – они вставляются в прорези рядом с фотографиями детей), листы бумаги для протокола на каждого ребенка, где записано его имя, фамилия, дата, и где фиксируется число контактов – как положительных, так и отрицательных, т.е. не приведших к результату. На основе процентного соотношения делается вывод об уровне общения – высокий, средний, низкий.
На индивидуальное обследование детей отводится два-три дня. Желательно сначала привлекать детей с более высоким уровнем развития, тогда другим станет понятно, что нужно делать, какие задавать вопросы.
Ход обследования.
Во время свободной деятельности воспитатель вызывает ребенка и просит его подобрать к фотографиям соответствующие обозначения: «Пожалуйста, помоги мне разложить картинки на доске дежурств. Мне кажется, что они расставлены неправильно. Для этого тебе надо расспросить тех детей, чьи фотографии ты видишь на доске. Если укажут ошибку, исправь». (Если ребенок отказывается, воспитатель не настаивает.)
Обработка данных.
По окончании обследования подсчитывается число положительных результатов, занесенных в протокол.
Далее: баллы, заработанные каждым ребенком, переводятся на соответствующий его действиям уровень: высокий – от 70% выбора, средний – от 25% выбора, низкий – до 25 % выбора.

Как определить способность ребенка вступать в контакт, смело действовать при взаимодействии со взрослыми (социальная смелость).

Для данного обследования предлагается следующий вариант.
Материал: по два листа бумаги для протоколов на каждого ребенка, где записывается его фамилия, имя, дата. Один протокол получает тот взрослый, к кому будет обращаться ребенок, другой остается у воспитателя, куда он заносит все действия ребенка, начиная с принятия им задания и заканчивая содержанием второго протокола. На индивидуальное обследование детей отводится два-три дня. Педагог заранее предупреждает коллег, согласившихся принять участие в эксперименте: следует не только выслушать ребенка, но и задавать встречные вопросы, отвечать на поставленные.
Ход обследования.
Педагог собирает всю группу и спрашивает, например, кто пойдет к медицинской сестре и спросит ее от имени воспитателя, можно ли сегодня, в эту непогоду пойти на прогулку. (В протоколе фиксируются фамилии всех, кто изъявил желание.) Аналогичное задание, но другого содержания и обращенное к другому сотруднику получают остальные участники.
Что заносится в протокол.
1.Вызвался выполнить поручение сам ребенок или его попросили; как он отреагировал на просьбу. Здесь важно учитывать следующее:
a)ребенок должен знать, куда и к кому он идет;
b)тот, к кому его направляют, в этот момент находится на своем месте.
2.Как ведет себя второй экспериментатор: поздоровавшись с ребенком, выслушав его, спросив, как зовут, из какой он группы, как зовут педагога, отвечает на поставленный вопрос. После того как ребенок уйдет, дословно записывает ход встречи.
По возвращении ребенка в группу воспитатель спрашивает, как прошла встреча.
Обработка данных.
Высокий уровень: ребенок сам вызвался выполнить поручение, передал информацию и ответил конкретно на все вопросы взрослых; выполнил задание, но по поручению педагога.
Средний уровень: ребенок сам вызвался выполнить поручение, но информацию передал не совсем точно.
Низкий уровень: ребенок не изъявил желания, информацию передал неточно; отказался выполнить поручение.

Для работы в старшей и подготовительной к школе группах предлагается следующая группа тестов на выявление коммуникативных особенностей

Как выявить в общении эмоциональную окрашенность, экспрессивность, динамичность (импульсивность).

Обследование проводится по подгруппам – по семь детей – и требует подготовки. Для данного исследования предлагается использовать инсценировку при помощи кукол рассказа В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка».
Цель.
Спровоцировать реакцию детей на действия персонажей – защитить уточку, предупредить ее об опасности. Все наблюдения заносятся в протокол, подготовленный на каждого ребенка, заведенный на каждого ребенка: количество высказываний, в том числе и эмоциональных, быстрота реакции на сложившуюся ситуацию (выступил в числе первых или последним, вместе со всеми или молчал). Все наблюдения заносятся в протокол, подготовленный на каждого ребенка, в графы «Количество высказываний», «Эмоциональная окрашенность», «В числе первых», «Со всеми», «Не высказался».
Обработка данных.
Высокий уровень: ребенок активен, эмоционален, высказывается в числе первых.
Средний уровень: ребенок активен, эмоционален в меньшей степени, высказывается о поступках персонажей вместе со всеми. (Здесь важно: если в ситуации опасности, грозящей уточке во втором или третьем случае, ребенок включается в числе первых, можно считать – уровень высокий.)
Низкий уровень: в ситуацию включается всегда последним или вовсе не реагирует на происходящее действие.

Как определить умение ориентироваться в социальной ситуации и понимать поведение других людей (проницательность)

Данное обследование проводится в два этапа. Первый – чтение сказки братьев Гримм «Заяц и Еж»; второй – индивидуальная беседа по содержанию сказки: ее проводят двое взрослых – один задает вопросы (О чем договорились Еж и Заяц? Кто победил в соревновании? Кто в действительности бегает быстрее? Кто более привлекателен – Еж или Заяц? Почему? Почему Еж обманул Зайца?), второй взрослый записывает ответы в протокол.
Обработка данных
Высокий уровень: ребенок отвечает на все вопросы.
Средний уровень: ребенок принимает, понимает поступок Ежа, но не в состоянии точно охарактеризовать ситуацию.
Низкий уровень:
a)ребенок не понимает сути поступка героя (почему Еж обманул Зайца), но при этом импонирует ему;
b)поступок Ежа оценивает отрицательно.

Как выявить наличие (или отсутствие) потребности поддерживать и одобрять окружающих (самодостаточность)

Материал. Корзинка, листья (осенние или искусственные); бумага; мячи; таблица, включающая список всей группы; протокол на каждого ребенка.
Обследование проводится в форме игры-соревнования в течение недели и в форме индивидуальной беседы.
Игра. Соревнуются дети по двое, выполняя задание, например: «Кто быстрее и больше соберет осенних листьев» или «кто больше соберет мячей в корзину»и т.п. В ходе соревнования пары меняются, но так, чтобы дети не поняли, с какой целью это делается. Группа в ходе соревнования «болеет» за участников. Воспитатель фиксирует победу или поражение соревнующихся, отмечая в таблице знаком «+» или «-». Также отмечается за кого «болеет» группа в графах: «Фамилия, имя», «За», «Против», «Итог».
Обработка данных
В протокол заносятся следующие данные: поражение или победа; есть ли зависимость от окружающих; «болели» ли зрители: радовались победе или огорчались в случае поражения.
Примечание.
Ситуации – проигрыш без поддержки и победа с поддержкой – свидетельствуют: результат зависит от одобрения окружающих.
Индивидуальная беседа. Цель.
Выявить степень зависимости от родителей (использован измененный вариант теста Луизы Дюсс). Примерное содержание беседы: «В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама, птенчик. Сильный порыв ветра сломал ветку, и гнездышко упало на землю. Но папа и мама взлетели на дерево, а птенчик остался на земле – он ведь летать не умел. Как ты думаешь, что с ним станет?» Оптимистичный ответ («Птенчик все же попробует взлететь и так научится летать», «Будет звать на помощь, чтобы кто-нибудь помог ему») свидетельствует: ребенок способен самостоятельно решать возникшие вопросы, умеет находить выход без поддержки.
Ответы полные пессимизма («Он останется на земле», «Попытается взлететь, но не сумеет», «Погибнет во время падения», «Умрет от голода, холода, или его кошка схватит»), говорят о зависимости ребенка от чьей-либо помощи.
Обработка данных
Высокий уровень: в ходе двух обследований не проявлена зависимость от окружающих, обстановка оценена позитивно.
Средний уровень: в первом обследовании зависимость не выявлена, во втором – оценка звучит пессимистично.
Низкий уровень: в ходе двух обследований нет положительных результатов.
Примечание
Если ребенок в ходе первого обследования проявил зависимость от отношения болельщиков, а во втором ответил позитивно, педагог вновь привлекает его к участию в соревновании. В случае повтора ситуации определяется уровень: средний. Если же хотя бы один раз, победа (или поражение) не будет зависеть от отношения болельщиков, определяется высокий уровень.

гр. 09/372-з Цыганова О.В.

Сообщение отредактировал phoenix - Понедельник, 26.04.2010, 19:28
 
Форум » Наш форум » Психолого-педагогическая мастерская » Как развивать коммуникативные способности (Старший дошкольный возраст)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.