Принципы матем-ого образ-я дош-ков в практике раб ДОУ - Страница 3 - Форум
Детский сад настоящего:

Пятница, 09.12.2016, 20:23
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Принципы матем-ого образ-я дош-ков в практике раб ДОУ - Страница 3 - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 3 из 3«123
Форум » Дистанционные мероприятия » Интернет-конференции, семинары и курсы » Принципы матем-ого образ-я дош-ков в практике раб ДОУ (Дистанционный круглый стол)
Принципы матем-ого образ-я дош-ков в практике раб ДОУ
Верочка1049Дата: Пятница, 13.12.2013, 23:50 | Сообщение # 31
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Губанова В.А. 11-471з

Практический опыт пореализации принципов математического образования дошкольников в виде доклада на
круглом столе
    Ребенокочень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства
относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик
поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь.
На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая
закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет; чтобы мяч
дальше катился, нужно его сильнее ударить. И многое, многое другое.
       Источником познания дошкольника являетсячувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт
может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в
нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и
как учить, чтобы обучение было развивающим.
     Обучения дошкольников основам математикиотводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного
обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное
внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более
интенсивным.
       В математике  мы  обучаем детей счету, развитием представлений
о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные
части большое внимание уделяется операциям с наглядным материалом, проведению
измерений с помощью условных мерок, определению объема жидких и сыпучих тел,
развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени,
формированию понимания пространственных отношений.
      На непосредственно образовательнойдеятельности по формированию математических представлений    осуществляем  не только образовательные задачи, но и
решаются воспитательные. Знакомим  дошкольников с правилами поведения,
воспитываем  у них старательность,
организованность, привычку к точности, сдержанн6ость, настойчивость,
целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности.
         Работу по развитию у детейэлементарных математических представлений 
организуем на непосредственно образовательной деятельности  и вне 
непосредственно образовательной деятельности    : утром, днем во время прогулок,
вечером;2-3 раза в неделю. Используем  все виды деятельности для закрепления у детей
математических знаний. Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у
детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов,
об их пространственном расположении; пространственные представления, счетные
навыки, порядковый счет – на непосредственно образовательной деятельности  по музыке и физической культуре , во время
спортивных развлечений. В различных подвижных играх могут быть использованы
знания детей об измерениях условными мерками величин предметов. Для закрепления
математических представлений  широко
используют дидактические игры и игровые упражнения отдельно для каждой
возрастной группы.
        В методической литературе поматематическому развитию общепризнанной является следующая система дидактических
принципов:
         1. Принцип воспитания в развитииматематических представлений.         2. Принцип научности в обученииматематике.         3. Принцип сознательности, активностии самостоятельности в развитии математических представлений.         4.Принцип систематичности ипоследовательности в развитии математических представлений.          5. Принцип доступности в развитииматематических представлений.          6. Принцип наглядности в развитииматематических представлений.          7.Принцип индивидуального подхода кучащимся в развитии математических представлений.Принципвоспитания       Общей целью воспитания в детском садуявляется подготовка к всестороннему развитию личности, способной построить и
защитить общество. Всестороннее развитие личности предполагает умственное и
нравственное развитие, богатую духовную жизнь, физическое и эстетическое
развитие.  Трудовое, нравственное,
умственное, эстетическое и физическое воспитание. При планировании содержания,
средств, методов и форм обучения педагог призван обеспечить решение всего
комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач.
  Принцип научности        В организации занятий по развитиюматематических представлений дошкольников у педагогов имеется много
возможностей показать закономерности процесса познания. Именно поэтому в
процессе обучения основам математике шире должны внедряться проблемное обучение
и разнообразные исследовательские приемы.
         В процессе реализации принципанаучности воспитатель должен соблюдать также принцип доступности, чтобы
содержание, формы и методы обучения учитывали реальные возможности
воспитанников. При этом необходимо учитывать и то, что принцип доступности
предполагает обучение на достаточно высоком уровне трудности. Однако это можно
достигнуть лишь при наилучшем сочетании индивидуальных и коллективных форм
познавательной деятельности дошкольников в обучении.
Принципсистематичности и последовательности        Нельзя овладеть наукой, не изучая ее вопределенной системе. В такой же мере нельзя успешно развивать познавательные и
творческие способности дошкольников без строго продуманной системы их обучения
и воспитания.
         Систематичность в развитииматематических представлений предполагает соблюдение определенной
последовательности в изучении учебного материала и постепенное овладение
основными понятиями дошкольного курса математики.
         Последовательность в обученииматематике означает, что обучение осуществляется в соответствии с правилами обучения:
а) от простого к сложному; б) от легкого к трудному; в) от известного к
неизвестному;г) от представлений к понятиям; д) от знания к умению, от него к
навыку.
 Принципдоступности       Принципдоступности в обучении вытекает из требований учета возрастных и индивидуальных
особенностей детей дошкольного возраста. Данный
принцип лежит в основе содержания всех образовательных программ, дети должны,
прежде всего, изучать те  предметы и явления окружающего мира, которые им
понятны и доступны.
       Принципдоступности требует, чтобы объем и содержание предлагаемого воспитателем
материала были по силам воспитанникам, соответствовали уровню их умственного
развития и имеющемуся у них запасу знаний, умений и навыков.
        Реализация принципа доступности вразвитии математических представлений предполагает выполнение следующих
дидактических условий: а) следовать в обучении от простого к сложному; б) от
легкого к трудному; в) от известного к неизвестному.
        Отсюда следует, что строгое соблюдениев обучении принципа систематичности и последовательности предопределяет
успешную реализацию принципа доступности.
        Принцип доступности в дошкольномобразовании привлекает к себе особое внимание также в связи с проблемой
индивидуального подхода к воспитанникам в условиях массового обучения в детском
саду.
Принципсознательности, активности и самостоятельности      Данный принцип заключается вцеленаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении,
творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач дошкольного
образования, а также из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного
и творческого подхода к изучаемому материалу.
      Реализация принципа сознательности,активности и самостоятельности в обучении предполагает выполнение следующих
условий:
а)соответствие познавательной деятельности детей закономерностям процесса учения;
б) познавательная активность воспитанников в процессе непосредственно
образовательной деятельности; в) осознание дошкольниками процесса приобретения
знаний, умений и навыков; г) овладение детьми дошкольного возраста методами
умственной работы в процессе познания нового.
       Сознательность понимается в дидактикекак овладение учащимися данными науки, учебным материалом, осмысление его, умение
пользоваться полученными знаниями на практике в новых условиях, превращение
знаний в убеждения, в руководство к действию.
 Принципнаглядности     Принцип наглядности вытекает из сущностипроцесса восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала.     Говоря о значении принципа наглядности и оего роли в процессе учебного познания, дидактика утверждает, что наглядность
является исходным моментом обучения основам математических знаний главным
образом в дошкольном возрасте и в младших классах.
Наглядностьприменяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для
развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала.              Средства наглядности используются
на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала воспитателем,
при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении
самостоятельных заданий, при контроле усвоения учебного материала.
         Принцип наглядности, по выражению Я.А.Коменского, является "золотым правилом дидактики". Он требует
сочетания наглядности и мысленных действий, наглядности и слова.
 Принципиндивидуального подхода       Повышение эффективности обучениянепосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого
ребенка. Важной индивидуальной особенностью детей, в том числе и дошкольного
возраста, является их способность к усвоению знаний.
          Следует заметить, что изучение разныхсторон мыслительной деятельности позволило психологам сделать предположение о
том, что не всякое усвоение знаний означает сдвиг в умственном развитии
учащегося. Этот сдвиг происходит тогда, когда обучение обеспечивает овладение
не только содержанием знаний, но и методами, способами их приобретения,
благодаря чему дети могут самостоятельно приобретать новые знания.
        Вразвитии математических представлений дошкольников  невозможно создать в обучении систему, равно
оптимальную для каждого воспитанника. Это обстоятельство привело к
необходимости реализации в обучении принципа индивидуального подхода к каждому
ребенку.
             Таким образом, с учетом всеговышеперечисленного, уверенно можно говорить о том, что прочное и сознательное
усвоение элементарных математических представлений детьми дошкольного возраста
возможно лишь в случае применения в организации непосредственно образовательную
деятельность  по развитию математических
представлений общедидактических принципов. Все принципы взаимосвязаны друг  с другом
 
Svetlana0725Дата: Суббота, 14.12.2013, 00:23 | Сообщение # 32
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Грецова Светлана Владимровна  группа 11/471-з
Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком,
повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы 
дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного преемственного математического образования  дошкольников и младших школьников, определения целей и оптимальных границ образовательного содержания дошкольных программ и их взаимосвязи со школьными программами, обеспечения качества и полноты методического обеспечения этих программ. Главной проблемой педагогов – воспитателей дошкольных образовательных учреждений является на сегодня необходимость реализации этих программ на уровне образовательных технологий.
Посредством математического образования уже в дошкольномвозрасте могут быть заложены предпосылки успешной социальной адаптации личности к ускоряющимся процессам информатизации и технологизации общества, основы необходимой современному человеку математической культуры: математическое образование способствует развитию критического мышления, логической строгости и алгоритмичности мышления, которые во многом определяют успешность и результативность деятельности ребёнка в познании мира вне и внутри себя.
Можно с уверенностью сказать, что без учета принципапреемственности ступеней образования при определении целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования невозможно обеспечить полноценное развитие ребенка, его личностное становление, получение общественно значимого образовательного результата. В этой связи возникает понятие "непрерывное образование", трактуемое как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
Важными для развития системы дошкольного образованияявляются и другие базовые принципы, лежащие в основе современной государственной политики в области образования:
- открытость к общественным запросам и требованиям времени;
- привлечение общества к активному диалогу инепосредственному участию в управлении образованием, образовательных реформах;
- переход на современные образовательные технологии;
- обеспечение доступного качественного образования для всехграждан.
Суть концепции математического образования периодадошкольного детства заключена в идее организации и обеспечения
взаимопроникновения разных видов деятельности, которые помогают ребенку овладевать средствами и способами освоения математической культуры, дают возможность проявлять самостоятельность, реализовывать позицию субъекта в процессе математической деятельности. Организация математического образования на этом уровне должна учитывать объективно существующую синкретичность детской деятельности (Л.С. Выготский). С другой стороны, концепция строится на основе учета «генетической программы, связанной с саморазвитием» (В.И. Бельтюков), когда природа «начинает свою общеобразовательную деятельность с самого общего и кончает наиболее частным» (Я.А. Коменский).  
В настоящее время всвязи с процессами информатизации и технологизации, происходящими в современном обществе, математическому образованию отводится особая роль, так как математика широко используется в современном технологическом обществе. Согласно закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть направлено на решение задач формирования общей культуры личности, её адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ, т.е. содержание образования должно обеспечивать формирование человека для полноценной интеграции в современное общество. Математическое образование уже на дошкольной ступени способно закладывать предпосылки успешной социальной адаптации ребёнка к процессам информатизации и технологизации общества, основы математической культуры. В качестве одного из средств, способствующих формированию таких предпосылок, является умение формулировать, записывать, проверять и исполнять алгоритмы. Поэтому в содержание математического образования детей дошкольного возраста мы включили изучение алгоритмов и формирование у детей алгоритмических умений, так как данный материал почти не рассматривается в современных образовательных программах ДОУ.
Таким образом, доказано, что математическое образованиепериода детства обладает потенциалом реализации адаптационной функции к происходящим в обществе процессам информатизации и технологизации и поэтому является необходимой составляющей процесса формирования культуры растущего человека.
Структура системы математического образования периодадошкольного детства включает следующие взаимосвязанные компоненты: педагогов и детей, закономерности и принципы математического образования, цели и содержание, процессы воспитания и обучения с соответствующими методами и
средствами обучения, проявляющимися в разнообразных организационных формах. Все входящие в систему структурные компоненты имеют свою собственную структуру, отражающую специфику данного вида системы и особенности её функционирования.
Так, структура компонента «педагоги» зависит от состава коллектива педагогов в дошкольных образовательных учреждениях. Идеальным (в смысле результативности функционирования) будет такой компонент «педагоги», в котором каждый воспитатель соответствует главному требованию: педагог должен свободно владеть математическими понятиями и категориями, необходимыми для формирования математических представлений у дошкольников, а также соответствующей методикой и одновременно владеть методами педагогического взаимодействия с детьми, а также средствами педагогического сопровождения процесса адаптации детей к современному информационному обществу. Необходимым условием функционирования системы математического образования является повышение профессиональной компетентности педагогов периода дошкольного детства посредством организации их специальной теоретической и методической подготовки с целью создания условий для реализации математического образования, соответствующего современным тенденциям усиления взаимодействия культуро образующей и рационально-когнитивной составляющих образования.
Математическое образование дошкольников необходимо организовать таким образом, чтобы обеспечить интеграцию математической деятельности ребёнка в его самостоятельную деятельность на основе включения в цели, содержание и формы математического образования адаптационного компонента,
связанного с необходимостью адаптации ребёнка к процессам технологизации и информатизации общества. Данный компонент в структуре содержания выражается через выделение алгоритмической линии, а в рамках организационных форм – через различные виды игр, режимные моменты, связывающие алгоритмическую и практическую деятельность. У ребёнка необходимо формировать представление о взаимосвязанных и последовательных операциях, следует показать ему необходимость использования в самостоятельной деятельности различных видов алгоритмов.
Выделим общие дидактические принципы обучения дошкольников элементам математики.
 a) Принципвоспитывающего обучения.Воспитание и обучение – две стороны единого процессаформирования личности ребенка. Они неразрывны, хотя и нетождественны.
б) Принцип гуманизации педагогического процесса.В основе этого принципа лежит личностно-ориентированная модель воспитания и обучения. При этом главным в обучении должно стать не передача знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения использовать из в жизни, обеспечение чувства психологической защищенности ребенка с учетом его возможностей и потребностей. Другими словами, личностно-ориентированная индивидуализации обучения, создание условий для становления ребенка как личности.
в) Принцип индивидуального подхода Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка,
создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и
каждого ребенка в отдельности.
г) Принцип научности обучения и его доступности.Принцип научности обучения и его доступности означает, что удетей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные,
достоверные математические знания. Представления о количестве, размере и форме,
пространстве и времени даются детям в таком объеме и на таком уровне
конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно, и чтобы эти знания не
искажали содержания. При этом учитывается возраст детей, особенности их
восприятия, памяти, внимания, мышления.
д) Принципосознанности и активности.Одним из важных показателей знаний является их осознанность,осмысленность.Осознанное усвоение учебного материала предусматриваетактивизацию умственных (познавательных) процессов у ребенка.
е) Принципсистематичности, последовательности.Предполагает такой логический порядок изучения материала,при котором знания опираются на ранее полученные.
ж) Принципнаглядности.Данный принцип играет важное значение в обучении детей дошкольного возраста, т.к. мышление ребенка имеет преимущественно наглядно-образный характер.
Итак, в учебном процессе вся система дидактических принципов реализуется одновременно, широким фронтом. При этом следует помнить, что основным, главным является принцип развивающего и воспитывающего обучения. Организация обучения в соответствии с этими принципами обеспечивает качественное, осознанное овладение детьми элементами математических знаний и умений.
 
lara_poppinsДата: Суббота, 14.12.2013, 09:06 | Сообщение # 33
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Круглова Лариса Владимировна, группа 11/471-з.

Математика – это одна из сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. Когда
ведется речь об изучении дошкольниками математики, то имеем в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью.

Математическое образование реализую с такими принципами:
1.      Принцип доступности. Подбираю материал с учетом соотнесения содержания, характера и объема учебного материала с уровнем
развития, подготовленности детей.

2.      Принцип игрового обучения детей дошкольного возраста. Игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию
определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены
в их содержание.

3.      Принцип последовательности. Постепенно повышаю требования.Постоянное и постепенное усложнение игр (по спирали) позволяет поддерживать
деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности.

4.      Принцип индивидуального подхода. Учитываю особенности каждого ребенка, что создает оптимальные условия для развития как
математических представлений, так и других областей. Стараюсь создать условия
для полного раскрытия и проявления способностей ребенка.

5.      Интеграция математического развития. Осуществляю через остальные образовательные области:  коммуникацию, труд, физическую культуру,здоровье, социализацию,  музыку,художественное творчество, чтение  художественной литературы.
6.      Принцип психологической комфортности. Создаю условия, в которых дети чувствуют себя “как дома”, без стрессообразующих факторов, ориентирую детей на успех. Главное - это ощущение радости, получение
удовольствия от процесса познания.


Сообщение отредактировал lara_poppins - Суббота, 14.12.2013, 09:08
 
ПикДата: Среда, 18.12.2013, 20:25 | Сообщение # 34
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Пикулина Т. А. 11/471-3РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВМАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВПринципы (от лат. principium — начало, основа) — этоосновные исходные положения, которыми следует руководствоваться в разных
областях деятельности. Дидактические принципы возникли из обобщения практикиобучения и глубокого теоретического осмысления ее результатов. В педагогике
определилась система основных дидактических принципов, реализация которых в
процессе обучения зависит от специфики учебной деятельности и в каждом
конкретном случае проявляется своеобразно.Одним из главных принципов дидактики в дошкольнойпедагогике является принцип развивающегообучения. Воспитатель должен помнить, что «зона ближайшегоразвития» зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей
детей. Большое внимание в организации обучения должно быть уделено развитию
мышления ребенка, которое проходит путь от практических действий с конкретными
предметами или их изображениями к оперированию понятиями, т. е. к логическим
действиям. Так, при ознакомлении детей с множеством воспитатель организует их
практическую деятельность. Дети действуют с совокупностями (множеством)
однородных предметов: перекладывают, переставляют, накладывают, нанизывают,
обозначают объекты и действия словами. Как следствие этого формируются
представления о большем и меньшем множестве, равномощных и неравно-мощных совокупностях
(красных кружков больше, чем синих; красных и синих кружков поровну и т. д.).
Позже практические действия, которые обеспечивают сравнение, сменяются
проговариванием, обозначением действий словами, а потом процесс сравнения двух
групп объектов возможен в умственном плане, на основе количественного сравнения
с помощью чисел (красных и синих кружков поровну — их по три).Приобретение знаний, а главное — совершенствование ихкачества, развитие мышления и обеспечивают развитие ребенка.Принципвоспитывающего обучения отражаетнеобходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания
ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитывающее обучение характеризуется конкретнойумственной и практической работой детей, которая развивает у них
самостоятельность и привычку к систематическому труду, интерес к знаниям и
стремление к их активному использованию.Обучение элементам математики имеет особое значение ввоспитании познавательной активности детей, т. е. стремления и умения решать
разнообразные познавательные задачи.Современная педагогика как один из ведущих принциповвыделяет принцип гуманизациипедагогического процесса. Принципиндивидуального подхода к ребенкупредусматривает организацию обучения на основе глубокого знания его
индивидуальных способностей, создание условий для активной познавательной
деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.Индивидуальный подход к ребенку осуществляется впроцессе организации как коллективных (занятия по математике), так и
индивидуальных форм работы. При организации работы воспитатель должен опираться
на такие показатели:- характер переключения умственных процессов (гибкостьи стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие
или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);-уровень знаний и умений (осознанность,действенность);-работоспособность (возможность действовать длительноевремя, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);-уровень самостоятельности и активности;-отношение к обучению;- характер познавательных интересов;- уровень волевого развития.На занятиях воспитатель стремится избежать влиянияотрицательных факторов: ребенка, который плохо слышит или видит, лучше посадить
ближе к столу воспитателя; подвижному ребенку, который часто отвлекается от
основного занятия, систематически задавать вопросы, давать ему промежуточные
задания; ребенку, который медленно действует, вовремя помочь, дать наглядный
материал, как бы подсказать ему решение и т. д.Воспитатель должен помнить, что нет единых для всехдетей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого
ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха
в умственном труде.Более результативной будет индивидуальная работа, еслиона предшествует изучению нового материала. Так, за день или за два до занятия
воспитатель говорит ребенку: «Скоро мы познакомимся с новой фигурой. Еще никто
не знает, как она называется, а я тебе сейчас скажу, только ты постарайся
запомнить. Это ромб (конус, треугольник)». Накануне занятия нужно еще раз
напомнить, как называется фигура и чем она отличается от уже знакомых. После
такой подготовки ребенок легче справится с заданиями и, как правило, будет
активным на занятии.В работе с дошкольниками необходимо учитывать также ихэмоциональность, легкую возбудимость, быструю утомляемость, а в соответствии с
этим менять методические приемы и дидактические пособия.Некоторые особенности знаний и умений нередко являютсятипичными для нескольких детей, т. е. характерными для определенной подгруппы.
Например, неумение считать в обратном порядке, составлять задачи по числовому
примеру, работать самостоятельно, планировать свою деятельность, осуществлять
самоконтроль и др. В таком случае воспитатель может организовать работу с
подгруппой детей. В педагогике такой подход называется дифференцированным. Он
не исключает, а дополняет индивидуальную работу с отдельными детьми.Принципнаучности обучения и его доступностиозначает, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути
научные, достоверные математические знания. Представления о количестве,
размере, форме, пространстве и времени даются детям в таком объеме и на таком
уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно и чтобы эти
знания не искажали содержания. При этом учитывается возраст детей (младший,
средний, старший дошкольный), особенности их восприятия, памяти, внимания,
мышления. В процессе усвоения математических знаний и умений дети овладевают
специальной математической терминологией (названия чисел, геометрических фигур,
параметров величины, арифметических действий и др.). Воспитатель должен
помнить, что отдельные слова и выражения, сложные для детей даже старшего
дошкольного возраста, не следует вводить в словарь ребенка. Например, типы
арифметических задач, компоненты арифметических действий, особенности величины
и многое другое. Однако для развития ребенка усвоение сути этих математических
категорий очень важно. Воспитатель передает ребенку их смысл в простой и
доступной форме. Он не называет «типы задач» и вообще не использует этого
выражения, а заменяет его такими: другие задачи, не такие, как мы решали ранее,
задачи, в условии которых есть слова «на один больше (меньше)» и т. д.При этом материал, который изучается, излагается всоответствии с правилами — от простого к сложному, от известного к
неизвестному, от близкого к далекому. Новые знания детям следует давать
небольшими дозами, обеспечивая повторение и закрепление их разными упражнениями
и используя в разных видах деятельности. Сложные программные задачи следует
делить на ряд небольших заданий, планируя последовательность в их усвоении.Принципосознанности и активности в усвоениии применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда
наилучшим образом соединяется активность педагога и каждого ребенка. Одним из
важных показателей знаний является их осознанность, осмысленность.
Осмысленность, понимание материала осуществляется более результативно, если
ребенок принимает участие в процессе усвоения знаний, часто оперирует ими.
Осознанное усвоение учебного материала предусматривает активизацию умственных
(познавательных) процессов у ребенка.Главной задачей обучения элементам математики являетсяразвитие у детей потребности активно мыслить, преодолевать трудности при
решении разнообразных задач. Это неразрывно связано с формированием у них
«стойких» познавательных интересов.Осознанное усвоение детьми знаний предполагаетнепосредственное активное участие в этом процессе воли и чувств. Вот почему,
организуя занятия по математике, воспитатель должен продумывать его содержание
и методику, чтобы усвоение материала осуществлялось на высоком уровне
эмоционально-познавательного отношения к нему.Принципсистематичности и последовательностипредполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания
опираются на ранее полученные. Этот принцип особенно важен именно при изучении
математики, где каждое новое знание вытекает из старого, известного.
Воспитатель распределяет программный материал таким образом, чтобы
обеспечивалось его последовательное усложнение от занятия к занятию, связь
последующего материала с предыдущим. Именно такое изучение материала
обеспечивает прочные и глубокие знания. Отсутствие четкой системы в обучении
прежде всего негативно сказывается на познавательной активности детей, т. к. им
каждый раз приходится встречаться со сложностью установления связей между уже
имеющимися у них и новыми знаниями, умениями. Дети ощущают неуверенность, поэтому
ожидают от воспитателя помощи, подсказки.Принцип систематичности и последовательностиреализуется воспитателями при составлении перспективных и календарных планов. В
обучении весьма важен элемент новизны, он вызывает заинтересованность у детей.
Например, с арифметическими задачами детей знакомят постепенно, на каждом
занятии предусматривается повторение и обязательное сообщение новых знаний.
Так, на первом занятии воспитатель ставит цели: ознакомить детей с сущностью и
структурой арифметической задачи (условие и вопрос), научить решать задачи на
нахождение суммы и остатка путем сложения и вычитания. На втором занятии
повторяются, уточняются знания детей об арифметической задаче; их учат
самостоятельно составлять задачи, опираясь на конкретные действия или
изображения конкретных множеств (задачи-драматизации и задачи-иллюстрации). На
третьем занятии можно предложить детям решение текстовых (устных) задач. При
этом дети выкладывают числовые данные карточками с цифрами и знаками.Исходя из теории поэтапного формирования умственныхдействий, воспитатель создает условия сначала для формирования практических, а
затем и логических операций. Это можно проследить на примере ориентировки в
пространстве.На первых занятиях (подготовительная к школе группа)детей обучают практически ориентироваться в определенном пространстве. Дети
должны определить, откуда исходит звук (игра «Угадай, где звенит»), или найти
по инструкции воспитателя свое место относительно других объектов (упражнение
«Стань на место»). Вследствие этого у детей формируются ориентировочные умения,
понимание пространственного размещения предметов — справа, слева, впереди,
сзади, между и др. Это значительно легче, чем словесное описание своего
местоположения и относительного размещения предметов.Ориентировка в пространстве тесно связана с умениемвыделять и оценивать расстояния. Поэтому на следующем занятии дети тренируются
в оценке расстояния от самого ребенка до какого-либо предмета (объекта) или
расстояния между предметами; понимании перспективы: далеко — близко, дальше —
ближе, на переднем — заднем плане картины и т. д., для рассмотрения
предлагаются сюжетные картинки, карточки, иллюстрации.На следующем этапе решаются задачи, связанные сориентировкой на площади стола, листе бумаги, экране, фланелег-рафе, т. е. в
двухмерном пространстве. На занятиях используются упражнения, например
зрительный и слуховой диктант. Несколько позднее можно провести с детьми
словесные дидактические игры: «Что изменилось?», «Скажи наоборот», «Куда
пойдешь, что найдешь?».Важное значение в обучении детей дошкольного возрастаимеет принцип наглядности. В методике обучения детей математике принципнаглядности тесно связывается с активностью ребенка. Осознанное овладение
элементами математических знаний возможно лишь при наличии у детей некоторого
чувственного познавательного опыта, приобретение которого всегда связано с
непосредственным восприятием окружающей действительности или познанием этой
действительности через изобразительные и технические средства.Использование наглядности в обучении имеет большоезначение при условии единства первой и второй сигнальной систем. Демонстрация
любого наглядного средства сопровождается словом, которое направляет внимание
ребенка на главное (обследование геометрической фигуры и др.). И. П. Павлов
говорил, что нормальный человек пользуется второй сигнальной системой
эффективно до тех пор, пока она правильно соотносится с первой, т. е. с
предметами окружающей действительности или их образами. Слово, обозначающее
реальные предметы и явления, но утратившее связь с ними, перестает быть
сигналом действительности и теряет свое познавательное значение.Для того чтобы знания, приобретаемые детьми, былиотображением действительности, ее настоящей сущностью, а не словесными
формулировками, которые сохраняются в памяти и не имеют никакого
познавательного смысла, необходимо, чтобы они опирались на ощущения.В современной педагогике определилась системадидактических принципов:-Доступность-Наглядность-Последовательность и систематичность-Осознанность и активность-Учет возрастных и индивидуальных особенностей детейВ учебном процессе вся система дидактических принциповреализуется одновременно, широким фронтом. При этом следует помнить, что
основным является принцип развивающего ивоспитывающего обучения.
 
Форум » Дистанционные мероприятия » Интернет-конференции, семинары и курсы » Принципы матем-ого образ-я дош-ков в практике раб ДОУ (Дистанционный круглый стол)
Страница 3 из 3«123
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.