Сенсомоторная игра "Слоги на дороге" для учителей-логопедов - 18 Мая 2016 - Персональный сайт
Детский сад настоящего:

Вторник, 06.12.2016, 22:47
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
На ваш взгляд, какой процент ДОУ вовлечен в систему государственно-общественного управления
Всего ответов: 203
Статистика
















Главная » 2016 » Май » 18 » Сенсомоторная игра "Слоги на дороге" для учителей-логопедов
11:40
Сенсомоторная игра "Слоги на дороге" для учителей-логопедов

Фирма "ВэйТой" в сотрудничестве с кафедрой дошкольной дефектологии Института детства Московского педагогического государственного университета разработала сенсомоторную (подвижную напольную) игру для логопедический кабинетов и центров.

Автор - к.п.н., проф. Н.В.Микляева.

"Слоги на дороге" - удивительное пособие! Это сочетание классики сенсомоторных игр ("двигаясь и играя, обучаемся") и современных технологий обучения произношению и грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.

   

Что могут делать наши "Слоги на дороге"?

-  Позволяют сформировать у ребенка зрительные и слуховые ассоциации на основе символов для поэтапной постановки звуков и обучения правильному произношению.

-  Создают условия для постановки и автоматизации трудных для ребенка звуков в форме игровых обучающих ситуаций, которые моделируются во время слогового чтения (вместе или вслед за взрослым).

-  Позволяют ввести сюжетные физкультурные минутки и динамические паузы в занятия по коррекции звукопроизношения и воспитанию звуковой культуры речи, обучению грамоте.

-  В ненавязчивой форме создают у ребенка мотивацию к изучению букв, поддерживают первые попытки чтения и письма (формируют интерес к обведению контуров букв).

-  В форме игровых соревновательных ситуаций отрабатывают у детей умения и навыки чтения слогов со стечениями согласных.

- Развивают ориентировку на систему дорожных знаков, включают их в опыт двигательной импровизации группы детей, формируют установку на использование в реальной жизни.

 

Подготовка к игре

Играть могут от 2 до 5-7 детей (от 3 до 10 лет) вместе со взрослым. Это может быть учитель-логопед, педагог дополнительного образования или воспитатель, родитель. В их распоряжении

  • 2 игровых поля (первое - со звонкими согласными и гласными, второе - с глухими согласными и гласными, составляющими слоги; каждое поле состоит из 7 горизонтальных "дорог" и 10 вертикальных "дорожек"),
  • 10 карточек с изображениями дорожных знаков (предписывающих, предупреждающих  и др.),
  • 16 карточек с изображениями-символами "полуфабрикатов" для постановки трудных звуков (свистящих (С, Сь, З, Зь, Ц), шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) и соноров (Р, Рь, Л, Ль)),
  • 20 карточек с символами, характеризующими темпо-ритмические характеристики слогового ряда (тихо-громко, быстро-медленно);
  • макет кубика с пиктограммами эмоций для накладывания  интонации на слоговые ряды;
  • 2 набора контурных букв русского алфавита с гладкой и ребристой поверхностью.

Машинки и игрушки для передвижения по игровому полю, кубик с цифрами (точками) для определения количества шагов-"передвижений" по нему, песочные часы или секундомер (таймер) для подсчета "скорости движения" дети и взрослые подбирают самостоятельно.

Игра поместится в игровой комнате. Второй вариант: все полотна легко складываются по вертикали и по горизонтали, сматываются. Можно разрезать каждое по метру на стечения с гласными первого ряда и второго ряда - их можно автоматизировать отдельно с трудными звуками. Тогда вполне реально размещать на 2 соединенных партах в логопедическом кабинете. Третий вариант: как таблицы Зайцева, вешаем на стену - и устраиваем гонки по вертикали или используем сопряженное чтение с лазерной линейкой. Детям тоже понравится.

Знакомство с игрой

Взрослый объясняет правила игры: "На игровом поле написаны слоги. По ним можно проезжать машинкой или проходить игрушкой, делая столько же шагов, сколько выпало на кубике". Чтение при этом осуществляется "глобально", не побуквенно, а всего слога целиком - на основе зрительного восприятия.

 

"Домашний логопед": "секретики" на слоговых дорожках

Ребенку говорят, что среди слоговых дорожек есть места для "секретиков". Они обозначены точками перед слогами. Эти "секретики" сначала нужно разгадать и научиться ими пользоваться, чтобы не "угодить в яму на дороге".

Затем ребенку объясняется, каким образом нужно правильно воспроизвести трудный для него звук или его часть (за три-четыре занятия отрабатывается только один звук, не более). Например.

С - улыбнуться,

1 вариант:

на улыбке сделать язык "горкой" (демонстрируется карточка с изображением горки) и упереться кончиком в нижние зубы, подуть сильной и прохладной струей посередине языка между передними резцами (это движение соотносится с карточкой, на которой изображен ветер);

2 вариант:

показать верхние и нижние зубы, высунуть широкий язык, прикусить его слегка зубами, произнося "Т-т-т" (карточка с изображением пулемета "с глушителем" (глушитель нужен для того, чтобы ребенок произносил звук тихо)), при этом подуть в пузырек, установленный у нижних зубов посередине ("подуй между зубами в щелку"), затем дать удлиненный выдох.

Далее ребенку показывается, как можно "покатать" "найденный" звук на карусели. Вокруг карточки с символом звука (ветерок) выкладываются контурные гласные А, О, У, Ы, Э. Это "карусель". Чтобы ее завести, нужно произнести звук "Ссс!" (это "кнопка, с помощью которой заводится карусель") и соединить его с "кабинкой карусели", в которой "сидит буква" (по очереди со всеми контурами гласных букв). Получается слоговой ряд: "Са! Со! Су! Сы! Сэ!". Потом этот же ряд ребенок воспроизводит на "американских горках", пробегая символом звука или контурной буквой С по верхней дорожке игрового поля.

Затем отрабатывается обратное движение карусели ("Ас! Ос! Ус! Ыс! Эс!") и "американских горок" (в слоговой дорожке на верхнем ряду справа от гласной ребенок прикладывает символ звука или контурную букву).

"Домашний логопед": "спасатели" на слоговых дорожках

Когда ребёнок научится соотносить "секретик" (трудный звук) с пусковой карточкой-символом, начнётся этап автоматизации звука в слоговых рядах. Для этого игрок поочерёдно накрывает "яму" (точку) перед слогами нужным символом. Взрослый в это время подсказывает слог, который будет следовать за ней. Обучающийся произносит слитно формируемый звук + слог, который услышал. Со второго ряда подсказки взрослого все больше сокращаются, пока ребенок зрительно не начнет соотносить слоги и не запомнит их. Вместо точки все время вставляется автоматизируемый звук. Он отрабатывается в стечениях с согласными и гласными во всех направлениях передвижения: и по горизонтали, и по вертикали, и по диагонали (для С, СЬ, Ц, Ш, Ч, Щ - на игровом поле с глухими согласными в паре с гласной (СПА, СПО и т.д.); для З, Зь, Ж, Л, Р - на игровом поле со звонкими согласными в паре с гласной (ЗБА, ЗБО и т.д.)). При этом ребенок получает приз или фишку за то, что придумал или вспомнил слово с заданным слогом (например, СПА - спать, спасать и др.). Затем даются соревновательные задания на скорость движения с песочными часами ("успеем или не успеем спасти" игрушки, которые стоят в конце ряда или столбца: от потопа, пожара и т.д.). Задания выполняются 3-5 раз, пока "не спасем всех".

Введение дорожных знаков

Вместе с ребенком или группой детей взрослый вспоминает особенности передвижения людей и транспорта на дороге, напоминает о необходимости обращать внимание на дорожные знаки. Затем демонстрирует комплект из 10 карточек с изображением дорожных знаков - обсуждает с обучающимися их функции и помогает сгруппировать (предписывающие, предупреждающие, запрещающие, сервисные и информационные знаки, знаки особых предписаний). Потом предлагает ввести дорожные знаки в игру "Слоги на дороге" и попробовать передвигаться по игровому полю, ориентируясь на них. Вместе с детьми обсуждаются игровые правила: можно попросить угадать, какой знак будет обозначать в игре

  • "пропустить один ход" (стоп),
  • "перейти на ход (или на столько ходов, сколько покажет кубик) вперед" (пешеходный переход),
  • "повернуть" (поворот),
  • "проскакать, как олень, вокруг игрового поля" (звери на дороге),
  • "остановить машину, вылезти из нее и перепрыгнуть яму" (строительные работы),
  • "посадить к себе пассажира" (автобусная остановка),
  • "проползти под приподнятым игроками игровым полем" (при усложнении игры в дальнейшем все знаки потом заново раскладываются - можно предложить запомнить, что где стояло и где находились машины, потом предложить проползти под полем) (подземный переход),
  • "не останавливаясь, довезти до конца дороги, чтобы помочь в беде" (больница),
  • "получить сладкий приз" (кафе).

 

Затем дети вместе со взрослым раскладывают карточки по игровому полю. В другом случае карточки выкладываются взрослым по своему усмотрению или вытаскиваются ребенком наугад из стопки (на момент остановки после выброса кубика) по мере продвижения машинок по слоговым дорожкам (они озвучиваются вслед за взрослым, потом самостоятельно прочитываются по слогам). При усложнении игры маршрут может быть задан условно: двигаться только по прямой (по вертикали и горизонтали) или можно передвигаться по диагонали (начало и конец движения обозначаются фишками или игрушками).

Перечисленные игры можно по-разному сочетать и комбинировать, создавая их новые варианты, интересные для детей и взрослых.

Комплект стоит 3.900 рублей. Заявки отправляйте по почте  info@vaytoy.ru. 

Просмотров: 379 | Добавил: 461119 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
Календарь
«  Май 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.