Детский сад настоящего:

Суббота, 20.04.2024, 02:25
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная патриотическое воспитание - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » Социальное развитие » патриотическое воспитание
патриотическое воспитание
ElenaByanovaДата: Воскресенье, 07.03.2010, 17:25 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 0
Статус: Offline
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем.
Ознакомление с социальной действительностью, в процессе которого осуществляется важная задача воспитания чувства патриотизма дошкольников, является одним из сложных разделов работы с дошкольниками. Воспитатели должны ориентироваться на будущее, когда малыш станет взрослым.
«Развитие личности ребёнка дошкольного возраста в процессе социализации в человеческом сообществе и нравственного воспитания всегда было в центре внимания исследователей» .
Пособие Зеленовой Н.Г., Осиповой Л.Е. Мы живём в России предназначено воспитателям детских садов, может использоваться как парциальная программа по патриотическому воспитанию.
Главная цель пособия – помочь воспитателям в организации работы с детьми по воспитанию любви к Родине.
Задачи программы
●формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, своим близким;
●формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
●формирование о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
●воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
●воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России.
Данное пособие представляет собой разработку практической деятельности воспитателей по разделу «Гражданско-патриотическое воспитание» по темам: детский сад, семья, родной город, наша Родина, труд взрослых и т.д.
Разработаны подробные конспекты занятий, утренников, развлечений, в которых используются пословицы, поговорки, дидактические игры.
Каждая тема разработана детально с постепенным усложнением. Все темы изучаются не изолированно друг от друга, а взаимосвязано.
Занятия построены в форме диалога. Детям предлагаются вопросы на размышление, предположение, рассуждение. Всё это повышает познавательную активность и осознанное усвоение материала, что особенно важно, когда речь идёт об исторических фактах из истории России и родного города. (Одно из занятий представлено в приложении)
Знакомя детей с достопримечательностями города, особое внимание уделяется памятникам культуры, памятникам людям, памятникам архитектуры и т.д.
Несколько занятий посвящено знакомству детей с государственными символами России (герб, флаг, гимн родного города). Даны объяснения доступные детям о том, что такое герб, где и как впервые возникли гербы, что на них изображено.
Решение таких сложных задач должно осуществляться не только на занятиях, но и в повседневном общении с детьми. Воспитателю следует использовать различные средства и методы ознакомления дошкольников с социальной действительностью.
Основным видом деятельности дошкольников по-прежнему остаётся игра, поэтому большое значение приобретают дидактические игры и упражнения, которые помогают не только закрепить ранее полученные знания, но и учат детей общаться друг с другом, выполнять роль ведущего, развивают логическое мышление детей.
В пособии предлагаются дидактические игры как на занятиях так и вне занятий, это облегчает работу воспитателя по такому сложному разделу, обеспечивает преемственность в работе всех возрастных групп, связь между всеми темами. Например: «Клубочек», «Ищем клад», «Какая моя мама» и т.д.
Для выявления результатов освоения детьми этой программы есть диагностический инструментарий определения результатов работы, критерии диагностики уровня знаний и навыков детей по темам.
В данной программе реализуются следующие принципы:
►принцип личностно-ориентированного общения
►принцип тематического планирования материала
►принцип наглядности
►принцип последовательности
►принцип занимательности
Приложение
Русская деревня
Программное содержание: познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, формировать интерес к своей малой роди¬не, пополнять активный словарь детей.
Оборудование и материалы: картинки с изображением деревен¬ских домов, пейзажей, домашних животных, альбомы, карандаши.
Ход занятия
Воспитатель.
— Ребята, кто знает, что такое деревня?
— Кто из вас бывал в деревне
— У кого в деревне живут бабушки и дедушки?
— Вспомните, как называется ваша деревня. (Воспитатель вместе с детьми перечисляет названия известных деревень области.)
— Жизнь в деревне очень сильно отличается от жизни в городе. Деревенские жители выращивают фрукты и овощи, ухаживают за домашними животными. Деревенским жителям приходится ра¬но вставать и много-много трудиться. Лентяям в деревне не место.
– На лето горожане вывозят своих детишек именно в деревню. Как вы думаете почему? (Ответы детей.) Правильно, ребята.
В дерев¬не нет заводов и фабрик, нет такого количества автомобилей, как в городе. Поэтому воздух в деревне чистый и полезный. Дерев¬ня всегда расположена около речки, рядом лес. Можно купаться, ловить рыбу, ходить в лес за грибами и ягодами. Нет лучше места для отдыха, чем отдых летом в деревне. А сколько в деревне разных животных и птиц! Каких домашних животных вы знаете? (Ответы детей.)
— Почему этих животных называют домашними? Что полезного они делают для человека? Правильно, дети: корова дает молоко, ло¬шадь перевозит тяжелые грузы, овечка дает теплую шерсть кошка ловит мышей, собака сторожит дом.
Отгадайте загадку.
Мы ходим ночью. Ходим днем,
Но никуда Мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас!
С. Маршак
Воспитатель. Что это? Правильно, это часы. В городе на каждой станции ме¬тро или автобусной остановке можно увидеть часы. Это очень важ¬но — знать точное время. Строго по расписанию ходит обществен¬ный транспорт, открываются и заказываются магазины, включается и выключается освещение на улицах и площадях. А с чем еще, кро¬ме часов, сверяют свою жизнь жители деревень?
Послушайте загадку?
Кто так заливисто поет
О том, что солнышко встает?
- Правильно, это петух. Петушок просыпается с первыми лучами солнца и заливистым кукареканьем будит деревенских жителей.
— А из чего строят дома в деревне? (Ответы детей.)
Чтобы дом построить новый, Запасают тес дубовый, Кирпичи, железо, краску, гвозди, паклю и замазку. Вот сколько материалов нужно для строительства дома.
На удив¬ление ловко и крепко сложена бревенчатая русская изба. И назва¬ние точное — сруб. Дом срубленный топором. Прочно, без единой щелочки уложены бревна с полосками пакли или мха между ними. В таком доме тепло в самую суровую зиму. Из чего еще строят до¬ма в деревне? (Из кирпича.) Значит, этот дом какой? (Кирпич¬ный.) и т.д.
Воспитатель. Как вы думаете, чем занимаются жители деревни? (Обрабатывают землю, выращивают овощи, скот и т.д.)
Жители города и деревни очень нужны друг другу. Как вы думаете, почему? (Потому что жители деревни производят продукты: моло¬ко, сметану, творог, хлеб, мясо.)
— А что мы, жители города, можем предложить деревне? (Ответы
детей.)
Воспитатель помогает детям и показывает картинки: бытовая тех¬ника, одежда, обувь, мебель, игрушки, книги и др.
Воспитатель. Как вы думаете, нужны мы друг другу? Смогли бы горожане
жить без деревни? А деревенские жители — без городов? (Ответы
детей.)
Итог занятия
Воспитатель. Ребята, а где бы вы хотели жить, когда станете большими, — в городе или в деревне? Почему?
 
Ludmila122Дата: Воскресенье, 02.05.2010, 20:02 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
"Моя страна". Составители: Натарова В.И., Карпухина Н.И. и др. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ-Воронеж:ТЦ "Учитель",2005.-205с.
Данное пособие включает в себя 3 темы, каждая из них является общей для разных видов деятельности:
-познавательной;
-художественно-речевой;
-художественно-творческой;
-музыкальной.
Главным условием реализации данной программы является естественное вхождение в целостный педагогический процесс, который выстраивается по принципу тематического доминирования воспитательно-образователных целей.
I тема "Русь изначальная. Становление Руси, быт и уклад жизни наших предков". Цель этой темы: познакомить детей с истоками зарождения нашей прародины - древней Руси, с укладом жизни славян, предметах быта и их назначением, народных приметах, свойствами народных лекарств. С тем, как возрождались на Руси различные ремесла, традиции, обычаи древнерусской культуры, как люди жили и кормились, работали и отдыхали. Рассказать, о подвигах защитников земли русской через поэтическое слово: сказы, былины. Дать представление о деревянной, глиняной, соломенной, тряпичной игрушки.
II тема «Вышли все мы из природы». Цель данной темы: дать представление детям о связи растений и животных, какую роль играет в жизни человека природа. Воспитывать уважение к национальной самобытности языка и традиционным ценностям, развивать нравственные нормы морали и бережное отношение к окружающей действительности. Познакомить детей с первой письменностью возродившейся на Руси, созданием первого славянского алфавита, окунуться в мир музыки великих композиторов, которые писали о природе. Воспитывать уважение и гордость у детей, приобщая их к общечеловеческим ценностям национальной культуры.
III тема «Россия. Золотой век. Великие люди великого века.». Цель данной темы: дать представление детям о Вселенной, зарождение земли и других планет, о взаимосвязи планет и человека. Познакомить детей с замечательными представителями высокого мира искусства: П. И. Чайковским, М. И. Глинкой, А. С. Пушкина и т.д. воспитывать чувство красоты, любознательности, приобщая детей к нравственным ценностям, накопленным веками народами нашей страны. Способствовать формированию основ культорно - эстетического сознания.

Добавлено (02.05.2010, 20:02)
---------------------------------------------
Позднякова Людмила 09/372 (з)

 
женщинаДата: Пятница, 07.05.2010, 23:26 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Патриотизм — это чувство любви к родине. Понятие «родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, од¬нако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придаю¬щие особое своеобразие культуре. Патриотизм в современных условиях — это, с од¬ной стороны, преданность своему Отечеству, а с дру¬гой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. В современных условиях, когда происходят глубочайшие измене¬ния в жизни общества, одним из центральных направлений в педа¬гогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина. Патриотическое воспитание направлено на форми¬рование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и воен¬ное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма.
“Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время… Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов” – так записано в государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы”. В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие свершения, переживающие века (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д.). Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего чело¬вечества. Вот почему национальный гений и его творчество оказыва¬ются предметом особой патриотической гордости и любви: в его твор¬честве находит сосредоточение и воплощение жизнь народного духа. Гений творит от себя, но в то же время за весь свой народ. Россия — родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако нацио¬нальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национа¬лизм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего дет¬ства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи пат¬риотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культур¬ном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи...
Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С Лихачев).
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В дошкольных учреждениях столицы накоплен боль¬шой опыт работы с детьми по патриотическому воспи¬танию, он обобщен и представлен в сборниках. Патриотические чувства закладываются в процес¬се жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды, люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно при¬выкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чув¬ства любви и привязанности к своей культуре и свое¬му народу, к своей земле, воспринимаемым в каче¬стве родной, естественной и привычной среды обита¬ния человека.
Эффективность решения задач патриотического воспитания обеспечивается:
• целенаправленным и планомерным педагогическим воздей¬ствием на личность ребенка на основе разработанной системы дея¬тельности детского сада, предусматривающей комплексное сочета¬ние форм и методов работы;
• формированием системы знаний, стержнем которой являются сведения в области краеведения, показ общего через частное;
• включением ребенка в разные виды деятельности, поддержа¬нием его интереса и активной позиции в процессе выполнения практических и творческих заданий, помогающих расширить кру¬гозор и отразить впечатления",
• дифференцированным подходом педагога к детям с учетом их индивидуальных особенностей, уровня развития, интересов, способностей;
• повышением профессиональной компетентности воспитателя поданной проблеме;
• обогащением предметно-развивающей среды по направлению педагогической работы с детьми;
• планированием и проведением системной работы по ознаком¬лению с Москвой и родной страной;
• вовлечением родителей в педагогический процесс по данной теме.
Выстраивая работу по ознакомлению детей с родной страной и ее столицей, необходимо учитывать следующее:
• принцип историзма — сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего, так как дети не могут представить историческую картину времени, удаленность тех или иных собы¬тий;
• принцип единства эмоций, действий и интеллекта: то, что полу¬чает ребенок на занятии, должно быть пропущено им через сердце, руки и голову; чувства, пережитые в детстве, остаются в памяти на всю жизнь;
• ориентир на общечеловеческие понятия - восприятие ребенка как равноправного партнера;
• создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний с учетом его возраста, пола, накопленного опыта, особенностей познавательной и эмоциональ¬ной сферы;
• интегрирование различных видов деятельности и отраслей зна¬ний; сотрудничество с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и др.
Работа по воспитанию чувства любви к Родине сложна и кропот¬лива. Она требует от воспитателя самоотдачи, личной заинтересо¬ванности и положительного отношения к своему Отечеству. Это патриотическое воспитание в ши¬роком смысле слова. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспита¬ния, где на их основе формируются убеждения и готов¬ность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия. В работе важно опираться на опыт и знания детей, двигаться от простого к сложному, учитывать их психологические особенно¬сти и эмоциональное восприятие окружающего, образность и кон¬кретность мышления. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматри¬вании книг, пении, сочинении рассказов. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Оно возникает в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется у ребенка постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, детско¬му саду, улице, городу, родным местам, родной стране, ее природе и всему живому, а также уважения к труду взрослых. Осуществление работы по патриотическому воспитанию требу¬ет от педагога хорошей подготовки в данном направлении про-фессиональной деятельности. Воспитать патриотические чувства у дошкольника невозможно без тесного взаимодействия с семьей. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дош¬кольных образовательных учреждениях, по начально¬му формированию чувств гражданственности и патри¬отизма во взаимодействии с семьей. Методы и приемы патриотического воспитания, ис¬пользуемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.). Взрослый (педагог и родители) также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственнос¬ти) — значит связывать воспитательную работу с ок-ружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. В дошкольных учреждениях используются наиболее интересные и резуль¬тативные формы работы — прогулки, экскурсии, на¬блюдения, объяснения, побуждающие детей к различ¬ной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). Прекрасные возможности в воспитании патрио¬тизма предоставляет знакомство малыша с традиция¬ми, обычаями, бытом и прикладным искусством, фоль¬клором России. Так же не забываем в работе с детьми о великой русской поэзии А.С. Пушкина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока, С.А. Есенина. Пусть ухо ребенка приуча¬ется с ранних лет к гармонии русского слова, а сердце переполняется чувством изящного, пусть он наслаж¬дается музыкальностью и поэтичностью русской речи. Издавна славна наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много слав¬ных полководцев прославили Россию с древних вре¬мен до нашего времени. Знакомя дошкольников с за-щитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви. Работа по патриотическому воспитанию должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстратив¬ных материалов, художественной литературы, музыкальных произ¬ведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов. При этом нужно стремиться к сочетанию разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. При отборе про¬изведений важно руководствоваться общими принципами: доступ¬ность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмо¬циональная насыщенность. Работа ведется последовательно: от более близкого, знакомо¬го (семья, детский сад, микрорайон) к более сложному (город, страна). Знакомство с двором, улицей, районом, где живет ребенок, спо¬собствует формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Самыми ярки¬ми событиями являются походы, во время которых дети не толь¬ко получают представление о местности, где расположен район, но и имеют возможность полюбоваться самыми красивыми места¬ми, разнообразным ландшафтом, замечательной природой.
К концу дошкольного возраста необходимо расширить представле¬ния детей о стране, в которой они живут. Важно обратить их внимание на наследие Отечества, дать знания об укладе жизни, быте, обрядах, истории предков, их культуре, традициях. Дети должны знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура. Каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
 
461119Дата: Суббота, 08.10.2011, 19:49 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline


Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе

Автор: М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева

Издательство: Дрофа

Серия: Патриотическое воспитание

В пособии раскрываются теоретические основы и современные подходы к подбору методик диагностики и организации мониторинга патриотической воспитанности. Приводятся варианты мониторинга, сравнение состояния и результатов патриотического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения и начальной школы. Особенный интерес представляет сравнение условий и результатов патриотического воспитания детей в детских садах и школах с этнокультурным и духовно-нравственным приоритетом образования.

Пособие предназначено педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений и начальных школ, методистам, студентам педагогических вузов.
 
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » Социальное развитие » патриотическое воспитание
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.