Детский сад настоящего:

Пятница, 19.04.2024, 23:17
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Каталог - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » Педагогика » Каталог
Каталог
461119Дата: Среда, 18.11.2009, 13:51 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
Теория воспитания догшкольников

http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_humanitarian_5.html - см. в конце списка

http://www.twirpx.com/file/19229/

http://static.dstu.edu.ru/ntb/str/web/main/ped.htm

Конспекты лекций, учебные пособия по трудовому воспитанию

 
SelenaДата: Воскресенье, 21.03.2010, 09:30 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 0
Статус: Offline
Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование». — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с.
http://www.pedlib.ru/Books/3/0422/index.shtml

Добавлено (21.03.2010, 09:30)
---------------------------------------------
В книге представлены различные системы дошкольного воспитания, такие как система Ф. Фребеля, М. Монтессори, Вальфдорский детский сад, советская система дошкольного воспитания. А так же дается обзор современных альтернативных программ обучения и воспитания дошкольников, как комплексных ("Радуга", "Развитие", "Золотой ключик", "Детский сад - дом радости", "Детство", "Содружество"), так и парциальных (система "Росинка", «В мире прекрасного", "Расту здоровым", "В мире природы", программа ТРИЗ "Умка" и т.д.). Прежде чем приступить к подробному рассмотрению систем дошкольного воспитания, автор посчитал целесообразным дать читателю общее представление о дошкольном детстве, а так же представление о том, что же такое дошкольная педагогика, каковы философские основания и цели этой науки.
Перед тем как приступить к рассмотрению современных систем дошкольного воспитания, автор подробно знакомит читателя с воспитательными системами прошлого.
В главах посвященных таким системам как система Ф. Фребеля, М. Монтессори, Вальфдорский детский сад, советская система дошкольного воспитания, прежде чем приступить к описанию их дидактических методов, автор подробно рассматривает идеологические основания и педагогические принципы этих систем. В заключении автор раскрывает какое значение оказали эти системы на развитие дошкольного воспитания не только в России, но и во всей Европе. Отмечает как положительные, так и отрицательные их стороны.
Во второй части своей книги автор дает обзор современных альтернативных программ обучения и воспитания дошкольников. Но прежде, чем приступить к нему он рассматривает состояние системы дошкольного воспитания на сегодняшний день. В главе «Обновление дошкольного образования в 90-х годах XX в». Автор раскрывает причины, которые обусловили разработку новой концепции дошкольного воспитания. Это прежде всего очевидные недостатки сложившейся в СССР системы дошкольного воспитания и ее явное несоответствие новым идеологическим и социально-экономическим реалиям, качестве главного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах, при которой педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой. Дети при такой системе обязаны были подчиняться требованиям программы и воспитателя. Как альтернативу авторитарной педагогике новая концепция предложила демократический, личностно-ориентированный подход в образовании. При таком подходе ребенок является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса. Личностно-ориентированная модель образовательного процесса направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе. Основное внимание при этом уделяется общению ребенка и воспитателя. Понимание, принятие личности каждого ребенка, умение взрослого встать на позицию ребенка, уважать его интересы и достоинство, умение установить доверительные партнерские отношения провозглашались важнейшими задачами воспитателя. Такая переориентация с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель образовательного процесса получила название «гуманизация образования».
Новая концепция предложила изменить оценку самого дошкольного периода детства. В отличии от традиционной советской системы воспитания была направлена в основном на передачу знаний, умений и навыков (ЗУН), она задачей считает прежде всего развитие главных новообразований дошкольного возраста — творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Известно, что все эти способности складываются не при обучении на занятиях, а в специфически детских, дошкольных видах деятельности — разного рода играх, рисовании, конструировании и пр. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать не «обученность» детей, не сумму усвоенных ими знаний, а уровень их психического развития.
Еще одно направление изменений в новой концепции — это деидеологизация образования. Новая концепция призывала отказаться от преподнесения детям политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим миром.
И наконец, Важнейшим направлением реформирования дошкольного образования стал переход от единой типовой программы к плюрализму и вариативности. Такая возможность была предоставлена «Временным положением о дошкольном учреждении», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР в 1991 г. В нем, в частности, отмечалось, что программа как обязательный документ для всех дошкольных учреждений неизбежно приводит к единообразию форм, методов и содержания педагогического процесса, не учитывает индивидуальных особенностей детей и воспитателей. Положение давало возможность каждому дошкольному учреждению выбирать программу обучения и воспитания, вносить в нее изменения и создавать авторские программы. Кроме того, Положение предусматривало определенную самостоятельность детского учреждения в ведении хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяло улучшить условия работы за счет собственной предприимчивости. Позднее, в 1995 г., постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», где закреплялось право дошкольного учреждения самостоятельно выбирать программу из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, вносить в нее свои изменения и создавать авторские программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Типовое положение...» дало толчок бурному росту числа образовательных программ для дошкольных учреждений. В настоящее время их насчитывается более двадцати. Среди таких программ есть комплексные, т. е. охватывающие все области жизнедеятельности и образования дошкольника, и парциальные, направленные на развитие какой-либо сферы ребенка (художественной, социальной, интеллектуальной и др.). Далее даны краткие характеристики программ, получивших особую популярность.

Юдина Наталья 09/372-з

Сообщение отредактировал Selena - Воскресенье, 21.03.2010, 09:34
 
tati--79Дата: Воскресенье, 21.03.2010, 16:39 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с. (Серия "Учебник нового века")

Авторы учебника «Педагогика. Учебник для вузов » - известные ученые, представители петербургской научной школы доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития Санкт-Петербургского государственного университета Нина Валентиновна Бордовская и член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики личностного и профессионального развития СПГУ Артур Александрович Реан.

Ведущие российские специалисты в области методологии педагогики, педагогической психологии и психологии личности создали компактный, информативный и удобный учебник для студентов высшей школы, однако это книга будет полезна и уже опытным специалистам в области детской психологии, психологии образования, а также педагогам.
Структурно учебник делится на семь глав, каждая из которых касается отдельной проблематики: «Что такое педагогика?», «Воспитание человека», «Образование и культура», «Образование в мире: история и современность», «Профессионально-педагогическая деятельность», «Личность учащегося в педагогическом процессе», «Педагогический практикум».

В начальном разделе авторы подробно останавливаются на истоках происхождения «педагогики» и этапах ее развития, освещают вопросы педагогической практики, анализируют понятие «педагогики» как науки, выделяя ее основные категории и общекультурное значение. Важно отметить, что авторы учебника очень удачно преподносят информацию внутри глав, а также завершают изложение той или иной проблематики краткими выводами и включают вопросы и задания для самоконтроля, тем самым облегчая усвоение знаний учащимися ВУЗов. Говоря о первом разделе книги, нельзя не сказать о цели авторов, которые хотят сформировать у молодых профессионалов современное представление о педагогике как развивающейся науке, которая объединяет целый ряд отраслей и является по сути открытой системой.
Вторая глава книги посвящена человеку как предмету воспитания и всем аспектам воспитательного процесса в историческом разрезе и на современном этапе развития научных знаний. Блестяще представленный материал позволяет правильно воспринять многогранное понятие воспитания как передачи социального опыта и мировой культуры, как воздействие на человека, группу людей или коллектив, а также как организацию образа жизни воспитанника и создание условий для развития его личности, его взаимодействие с воспитателем.

Важной особенностью данного учебного курса является подробное рассмотрение структуры мирового образовательного пространства, взаимосвязи культуры и образования. Данные разделы книги помогут молодым специалистам сформировать гармоничное видение предмета и представление о своей профессиональной миссии.

Наконец, авторы успешно подводят читателей к правильному восприятию профессиональной педагогической деятельности, подробно анализируют ее разнообразные формы и направления. Прекрасно изложен материал по развитию и социализации личности в семье. Будущие специалисты получают очень четкую картину взаимодействия личности с семьей, которая является первым институтом социализации. Подробно рассматриваются типы взаимодействия родителей в соответствии с различными моделями поведения детей. Авторы останавливаются на таких проблемах, как психологическая деформация семьи и неполные семьи.

Следует особо отметить, что значительное место отведено в учебнике анализу трудных педагогических ситуаций. Пожалуй, наличие специальной главы «Педагогический практикум» придает книге дополнительную ценность и цельность. Это поможет будущим профессионалам активно применять полученные современные психологические знания на практике, наиболее полно использовать свой воспитательный и обучающий потенциал. Савина Татьяна 371-з

Сообщение отредактировал tati--79 - Воскресенье, 21.03.2010, 16:47
 
Luda71Дата: Вторник, 13.04.2010, 20:05 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного образования. – М., Сфера, 2010.

Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)
В пособии Зверевой О.Л. раскрывается ведущая роль семьи как социального института становления личности, рассматриваются актуальные проблемы и особенности семейного воспитания, типичные ошибки родителей и разнообразные формы оказания педагогической помощи семье. Уделяется внимание особой форме домашнего воспитания - гувернерству.
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Конфликтная ситуация между родителями - различные подходы к воспитанию детей.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Согласно мнению О.Л. Зверевой, то, какая именно родительская позиция реализуется во взаимодействии с ребенком, зависит от соотношений между осознаваемыми и неосознаваемыми мотивационными тенденциями.
Для многих родителей смысл жизни выражается в заботе о ребенке, его воспитании. Родители не всегда осознают это, полагая, что цель их жизни в другом, однако, счастливыми и радостными они чувствуют себя только в непосредственном общении с ребенком, в делах, связанных с заботой о ребенке.
Многие родители исходят из мотива достижения ребенком в жизни всего того, что им по разным причинам не удалось. В таких семьях дети очень рано приобщаются к различным занятиям, посещают большое число кружков, студий, спортивных секций, причем интересы, склонности, задатки самого ребенка не всегда учитываются.
Воспитание как реализация потребности в эмоциональном контакте связано с наличием у человека своеобразной формы ориентировки – направленности на психический образ другого человека. Потребность ориентации в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что чувства других созвучны его собственным чувствам.
Организацию воспитания в семье по определенной системе можно считать вариантом реализации потребности достижения, но при этом речь идет уже о достижении не одного из родителей, а всей семьи. Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отдаляются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания.

Воронцова.Л гр 09/372

 
sveta75k343Дата: Воскресенье, 18.04.2010, 12:45 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Репутация: 0
Статус: Offline
Галигузова Л.Н, Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. Образования». – М.: ВЛАДОС, 2007. -301. – (Педагогика и воспитание).

Несколько слов о структуре пособия. Оно состоит из трёх разделов, каждый из которых делится на главы. Начинается книга с раздела «Введение в педагогику раннего возраста.» Этот материал даёт представление о педагогических взглядов в разных странах, в разные исторические эпохи и разных типах воспитания. В этом разделе рассмотрены гуманистические идеи, разработанные в трудах Я. Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци.
Педагогические взгляды таких выдающихся педагогов как, Ф.Фребель, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт и др. В главе, посвящённой современному состоянию педагогики раннего возраста, приводятся основные понятия, описываются цели, задачи, принципы и организационные формы образования детей от одного года до трёх лет.
Второй раздел пособия – «Особенности развития ребёнка раннего возраста». В этом разделе подробно рассматривается физическое и психическое развитие детей раннего возраста. Приводится полный анализ возраста: социально ситуативное развитие, ведущий тип деятельности и новообразования. Даются полные описания симптомов «кризиса трёх лет» Отдельная глава посвящена значению процессуальной игры для развития ребёнка. В главе также описаны этапы становления символических действий. При изложении материала авторы опирались на современные данные экспериментальных исследований, полученные в лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО.
В третьем разделе – «Содержание и методы педагогической работы с детьми раннего возраста» - раскрывается взаимодействие педагогов с детьми. Также даются методические рекомендации по проведению адаптации ребёнка к детскому саду, организации развивающей предметной среды, планированию деятельности педагога (даются образцы карт наблюдения за развитием ребёнка раннего возраста). Одна из глав этого раздела раскрывает цели и задачи психологической диагностики в воспитании детей раннего возраста, также представлены методы диагностики развития ребёнка данного возраста, где уделяется особое внимание правовым и этическим аспектам применения диагностики. Отдельная глава посвящена взаимодействию детского сада и семьи, приведены методы и формы взаимодействия. Кроме того, в пособие отдельная глава посвящена обзору современных образовательных программ для детей раннего возраста. Приведены такие комплексные программы как «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Радуга», «Детство», «Истоки», и парциальные - «Гармония», «Малыш», «Юный эколог».
Пособие адресовано студентам дошкольных факультетов педагогических вузов.

Федоренкова С.В. 09/372-З

Сообщение отредактировал sveta75k343 - Воскресенье, 18.04.2010, 21:25
 
LiangelДата: Вторник, 20.04.2010, 15:43 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50.

Учебное пособие предназначено студентам, выбравшим для углубленного изучения проблему нравственного и трудового воспитания детей дошкольного возраста.
В отличие от обязательных учебных курсов дисциплины по выбору включают в себя материал, который студент отбирает для углубленного изучения, для расширения своего профессионального кругозора, удовлетворения потребности в новых знаниях.
В пособие включены:
• спецкурсы по общим вопросам теории и методологии воспитания и конкретным проблемам нравственного и трудового воспитания дошкольников, предлагаются варианты проведения зачетных мероприятий, темы рефератов и докладов, курсовых и дипломных работ.
• некоторые хрестоматийные тексты, полезные, для подготовки будущих воспитателей. Ознакомившись с исследованиями педагогов прошлого, студенты могут повторить их сегодня и сравнить полученные результаты.

Содержание блоков спецкурсов:
1. Общие вопросы теории нравственного воспитания
Спецкурс направлен на развитие у студентов теоретического мышления и умения находить связь теории с практикой. Работа с понятийным аппаратом, изучение процесса и результатов исследований — важная составляющая в подготовке высококвалифицированного специалиста. Подобные спецкурсы выбирают обычно студенты, чувствующие жажду знаний, обладающие пытливостью ума, стремлением к собственным открытиям.
Спецкурс, рассчитанный на 16 учебных часов, включает в себя три лекции (10 ч), три семинарских занятия (6 ч) и самостоятельную работу студентов. В заключение проводится зачет в форме деловой игры «Научная конференция» или диспута, обсуждения рефератов и т.д., который позволяет студентам продемонстрировать свое умение анализировать предмет исследования и формулировать собственные взгляды на изучаемые проблемы.
Тематический план спецкурса:
1. Соотношение понятий «мораль», «нравственность», «социальное, духовное, «нравственное воспитание», «нравственное развитие»
2. Нравственное воспитание: воспитательные теории и системы
3. Направления исследований проблемы нравственного воспитания в отечественной дошкольной педагогике
2. Патриотическое воспитание
Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще и в дошкольной педагогике в частности. Сложность ее связана прежде всего с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Патриотическое воспитание востребовано всегда, актуально оно и в наши дни.
Цель данного спецкурса — сформировать у студентов интерес к сложным проблемам патриотического воспитания, умение работать с источниками, использовать исторический опыт педагогики, связывать теоретические знания с конкретными методическими разработками. Спецкурс рассчитан на 16 учебных часов.
Тематический план спецкурса:
1. Патриотизм как природная, социальная, философская, психологическая и педагогическая проблема
2. Концепции и программы патриотического воспитания
3. Технология патриотического воспитания
4. Обсуждение собственных программ патриотического воспитания
3. Актуальные проблемы нравственного воспитания
Спецкурс проводится для студентов старших курсов, освоивших навыки самостоятельной работы с научной литературой. Преподаватель ставит перед собой цель углубить представления будущих педагогов о сущности нравственного воспитания дошкольников, способствовать развитию диалектического мышления, умения анализировать педагогические явления и психологически обосновывать их. Кроме того, студенты учатся устанавливать связи теории с практикой, ориентироваться в методической литературе. Курс рассчитан на 16 часов.
Тематический план спецкурса:
1. Общие понятия о морали, этике, нравственности
2. Содержание нравственного воспитания
3. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников
4. Современные проблемы трудового воспитания
В процессе спецкурса (16 учебных часов) студенты знакомятся с историей вопроса и современными исследованиями; анализируют программы и методические материалы по трудовому воспитанию; выполняют творческое задание — разрабатывают программу трудового воспитания для детского сада.
Тематический план спецкурса:
1. Введение. Исторический обзор проблемы
2. Трудовая деятельность в дошкольном возрасте
3. Виды труда и формы его организации в детском саду и семье
4. Планирование и учет результатов трудовой деятельности дошкольников
5. Труд как средство разностороннего развития
Спецкурс позволяет студентам понять, что трудовая деятельность имеет большое воспитательное значение. Важно разъяснить им, какие стороны личности ребенка помогает развивать труд и как организовать его, чтобы результаты были наиболее эффективными.
Цель спецкурса — активизировать аналитические умения студента в процессе работы с теоретической и методической литературой. Расширить знание проблемы трудового воспитания, сформировать интерес к этому направлению воспитательной работы. Спецкурс рассчитан на 14 учебных часов.
Тематический план спецкурса:
1. Особенности детского труда
2. Труд как средство нравственно-волевого воспитания
3. Труд как средство эстетического воспитания
4. Труд как средство подготовки детей к школе
6. Роль взрослого в социализации личности ребенка
Спецкурс поможет студентам детально изучить проблему, являющуюся одной из ведущих в воспитательном процессе. Ребенок всегда обращен к взрослому, но воспринимает его по-разному. И в зависимости от этого взрослые в большей или меньшей степени влияют на формирование его личности.
Цель спецкурса — показать студентам ведущую роль взрослого в становлении личности ребенка, дать возможность овладеть методикой ознакомления детей с взрослыми людьми разного уровня приближенности. Рассчитан на 16 учебных часов.
Тематический план спецкурса:
1. Функции взрослого в социализации личности ребенка. Уровни приближенности взрослого к ребенку
2. Методика воспитания отношения к взрослому человеку разного уровня приближенности
3. Планирование и организация работы с детьми
7. Нравственно-волевая готовность к школе
Подготовка ребенка к школе — одна из основных задач дошкольного учреждения и семейного воспитания. Однако педагоги и воспитатели часто акцентируют внимание лишь на специальной подготовке. Между тем слабая нравственно-волевая готовность к учебному труду приводит к тому, что дети учатся плохо или не хотят учиться.
Спецкурс формирует у студентов понимание значимости нравственно-волевой подготовки детей к школе, помогает овладеть содержанием данного понятия, методикой работы с детьми. Рассчитан на 18 учебных часов.
Тематический план спецкурса:
1. Характеристика понятий
2. Готовность к учению
3. Готовность к новому образу жизни
4. Диагностика нравственно-волевой готовности к школе
8. Работа с педагогическим коллективом, родителями и детьми по изучению прав ребенка
Положение детей в России в начале XXI в. вызывает тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов; не посещающих школу в связи с тяжелым материальным положением в семье и т.д. Все это происходит потому, что нарушается одно из основных прав ребенка — право на полноценное детство. Зачастую эти права нарушаются из-за незнания их как взрослыми, так и самими детьми. Данный спецкурс направлен на ознакомление студентов с международными документами, посвященными правам детей, на изучение особенностей работы с родителями и воспитателями дошкольников, с методикой ознакомления их с правами детей.
Тематический план спецкурса:
1.Изучение международных документов «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка».
2. История вопроса в педагогике
3. Работа с педагогическим коллективом по изучению документов о правах ребенка
4. Работа с родителями по изучению документов о правах ребенка
5. Методика ознакомления детей с правами ребенка

Студентка группы 09/II-372-ЗД
Силонова (Затионова) Лидия

 
MellanyДата: Четверг, 22.04.2010, 15:38 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Я хочу познакомить вас с отменным пособием по подготовке специалистов дошкольного образования. Эта книга В.П. Арсеньева «Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве» (Москва, 2009 г.).
В книге дан исторический экскурс в историю вопроса, который ведется от эпохи первобытности. Есть очень четкие и ясные таблицы по основным тенденциям культурно – исторического развития игры.
В книге подробно описана роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников.
Для самостоятельного изучения дается тема «Структуры игры». С помощью таблицы разъясняются этапы развития игры дошкольника, по мнению А. Н. Леонтьева.
В книге проанализированы уровни развития сюжетно – ролевой игры через изменение основных ее компонентов: содержания, роли, игровых действий, отношения к правилам (по работам Д. Б. Эльконина).
Об игре как ведущей его деятельности свидетельствуют такие главные признаки, отмеченные в свое время А. Н. Леонтьевым:
- в игре впервые возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые виды деятельности;
- в игре формируются или перестраиваются частные психические процессы;
- от игры теснейшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психические изменения личности.
Особое внимание в книге уделяется теме «Педагогического сопровождения игровой деятельности детей в ДОУ».
В книге подробно дан анализ сюжетной игры в раннем и дошкольном возрасте. Интересно то, что в ней подробно описан принципиальный новый подход к организации сюжетно – ролевой игры, который предложен Н. А. Коротковой и Н. Л. Михайленко.
Основные принципы:
- воспитатель должен играть вместе с детьми в позиции «играющего партнера»;
- начиная с раннего возраста и далее необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла возможному партнеру – сверстнику, «обеспечивать» способами согласования действий с партнерами, формировать игровые умения;
- на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом так, чтобы перед детьми открывался и усваивался новый, более сложный способ ее построения (в ходе совместных игр).
Что это, по мнению авторов, дает?
Общение взрослого с детьми с позиции «играющего партнера» дает возможность ребенку ощущать себя свободным от оценок: хорошо – плохо, правильно – неправильно.
Игра в этом случае интересна, ибо ребенок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиниться, а лишь превосходство умеющего интересно играть партнера. В этом случае наиболее вероятна гарантия возникновения у дошкольника побуждения к игровой деятельности, освоения им тех способов, которые использует в игре взрослый.
В книге идет подробный разбор методики проведения разнообразных игр по возрастам. Например, целенаправленная, комплексная работа педагога с детьми от полутора до трех лет приводит к формированию мини – режиссерской и образно – ролевой игры, которые станут основой развития более сложного вида сюжетной творческой игры – сюжетно-ролевой на этапе дошкольного возраста.
В младшем дошкольном возрасте (от трех до пяти лет) роль становится центральным компонентом игры, но ролевое поведение изменяется по мере интеллектуального развития ребенка, расширения его знаний, опыта общения. В книге разбирается сущность дидактической игры, компьютерной игры и игровой обучающей программы в системе дошкольного воспитания.
Помимо важности компьютерных игр автор книги указывает на то, что необходимо иметь зал или комнату психологической разгрузки (релаксации), оборудованные для проведения с детьми процедур для снятия зрительного и нервного напряжения, которое может возникнуть во время активных нагрузок на зрительный аппарат.
Здесь же дети могут слушать музыку, играть в тихие игры, рисовать.
В книге есть задания, как «Проверь себя» (мониторинг профессиональной компетентности в вопросах детской игры и готовности к ее организации в условии ДОУ).
Очень интересен раздел книги «Занимательные игры для взрослых и детей».
Автор подробно описывает методику проведения игр таких как «Цветочное домино», «Ботаническое лето» - это игры с экологическим содержанием.
Так же в книге автор предлагает пройти тест и с его помощью уточнить и выявить свои знания.

Храмова Елена
Группа 09/376/ЗД

 
nazarovaДата: Среда, 05.05.2010, 21:51 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с. (Серия "Учебник нового века")

Авторами учебника являются ведущие петербургские специалисты по педагогике и педагогической психологии Бордовская Нина Валентиновна и Реан Артур Александрович, которые написали его в 1999 году. Объем учебника составляет 300 страниц, содержит 7 глав об истории, теории и практики педагогики.
В издании представлены различные направления педагогической науки и практики, затрагиваются и социально – педагогические проблемы, с которыми сталкиваются как дети так и взрослые. В книге рассматриваются традиционные проблемы обучения, воспитания и образования в достаточно богатом содержательно-смысловом многообразии, определяются педагогические ориентиры для современного человека, выбирающего способ взаимодействия с людьми в тех или иных условиях, в семье, на производстве, в школе или вузе, на улице или в компании сверстников.
Из учебника можно получить совокупность сведений по проблемам обучения, образования и воспитания и представление о трактовке этих проблем в разных странах, эпохах и цивилизациях.
Книга предназначена для педагогов и для широкого круга читателей независимо от их профессии и рода деятельности. Она будет полезна тому, кто сам стремиться стать воспитанным и образованным человеком.
В главе III учебника имеет наименование: «ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ»
В этой главе показано, что культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации.
Взаимодействие культуры и образования может рассматриваться в разных аспектах:
• на уровне социума, в историческом контексте;
• на уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития человека;
• на уровне учебных дисциплин.
Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте, в связи с многогранностью их отношений.
Образование выполняет социокультурные функции:
• является способом социализации личности и преемственности поколений;
• средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;
• ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;
• обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения ценностных ориентаций и моральных принципов.
В главе III отмечается, что образование может рассматриваться как социокультурный феномен, объект практики и научного исследования, а также как звено социальной практики.
Раскрываются мысль о том, что культура выступает предпосылкой и результатом образования человека и смысл основных функций современного образования, рассмотрены взаимосвязь образования и культуры, образования и социума.
Отмечается, что с позиции практики важно знать специфику всей системы образования на уровне страны, конкретного региона и отдельного образовательного учреждения. Эта специфика проявляется в моделях образования, в образовательных целях, содержании образования, формах, видах и качестве получения образования.
Цели и содержание как системообразующие любого вида и уровня образования определяются государственной политикой, раскрываются в образовательном стандарте и конкретизируются в реальном образовательном процессе на уровне каждой образовательной системы и каждой учебной дисциплины.
Основная форма организации образовательного процесса в школе —урок, в вузе — лекция и практическое занятие.
Плодотворность образования определяется степенью реализации целей и образовательного стандарта, типом, качеством и уровнем образования.
Наука, объектом которой является образование, вычленяется в самостоятельное направление — эдукологию.
Наряду с образованием как целенаправленным и специально организованным процессом обучения и воспитания в условиях конкретной образовательной системы человек на протяжении всей жизни включен в процесс самообразования.
В этойже главе III:
• названо основное дидактическое отношение, которое определяет суть процесса обучения.
• приведены особенности процессов учения и преподавания.
• представлены главные критерии результативности и эффективности процесса обучения.
• описаны параметры определения уровня усвоения и качества знаний.
• данн ответ понятиям «обученность» и «обучаемость».
• приведены отличия индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической логики учебного процесса.
• определен предмет дидактики.
• сформулированы основные закономерности обучения.
• приведены примеры известных в практике принципов обучения.
• изложена суть догматического, развивающего, объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного и модульного обучения.
• приведены образовательные технологии.
• показано чем определяются стили обучения и стили преподавания.
• дан анализ стилям, наиболее известным в практике работы педагогов.
• представлены типы социально-дидактических отношений и их отличия между собой.
• дано определение методам обучения, приведены примеры методов и приемов обучения и показано от чего зависит многообразие типов и видов обучения.
• дан ответ понятиям: что такое урок и какими признаками он характеризуется? Что общего и в чем различие между уроком и лекцией? Что такое урок - лекция?
• приведены примеры разных типов урока и видов лекции.
• раскрыта суть концепции дидактического энциклопедизма, формализма, прагматизма, функционального материализма.
• раскраты положения парадигмальной концепции обучения, ассоциативной теории обучения, теории поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения.
• показана на чем основана управленческая модель обучения.
• раскрыты основные тенденции развития системы образования в мире.
Назарова Лариса
Группа 09/375/3д

Добавлено (05.05.2010, 21:51)
---------------------------------------------
Сластенин В.А. и др.
Педагогика
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Авторы учебного издания лауреаты премии Правительства РФ в области образования: Сластенин Виталий Александрович, Исаев Илья Федорович и Шиянов Евгений Николаевич.
Объем книги – 576 страниц, оглавление состоит из шести разделов, 27 глав.
В учебном пособии раскрываются:
В разделе I приведено «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ». Раздел II посвящен «ОБЩИМ ОСНОВАМ ПЕДАГОГИКИ», в разделе III описана «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ». Четвертый раздел посвящен «ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ВОСПИТАНИЯ». «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» представлены в разделе V, а в разделе VI подробно изложены «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ».
В разделе I:
• Приведены факторы, которые обусловили возникновение педагогической профессии.
• Описано в каком соотношении находятся понятия "педагог", "учитель", "воспитатель".
• Представлены высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии и пословицы и поговорки об учителе и педагогической профессии.
• Названы выдающиеся учителя разных времен и их заслуги перед человечеством.
• Показана возрастание роли учителя в современном обществе.
• Раскрыты социальные и профессиональные функции учителя.
• Приведены своеобразие педагогической профессии.
• Раскрыта сущность гуманистической функции педагога.
• Показано в чем проявляется коллективный характер педагогической деятельности.
• Дан ответ на вопрос: Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих?
• Приведены понятия "педагогическая профессия", "педагогическая специальность", "педагогическая квалификация".
• Перечислены современные педагогические специальности и квалификации.
• Показана специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы.
• Книга будет полезна учителям, руководителям системы образования и студентам.
Назарова Лариса
Группа 09/375/3д

 
RinaДата: Четверг, 13.05.2010, 23:49 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
«Педагогика нового времени»
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова
«Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада.» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.-392 с.

Издательская программа разработанная на основе программы «Детство», содержит практический материал для проведения занятий с детьми во второй младшей группе детского сада.
Программа «Детство» известна сравнительно недавно. Но уже завоевала у воспитателей дошкольных учреждений авторитет и популярность. Однако работа по этой программе не всегда доступна воспитателям.
Цель программы «Детство» весьма проста: всестороннее развитие ребенка через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.
В этой книге предложены методические разработки годичного цикла развивающих занятий для детей трех- четырех лет. Ее главная задача состоит в том, чтобы создать условия, наиболее соответствовать возрастным особенностям и возможностям развивающейся личности.
В опыте детского сада №53 города Воронежа, послужившего экспериментальной площадкой для реализации программы «Детство» и представленного в этой книге, основанием для создания такой среды стала идея о сближении условий дошкольного учреждения с условиями хорошей семьи.
Книга ориентирует воспитателей на развитие детского творчества. Для этого рекомендуется использовать фланелеграфы и ковролины, разные виды театров: пальчиковый, настольный, кукольный.
Осуществление программы «Детство» происходит в повседневной жизни, путем интеграции естественных для младшего дошкольника основными видами деятельности. В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности познания окружающего мира и себя в нем. Эта книга помогает воспитателю наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, включить каждого малыша в содержательную деятельность, развивает стремление к инициативе. Каждое занятие имеет семь постоянных частей: первые две части разносторонне представляют познавательное развитие, затем развитие речи, развитие математических представлений, рисование, лепка, аппликация.
Материал распределен тематически по неделям: сентябрь: «Наша группа», «Наши игрушки», «Труд помощника воспитателя», «Мои друзья», и так на каждый месяц и неделю.В конце каждой недели предложен список ситуаций для общения, схемы и картинки для занятий.
Предложенные в этой книге занятия подробно и разнообразно представляют не только технологии, но и содержание программы «Детство».
Для воспитателя младшей группы очень удобно использовать данную книгу так как, в ней собраны занятия для всестороннего развития личности ребенка.

Коратаева Екатерина группа № 373-зД.

 
373GRДата: Пятница, 21.05.2010, 15:15 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 1
Статус: Offline
Дука Н.А. Введение в педагогику. Учебное пособие. - Омск, 1997
Предлагаемое пособие отражает попытку автора обозначить самый общий (первый) уровень освоения педагогики, который при определенных условиях позволяет студентам личностно и профессионально сориентироваться, сделать профессиональный выбор осознанным.
Пособие выстроено на основе ориентационного принципа: педагогические явления, законы, понятия раскрываются лишь с целью обзора общей картины педагогической деятельности и педагогического образования и могут служить формированию у студента устойчиво-ценностного отношения к педагогическому знанию и к педагогической деятельности в целом. Материалы пособия могут способствовать созданию предпосылок для эффективного личностного продвижения каждого студента в образовательном процессе педагогического университета.
В первой главе пособие раскрываются основные тенденции развития и принципы современного образования, связь образования и культуры. Актуализируются социальная, личностная значимость образования, Здесь же содержится материал о современной системе образования как сфере будущей профессиональной деятельности, об особенностях университетского образования.
Содержание второй главы пособия позволяет студенту понять сущность педагогической деятельности, педагогической профессии и соотнести их особенности с реально-мотивированным жизненным выбором.
Учебный материал третьей главы раскрывает педагогику как социальное явление в различных его аспектах: как науку, как искусство, как культуру; их диалектику в педагогической деятельности. Здесь же обозначается сущность, особенности педагогической информатики как нового научно-методологического направления, которое разрабатывает методы, технологии информационного обеспечения педагогической деятельности.
Материалы следующих глав пособия содержат характеристику современной школы, особенностей процессов, протекающих в школах г. Омска и Омской области
Развитие, совершенствование всех элементов системы образования, школы возможны только в рамках продуктивного педагогического общения, специфика которого рассмотрена в пятой главе.
Культура педагогического мастерства, педагогического общения будущего педагога зависит напрямую от внутренней готовности молодого человека к самообразованию, саморазвитию, о закономерностях, принципах и правилах которого идет речь в последней главе.
Следует обратить внимание на логику овладения учебным материалом пособия: она двупланова. В первом плане: вчерашний школьник осмысливает свой житейский опыт, опыт школьной жизни. Во втором плане - то же самое осмысливает студент педагогического университета с позиций сегодняшних знаний.
Эти планы "накладываются" в заданиях, которые содержатся в самом тексте пособия. Сформулированы задания так, что студент необходимо включается в процесс самопознания и осознания своего личного опыта. Это позволяет выработать рефлексивное отношение к процессу и результату своей образовательной и педагогической деятельности, создать основу для успешного педагогического образования.
При подготовке пособия автор использовал материалы к учебной программе курса "Введение в педагогику", разработанные на кафедре педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.

Федорова Екатерина гр.373 з/д

 
Lusi1973Дата: Воскресенье, 13.06.2010, 20:51 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Л.Б.Фесюкова, книга "Воспитание сказкой" из серии "Для пап и мам", предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Издательство "Фолио" г.Харьков 1996г.
Эта книга об образовании и воспитании детей дошкольного возраста. Автор книги поднимает в ней следующие вопросы:
1) Существование жестоких сказок, несущих в самом содержании насилие, подавление личности.
2) Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно: чтение, рассказывание, пересказ, просмотр мультфильмов, кинофильмов, спектаклей по мотивам сказок;
3) Сказки в неполной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств;
4) С развитием массового телевидения читать детям стали меньше. Смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.
Эта книга призвана помочь в решении этих проблем.
Книга "Воспитание сказкой" состоит из двух частей. В первой части раскрывается методика работы, на конкретных примерах описываются нестандартные методы и приемы работы со сказками, свободными продолжениями и переложениями. Во второй части представлены разработки сказок и художественных произведений по методической схеме, предлагаемой автором.
В книге ко многим произведениям, кроме иллюстрации, предлагаются схемы и модели, отражающие идею сказки. В книге предложено много разнообразных игр для детей.
Поскольку сказки в неполной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, автором разработана специальная универсальная схема, помогающая ликвидировать этот пробел.
Автор затрагивает 7 важных проблем:
Название сказки.
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка и экология.
7. Сказка развивает руки.
По этой схеме автор предлагает работать со сказками, чтобы научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
В конце книги даны родительские зачетные карточки, которые содержат по 2 задания: 1-е-работа по преобразованию форм малого фольклора в сказку, 2-е-шуточно-оригинальное-требует смекалки, логики, сообразительности, творчества. Также автор, используя изречения известных людей, дает читателям "Советы напоследок".

Васильева Людмила гр.375 з/д

 
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » Педагогика » Каталог
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.