Детский сад настоящего:

Среда, 24.04.2024, 05:43
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Режим дня ребенка в семье - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Наш форум » Семейная гостиная » Режим дня ребенка в семье (Рекомендации для родителей)
Режим дня ребенка в семье
461119Дата: Воскресенье, 07.02.2010, 21:01 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
Отрывок из книги Elizabeth Pantley “The No-Cry Sleep Solution“
Эту книгу написала мама 4 детей и книга на самом деле полезна, если отнестись к ней внимательно.

- Стоит для начала задуматься, насколько сильно вам действительно мешают ночные пробуждения ребенка, т.к. если ребенку меньше 3-х лет, то 1-2 пробуждений за ночь вполне нормально. Конечно, в вашем окружении есть люди, чьи дети спят по 10-12 часов ночью чуть ли не с 3-х месяцев, но это скорее исключение, чем правило и не надо на них ориентироваться. Исходите только из собственной ситуации.
- Если все-таки эти пробуждения вам беспокоят, то стоит позитивно настроиться и последовательно взяться за дело. Иногда мама бывает слишком устала, чтобы реально что-то менять.
- Ребенок должен хорошо есть в течение дня полезную пищу и потреблять все необходимое количество калорий именно днем.
- Вечером стоит кормить ребенка углеводами и протеином, например, крупы, коричневый рис, овес, йогурт, сыр, немного мяса, немного фруктов.
- Сладкое на ночь давать плохо, в том числе и печенье, содержащее сахар.
- Если кормите грудью, не стоит самой пить на ночь чай, кофе, есть орехи, молочное, брокколи, бобовые, цветную капусту.
- Постель и одежда для сна должны быть теплыми и удобными.
- За час до сна нужно обязательно соблюдать режим и следовать ему изо дня в день, например, прогулка – ужин - ванна – чтение книг – спокойная музыка – кормление грудью/бутылкой – приглушенный свет – постель. Все дело в создании ассоциаций.
- Придерживаться режима ежедневно перед сном очень важно. Даже если режим сдвигается и у вас нет времени на все этапы полноценно, то время на каждый этап надо сократить, но все равно сохранить последовательность и, например, прочесть 1 книгу вместо трех.
- Иногда приходится делать исключения и отходить от режима, но в целом нужно построить и свой вечер вокруг режима ребенка.
- Дневной сон тоже должен быть примерно в одно и тоже время. Это поможет настроить внутренние часы организма.
- Если ребенок уже зевает, то забудьте о ванной и книгах и быстро в постель.
- Детей надо класть спать раньше, чтобы они не переутомились и не страдали от хронического недосыпа.
- В идеале нужно укладывать ребенка спать в 7 вечера.
- Мнение, что чем раньше уложить ребенка спать, тем раньше он проснется утром, ошибочно, даже если у вас иногда и получается именно так. Когда у вас будет система, все изменится.
- Когда ребенок поздно вечером активно бегает по дому – это уже признак переутомления.
- Мнение. Что чем больше ребенок набегается и чем позднее ляжет, тем лучше проспит ночь, ошибочно.
- Если ребенок будет засыпать в 7-8 часов, то весь вечер у вас будет свободен. Вы сможете провести его наедине с мужем и заняться своими делами.
- Чтобы сдвинуть режим вперед, нужно каждые 2-3 вечера постепенно приближать ночной сон на 15-30 минут.
- Наблюдайте за ребенком с 18:30. Как только заметите первые признаки усталости – тут в кровать + тишина, спокойная музыка, полумрак.
- Если в этом случае ребенок подумает, что это очередной дневной сон и быстро проснется, нужно бежать к нему со всех ног, пока он еще сонный и окончательно не проснулся и снова усыпить: покачать, поносить на руках + темнота, тишина или спокойная тихая музыка. Никаких разговоров. Все дело в ассоциациях!
- От того, как ребенок спит днем, зависит и ночной сон.
- Дневной сон меньше 45-60 минут не считается.
- Днем нужно класть ребенка спать НЕМЕДЛЕННО, как только заметили первые признаки усталости, т.е. когда ребенок теряет интерес к играм, затихает, снижает активность, трет глаза, суетится, зевает, ложится на пол, просится на руки, легко раздражается.
- Если ребенок проявляет признаки усталости, но вы сначала решили помыть ему руки, сменить памперс, переодеть, ответили на телефонный звонок, то поезд ушел и время упущено. Следующий удобный момент легко уложить на дневной сон может наступить только часа через 2.
- Отдохнувший ребенок лучше спит ночью.
- Если ребенок быстро просыпается, то это потому, что сон делится на циклы. Моменты, близкие к пробуждению повторяются регулярно и свойственны всем людям и взрослым, и детям, но взрослые чуть покрутятся в кровати, поправят подушку, перевернутся на другой бок и снова заснут, а ребенок сам это сделать еще не умеет. Ребенок просыпается не потому, что он окончательно проснулся, а потому, что закончился очередной цикл сна, ему неуютно, он хочет внимания, привычного успокоения. Главная задача – научить ребенка снова самому засыпать.
- Надо помочь ребенку полюбить свою кровать, дать возможность поиграть там днем.
- Если ребенок привык к определенному способу засыпания (у груди, с соской, в процессе укачивания и т.д.), то надо попробовать изменить ассоциации. Для начала нужно в течение недели сделать так, чтобы ребенок каждый день засыпал по-разному, например, в машине, на качелях, в коляске, иногда у груди т.д. После этого попробуйте перенести сонного ребенка в кровать. Когда пройдет эта неделя, попробуйте создать новые ассоциации для сна и сразу класть уставшего сонного ребенка в кровать. Для начала можно поэкспериментировать создать эти ассоциации с дневным сном.
- Стоит приучить ребенка к какой-то мягкой игрушке или мягкому предмету, который бы ребенок полюбил и привык засыпать с ним. Это может быть мягкая игрушка, одеялко. Хорошо, когда ребенок сам сделает свой выбор, но вы можете и сами выбрать. Сначала кладите этот предмет между собой и ребенком каждый раз, когда будете кормить грудью/бутылкой. Может уже такой любимый предмет у ребенка есть.
- Ребенок должен научиться отличать дневной сон от ночного, чтобы ночью суметь снова спокойно заснуть.

 
461119Дата: Воскресенье, 07.02.2010, 21:01 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
- Если ребенок проснулся ночью, то сначала он еще сонный и надо поймать этот момент. Не надо много разговаривать, а лишь повторять одни и те же слова, например «Тшшш», «Спокойной ночи» и т.п. Не включайте свет. Ведите себя тихо и спокойно. Не стоит менять памперс без крайней необходимости. Затемните окна. Не держите игрушки рядом с постелью, кроме одной любимой.
- Пусть ребенок ассоциирует ночной сон с определенными словами. Не используйте эту фразу в других ситуациях.
- Включайте спокойную музыку с повторяющейся мелодией. Выберете то, что нравится вам самим и что помогло вам самим расслабиться.
- Если ребенок проснулся ночью, повторяйте свою коронную успокаивающую фразу для ночи и снова включите музыку.
- Некоторые дети засыпают с грудью, с бутылкой, с соской. В засыпании с грудью нет в принципе ничего плохого, если вас это устраивает. Бутылка может вызвать кариес и привести к перееданию. Нет ничего плохого в соске между 3 месяцами и 2 годами. Соска до 3-х месяцев может помешать наладить лактацию, а после 2 лет может повредить прикусу и развитию речи. К тому часты случаи, когда от соски потом трудно отучить ребенка. Если вы все-таки выбираете вариант с соской, то попробуйте положить несколько сосок в кровать с ребенком, чтобы он сам смог найти потерянную соску.
- Если вы принимаете решение отучить ребенка от ночных кормлений/бутылки, то надо быть готовым пожертвовать своим сном неделю или даже месяц, пока будет переходный период. Это будет инвестиция в будущее.
- Если ребенок проснулся ночью и плачет, то начните успокаивать его обычным способом: грудью, бутылкой, соской, но не останавливайтесь на этом. Ждите, когда пройдет несколько минут, ребенок пососет и попробуйте отнять грудь/соску/бутылку в момент засыпания. Ребенок может снова начать их искать ртом, попробуйте аккуратно придержать подбородок, чтобы рот остался закрытым, повторяйте свою успокаивающую фразу «Тшш», «Спи спокойно»… Легче отнять изо рта грудь/соску, если внимательно наблюдать за сосанием и вытащить грудь, когда сосательные движения прекратятся. Вам может понадобиться несколько попыток и возможно снова придется дать грудь/соску на короткое время. Если все получилось, переложите ребенка в кровать. Если снова немного проснулся, опять приговаривайте свою успокаивающую фразу + спокойная музыка, темнота, покой. Будьте терпеливы и настойчивы. Со временем вы сможете снова усыплять проснувшегося после окончания очередной фазы сна ребенка уже на расстоянии, просто повторяя «Тшш, спиии».
- Важен сам процесс засыпания на ночь. Именно от этого во многом зависит, как пройдет ночь и сможет ли ребенок снова сам заснуть после очередной фазы. Все из-за ассоциаций. В идеале ребенок должен засыпать сам в своей постели в хорошем расположении духа с любимой игрушкой. В этом случае, проснувшись ночью, ребенку будет легче снова самому заснуть в знакомой обстановке. Если же ребенок всегда засыпает только у груди, потом его переносят в постель, то проснувшись, ребенок ожидает увидеть маму и грудь, т.к. то, что он видел перед сном, а не просыпаться одному в своей кроватке. Это похоже на то, как если бы вы сами легли в обычной кровати, а проснулись бы вдруг ночью на кухонном полу. Наверняка вам бы тоже было обидно и непонятно.
- Если вы сторонник грудного кормления и совместного сна, то можно попробовать сделать так, что ребенок будет лучше спать с вами всю ночь. Перестаньте автоматически давать ребенку грудь по каждому писку и шороху. Порой ребенок просто ворочается и произносит звуки во сне, это не значит, что он проснулся. Лучше прислушайтесь к этим звукам, не шевелитесь, притворитесь спящей. Сократите время ночных кормлений, отнимая грудь, как описано выше. Иногда при этом можно приложить руку ребенку к своей груди, это успокаивает. Можно попробовать отодвинуться от ребенка, когда он уже заснул, чтобы молоко было не так близко.
- Если вы хотите отучить ребенка от совместного сна, то можно попробовать положить ребенка для начала на матрас рядом со своей кроватью, кормить ребенка на этом матрасе и потом уходить. Со временем можно переложить этот матрас в комнату ребенка. Можно наоборот оставлять ребенка в большой кровати, а самой уходить потом. Можно сразу ложиться спать вместе с ребенком в детской, потом уходить, оставляя вместо себя игрушку. Если ребенок будет просыпаться, быстро приходить к нему, снова кормить и снова уходить. Скоро ребенок привыкнет, что родители рядом. Можно сначала поставить детскую кровать рядом со своей, сняв перегородку. Потом установить снова перегородку и отодвинуть кровать дальше. Если ребенок постарше, то можно объяснить, что ребенок сам потихоньку может приходить к родителям, не будя их. Если есть дети постарше, можно попробовать класть их вместе.
- Можно привлечь кого-то из близких, чтобы отучить от ночных кормлений. Тогда папа или бабушка будут ложиться вечером с ребенком.
- Постепенно нужно сокращать и упрощать ночные усыпления.
 
461119Дата: Воскресенье, 07.02.2010, 21:02 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
- С детьми около 2 лет можно вместе склеить книжку с фотографиями самого ребенка, где запечатлены все моменты, как он ложится спать, т.е. фотография как вы читаете, фотография в ванне, в пижаме, фото спящего ребенка + небольшие комментарии. Вместо фотографий можно вырезать аналогичные картинки из журналов/старых книг. Эту книжку можно читать перед сном. Такая книжка может помочь и отлучению от груди, если в конце будет написано что-то типа: «Ричард теперь большой мальчик, он делает то…, то…, то… Теперь ему достаточно просто поцеловать маму перед сном и сказать Спокойной Ночи.» Такая книжка может содержать следующие страницы:
* Надеть пижаму
* Перекусить
* Прочесть вместе с папой/мамой 3 книжки
* Попить воды
* Сходить на горшок
* Выключить свет
* Поцелуи, объятия
* Ребенок засыпает
* Мама и папа тоже засыпают
- С детьми постарше уже можно придумать целую игру, выдавая ребенку специальные карточки, равные по числу допустимым пробуждениям ночью, и ребенок будет каждый раз отдавать такую карточку маме. Нужно всячески поощрять, если ребенок проспал всю ночь.
- Сложно сразу изменить все и начать следовать всем изложенным выше советам, но если использовать хотя бы их часть, то вскоре вы увидите небольшие улучшения во сне ребенка. Эти улучшения могут показаться вам незначительными: 2 шага вперед, 1 шаг назад, но со временем все придет в норму.
- 5 часов беспробудного сна для ребенка – уже огромное достижение!
- Если после нескольких недель следования всем советам вы не видите ни малейших улучшений ни в дневном, ни в ночном сне, перечитайте ВСЕ снова. Дети все разные, но не настолько. Не ждите сиюминутных чудес. Возможно вы просто сами не заметили улучшений и, допустим, ребенок уже ложится спать на 1 час раньше или вам уже требуется меньше времени, чтобы снова уложить спать.

- Есть медицинские или возрастные особенности, мешающие наладить сон:
o Растут зубы
o Ребенок взрослеет и начинает понимать, что мама не всегда рядом, что иногда она уходит. В этом случае надо больше времени проводить с ребенком днем, не исчезать незаметно, поставить фото мамы и папы у кровати, уходить от ребенка всегда в хорошем настроении и излучать уверенность. Если ребенок проснулся ночью, надо тут же отозваться и сказать «Тшш», «Мама рядом», «Спи спокойно», «Все хорошо». Научить ребенка на время оставаться одному в комнате, уходя на несколько минут в другую комнату, напевая, насвистывая, чтобы ребенок знал, что ничего страшного не случилось, вы рядом.
o Иногда в период активного роста или когда ребенок только научился делать что-то новое, сон временно может ухудшиться.
o Простуды, прививки. В этом случае больше жидкости, больше жидкости, меньше активности.
o Газы, колики (в возрасте от 3 недель до 4 месяцев)
o Инфекция ушей
o Изжога
o Аллергия, астма
o Ночные кошмары, страшные сны
o Храп, затрудненное дыхание, увеличенные гланды, аденоиды

- Если никакие советы не помогают, ребенок постоянно просыпается, вы на грани срыва, то:
o Отдохните 2 недели, перестаньте бороться с налаживанием сна и делайте то, что делали всегда и что действует быстрее всего. Уберите часы, ложитесь спасть сами как можно раньше, отдыхайте как можно больше, спите днем.
o Потом начните следовать плану серьезно, а не примерно, заполняя все формы (В книге есть специальные формы для заполнения и наблюдений за ребенком)
o Попробуйте дать ребенку поплакать НО при этом:
§ Больше времени проводите вместе с ребенком днем
§ Делайте это после 1 года
§ Научите ребенка отличать день-ночь, темно-светло
§ Объясните, что когда темно – спят и повторяйте это ребенку ночью
§ Будьте готовы к плачу и не волнуйтесь сами
§ Шепчите успокаивающие слова
§ Если не можете выдержать больше плача, успокойте ребенка обычными способами
§ Ограничьте время плача, заранее решив, что дадите плакать до такого-то времени
§ Пусть плачет у вас на руках

 
461119Дата: Воскресенье, 07.02.2010, 21:08 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
Советы специалистов
Что представляют собой нарушения сна у детей грудного и раннего возраста (до 3-х лет) и как часто они встречаются?

Прежде чем давать ответ на этот вопрос, следует коснуться нормальных феноменов, возникающих во время сна у детей.

Наиболее частым поводом для беспокойства родителей ночью является плач или «похныкивание» ребенка во сне. Являются ли эти звуки сигналом тревоги, и следует ли немедленно подходить и успокаивать малыша? Врачи считают, что звуки во время сна являются вариантом нормы – это называется «физиологический ночной плач». Предполагают, что таким образом находят выход дневные эмоции и впечатления малыша, вероятно, во время фазы сна со сновидениями. Кроме этого, физиологический плач несет «сканирующую» функцию: ребенок проверяет наличие родителей и возможность получить продержку и успокоение. Не получив подтверждения, он просыпается и плачет уже по-настоящему. Однако немедленное реагирование даже на негромкие ночные звуки со стороны ребенка может принести к ненужным сложностям. Малыш не получает возможности научиться справляться со своим ночным одиночеством самостоятельно, самоуспокаиваться, соответственно и в дальнейшем он каждую ночь будет требовать внимания родителей. Способность самоуспокоения в возрасте 1 года развивается уже у 60-70% детей.

Другим поводом для беспокойства родителей являются ночные пробуждения малыша, во время которых требуется участие взрослых. Пробуждение ночью является нормальным элементом сна, оно происходит при воздействии каких-либо стимулов во время пребывания в определенных стадиях сна (дремота или сон со сновидениями). Поскольку эти стадии сменяются с определенной периодичностью, называемой циклами сна (у грудных детей это 50-60 мин.), то и возможности для пробуждения возникают несколько раз за ночь. Дети в возрасте 1 года пробуждаются в среднем 1-2 раза за ночь, затем, в большинстве случаев, тут же засыпают. При повышенном внимании со стороны родителей, неумении самоуспокаиваться эти изначально естественные пробуждения перерастают в расстройства сна.

Часто родители обращаются к врачу по поводу вздрагиваний ребенка во сне (при этом назначаются разнообразные обследования, не выявляющие никакой патологии). В настоящее время установлено, что вздрагивания при засыпании и во время поверхностных стадий сна являются естественным феноменом, связанным с изменением нервной возбудимости в переходных функциональных состояниях (от бодрствования ко сну и между стадиями сна), их называют «гипническими миоклониями». У маленьких детей этот феномен может проявляться ярко в связи с тем, что тормозные механизмы нервной системы недостаточно сформированы, в дальнейшем выраженность вздрагиваний будет уменьшаться.

Типичные расстройства сна у ребенка

Теперь познакомимся с наиболее часто встречающимися расстройствами сна у детей грудного и раннего возраста.

Распространенность нарушений сна в этом возрастном периоде по научным данным составляет 15% - в каждой шестой семье малыш плохо спит. Чаще всего наблюдаются инсомнии - трудности засыпания и/или поддержания непрерывного сна ребенка в течение ночи. Врачи разделяют инсомнии на первичные, где расстройство сна является основной проблемой и развивается само по себе, и вторичные – проблемы сна, отражающие наличие каких-либо других заболеваний, чаще неврологических, так как функцию сна организует именно нервная система.. Например, в отечественной детской неврологической практике у детей первого года жизни при обнаружении нарушений нервной регуляции (изменение мышечного тонуса, повышенная возбудимость) часто ставится диагноз «перинатальное поражение нервной системы», соответственно, наиболее часто нарушения сна у этих детей связывают именно с патологией нервной системы. В практике американских педиатров, такой диагноз ставится в десятки раз реже, соответственно, и нарушения сна, возникающие в этом возрасте, рассматриваются не как вторичные, из-за патологии нервной системы, а как первичные, чаще всего обусловленные неправильным установлением режима сна ребенка. Далее в этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные расстройства сна, касающиеся именно первичных инсомний, не связанные с патологией нервной системы.

 
461119Дата: Воскресенье, 07.02.2010, 21:08 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
Если говорить о первичных нарушениях сна детей грудного и раннего возраста, то к наиболее распространенным формам относятся поведенческая инсомния и расстройство пищевого поведения, связанное со сном.

Как это видно из названия, проблема поведенческой инсомнии кроется в неправильной организации поведения ребенка и родителей в период, связанный со сном. Наиболее часто это связано с нарушением ассоциаций засыпания. Как это выглядит на практике? Ребенок часто просыпается ночью, плачет и не успокаивается до тех пор, пока его не возьмут на руки и не покачают. Другим вариантом является невозможность засыпать вечером самостоятельно – требуется обязательное присутствие взрослых в период засыпания, который может затягиваться на несколько часов. Причиной развития таких нарушений является формирование неправильных ассоциаций засыпания – условий внешней среды, при которых ребенок чувствует себя комфортно, успокаивается и погружается в сон. Если с первых месяцев жизни он привыкает дремать на руках, при укачивании, соответственно, и в дальнейшем малыш будет «отстаивать» свое право на такую организацию сна – ведь иного он не знает. Поэтому следует создавать условия для формирования «правильных» ассоциаций засыпания. Этому способствует соблюдение одного и того же ритуала укладывания[1]: купание, кормление, небольшой период пребывания взрослого у кроватки ребенка и оставление его одного. В настоящее время в связи с появлением многочисленных приспособления для наблюдения (радионяни, видеокамеры) родители могут знать, что происходит в детской спальне и не заходить туда лишний раз. К неправильным ассоциациям засыпания относятся: засыпание на руках у взрослых, в родительской постели, при укачивании, при перебирании волос, во время кормления с бутылочкой во рту, с пальцем во рту и т.д. Почему к неправильным? Потому что, проснувшись ночью, малыш будет криком требовать создать те условия, в которых его научили засыпать. Интересно, что, строго говоря, нарушение ассоциаций засыпания не является расстройством сна у ребенка, так как при своевременном подходе количество и качество его сна не нарушается, однако для родителей такое поведение превращается в еженочный кошмар, который может продолжаться до 3-х летнего возраста.

К правильным ассоциациям засыпания, помогающим ребенку уснуть, относится так называемый «предметный посредник». Это некая вещь, которая находится рядом в постели ребенка во время сна. Для грудничков это может быть пеленка, сохраняющая запах матери, ее молока, а для детей постарше – любимая игрушка. Эти предметы помогают ощутить связь с родителями, успокоиться во время ночных пробуждений малыша в одиночестве.

Лечение нарушений ассоциаций засыпания сводится к замене «неправильных» ассоциаций «правильными». Необходимо приучать ребенка засыпать в своей кроватке, с минимальным участием взрослых. В ночное время следует не торопиться бежать к нему, а своим поведением подчеркивать разницу между ночным и дневным временем: свести к минимуму общение с ребенком во время подходов к кроватке. Что делать, если неправильные ассоциации уже закрепились, ведь изменение условий сна будет вызывать активный протест со стороны малыша? В ходе исследований показано, что изменение условий сна не является «запредельным» стрессом для ребенка (скорее для других членов семьи) и через какое-то время, чаще около недели, он смиряется со вновь установленным режимом. Для того, чтобы облегчить переход к новым правилам, используются легкие успокаивающие средства на основе валерианы и пустырника. В сложных случаях требуется помощь врача. Существуют специальные методики поведенческой терапии расстройств сна, которые содержат конкретный план действий по изменению ассоциаций засыпания. Например, одна из них, метод «проверки и выдержки» рекомендует, если ребенок проснулся, подходить на его зов, проверять, все ли в порядке, ждать, когда малыш снова уснет затем уходить и не возвращаться до следующего пробуждения (т.е., сколько раз за ночь ребенок проснулся, столько и подходить). К другой разновидности поведенческой инсомнии детского возраста относится расстройство установок сна. Эта проблема детей более старшего возраста, после года, которые уже могут вылезать из кроватки и устно высказывать свое недовольство. Проявляется это нарушение сна тем, что ребенок отказывается ложиться в установленный срок, придумывает различные поводы, чтобы оттянуть время похода в постель или устраивает истерики. Будучи уже в постели, он не смиряется с навязанным режимом и начинаются бесконечные «походы» в туалет, просьбы дать попить, поесть, посидеть рядом и т.д. Общение с родителями, таким образом, продлевается на 1-2 часа, после чего малыш засыпает. Другой формой нарушения установок сна являются ночные приходы в постель к родителям. В данном случае не выполняется установка на сон в определенном месте. Конечно, большинству детей значительно комфортнее и слаще спать под материнским или отцовским боком. Качество сна самого ребенка при этом не страдает, чего нельзя сказать о родителях. Часто неправильные ассоциации засыпания и установки сна сочетаются. Например, малыш привыкает засыпать в родительской постели, затем, просыпаясь ночью в своей кроватке, хочет восстановить «статус кво» и отправляется в родительскую комнату.

 
461119Дата: Воскресенье, 07.02.2010, 21:08 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
В лечении этого вида расстройств сна главным является достижение внутреннего согласия ребенка с «навязываемым» ему режимом. Это достигается, во-первых, неуклонным соблюдением ритуала укладывания и места для сна. Ведь часто бывает, что у родителей ребенок живет по одному распорядку, а у любящих бабушек – по другому. У годовалого ребенка еще нет понимания времени, соответственно, нужно сделать так, чтобы ритуал укладывания содержал понятные ему временные ориентиры, подсознательно подготавливающие его к моменту расставания. Чаще всего это определение числа читаемых сказок (одна или две). Следует попытаться достичь с малышом и формальной договоренности, предложив ему укладываться на полчаса позже, но взамен не требовать потом внимания родителей. Можно подкрепить эту договоренность обещанием неких благ в будущем при соблюдении этих договоренностей (это срабатывает лишь у более старших детей). Существуют способы поведенческой терапии, призванные облегчить переход к новому распорядку, например, методика «позитивного ритуала», когда вначале ребенку позволяют укладываться спать, когда он сам хочет, а затем незаметно для него сдвигают время укладывания на 5-10 минут раньше предупреждая, таким образом, протестное поведение. Успокаивающие средства, как и в предыдущем случае, имеет смысл применять только на время изменения стереотипа сна, снижая болезненность этого периода для малыша и домашних.

К другой форме нарушений сна относится расстройство пищевого поведения, связанное со сном, когда для того, чтобы уснуть во время ночных пробуждений, малышу требуется поесть или попить. Количество потребляемой таким образом жидкости или пищи может доходить до одного литра за ночь! Проблема эта зачастую развивается, когда родители идут на поводу собственной лени и, вместо того, чтобы организовать сон ребенка так, чтобы у него вырабатывались правильные ассоциации засыпания, они предпочитают на каждое проявление его ночного плача или беспокойства предлагать бутылочку с питанием. Достаточно быстро это входит в непременный атрибут хорошего засыпания для ребенка, неудивительно, что затем и в возрасте одного и даже двух лет дети просыпаются ночью и требуют поесть. В настоящее время считается, что после 6-ти месячного возраста желудок ребенка вмещает достаточно пищи, чтобы обходиться без дополнительного питания в течение ночи. Если нет проблем с набором веса, никаких показаний к сохранению ночных кормлений в этом возрасте уже нет. Вред от пренебрежения этим правилом очевиден: получая молочное питание в течение ночи, ребенок подвергается риску развития кариеса, в горизонтальном положении возможен заброс молока из носоглотки через евстахиеву трубу (канал, соединяющий ухо и носоглотку) во внутреннее ухо, приводящий к его воспалению. Ночные кормления нарушают гормональные циклы организма, так как в норме пищеварительная система должна отдыхать с вечера до утра. Еще раз повторим, что потребность в ночном питании с полугода отсутствует, и ночные пробуждения малыша с требованием еды являются либо «заученными», когда еда выступает главным регулятором сна и бодрствования (как у новорожденных), либо разновидностью неправильных ассоциаций засыпания, при которых важно не количество пищи или жидкости, а сам факт сосания бутылочки (груди), имитирующий условия вечернего засыпания.

 
461119Дата: Воскресенье, 07.02.2010, 21:08 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
Важным шагом в лечении расстройства пищевого поведения, связанного со сном, является разнесение по времени моментов кормления и укладывания в постель (не менее чем на 30 минут). Кормление следует проводить не в постели, если ребенок-искусственник и уже может сидеть (примерно в 7-8 месяцев), при этом лучше использовать не бутылочку, а чашку или поильник. После приучения ребенка к новым условиям вечернего приема пищи можно приступить к уменьшению количества даваемого ночью питания, а затем просто «потерять» бутылочку или не предлагать грудь.

Где же место для лекарств, улучшающих сон детей грудного и раннего возраста? В проведенных исследованиях было доказано, что методы поведенческой терапии – изменение режима и условий сна, не менее эффективно улучшают сон, чем лекарственные препараты. При этом действие лекарств в отношении сна прекращается почти сразу по окончанию лечения, в то время как плоды нормализации режима сна семья продолжает пожинать и в дальнейшем. В случае вторичных нарушений сна (т.е., развившихся на фоне других заболеваний), необходима коррекция патологии, которая стала первопричиной проблемы, и, на это время, возможно назначение успокаивающих средств вплоть до снотворных. Однако даже в этом случае более важными являются мероприятия нормализации режима сна и поведенческой терапии.

Существенная роль в организации правильного режима сна и бодрствования грудного ребенка принадлежит участковым педиатрам и патронажным медсестрам. С первых дней жизни ребенка именно они общаются с родителями и могут дать правильный совет. Если же у малыша развиваются стойкие нарушения сна, с которыми родители и педиатры не могут справиться, то помощь могут оказать более квалифицированные в этом отношении специалисты: невролог и (в идеале) детский врач-сомнолог.

В некоторых поликлиниках уже ведут прием специалисты по детскому сну. К ним можно обращаться, так сказать, напрямую или по направлению от других врачей. Сомнолог определит, нарушены ли нормальные показатели сна у ребенка, предложит методы лечения, сочетающие подходы различных специальностей (неврология, психотерапия, физиотерапия). При необходимости более полной оценки структуры сна ребенка будет назначено полисомнографическое исследование. Его можно проводить детям любого возраста, как в условиях стационара, так и на дому, в привычной обстановке. Обычно полисомнография проводится в течение одной ночи. Вечером ребенок с родителями приезжает в лабораторию сна, медсестра накладывает на тело и голову специальные датчики, которые не ограничивают движения и не мешают сну, малыш спит, а на компьютер записывается необходимая информация. Родители обычно остаются спать в той же комнате, где идет исследование. Наутро датчики снимают, врач просматривает результаты записи и определяет дальнейшую тактику. Использование этого специального метода оценки сна значительно повышает эффективность лечения. Однако, поскольку диагностические и лечебные мероприятия не покрываются средствами обязательного медицинского страхования, консультации сомнолога и полисомнографические исследования пока остаются платными услугами.

 
461119Дата: Воскресенье, 07.02.2010, 21:09 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
ЭТО БЫЛ МАТЕРИАЛ С САЙТА http://www.2mm.ru/zdorovie/682
 
Форум » Наш форум » Семейная гостиная » Режим дня ребенка в семье (Рекомендации для родителей)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.