Ознакомление дошкольников с комнатными растениями: система работы.
Авторы: Баймашова В.А., Охапкина Г.М., Издательство:" Скрипторий 2003", 2008г. Комнатные цветы и растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная с комнатными растениями работа расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении.
В пособии предлагается система работы по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями, приводятся конспекты различных видов занятий( например: " Знакомство с новым комнатным растением" и " Приключение комнатного растения в детском саду"), в процессе которых дети знакомятся с комнатными растениями, закрепляют знания о них на занятиях по экологии и других занятиях,например: рисовании( Рисование фукции в горшочке); в трудовой деятельности, в процессе ухода за растениями и во время дежурства по уголку природы; играя в дидактические игры ( например: " У кого какой цветок", "Каждое растение- на свое место"); при чтении художественной литературы (приведены примеры литературных произведений: стихотворения " Бегония", " Фикус","Фиалка" и др, и сказка " История одного растения"). В данном пособии предлагаются беседы с детьми о растениях; необходимые экскурсии,чтобы расширить знания детей о растениях и их жизни.
В данной книге предлагается для работы перспективный план по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями.
В книге содержится также богатый справочный материал, касающийся разведения и ухода за комнатными растениями, рекомендуемыми для дошкольных учреждений, приведены цветные фотографии растений.
Книга адресована воспитателям и экологам дошкольных учреждений, а также всем любителям комнатных растений..
Особое значение в экологическом образовании детей дошкольного возраста занимает диагностика сформированности практических навыков экологической деятельности ребенка. Детям предлагаются следующие задания: полить комнатные растения. Охапкина Г.М., Баймашова В.А. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями: Система работы. Изд-во: Скрипторий 2003. - 2008 г., с. 24.
В процессе выполнения задания можно выявить, понимают ли дети цель труда, поставленную взрослыми, характер мотивации труда, могут ли по внешнему виду определять растения, нуждающиеся в уходе, способны ли предвидеть результат труда, умеют ли планировать свою работу по уходу за комнатными растениями, самостоятельно готовить необходимое оборудование для труда, освоили ли способы ухода за комнатными растениями.
Данная книга - это скорее всего полная энциклопедия комнатных растений: в ней представлены популярные и редкие виды растений,декоративные растения, которые украшают наш быт, приближают к природе, создают в квартире (группе) здоровый микроклимат ;рассказывается об особенностях содержания и ухода, о сроках пересадки растений, о режиме полива ;а также рассказывается о борьба с болезнями и вредителями растений, даже приводится список опасных для здоровья растений.
В Ведении дается объем рекомендуемых программами знаний:
- строение растения – стебель, корень, листья;
- внешний вид растения;
- условия, необходимые для роста и развития растения, - тепло, влага;
- название некоторых растений ( в зависимости от программы, в них указывается примерное количество лил конкретные названия растений);
- правила ухода за растениями – полив, опрыскивание, пересадка;
- бережное отношение к растениям.
Елена Васина гр. 373/09 Зд.