Детский сад настоящего:

Воскресенье, 22.09.2019, 07:46
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Экологическое воспитание - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » Экология » Экологическое воспитание
Экологическое воспитание
461119Дата: Пятница, 30.10.2009, 14:17 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие
 
анэтДата: Среда, 03.03.2010, 22:42 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Репутация: 0
Статус: Offline
Методика работы с детьми по экологическому воспитанию: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальной школы. ( Л.П. Молодова.-Мн.: ООО " Асар", 2004.-512с.:ил. В пособии предоставлены методические разработки экологического содержания. Включены разнообразные игры для детей дошкольного и школьного возраста. Адресована воспитателям детских садов, учителям школ, студентам педагогических училищ и вузов.

Михайлова Анна 09/376 зД

Сообщение отредактировал анэт - Среда, 03.03.2010, 22:53
 
RukushikaVeraДата: Четверг, 04.03.2010, 13:30 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Игровая деятельность на занятиях по экологии. Средняя группа. /автор-составитель П.Г.Федосеева. - Волгоград: ИТД "Корифей". - 96 стр., 2009 г.
Это пособие адресовано как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям, которые хотят сформировать у своих детей бережное отношение к окружающему миру и родной природе. Пособие содержит программу формирования элементарных экологических представлений у детей 4-5 лет, много важных методических рекомендаций, а так же игры (подвижные и сюжетно-ролевые), сценарии календарных и обрядовых праздников. Например, автором предлагается много интересных дидактических игр и упражнений на расширение и закрепление знаний детей о природных явлениях (д/у "Да и нет", "Что сажают в огороде?", "Третий лишний" и много других). Давая рекомендации о развитии трудовых умений и навыков у детей 4-5 лет, автор напоминает, что детей этого возраста больше интересует сам процесс деятельности, нежели его результат, поэтому большое внимание автор уделяет экспериментам в неживой природе и проведению различных опытов.
Поскольку экологическое воспитание предусматривает развитие у детей эмоционально-положительного отношения к природе, автор предлагает ряд сюжетно-ролевых игр, целью которых является развитие у детей способностей принять на себя роль животного, где воспитатель, создав определенную среду, побуждает детей к вхождению в тот или иной образ животного (с.-р. "Лиса", "Медвежата", "Кошка", "Лошадка", "Ежиха" и другие).
Уделяя большое внимание сезонным наблюдениям в природе, автор предлагает ряд игр на развитие у детей способностей устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, развитие у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета (игра "Ветер и листочки").
Так же в пособии автор предлагает свое интересное решение проведения календарных праздников, например, посвященных приходу осени. Очень интересным мне показалось мероприятие "Осенние посиделки". Это театрализованная игра, где с помощью различных изобразительных средств (иллюстраций, картин, загадок, стихов, музыки) у детей формируются знания об осени: погодных явлениях, изменениях в живой и неживой природе, дарах осени, труде людей. Мероприятие "Осенние посиделки" может стать по-настоящему зрелищным и обогатить внутренний мир детей, если подойти к его подготовке ответственно и творчески.

Поскольку экологическое образование дошкольников является сравнительно новым направлением в дошкольной педагогике, автор очень подробно раскрывает такие понятия как "экологическое воспитание и образование", "экологическая культура", "экологические знания", "экологическое мышление", "экологически оправданное поведение". Для успешного и полного решения экологических задач, автор предлагает разные формы работы, такие, например, как разработка и прохождение специального экологического маршрута - экологической тропы. Способы создания экологической тропы, ее составляющая - все это автор подробно объясняет в своем пособии. Лично для меня большой интерес и ценность представляют те страницы пособия, где автор последовательно и подробно рассказывает о том, как именно должен быть оформлен уголок природы в ДОУ. Здесь есть все: начиная от рекомендуемых растений до необходимых условий содержания животных (разрешаемая документация).
И, конечно, автор уделяет большое внимание привлечению родителей к экологическому воспитанию детей. Воспитателям даются рекомендации по проведению различных экологических мероприятий и праздников, к организации которых можно и нужно привлечь родителей (22 марта - Всемирный день воды, 1 апреля - Международный день птиц, 5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды, 4 октября - Всемирный день животных".

Данное пособие направлено на формирование любознательности и интереса к родной природе у детей, умение отличать природу от рукотворного мира; дает рекомендации обучения детей самостоятельно ухаживать за растениями и животными, помогает сформировать у детей навыки экологически грамотного поведения в природных условиях. Я думаю, это пособие полюбят многие воспитатели и родители, как только приобретут его и начнут с ним работать.

Митина Анна 377 зд

 
SingerДата: Пятница, 05.03.2010, 03:43 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Методика экологического воспитания в детском саду. Методическое пособие. Автор: Николаева С. Н.
Издательство: Москва "Просвещение" 2002г - 208с., 8 л.ил.

Книга адресована воспитателям детского сада для работы с детьми средней и старшей групп.
В этом пособии представлены: программа, практические рекомендации и конспекты занятий по экологии.
Вся система работы описанная в книге, строится на программе "Юный эколог".

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя несколько видов совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры.
Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за животными и растениями в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.У детей остаются очень яркие впечатления, когда на занятия приходят хорошо известные им персонажи, такие как - Айболит, Красная Шапочка, Курочка Ряба, Чипполино и другие.
Автор книги делает акцент на то, что особое внимание педагог должен обращать на использование игры в разных формах воспитательно-образовательного процесса. Ребенок 4-5 лет - это еще маленький ребенок, который хочет много играть. Поэтому воспитатель включает игру в занятия, труд, наблюдения, продумывает и организует игровые обучающие ситуации, инсценирование литературных произведений с помощью кукол и других игрушек. Очень часто педагог использует русский народный фольклор...Например, в пасмурный день воспитатель читает:
Солнышко-ведрышко!
Выгляни в окошко!
Твои детки плачут,
Под окошком скачут!
Солнышко нарядное,
Красное, покажись!

В систему работы с детьми включена разнообразная деятельность с литературными произведениями Е.И.Чарушина, В.Бианки. Слушание и обыгрывание рассказов и сказок, рассматривание авторских иллюстраций, а затем собственная изобразительная деятельность детей, поможет ввести их в мир искусства, в мир "отраженной природы". Рекомендуется также совместное изготовление книжечек по прослушанным рассказам и сказкам и с рассказами, составленными детьми.

Конспекты занятий построены таким образом, чтоб развивать и накапливать у дошкольников сенсорный опыт, играющий большую роль в воспитании экологической культуры. Воспитатель уточняет с детьми цвет, форму, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы, учит по-разному, образно обозначать эти особенности, сравнивать явления, подбирать эпитеты, синонимы. С этой целью, например, воспитатель вместе с детьми рассматривает различные овощи, дает домашнее задание - посмотреть, какие овощи есть дома, что мамы из них готовят. Организует целевую прогулку к ближайшему месту торговли (магазин, рынок). Во всех случаях воспитатель использует моменты приема пищи, рассматривает с детьми, что повар положил в суп, из чего приготовлен салат, сварен компот. Обсуждает с детьми какие по вкусу, форме, цвету, твердости овощи и фрукты в том или другом блюде.

Мне очень понравилось, что в книге освещены такие методические вопросы, как познание детьми ряда функций человеческого организма; знание чистоты, красоты, порядка в окружающей среде для здоровья всех живущих. Заинтересовало комплексное занятие "Письма заболевшим детям", на котором у дошкольников формируется масса положительных качеств, воспитывается ценностное отношение к своему здоровью, проявляется заботливое отношение к близким, чувство сострадания.

В книге приведены сценарии праздников: "Праздник юных любителей природы", "Бесценная и всем необходимая вода" и другие. Проведение различных праздников автор рекомендует для закрепления ранее изученного материала.

Книга отлично иллюстрирована. Здесь есть и рисунки с изображением времен года, природных явлений, овощей и фруктов, птиц. Даны примеры аппликаций из сухих листьев, поделок из бумаги, пример изготовления книги по мотивам произведений Е.Чарушина, изготовления календарей для наблюдений и многое другое.

В пособии есть приложение, содержащее рассказы и сказки русских писателей.
Методику рекомендуется использовать в комплекте с экологической тетрадью, содержащей занимательные задания, выполняя которые дети легко
усвоят учебный материал.

Егорова Инна, 09/376 дз


Егорова Инна 09/476 зД

Сообщение отредактировал Singer - Пятница, 05.03.2010, 04:05
 
Tatiana7Дата: Вторник, 09.03.2010, 18:09 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
Баймашова В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями.- М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2008.- 72с.
В пособии предлагается система работы по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями, приводятся конспекты различных видов занятий, в процессе которых дети знакомятся с комнатными растениями, закрепляют знания о них на других занятиях, в трудовой деятельности, дидактических играх и стихотворениях.
В книге содержится также богатый справочный материал, касающийся разведения и ухода за комнатными растениями, рекомендуемые для дошкольных учреждений,предоставлена характеристика растений, их внешний вид, родина произрастания, приведены цветные фотографии. Этот материал будет полезен не только для обеспечения правильного ухода за растениями, он может также послужить основой для составления паспортов, которые должны быть оформлены на все имеющиеся в группе комнатные растения.
Книга предназначена воспитателям и экологам дошкольных учреждений, а также всем любителям комнатных растений.

Якушина Татьяна Дмитриевна, 09/372-з


Якушина Татьяна 09/372-з
 
кошка2Дата: Четверг, 11.03.2010, 20:33 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
дата : четверг 11.03.2010г.

Система экологического воспитания в ДОУ . Автор составитель О.Ф.Горбатенко , Издательство " Учитель " г.Волгоград . 2008г.

В книге представлен материал по организации системы экологического воспитания и образования в дошкольных образовательных учереждениях.
Материал пособия раскрывает систему работы с детьми в рамках программы " Детства " и программы экологического образования дошкольников
" Мы " Н.Н. Кондратьевой , так же можно использовать и для других программ .
Воспитателям можно использовать эту книгу для написания перспективного плана или для приготовления открытого занятия по экологическому воспитанию . В книге есть примерное планирования занятий по разделу " Мир природы в средней , старшей и подготовительной группе " .
Есть материал как в дошкольном учереждении создать экологическую тропу и ее организация .
Так же в книге даны советы по экологическому воспитанию дошкольников для педагогов ; экологизацию различных видов детской деятельности ; так же проведения утренников , викторин , конкурсов и игр.
В книге есть взаимодействие педогогов с родителями формирование экологической культуры .
Книга будет интересна методистам и воспитателям дошкольных образовательных учереждений , преподавателям дополнительного образования.

Зоткина Татьяна 09/ 377 зд.

 
M@rin@Дата: Пятница, 12.03.2010, 19:26 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 16
Репутация: 0
Статус: Offline
Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. - М.:Книголюб,2006. - 104с.(Развивающие сказки для детей)
данное пособие адресовано воспитателям и родителям. может быть использовано при коллективной и индивидуальной формах работы.
В пособии даны описания занятий, построенны на анализе поступков героев авторских сказок. В дотупной и увлекательной форме дети усваивают основы экологической культуры, осознают единство человека с природой, учатся ответственному отношению к окружающей среде. Знакомятся с социальными нормами и правилами культурного поведения. Раскрывают нравственный смысл поступков людей. Также в посодии используются авторские стихи.с помощью которых дети могут видеть красоту родной природы и знакомятся с явлениями природы, таких как роса:
На тонкой паутинке
Качается росинка,
Светлая, хрустальная,
Словно бусинка на вид.
Лес зеленый отразит
Капелька зеркальная.
При помоши данного пособия идет развитие речи детей, при заучивании стихов развивается память, дети учатся отвечать на вопросы, рассуждать, фантазировать.

Льянова Марина 09\372 з

Сообщение отредактировал M@rin@ - Пятница, 12.03.2010, 19:28
 
taliaДата: Понедельник, 15.03.2010, 09:29 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 0
Статус: Offline
Авдеева Н.Н, Степанова Г.Б. " Жизнь вокруг нас". Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие - Ярославль: Академия развития: 2003. 112с - (жизнт вокруг нас).
Учебно-методическое пособие содержит программу зкологического образования дошкольников, разработанную в соответствии с содержанием государственного образовательного стандарта дошкольного образования по разделу: "Развитие экологической культуры детей", примерный тематический план занятий и методические рекомендации для организации системы педагогической работы по развитию экологической культуры.
В книге рассматриваются варианты реализации программы в дошкольных учреждениях.

Авдеева Наталья 09/372 з

Добавлено (15.03.2010, 09:29)
---------------------------------------------
Журавлева Л.С. "Солнечная тропинка". Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. - М.: Мозайка-Синтез, 2006. - 144с.
в данном пособие включены конспекты занятий по экологии и ознакомлению с окружающем миром с детьми старшего дошкольного возраста, а также дополнительные материалы: стихи, пословицы, загадки.
Светит, сверкает,
Всех согревает. (Солнце)
Будет дождь - будут грибы.
Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Авдеева Наталья 09/372 з


авдеева наталья дмитриевна 09/372 з
 
M@rin@Дата: Четверг, 25.03.2010, 22:22 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 16
Репутация: 0
Статус: Offline
На доступном для детей языке, в пособии объясняются сложные экологические проблемы. В форме авторской сказки дети узнают о ветре, роднике, дождевых червях, о диких зверях и домашних животных, о крылатых помощниках, об удивительном мире шестиногих, о связи неживой и живой природы, и о том, что Земля - наш общий дом.
Удивительный мир шестиногих.
Знаете ли вы, что бабочки и стрекозы, шмели и пчелы, муравьи, божьи коровки и кузнечики - животные?
Они относятся к группе насекомых. Насекомыми называют животное, у которых шесть ног, а тело их состоит из трех частей : головы, на которой находятся два ушка, средней части тела и брюшка. У большинства насекомых в определенные периоды жизни появляются крылья. Это самые многочисленные и древние обитатели нашей планеты. Они появились на Земле примерно 250 миллионов лет тому назад.
Ты сачком их не лови!
Насекомые хлопочут, наполняя жизнью сад:
Там кузнечики стрекочут, тут комарики звенят.
Каждый занят важным делом: золотистая пчела
На цветок душистый села, сок медовый собрала.
Вот в кустах возле тропинки деловитый муравей,
Уцепившись за травинку, доит усиками тлей.
Ты не трогай их, не надо, ты сачком их не лови!
Пусть живут с тобою рядом мотыльки и муравьи.
На занятии дети узнают чем питаются насекомые, как спасаются от врагов, какую роль в жизни насекомых играет запах, каких насекомых называют вредителями, каких насекомых можно назвать помощниками.
Катя и божья коровка. (сказка)
Эта история произошла с девочкой Катей. В летний полдень Катя, сняв туфли, бегала по цветущему лугу. Трава на лугу была высокая, свежая и приятно щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и медом. Кате захотелось поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе облаками. Примяв стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по ее ладони кто-то ползет. Это была маленькая божья коровка с красной, словно отлакированной спинкой, украшенной пятью черными точками.
Катя стала рассматривать красного жучка и вдруг услышала тихий приятный голосок, который произнес:
- Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать, порезвиться, то бегай лучше по тропинкам.
- Ой, кто это? - удивленно спросила Катя. - Кто со мной разговаривает?
- Это я, божья коровка! - ответил ей тот же голосок.
- Разве божьи коровки разговаривают? - еше больше удивилась девочка.
- Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не слышать! - ответила божья коровка.
- Понятно! протянула Катя. – Но скажи, почему нельзя бегать по траве, ведь ее так много! - спросила девочка, окинув взглядом широкий луг.
Как вы думаете, что ответила божья коровка?
- Когда бежишь по траве, то ее стебельки ломаются, земля становиться слишком твердой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались, повсюду раздавались сигналы тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!» - объяснила божья коровка.
- Извини, пожалуйста, - сказала девочка, - я все поняла и буду бегать только по дорожкам.
И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла.
- Куда делась бабочка? – удивилась девочка.
- Она здесь, но так бабочки прячутся от врагов. Я надеюсь, Катюша, что ты не собираешься ловить бабочек и становиться их врагом?
- Нет! Нет! – воскликнула Катя и добавила : - Я хочу быть другом.
- Ну и правильно, заметила божья коровка, - у бабочек есть прозрачный хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. А перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчелы и шмели – ведь это насекомые-опылители.
Вот и шмель! – сказала девочка, заметив на розовой головке клевера большого полосатого шмеля. Его трогать нельзя! Он может укусить!
- Конечно! – соглясилась божья коровка. – У шмелей и пчел есть острое ядовитое жало.
- А вот еще шмель, только поменьше, - воскликнула девочка.
- Нет, Катюша. Это не шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не кусачая, у нее и жала нет. Но птицы принимают ее за злую осу и пролетают мимо.
- Ого! Какая хитрая муха! – удивилась Катя.
- Да, все насекомые очень хитрые, - с гордостью произнесла божья коровка.
В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики.
- Кто же это стрекочет? – спросила Катя.
- Это кузнечик, - объяснил божья коровка.
- Мне бы хотелось увидеть кузнечика!
Словно услышав слова девочки, кузнечик высоко подпрыгнул в воздухе, и его изумрудная спинка ярко сверкнула. Катя протянула руку, и кузнечик в тот же миг упал в густую траву. Увидеть его в зеленых зарослях было невозможно.
- А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдешь в зеленой траве, как черную кошку в темной комнате, - засмеялась девочка.
- Видишь стрекозу? – спросила божья коровка у Кати. – Что ты можешь сказать о ней?
- Очень красивая, но и полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух.
Долго беседовала Катя с божьей коровкой. Она увлеклась разговорами и не заметила, как наступил вечер.
- Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы.
Она осторожно посадила божью коровку на ромашку, вежливо попрощалась с ней:
- Спасибо, милая божья коровка! Я узнала много нового и интересного.
В конце сказки приводятся вопросы для рассуждения детей.

Льянова Марина 09/ 372-з

 
Tatiana7Дата: Воскресенье, 28.03.2010, 20:23 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
Баймашова В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями.- М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2008.- 72с.

В пособии предлагается система работы по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями, приводятся конспекты различных видов занятий, в процессе которых дети знакомятся с комнатными растениями, закрепляют знания о них на других занятиях, в трудовой деятельности, дидактических играх и стихотворениях.
«Приключение комнатного растения в детском саду»
(Конспект фрагмента занятия в подготовительной группе)

Программное содержание: Учить придумывать связной, последовательный рассказ о комнатном растении, придерживаясь плана.

Ход занятия
Воспитатель предлагает вспомнить, какие растения есть в группе, описать 1-2 из них. Затем предлагает пофантазировать: если бы растения умели говорить, что они могли бы рассказать о себе. Вместе с детьми составляется примерный план такого рассказа:
- Как растение появилось в детском саду?
- Какое оно было? (Строение, цвет и форма листьев и цветов.)
- Как за ним ухаживали?
- Что произошло с растением?
Можно предложить использовать прием коллективного составления рассказа: на каждый пункт плана дети предлагают разные варианты ответов, а затем воспитатель или кто-то из детей составляет рассказ. Если дети владеют приемами творческого рассказывания, они могут самостоятельно составлять рассказ по вопросам.
При анализе поощрять самостоятельность и творчество.

Дидактические игры
«Что и как растет»
Цель: Упражнять в знании правил ухода за комнатными растениями.

Материал: картинки с изображением комнатных растений, иллюстрации: солнечный и пасмурный день, прозрачная посуда с большим и маленьким количеством воды, поддон для растения.
Ход игры

Воспитатель напоминает, что одному растению для роста и развития необходим обильный полив, другое требует редкого полива, а некоторые растения можно поливать только в поддон. Есть растения, которые не выносят прямых солнечных лучей, а другие хорошо растут только на солнышке.
Затем предлагает рассмотреть картинки с изображением комнатных растений и подобрать к ним картинки с изображением условий произрастания и ухода за ними.

Стихотворения

Щучий хвост
Щучий хвост, господин,
Ты в горшке ведь не один!
Трудно даже сосчитать —
Двадцать тут иль двадцать пять
Вас, зеленых носиков,
И хвостов, и хвостиков!

В книге содержится также богатый справочный материал, касающийся разведения и ухода за комнатными растениями, рекомендуемые для дошкольных учреждений, предоставлена характеристика растений, их внешний вид, родина произрастания, приведены цветные фотографии. Этот материал будет полезен не только для обеспечения правильного ухода за растениями, он может также послужить основой для составления паспортов, которые должны быть оформлены на все имеющиеся в группе комнатные растения.
Приводится список растений, которые нежелательно разводить или содержать в детских учреждениях, потому что их сок может вызывать раздражение кожи, либо аллергическую реакцию, либо при попадании в желудок растение может вызвать отравление.
Книга предназначена воспитателям и экологам дошкольных учреждений, а также всем любителям комнатных растений.

Якушина Татьяна Дмитриевна 09/372-з


Якушина Татьяна 09/372-з
 
taliaДата: Понедельник, 29.03.2010, 09:33 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 0
Статус: Offline
Журавлева Л.С. "Солнечная тропинка". занятия по экологии и ознакомление с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. - М.: Мозайка-Синтез, 2006. - 144с.

В пособии даны конспекты занятий по зкологии и ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста, а также дополнительный материал: стихи, пословицы, загадки.
Занятия представлены по блокам: "Закон и право", "Семья и культура", "Население и жилище", "Здоровье и питание", "Труд и профессии","Вода", "Экономика", "Энергия".

Тема "Население и желище"
Занятие "Разные дома"
Цель: воспитывать интерес к жизни животных; бережное отношение к ним.

Перед занятием под стульчики раскладываются иллюстрации с изображениями домашних животных. на столе расставляются деревья и изображения диких животных. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, вспомните рассказ о лягушке, которая путешествовала вместе со стаей диких уток. Сегодня она решила рассказать вам, что интересного она увидела. (Показывает детям игрушечную лягушку.) Первая остановка была в деревне. (Воспитатель выставляет на фланелеграф изображения различных домов.) Лягушка решила посмотреть, кто живет в домах. Возьмите карточку у себя под стулом и скажите, кто на ней изображен. (Домашние животные.)
Дети по очереди показывают свои иллюстрации и ставят на фланелеграф.
Воспитатель: Человек построил их дома. Но человек построил и детский сад, магазин, аптеку, больницу. (Воспитатель выставляет на фланелеграф изображения построек с соответствующими буквенными символами.) Кто мне скажет, какие материалы нужны, чтобы построить, например, аптеку? Из чего она сделана? (Дерево, кирпич.) Что нужно иметь, чтобы соединить между собой части дома? (Гвозди, цемент.) Чем покрывают крышу? (Черепицей, железом.)
Во время обсуждения воспитатель вносит коррективы в ответы детей. По аналогии можно поговорить о домах, построенных из других материалов.
Воспитатель: Следующей остановкой лягушки был лес. (Дети располагаются около стола, на котором стоят деревья. Лягушка сидит среди деревьев.) Лягушка - очень любопытная! Когда она посмотрела вокруг, то увидела жилища различных животных и птиц. Какое жилище она увидела на ветке дерева? (Гнездо.) В стволе дерева? (Дупло.) В земле? (Нору.) Каждый из вас сейчас возьмет животное и поставит его к домику, в котором оно живет.
Дети выполняют задание, а затем все вместе обсуждают, кто живет в норе, дупле, гнезде.
Воспитатель: Вот мы и разобрались, кто где живет. Кто построил животным такие дома? (Дикие животные сами строят себе жилища.) Из чего построено гнездо? (Из веток и прутьев.) Дупло? (Дупло образуется в результате того, что сухая ветка дерева отломилась и образовалась выемка.) Нора? (Звери сами выкапывают норы лапами.)
Вот сколько нового узнала лягушка и рассказала нам. Но ей пора к себе на болото, там ей больше всего нравится.

Добавлено (29.03.2010, 08:58)
---------------------------------------------
Авдеева Н.Д. 09/372 з

Добавлено (29.03.2010, 09:33)
---------------------------------------------
Тема "Труд и профессии"

Занятие "Профессии"
Цель: закрепление знаний детей о профессиях, инструментах; о профессиях членов семьи, о том, где приобретают профессии, развитие фантазии детей в беседах.

Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл мишка Топтыжка. Он живет в лесу, где у него много друзей, но он давно хочет познакомиться с людьми, узнать, как они живут, как трудятся. Правда, Топтыжка?

Топтыжка: Я знаю, что люди тркдятся, но не знаю, кому что нужно для этого.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Топтыжке разобраться!

Воспитатель по очереди бросает мяч и называет какую-нибудь профессию. Ребенок, поймавший мяч, должен бросить его обратно, назвав предмет, необходимый для данной профессии.

Топтыжка: Ой, я все понял (берет утюг и начинает "гладить" пол).

Ребята смеются и говорят: "Нет, Топтыжка, утюгом пол не гладят".

Топтыжка: А как же мне быть? Как научиться?

Воспитатель: Ребята, где можно научиться какой-либо профессии? (Ответы детей.) Воспитатель уточняет, что выбранной профессии после школы обучаются в различных учебных заведениях, приобретая новые знания и умения.

Воспитатель: Ребята, а давайте помечтаем (звучит спокойная мелодия), расскажем Топтыжке, кто кем из вас хочет стать, когда вырастит. (Ответы детей.)

Топтыжка: Ребята, можно, я к вам чаще буду приходить? С вами так хорошо! Вы всегда в детском садике живете? (Ответы детей.) У вас есть мамы и папы? А кем они работают? (Дети рассказывают о профессиях своих родителей.)

Топтыжка: Я запомнил названия некоторых профессии, помогите понять, что делают представители этих профессий. Я буду называть профессию, а вы мне рассказывать о ней.

Затем Топтыжка называет профессии, а дети - действия людей этой профессии.

Топтыжка: Спасибо, ребята, я постараюсь запомнить.

Воспитатель: Ребята, может, нам построить для Топтыжки дом, чтобы о чаще приезжал к нам.

Тук-тук молотком,
Строим, строим новый дом.

Дети строят дом из строительного материала.

Воспитатель

Дом с трубою и красной крышей.
Дом большой мишутке вышел!

Воспитатель и дети прощаются с мишкой Топтыжкой.


авдеева наталья дмитриевна 09/372 з
 
irina2612Дата: Среда, 07.04.2010, 00:37 | Сообщение # 12
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
«Экологическое окно» в детском саду. В.М.Корнилова.
Пособие содержит методические рекомендации по работе с "экологическим окном" в ДОУ. Задача пособия : повысить интерес ребят к миру природы, дать знания о нем, развить речь и мышление детей. Так же задача заключается в том , что бы не просто формировать представления о флоре и фауне, но и показать их взаимосвязь. В пособии есть итоговая диагностика знаний детей , основанная на репродуктивных, поисковых, обобщающих вопросах. А также практический материал для ежедневных занятий в группах младшего дошкольного возраста на весь учебный год. В приложении предлагается анализ работы с «экологическим окном» за учебный год, так же диагностика знаний детей , в течение учебного года занимавшихся по этому пособию. Данное пособие формирует познавательные интересы и способности, дает представление о природе как живом организме. Пособие адресовано педагогам, методистам и воспитателям ДОУ.

Кудрявцева И.Н. 09/373 - зд


irina2612
 
кошка2Дата: Среда, 14.04.2010, 12:39 | Сообщение # 13
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Добавляю : Среда 14.04.2010г.

Перспективный план на 4 года.
1-й этап : Организационно-теоретический.
Цель : анализ образовательной ситуации в детском саду ; диагностика готовности педагогов к экологическому образованию дошкольников ; ознакомление с научно-методической литературой ; изучение инноваций в системе экологического образования ; изучение передового педагогического опыта .
2-й этап : Методический.
Цель : организация коллективного творческого поиска путей реализации экологического образования дошкольников в детском общеобразовательном учреждении .
3-й этап : Практический .
Цель : Показ лучших образцов ППО в детском саду ; апробация воспитателями детского сада разнообразных форм и методов работы с детьми .
4-й этап : Аналитический .
Цель : проведение контрольных срезов ; анализ результатов диагностики уровня профессионального развития педагогов и уровня их готовности к экологическому образованию дошкольников ; анализ уровня экологической воспитанности дошкольников ; обобщение ППО по проблеме .

Методическая работа .

Педагоги-дошкольники , обучающие и воспитывающие детей , создающие для них пространственно_развивающую среду , - это решающий фактор в экологическом образовании дошкольников .
Внутридошкольная методическая работа - одно из важнейших звеньев единой системы непрерывного образования педагогов , повышения их профессиональной квалификации .
Для экологизации образовательного процесса в детском саду важно , чтобы все педагоги осознали ее необходимость и свою ответственность за образование дошкольников.
В структуре экологического образования педагогов-дошкольников можно выделить следующие 3 аспекта :
1. Понимание экологических проблем и причин , их порождающих . формирование представлений о новых ценностях , участие в реальной деятельности по сохранению и улучшению окрущающей среды .
2. Уровень профессионального развития { подмастерство , способность к творчеству , готовность к экологическому образованию дошкольников }.
3. Использование личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми , забота о психическом и физическом здоровье каждого ребенка .
Методическая работа должна строиться с учетом : системности - соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы ; этапности ; диагностического и дифференцированного подходов .
Управление методической работой невожможно без педагогической диагностики . задача которой выявить уровень готовности педагогов к экологическому образованию дошкольников.
Именно диагностика позволяет на научной основе реализовать дифференцированный подход . позволяющий значительно повысить уровень методической работы . Дифференцированный подход в системе методической работы - это :
- создание разнообразных условий методического обучения для различных микрогрупп с целью учета их контингента ;
- комплекс методических , психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий , обеспечивающих методическое обучение педагогов-дошкольников .
Анализ проведенной диагностики уровня готовности педагогов к экологическому образованию дошкольников показывает необходимость создания творческой микрогруппы { педагоги с высоким уровнем готовности } для подготовки и проведения индивидуальных консультаций с воспитателями , презентации ППО { передового педагогического опыта }.

Зоткина Татьяна 09/ 377

 
МарсДата: Среда, 14.04.2010, 16:35 | Сообщение # 14
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
С.Н. Николаева Воспитание экологической культуры. м., просвещение, 2005 г.

Это пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
В книге представлена методика работы с детьми подготовительной группы детского сада по экологическому воспитанию.

Пособие представляет собой разработку практических занятий, конспектов, В основе этого лежит знакомство детей с окружающим миром и живой природой.

В период дошкольного детства в процессе педагогического воздействия у дошкольников начинает формироваться экологическая культура. Очень важно, что будет заложено в этот период. Важным методом экологического воспитания, по мнению автора, является правильная форма работы с детьми. В предложенной методике уделяется внимание такой форме работы, как комплексные и углублённые занятия, на которых у детей формируются знания о явлениях природы. Ребёнок узнаёт, что у всего живого есть потребности. Всем требуется дом и всё необходимое для жизни. С.Н. Николаева раскрывает основные понятия и законы экологии.

Задачей данной методики является формирование у детей правильного отношения к природе и к окружающему нас миру.
С позиций автора данная методика является системой экологического воспитания старших дошкольников. Применение методики позволяет обеспечить всестороннее развитие ребёнка. У детей расширятся кругозор. Развивается наблюдательность, совершенствуется интеллект, формируется чувство ответственности.

В данной методики большое внимание уделяется совместному или самостоятельному труду детей и воспитателя. Это может быть и уход за животными и работа по благоустройству на участке детского сада. В работе с детьми предлагается использовать различные методы, словесные, наглядные, практические. Это беседы с детьми. Чтение книг, осуществляемое в течение года, практическая деятельность с растениями и животными, рисование и рассказы детей о своих впечатлениях. Автор предлагает проводить со старшими дошкольниками экскурсии, прогулки. На прогулках можно наблюдать за природой. Наблюдение в экологическом воспитании является наиболее значимым методом. Старшие дошкольники с его помощью узнают много нового о природе.

Важным в работе воспитателя является использование различных методов и средств в ознакомлении старших дошкольников с окружающей живой и неживой природой.

В пособии предлагается использовать календарную последовательность мероприятий. Зимой и в весенние месяцы детям раскрывается тема: «Леса» и «Вода». Им рассказывают о лесах, о воде, о значении в жизни человека воды и деревьев.

Автором книги предлагается проводить акции, в которых участвовали бы не только дети, но и их родители, и сотрудники детского сада. В книги говорится о двух акциях. Это зимняя акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка» и весенняя «Земля – наш дом».

Дети учатся видеть красоту природы, любоваться и оберегать её. Таким образом ребёнок развивается ещё и эстетически.
Так же в пособии представлены методические рекомендации и конспекты занятий по экологии в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения.

Николаева елена, группа 09/-375 ЗД.

 
taliaДата: Вторник, 20.04.2010, 09:29 | Сообщение # 15
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 0
Статус: Offline
Баймашева В. А., Охапкина Г. М. «Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. – М.: «Издательство Скрипторий «003», 2008. 72с.
Пособие предлагает системную работу по ознакомлению старших дошкольников с комнатными растениями, приводятся конспекты различных видов занятий, в процессе которых дошкольники знакомятся с комнатными растениями, закрепляют знания о них на других занятиях, в трудовой деятельности, дидактических играх и стихотворениях.
Также в пособии содержится богатый справочный материал, касающийся разведения и ухода за комнатными растениями, рекомендуемыми для дошкольных учреждений, приведены цветные фотографии.
Пособие адресовано воспитателям и экологам дошкольных учреждений, а также всем любителям комнатных растений.
В ведении дается объем рекомендуемых программами знаний:
- строение растения – стебель, корень, листья;
- внешний вид растения;
- условия, необходимые для роста и развития растения, - тепло, влага;
- название некоторых растений ( в зависимости от программы, в них указывается примерное количество лил конкретные названия растений);
- правила ухода за растениями – полив, опрыскивание, пересадка;
- бережное отношение к растениям.

«Магазин комнатных растений»
Конспект фрагмента занятия в старшей группе.
Программное содержание:
1. Закреплять умение составлять связный описательный рассказ о комнатном растении;
2. Продолжать учить узнавать растение по описанию.
Материал:
несколько комнатных растений 4-5 названий (фиалки, цикламены с цветами разной окраски, бегонии, герани разноцветного вида, традесканции, колеусы с листьями разного цвета).
Ход занятия.
Воспитатель показывает детям комнатные растения, стоящие на столе, уточняя их названия, строение, форму и цвет листьев и цветов. Затем предлагает поиграть в магазин, где продаются комнатные растения, и сначала берет роль покупателя на себя. Он дает образец рассказа о комнатном растении, например: «Мне нужно комнатное растение, но я забыла, как оно называется. У этого растения много небольших зеленых резных листочков. Листочки растут прямо из земли. На длинных стебельках растут розовые цветы. Это растение не любит яркого солнечного света. Поливать его нужно в поддон».
Если дети хорошо владеют навыками составления описательного рассказа, образец можно не использовать.
Воспитатель уточняет, что продавец должен отгадать название растения и «продать» его покупателю, и напоминает, что рассказывая о комнатном растении, нужно не называть его, а описывать стебель, листья, цветы, их цвет и величину, рассказать, как за ними ухаживать. На роль продавца выбирается один из детей, остальные по желанию или по предложению воспитателя «покупают» комнатные растения. Роли продавца исполняют поочередно.
Анализ рассказов делается по тем качествам рассказа, на которых можно большему научить детей.
Литературный материал:
Бегония.
Какое красивое имя - бегония!
Как будто все время куда-то бежит…
Живет на окошке красавица скромная
И убегать никуда не спешит!
Фиалка.
Белый цвет и фиолетовый,
Розовый и голубой.
Как, фиалка, разодета ты!
Мы любуемся тобой.

Авдеева Наталья Дмитриевна 09/3721 з


авдеева наталья дмитриевна 09/372 з
 
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » Экология » Экологическое воспитание
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.