Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.
(С.А. Миронова). ООО «ТЦ Сфера», 2007год. В данной книге С. А. Миронова представляет опыт логопедической работы с детьми с нарушениями речи раннего и младшего дошкольного возраста.
Описанные в книге практические рекомендации направлены на стимулирование всестороннего развития ребёнка, имеющего недоразвитие речи: коррекцию аномального недоразвития речи и связанных с нею психических процессов, а также на восполнение пробелов в развитие у детей, оставшихся без родителей и поступивших дом ребёнка.
Воспитание и обучение детей осуществляется в ходе игровой и трудовой деятельности, на разнообразных занятиях, в процессе ознакомления их с окружающей действительностью, а также в повседневной жизни.
Задачи коррекции речи, воспитания и обучения детей решаются совместными усилиями логопеда и воспитателя, а в детских садах – и при тесном контакте с родителями.
В книге показано развитие речи в игре, при ознакомлении с окружающим миром, в изобразительной деятельности, которые в совокупности способствуют гармоничному развитию детей.
Последовательность расположения разделов обусловлена логикой психического развития детей, особенностями видов его деятельности, их значимостью для усвоения речи в домах ребёнка т детских домах и для коррекции аномального развития в детских садах и яслях-садах.
Каждый из разделов представлен одним – двумя занятиями в неделю, необходимыми для всестороннего развития ребёнка. Основное место в представленных занятиях занимает развитие речи в процессе ознакомления детей с окружающим миром.
С.А. Миронова также представила организационные моменты (рекомендации по режиму дня, планированию работы, взаимосвязь педагогического коллектива и т.д.).
Описанные особенности развития детей младшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, в определённой степени могут быть использованы в качестве образца при их обследовании.
Материалы, на основе которых написана книга использовались в специальных группах для детей с нарушениями речи в условиях детских садов, яслей-садов, а также в детских домах и домах ребёнка с 1981 по 1986год.