Диагностика и коррекция
| |
461119 | Дата: Пятница, 30.10.2009, 13:55 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств
|
|
| |
461119 | Дата: Понедельник, 22.02.2010, 13:58 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Ольга Грибова. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Это пособие адресовано родителям, воспитателям, логопедам и всем тем, кого интересует, как развивается речь ребенка в раннем возрасте. В книге представлена система интересных и полезных занятий, направленных на преодоление задержки темпов речевого развития ребенка. Кроме того, в пособии содержатся ответы на волнующие каждого родителя вопросы: «Каковы признаки благополучного и неблагополучного развития речи у ребенка?», «Что делать? если малыш никак не перейдет от лепета к словам?», «Как помочь ребенку, если его речь развивается с задержкой?». http://books.dobre.ru/
|
|
| |
Selena | Дата: Воскресенье, 21.03.2010, 09:25 | Сообщение # 3 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
| Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с., ил.http://www.pedlib.ru/Books/2/0291/2_0291-1.shtml В книге рассматриваются основные задачи и направления работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с ОНР. Дается структура занятий и методика работы по ознакомлению со звуком и буквой. В приложении автор приводит образцы демонстрационных таблиц для чтения слогов, варианты игр логопедического содержания, игр на развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики, и советы родителям по обучению ребенка чтению и развитию фонематического слуха. Все занятия составлены с опорой на ведущую деятельность дошкольников и вторую по значимости деятельность после учебной у младших школьников – игру. Юдина Наталья 09/372-з Добавлено (21.03.2010, 09:25) --------------------------------------------- Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с., ил.http://www.pedlib.ru/Books/2/0291/2_0291-1.shtml В книге рассматриваются основные задачи и направления работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с ОНР. Дается структура занятий и методика работы по ознакомлению со звуком и буквой. В главе «От звука к букве» автор указывает на то, что овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры. Поэтому в подготовительной группе речевого детского сада очень важно начинать обучение звуковому анализу с первых же дней работы с детьми, причем на основе одновременного изучения звука и его графического изображения — буквы. Наиболее эффективная форма проведения этой работы — фронтальные логопедические занятия т. к. на них дошкольники не просто знакомятся с новым материалом, но и получают навык работы в коллективе: учатся слушать объяснения педагога, исправлять и дополнять ответы других детей, вместе искать ответы на трудные вопросы, делать «открытия». Сформированность таких умений крайне необходима для успешного обучения в школе. Предлагаемая автором система работы позволяет наиболее полно решать такие основные задачи обучения, как: - формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, воспроизведения слоговой структуры, развитие фонематического восприятия); - овладение элементами грамоты; - взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка. Вся работа по ознакомлению со звуками и буквами проводится с учетом: - дифференцированного подхода к детям, имеющим ОНР - различного происхождения; - единства формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности; - одновременного коррекционно-воспитательного воздействия на сенсорную, интеллектуальную и аффективно-волевую сферу. Так же указывается два взаимосвязанных направления работы в ходе преодоления фонематического недоразвития: коррекция произношения, т. е. постановка и уточнение артикуляции звуков, последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов. Предлагается следующая структура занятий: Занятия по знакомству со звуком и буквой и по дифференциации звуков состоят из нескольких частей и проводятся по строго определенной схеме: 1. организационный момент; 2. знакомство и работа со звуком; 3. знакомство и работа с буквой; 4. работа по формированию лексико-грамматического строя речи (на базе речевого материала данного занятия); 5. подведение итогов занятия. Последовательность работы над каждым звуком рекомендуется следующая: 1. знакомство со звуком — выделение его на слух; 2. уточнение артикуляции звука; 3. определение характеристик звука (гласный — согласный, глухой — звонкий); 4. выделение на слуховом уровне звука из ряда других 5. звуков, слогов, слов; 6. определение места звука в слове (с опорой на картинки); 7. определение твердости — мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки; 8. составление слогов, слов из заданных звуков; 9. подбор слов с определенным звуком. Дается следующая последовательность знакомства детей с буквой: 1. знакомство с буквой: рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что похожа), выделение ее элементов, прослушивание стихотворения о букве; 2. «печатание» буквы в воздухе, далее — в тетрадях по образцу; 3. чтение слогов с изучаемой буквой по таблицам. 4. В заключительной части занятия проводятся игры на развитие лексико-грамматического строя речи, внимания, памяти с использованием речевого и наглядного материала занятия. Структура занятий по дифференциации звуков предлагается такая: 1. организационный момент; 2. уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий; 3. дифференциация звуков: - на слуховом уровне — выделение из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий), - определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки; 4. работа в тетрадях: - запись слогов, слов на изучаемые звуки, - составление звуковых схем слогов, слов; 5. составление слогов, слов из заданных звуков и букв; 6. работа по коррекции лексико-грамматического строя на базе речевого материала занятия; 7. подведение итогов занятия. Все занятия проводятся по единой схеме, а их разнообразие достигается путем использования многочисленных игровых приемов и вариабельностью дидактических игр. Далее автор раскрывает методику ознакомления со звуком и буквой более подробно. Для того чтобы научить ребенка слышать звуки родной речи в пособии предлагаются различные «фонетические сказки». Например, «Сказка первая – о звуке А», «Сказка вторая – о звуке У», сказка «Живые звуки» и т.д. Так же даются следующие рекомендации по чтению и рассказыванию этих сказок: 1. четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте; 2. отхлопывать ритм «песен» каждого звука; 3. «дирижировать» — демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса; 4. имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»; 5. использовать наглядный материал из приложения для «записи» и «чтения песен» звуков. При этом следует показывать: - протяжный звук — ведением руки в воздухе по горизонтальной линии; - отрывистый звук — резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев; - повышение звука — подниманием руки вверх; - понижение звука — опусканием руки вниз. После чтения сказки детям следует задать вопросы по тексту и предложить выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление ее содержания. Примерные вопросы и задания даются после каждой сказки. Ответы детей могут быть полными и краткими. В скобках после вопроса указывается суть возможного ответа. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, взрослому необходимо напомнить ему содержание сказки, прочитав из нее нужный для ответа отрывок. Сказку «Живые звуки», состоящую из двух частей, автор рекомендует использовать как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия. Первая часть сказки, по мнению автора, дает возможность: - познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков; - формировать понятие «гласный звук»; - развивать слуховое внимание; - развивать и корригировать фонематический слух (например: после прочтения или рассказа текста предложить вспомнить, какие «песенки» пели звуки?, сколько звуков пели ту или иную «песенку»?, в какой последовательности пели звуки?, какие «песенки» могут спеть звуки [У], [И] и т.д.); - познакомить детей с гласными буквами, или закрепить зрительные образы гласных букв; - проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук — буква». Вторая часть сказки, помимо перечисленных выше задач, позволяет: - формировать понятие «согласный звук»; - облегчить работу, связанную с объяснением темы «Йотированные буквы» в начальных классах школы; - познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами с последующим включением их в слоговые таблицы для чтения (фонетический разбор слогов и слов с йотированными буквами изучается в школе). В приложении автор приводит образцы демонстрационных таблиц для чтения слогов, варианты игр логопедического содержания, игр на развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики, и советы родителям по обучению ребенка чтению и развитию фонематического слуха. Все занятия составлены с опорой на ведущую деятельность дошкольников и вторую по значимости деятельность после учебной у младших школьников – игру. Юдина Наталья 09/372-з
Сообщение отредактировал Selena - Воскресенье, 21.03.2010, 09:26 |
|
| |
nataredlion | Дата: Пятница, 09.04.2010, 13:55 | Сообщение # 4 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
| • Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). - М., 1989 Оглавление ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПЕРВЫЕ ДВА ГОДА ЖИЗНИ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА, ГОЛОСА И ДЫХАНИЯ ГОЛОСОВАЯ АКТИВНОСТЬ НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ДОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ДОРЕЧЕВОИ ПЕРИОД ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА АКТИВНАЯ ГИМНАСТИКА СТИМУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТИМУЛЯЦИЯ ГОЛОСОВЫХ РЕАКЦИЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ I УРОВНЯ ДОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ II УРОВНЯ ДОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ III УРОВНЯ ДОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПРИМЕРНОЕ ЗАНЯТИЕ С РЕБЕНКОМ IV УРОВНЯ ДОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ГОЛОСОВОЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА Изучение детей с церебральным параличом показало, что задержка в развитии ребенка начинается с первых недель жизни. Большая роль в отклонениях психического развития детей принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям. Эти отклонения в основном обусловлены недостаточностью практического опыта детей с ДЦП, а также ограниченностью их коммуникативных связей. Спонтанное развитие детей задерживается в темпе и патологически искажается по содержанию. У большинства детей голос слабый, немодулированный, иссякающий, в ряде случаев отмечается асинхронность голоса, дыхания и артикуляции. Мимика у большинства детей вялая, невыразительная. Таким образом, у детей с церебральным параличом в возрасте от рождения до двух лет обнаруживаются значительные патологические изменения артикуляционного аппарата, голоса, дыхания, что спонтанно, с ростом ребенка не исчезает, а, наоборот, закрепляется и приводит к тому, что артикуляционный аппарат остается неподготовленным к гулению, лепету и тем более к звукам речи. У детей с выраженной патологией артикуляционного аппарата доречевая голосовая деятельность проявляется в недифференцированных гортанных звуках, лишенных интонационно-выразительной окраски. В менее тяжелых случаях у детей появляется гуление, лепет, развивается интонационная система языка. При изучении доречевой деятельности детей с церебральным параличом важно учитывать время появления и особенности первого крика новорожденного. В анамнезе у многих детей отмечается отсутствие первого крика при рождении в течение 10-40 минут. В дальнейшем крик у этих детей характеризуется слабостью, непродолжительностью, немодулированностью. У многих детей в первый месяц он напоминает стон, писк, всхлипы. У детей с тяжелым поражением артикуляционного аппарата длительное время вовсе отсутствует голосовая активность. Время появления самоподражания в гулении колеблется от пяти месяцев до года, что значительно отстает от нормы. У многих детей самоподражания в гулении вовсе не наблюдаются. В силу того, что у детей с церебральным параличом звуки гуления однообразны и невыразительны, они не могут служить средством общения с окружающими, что в свою очередь отрицательно сказывается на процессе формирования потребности речевого общения и приводит к задержке психического развития в целом. В этой книге не только логопеды,педагоги найдут много полезного, но и родители имеющие таких детей.
|
|
| |
|