Детский сад настоящего:

Пятница, 29.03.2024, 18:52
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная дидактические игры. - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » Игра » дидактические игры. (игры и упражнения.)
дидактические игры.
кошка2Дата: Среда, 14.04.2010, 12:44 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
понедельник. 15.03.2010г.10:20

Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников , А.А.Катаева , Е.А.Стребелева. г.Москва , " Бук-Мастер " 1993г.

В книге представлены дидактические игры для детей с проблемой в интеллектуальном развитии по разным разделам.
В каждом разделе игры располажены по возрастающей сложности с учетом последовательности формирования умений , способов орентировки в задании , уровня обобщения и т.д.
Книга предназначена учителям - дефектологам , воспитателям , руководителям работающих в специальных дошкольных учереждениях , студентам дефектологических факультетов педагогических вузов , а также родителям детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

Зоткина Татьяна 09/377 зд

Добавлено (12.04.2010, 21:00)
---------------------------------------------
Дополняю: Понедельник 12.04.2010г.

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
В КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ

Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может
быть использована при усвоении любого программного материала
и проводиться на занятиях как учителем-дефектологом (индиви-
дуальных и групповых)
Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориенти-
ровки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и
отношений предметов, для понимания того или иного действия тре-
буется гораздо больше повторений, чем нормально развиваю-
щемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное
количество повторений на разном материале при сохранении эмо-
ционально положительного отношения к заданию.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем
процессе специального дошкольного учреждения определяется тем,
что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным,
действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
При отборе дидактических игр мы прежде всего преследовали
коррекционные цели и учитывали особенности развития умственно
отсталых детей раннего и дошкольного возраста.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕБЕНКА
СО ВЗРОСЛЫМ И НА ОВЛАДЕНИЕ
СПОСОБАМИ УСВОЕНИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГО ОПЫТА
Ребенок развивается в процессе общения со взрослыми. В основе
этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ре-
бенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое ста-
новится необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество
заключается в том, что не только взрослый стремится передать
свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить. Способы усвоел
ния общественного опыта весьма разнообразны, сюда можно от-
нести: совместные действия взрослого и ребенка, употребление
выразительных жестов, особенно указательного ("жестовая инст-
рукция"), подражание действиям взрослого, действия по образцу.
Нормально развивающиеся дети овладевают этими способами по-
степенно, без специального обучения, и уже в дошкольном возрасте
основными методами для них становится показ (подражание дейст-
виям взрослого), образец и словесная инструкция.
Умственно отсталым детям свойственна инертность, отсутствие
интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со
взрослым, потребность в общении с ним у ребенка в раннем воз-
расте часто совсем не возникает. В результате дети, поступающие
в специальный детский сад, как правило, не владеют способами
усвоения общественного опыта. Они не умеют действовать ни по
словесной инструкции, ни по подражанию и образцу.
В связи с этим первой задачей в коррекционной работе с ум-
ственно отсталым ребенком является формирование эмоционального
контакта со взрослыми, направленности его на сотрудничество с
ними, обучение ребенка способам усвоения общественного опыта.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
НА РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ
В развитии ручной моторики у детей раннего возраста боль-
шую роль играют соотносящие действия, т. е. такие действия,
когда нужно совместить два предмета или две части предмета.
У умственно отсталых детей хватание без специального воз-
действия взрослого не возникает, что в сочетании с физиологи-
ческой незрелостью ведет к несформированности ручных умений.
Поэтому с умственно отсталыми дошкольниками необходима дли-
тельная систематическая коррекционная работа по развитию зри-
тельно-двигательной координации рук, чтобы подготовить детей к
обучению в школе (к письму), выполнению трудовых заданий, а в
будущем получить доступную профессиональную подготовку. Ди-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов вос-
приятия и представлений о предметах и явлениях окружающего
мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств:
у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, поз-
воляющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для
восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходи-
ло полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.
Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслуши-
ванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия.
Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств
данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для
этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что
он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками,
так называемыми "эталонами", которые сложились исторически,
сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы
геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный
ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. Все эти
эталоны должны быть усвоены ребенком.
Дидактические игры могут внести большой вклад в развитие ручной
моторики.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ,
НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ
МЫШЛЕНИЯ
Вся познавательная деятельность ребенка раннего и дошколь-
ного возраста связана с его практической деятельностью и с ориен-
тировкой в окружающем предметном мире. В свою очередь и раз-
витие мышления в этом возрасте связано с практическими дейст-
виями ребенка и с восприятием свойств и отношений предметов
окружающего мира. Соответственно развитие мышления идет дву-
мя путями - от наглядно-действенного мышления к наглядно-об-
разному и к логическому мышлению.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Умственно отсталый ребенок отстает в развитии речи уже с
первых месяцев жизни - с младенчества. В дальнейшем это от-
ставание еще более прогрессирует. В результате к началу дошколь-
ного возраста у него оказываются несформированными такие пред-
посылки речевого развития, как предметная деятельность, отсут-
ствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмо-
ции, не сформирован фонематический слух, плохо развит арти-
куляционный аппарат. Многие умственно отсталые дети не начи-
нают говорить не только к началу дошкольного возраста, но и к
четырем-пяти годам.
В данном разделе основное внимание уделяется развитию у
детей основной функции речи - функции общения (коммуникатив-
ной, познавательной), регулирующей деятельность.

Добавлено (14.04.2010, 12:44)
---------------------------------------------
Зоткина Татьяна 09/377 зд

 
ЭленДата: Вторник, 20.04.2010, 10:23 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Т.В.Галанова "Развивающие игры с малышами до 3 лет" Ярославль "Академия развития" 1996 год.
Данное пособие предназначено для воспитателей детского сада и родителей. В пособии даны игры и упражнения для детей от 1 года до 3 лет, развивающие речевую и двигательную активность, любознательность, наблюдательность. Все игры просты и не требуют сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребёнком полезными и интересными.
Состоит из трёх частей:
ЧАСТЬ1. Игры и упражнения, развивающие речевую активность.
-Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие.
-Игры, развивающие силу голоса и темпы речи.
-Игры, развивающие речевое дыхание.
-Игры, формирующие правильное звукопроизношение.
- Игры и упражнения, приведённые в этой главе, тренируют малыша в произношении уже известных ему звуков и готовят к освоению новых. Для этого чаще всего используют звукоподражание. Во время знакомства ребёнка со звуком или звукосочетанием взрослый связывает их с определённым образом знакомым ребёнку. Например,"Мяу-мяу"-кричит кошечка,"Тик-так"-идут часики,"Га-га-га"-гуси. Весёлая и увлекательная игра побуждает малыша к многократным повторениям одного и того же звукосочетания. Дети берут на себя разные роли, когда они заинтересованы игрой, занятия их не утомляют. Чем ярче образ, живей игра, тем больше увлечён ребёнок, активнее воспроизводит нужные звуки, значит, обучение идёт успешнее. Цель игр, приведённых в данной главе, открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чём-то важном. (Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребёнок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить значение своей речи, к тому, то он слышит от окружающих).В этих играх малыш учится различать "звучание" знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей .Это требует от ребёнка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.
ЧАСТ 2. Игры формирующие двигательную активность.
-Игры, развивающие координацию движений.
-Игры, обучающие умению быстро бегать.
-Игры, обучающие прыжкам.
-Игры, формирующие навыки ползания.
-Игры, развивающие движение кисти-"пальчиковая" гимнастика.
-Игры, развивающие чувство равновесия.
-Игры с мячом.
-Сюжетные подвижные игры.
-Зимние подвижные игры
-Игры-пляски. С момента рождения ребёнок стремится к движению. Младенцы и дети постарше познают мир ползая, лазая, бегая. Использование таких простых, но разнообразных игр создаёт условия для того, чтобы ребёнок научился свободно владеть своим телом, его движения стали красивыми, лёгкими и уверенными.Подвижные игры представленные в этом разделе не только разовьют у ребёнка ловкость, быстроту, гибкость, но и улучшать его внимание, память, расширят представление об окружающим мире. Кроме того подвижная игра- источник радостных эмоций, одно из лучших средств научить ребёнка общаться со взрослыми и другими детьми. Все свои жизненные впечатления и переживания малыш отражает в игровой форме, помогающей перевоплотиться в яркий образ (Гуси-лебеди","У медведя во бору".подчиняясь правилу в сюжетной игре ребёнок ведёт себя, как персонаж, которого они изображают .Очень нравятся детям и народные игры .В них много юмора, движения точны, образны, сопровождаются любимыми считалками, потешками, напевами, выразительными и доступными для понимания даже малышам. Фольклор, живые персонажи игр, с одной стороны, стимулируют детскую фантазию, с другой помогают развивать речь, а также движения малыша.3-часть. Развивающие игры.
-Игры-занятия с сюжетными картинками.
-Игры-занятия с куклой
-Игры-занятия, развивающие восприятия, формы и цвета.
ЧАСТЬ3: РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.
-Игры-занятия с сюжетными картинками.
-Игры-занятия с куклой.
-Игры-занятия, развивающие восприятия величины, формы и цвета.
Увлекательные игры помогают ребёнку познать окружающий мир, приучают к целенаправленной, осмысленной деятельности, развивают любознательность, наблюдательность, побуждают к творчеству. Игры-занятия с сюжетными картинками, предложенные в этом разделе, развивают не только речь и движения детей, но и воображение, творческие наклонности, способность к перевоплощению. Ребёнок рассматривает картинки, подражает движениям персонажей изображённых на них(животных, людей),воспроизводит их голоса. Малыш может описывать предметы изображённые на картинках, выделять их существенные признаки, находить сходства и различия, расширяя, таким образом, свои представления об окружающем мире. Игры-занятия с куклой способствуют формированию у детей практических умений и навыков, прививают положительные отношения к умыванию, физкультуре, побуждают принимать посильное участие в труде и вниманию наблюдать за работой взрослых.
Игры-занятия, развивающие восприятия величины, формы и цвета, включенные в этот раздел, помогают ребёнку получит целостное представление о предмете (величина, форма, цвет),знакомят с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре. От ребёнка во время игры с настольными игрушками требуется большая сосредоточенность и внимание при выполнении необходимых действий. Надо стараться не отвлекать в это время малыша посторонними вопросами или громкими разговорами.
У каждой игры-занятия есть своё название, цель, подробно прописан ход игры, материал подобран с учётом возраста.
В играх много потешек, русских народных песенок, стихов Т.Волгиной, С.Маршака, А.Барто, С.Вышеславцева, Кольцова,Е. Тихеевой, К. Чуковского, П.Синявского, Г.Гербовой и детских песенок А.Ануфриевой. В приложении пособия предложены сюжетные картинки, которые помогут воспитателям и родителям в проведении игр-занятий с детьми.
Можаева Елена, 09/375зД
 
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » Игра » дидактические игры. (игры и упражнения.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.