Детский сад настоящего:

Пятница, 19.04.2024, 16:48
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Как организовать современную предметно-развивающую среду - Страница 2 - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Форум » Наш форум » Предметно - развивающая и игровая среда детского сада » Как организовать современную предметно-развивающую среду
Как организовать современную предметно-развивающую среду
tati--79Дата: Пятница, 02.04.2010, 22:04 | Сообщение # 16
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Современную предметно-развивающую среду необходимо проектировать в соответствии стой программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитатанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильных задач: такие задачи не работают на развитие, они могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса. При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), т. е. на завтрашние возможности детей (то, что не требует усилий, — не работает на развитие).
Известно, что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями, развитием умений, выносливостью, вдумчивостью,
темпом усвоения материала и т. д. Поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми. Одному ребенку можно сразу предложить сложное задание, и он с радостью начнет им заниматься, у другого оно вызовет растерянность. Одному нужны неоднократные повторения, чтобы закрепить необходимые знания, другой все «схватывает на лету». Чуткие и опытные педагоги учитывают это и насыщают предметную среду содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребенка (уровней может быть как минимум три: низкий, средний, высокий).
Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: сегодня (тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми); вчера (материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний); завтра (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем).
Эмоциональная насыщенность — неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство, то и запоминается довольно легко. Эту особенность детской памяти воспитателю всегда надо учитывать. Память ребенка — это его интерес, так считают психологи. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется тот материал, с которым ребенок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
Проектируя предметно-пространственную среду, необходимо учитывать потребности ребенка как в индивидуальной, так и в совместной деятельности. Замечательно, если взрослый вместе с детьми регламентируют количество играющих в каждом уголке с помощью знаков-символов. Например, в строитель¬ном уголке одновременно могут находиться и взаимодействовать пять человек. На знаке-символе, находящемся в этом уголке, изображено пять предметов (образов). Подобные значки находятся в каждом уголке, регулируя количество занимающихся в них детей.
Мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Об этом не следует забывать при создании в группе условий для саморазвития. Мальчикам требуется большее пространство, чем девочкам, они не могут изо дня в день делать одно и то же. Но девочки и мальчики должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижения новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Сходство с домашней обстановкой, присутствие милых ребенку вещей снимает стрессообразующий фактор, помогает легче адаптироваться к образовательному учреждению. Уголок уединения («маленький дом») — то место, в котором можно побыть одному.
Создавая условия для гармоничного всестороннего развития ребенка, не стоит забывать об эстетической направленности в организации пространства деятельности детей. В оформлении помещений желательно соблюдать единый стиль, использовать только высокохудожественные произведения профессионалов (роспись стен и мебели кустарным способом не рекомендуется). Выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников.. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство. При выборе цветовой палитры следует отдавать предпочтение светло-зеленому, светло-желтому светло-голубому. Лучше не использовать серые, слишком темные или насыщенные тона. Краски в группе должны поднимать настроение. Пространство в небольших помещениях можно зрительно «раздвинуть», используя цветовые приемы. Так, если три стены окрасить в светлые тона, а четвертую — в темный, то четвертая стена как бы «пропадает».
В группе ни в коем случае не должно быть сумрачно. Замечательно, если освещен каждый уголок, т. е. в игровом, литературном, художественном уголке есть свой источник света. Чем бы ребенок ни занимался в группе, спальне, столовой, он не должен напрягать глаза, чтобы раньше времени не надеть очки.
Свет, наиболее приближенный к естественному, обеспечивают наши старые, добрые лампы накаливания, но с матовым или полуматовым стеклом. Они создают самый щадящий для зрения и нервной системы эффект.
Мебель, оборудование, пособия, используемые во всех помещениях, принадлежащих группе, должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Стационарные модули (мебель) прочно крепятся к стенам и между собой. Острые углы и кромки закругляются, что обеспечивает их гигиеническое содержание и предупреждает травматизм.
Соблюдение ряда педагогических принципов существенно облегчит построение развивающего пространства в группе.
• Проявите уважение к мнению детей в отношении организации и содержания среды развития. Обсудите с воспитанниками, какие уголки (центры, зоны) они хотят организовать, где эти уголки должны быть расположены, чем оснащены и т. д. Не стоит забывать, что ребенок является не объектом, а субъектом воспитательного процесса. Делайте ребенка соучастником, разработчиком и исполнителем сообща принятого решения.
• Сконструируйте пространство таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности совместно со сверстниками и индивидуально.
• Создайте условия в группе, раздевалке для выставки продуктов детского творчества. Каждый ребенок имеет право выставить свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркнуть собственную индивидуальность и значимость. Уважая результаты детского труда, мы формируем у ребенка уважение к труду окружающих людей. Такой ребенок, когда вырастет, уже не будет рисовать на стенах, ломать игрушки и оборудование, мусорить на улице.
Несомненно, у каждого педагога есть свое собственное представление об уютной группе, в которой все гармонично, вариативно, удобно, функционально и просторно. Но как реализовать эту мечту, особенно если вся жизнь протекает в одном помещении? Отчасти эта проблема решается с помощью встроенной мебели. Желательно, чтобы предметы мебели, выстраиваемые в комбинацию, сочетались друг с другом по цвету и материалу древесины. При выборе мебели следует отдавать предпочтение светлым сортам дерева: бук, береза, светлый дуб и т. д. Светлые пол и стены создают впечатление простора и современности. Ковровые покрытия, мебельный кант, выдержанные в единой цветовой гамме, не нарушая общей гармонии, расставляют дополнительные акценты. Открытые стеллажные системы не загромождают помещение, а выполняют роль разделителей пространства; благодаря им групповое помещение делится на центры (зоны). Стеллажи, открытые полки позволяют воздуху и свету беспрепятственно проникать во все уголки помещения, дают воспитателю возможность наблюдать ребенка в процессе его деятельности на расстоянии. Практичны и удобны для пользования мобильные элементы обстановки на роликах (тумбы, подиумы, столы), которые, легко перемещаясь в пространстве, могут выполнять самые различные функции.
Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и внести «изюминку» в интерьер.
Савина Татьяна 371-з


Сообщение отредактировал tati--79 - Пятница, 02.04.2010, 22:18
 
nellyДата: Среда, 14.04.2010, 20:47 | Сообщение # 17
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И.М.Сеченов писал о прирожденном и крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка - безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И.П.Павлов назвал рефлексом "что такое?", под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная "исследовательская" деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений. Меняется характер общения ребенка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка "учить сомневаться". Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. (Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом). Без этого не может быть развивающего обучения. К сожалению, в практике работы ДОУ часто наблюдается другая тенденция (направление): давать детям готовые сведения, которые нет надобности воспринимать критически, их необходимо только запомнить. Принесет ли большую пользу ребенку обучение, при котором знания не становятся объектом размышления, сравнения, не требуют привлечения собственного опыта, проявления личного отношения? Поэтому, сомнение - это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Пора забыть привычное: "Мал еще со мной спорить!". Следует, наоборот, поощрять детей к спору, сомнению (если это не опасно для жизни и здоровья). Наш мир: Человечество далеко шагнуло по пути познания его. Но путь этот трудный, и до конца еще очень далеко. Чтобы продвигаться вперед, нужны пытливые люди с неутомимой жаждой познаний и открытий. Конечно, отдельный человек, каким бы он умным и образованным ни был, не может знать все обо всем. Но сохранить в себе радость собственных открытий, живой интерес ко всему происходящему в мире, желание раздвинуть границы своего кругозора просто необходимо. Прежде всего это относится к вам, воспитатели! Вы одни из первых введете малышей в наш мир, раскроете перед детьми его тайны и законы, заложите познавательное отношение к миру. Ведь в истоках познания лежит определенное отношение человека к объекту познания. Поэтому необходимо постоянно демонстрировать детям свой интерес к окружающим предметам и желание познавать их свойства. Надо всем своим поведением доказывать и показывать детям, что вы не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям, явлениям. Вы не можете рассказать и объяснить ребенку всего, что касается многочисленных и разнообразных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе начало отношений к миру, потребность в познании (мир огромен, прекрасен и интересен) вы обязаны. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого - поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов. Мы с вами знаем, что методы обучения - это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Прием - это часть метода. Прежде всего необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения "ребенок-взрослый" должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослы к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству. И так, решение познавательны задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением. Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки. Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи). В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений. Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад. Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день? Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
Маркова Н.Р. гр. 373-3Д
 
ТатьянкаДата: Четверг, 15.04.2010, 22:31 | Сообщение # 18
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.
Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В ЦЕНТРЕ уединения – за ширмой, они могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства.
В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разноуровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе.
Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме ЦЕНТРОВ природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах оборудованы ЦЕНТРЫ экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Помимо специальных занятий, дети средней и старшей групп посещают в свободное время экологическую комнату. Растения, аквариумы позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы. Они учатся слушать журчание воды, рассматривать различные растения и при этом отдыхать. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят рыб, черепах. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег), то в старшем, происходит его усложнение. В ЦЕНТРАХ детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной. В средней группе они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. В старшем возрасте основной целью этой деятельности становится знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.). В дизайн интерьера детского сада включены элементы культуры – живописи, литературы, музыки, театра. В каждой приемной комнате для родителей организуем выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок).
Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:
Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах оформлены выставки фотографий, "Вот мы какие", семейные альбомы.
Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".Развивающая среда всегда меняется постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, музыкального и физкультурного залов, и более динамичной – при оформлении зала, групповой, вестибюля на какой-то конкретный праздник, досуговое мероприятие, на время постановки сказки. Развивающая среда всегда меняется постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, музыкального и физкультурного залов, и более динамичной – при оформлении зала, групповой, вестибюля на какой-то конкретный праздник, досуговое мероприятие, на время постановки сказки. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Самсонова Татьяна группа 09\376-зД.
 
ЛюбашкаДата: Пятница, 30.04.2010, 19:30 | Сообщение # 19
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Репутация: 0
Статус: Offline
Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду.

Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:
• игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне;
• игра как средство приобретения и проработки знаний.
В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра.
Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку:
Первое требование, обращенное к ребенку со стороны сюжетно-ролевой игры, — это действие в воображаемом плане.
Второе требование — умение ребенка определенным об¬разом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение.
Третье требование - формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий. В процессе такого согласования у детей развиваются «качества общественности», т. е. качества, обеспечивающие определенный уровень общения.
В этом и состоит основное специфическое развивающее значение сюжетно-ролевой игры.
Мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры.
И тем не менее мы вынуждены констатировать, что игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют. И при¬чин тому несколько.
• У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, качество которых, увы, оставляет желать лучшего.
• Игра — отображение жизни взрослых людей: играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения. Но, пожалуй, впервые за много лет воспитатели крупных городов, в частности Москвы, столкнулись с тем, что дети не знают, чем занимаются их родители.
Родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. Остаются только виды деятельности взрослых, непосредственно наблюдаемые в жизни. Но их очень мало. От детского непосредственного наблюдения ушли профессия продавца, почтальона, закройщика ателье и портного. А между тем условия для этих игр создаются, во многих детских садах существуют искусственно созданные игровые зоны. Но атрибуты для этих игр пылятся на полках, не вызывая у детей особого интереса.
• Не играют взрослые. Игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.
Также одной из веских причин ухода игры из ДОУ является наше желание «угодить» родителям, в результате чего педагоги только и делают, что «занимаются» с детьми, пытаясь сообщить им как можно больше информации. Времени на игру практически не остается. При этом употребляется такая расхожая фраза, как «социальный заказ». По сути дела, этот пресловутый социальный заказ используется многими как отговорка, диктуемая нежеланием и неумением организовать детскую игру.
А между тем время на игру в ДОУ есть — это заложено в нормативных документах, являющихся для нас основополагающими, в частности в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях...», в новых СанПиНах.
Другая проблема — восстановить у взрослых, у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детской игрой.
В настоящее время существуют три основных метода руководства играми детей.
Первый метод руководства сюжетными играми детей ,основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре — влияние на ее содержание.
Второй метод — метод формирования игры как деятельности. Он основан на реализации трех основных принципов.
Третий метод организации самостоятельной сюжетной игры получил название метода комплексного руководства игрой.
В настоящее время в практике дошкольных учреждений этот метод часто применяется при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий: активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим; обучающие игры; своевременное изменение предметно-игровой среды; активизирующее общение педагога с детьми в процессе самой игры.

Дементьева Любовь 09/373-З

 
андролькаДата: Пятница, 30.04.2010, 20:51 | Сообщение # 20
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Организация уголка театрализованной деятельности
В группах нашего детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:
реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски.
Виды театров имеющиеся в группах:
• - настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная)
• - стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый)
• - театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, перчаточный)
• - верховые куклы (на ложках, бибабо)
• -театр живой куклы (театр с " живой куклой",люди-куклы, театр масок)
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.
Примеры театрализованной деятельности в разных группах
Младшая группа
В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это короткие инсценировки, например диалог воспитателя и персонажа с детьми.
Средняя группа
Ребёнок постепенно переходит:
• от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;
• игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;
• игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
• создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации.
Старшая группа
Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д.
Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами.
Подготовительная группа
Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление.
Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности.

андриянова ольга 09/372 з

Сообщение отредактировал андролька - Пятница, 30.04.2010, 20:53
 
N@DYAДата: Воскресенье, 02.05.2010, 00:58 | Сообщение # 21
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
Проблема: в современных ДОУ в большинстве случаев устройство группового помещения повторяет устройство школьной классной комнаты. Чаще всего это характерно для групп детей старшего дошкольного возраста, где четко выделена «учебная зона», с классической расстановкой двухместных парт, и «игровая зона», занимающая пространство по периметру ковра. Остальные зоны располагаются возле свободных стеновых проемов либо на подвесных полках и стеллажах.
Таким образом, за рабочими столами разворачиваются все основные виды деятельности, которые приобщают детей к миру культуры: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы.
(разнообразное применение оборудования этой зоны в свободной самостоятельной деятельности детей, а также использование его в повседневных ситуациях для организации питания и обучения позволяет сделать вывод о целесообразности более точного обозначения этой полифункциональной зоны – так, как это делает Н.А.Короткова: «рабочая зона»)
Проведенные исследования показали:
«Центры сгущения» детских интересов, выбор детьми места для игр и общения, использование материалов и оборудования в ряде случаев не совпадают с тематическими уголками, традиционно выделяемыми в педагогической литературе.
«Центры сгущения» интересов и предпочтений детей старшего дошкольного возраста
Тематические уголки:
Игровая зона – полки и стеллажи возле ковра с образными игрушками (куклы, плюшевые звери), с игрушечным транспортом, посудой, наборами мелких фигурок людей и животных, сказочных персонажей –
и рабочая зона: столы, парты и стулья.
Наряду с «центрами сгущения» интересов и предпочтений дошкольников (игровая, рабочая зоны) в групповом пространстве были выявлены невостребованные зоны. К ним следует отнести музыкальный, физкультурный, природный, книжный уголки и театрализованную зону. Имеющиеся в них материалы и оборудование практически не используются детьми в содержательной самостоятельной деятельности.
Основные причины «невостребованности» игровой и рабочей зон у старших дошкольников1. Статичность и однообразие материалов.
Воспитатель перестает привлекать внимание детей к материалам, представленным в «оформленных» уголках, или вводит дополнительные, удобные для него правила их использования. Например, запрет на перемещение игрушек и декораций к настольному театру с полки, на которой они хранятся, приводит к угасанию интереса детей к ним, к равнодушию. Редкая сменяемость материалов в тематических уголках делает их неинтересными для ребенка, вызывает нежелание использовать в своей деятельности.
2. Несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностям и актуальным интересам детей.
Хранение образно-символических материалов (картинок и иллюстраций) в книжном уголке в папках с завязками пресекает желание детей их рассматривать. Отсутствие в книжном уголке художественных альбомов, детских качественно иллюстрированных книжек для самостоятельного чтения и восприятия зрительного ряда также не привлекают внимания детей к объектам этой тематической зоны.
3. Прямой словесный («Положите на место металлофон – вы очень шумите») или негласный запрет на использование материалов и оборудования уголков в свободной самостоятельной деятельности. Закрытая на стульчик дверь, где размещается природный или физкультурный уголок, отбивает охоту к играм в этих групповых пространствах. Необходимость согласования с воспитателем возможности использования материалов для рисования, хранящихся в изобразительном уголке, приводит к тому, что в самостоятельной деятельности дети пользуются материалами, принесенными из дома.
4. Эстетическая малопривлекательность материалов, их ветхость, однотипность возможного использования не стимулирует интереса детей к их применению в свободной деятельности.
(наблюдения проводились в детских садах различного вида (общеразвивающих, комбинированных, компенсирующих) Москвы)
Как можно решить проблему?
1. Н.А. Короткова подчеркивает, что «для организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста в партнерской форме необходимо максимально приближаться к ситуации круглого стола, приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть круглый стол или свободное расположение участников на ковре либо вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования».
(Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. 2003.№3)
2. Стараться максимально придерживаться принципов построения развивающей среды.
В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П.Стрелкова в своей работе «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» предлагают следующие принципы построения развивающей среды:
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
- принцип активности, самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности, динамичности;
- принцип компенсирования и гибкого зонирования;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- принцип открытости – закрытости;
- принцип учета половых и возрастных различий детей.

Выводы:
• Жестокое зонирование предметно-пространственной среды группового помещения детского сада на уголки и изолированные тематические зоны, предписывающее использование материалов и оборудования в строго определенном месте и заданным способом, не предусматривает возможности его разнообразного и творческого использования детьми старшего дошкольного возраста в свободной самостоятельной деятельности.
• Статичность и инертность предметного окружения, громоздкость и неподъемность мебели, ее крепление «намертво» к полу или стенам не позволяет изменять групповое пространство в соответствии с задачами образовательного процесса и актуальными детскими интересами.
• Табу на использование пространства спален для размещения материалов и оборудования и организации активности детей (прямое от местных руководителей управлений образованием, скрытое – от авторов СанПиНа) не только обедняет среду обитания дошкольника, сужая личное пространство, но и противоречит элементарному здравому смыслу: ведь дома никто не запрещает ребенку играть с товарищами в комнате, где стоит его кровать. Например, п. 2.2.10: Площади помещений групповой ячейки…спальня – площадью не менее 50 кв.м; п.2.4.13: «Спальни оборудуются стационарными кроватями»; п.2.4.14: «Длина кровати для детей 3-7 лет составляет 140см, ширина – 60см и высота – 30см. Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют»; п.2.4.15: «Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей – 0,65м, от наружных стен – 0,6м, от отопительных приборов – 0,2м, между изголовьями кроватей – 0,3м». Несложные арифметические подсчеты показывают, что размещение одноярусных кроватей из расчета на группу из 20 человек занимает площадь более 55кв.м, т.е. значительно превышает расчетную. А в реальности во многих детских садах действительные размеры спальни могут составлять 38кв.м.
Четкое выполнение нормативов по расстановке кроватей приводит к тому, что в спальне остаются узкие полосы-проходы, не позволяющие эффективно организовать оздоровительные мероприятия с детьми до и после сна, а также осуществлять воспитательные моменты, связанные с формированием гигиенических навыков дошкольников. Такое обустройство спален не предусматривает выделения полноценного рабочего места для воспитателя, не обходимого для подготовки к занятиям и работе с педагогической документацией.
• Директива авторов СанПиНа на школьную расстановку столов провоцирует воспитателей на использование архаичной классно-урочной, дисциплинарной модели взаимодействия с детьми и не помогает реализации личностно ориентированной модели в образовании.
• Однотипность и ветхость материалов, представленных в тематических уголках, их эстетическая малопривлекательность и редкая замена снижают интерес детей к содержанию тематических уголков, превращая их в «мертвые» витринные зоны.
• Исключение детей из участия в оформлении уголков приводит к тому, что многие игрушки и материалы для свободной самостоятельной деятельности остаются невостребованными, а играть и заниматься дошкольники предпочитают с игрушками и материалами, принесенными из дома.
• Для повышения интереса детей к играм и материалам, представленным в уголках, воспитателю необходимо время от времени частично их менять и привлекать внимание к педагогически ценным пособиям, дополнительно мотивируя детей к играм и занятиям с ними своим личным участием в совместной деятельности.

Литература
1. Г.Глушкова, С.Мусиенко. Предметная среда действительно развивающая? //Дошкольное воспитание.2008.№2.
2. Виноградова. Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

Колдаева Н. 09/372 - З

 
МАНЮНЯДата: Пятница, 14.05.2010, 07:58 | Сообщение # 22
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
Предметно - развивающая и игровая среда детского сада

Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос о формировании творческой личности. Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер деятельности ребенка (Б. Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлон, Л.С.Выготский, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Подъяков, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин).
Этот вид деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности и формирование творческой личности с игры ребенка.
Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта.
Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, которые способствовали бы вступлению детей во взаимодействие друг с другом.
Благодаря содержательной взаимосвязи всех компонентов комплексного метода руководства, с первых этапов игра организуется как самостоятельная деятельность детей, становится все более творческой и саморазвивающейся.
Для старших дошкольников при правильном руководстве их игровой деятельностью типично стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Очень важно не пропустить возникших у детей вопросов - они не всегда обращены к взрослым, но воспитатель должен чувствовать познавательный настрой играющих. Наблюдая за играми детей, воспитатель должен уметь подметить, о чем можно поговорить с детьми, что более всего интересует их в данный момент.
К сожалению, дети сталкиваются не только с хорошими людьми, с благородными поступками, да и средства массовой информации (телевидение, кино, радио) не всегда положительно влияют на развитие ребенка. Порой ребята затевают игры, в которых изображают, например, пьяных, ссоры между соседями, войны. Нельзя допустить этого. Необходимо отвлечь детей от такой игры, создать интерес к другой теме, а главное, вызвать у них отрицательное отношение к дурному, чтобы им сами не хотелось изображать это в игре.
Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве развивается игровое творчество.
Для того чтобы успешно руководить и управлять игрой, воспитатель должен, прежде всего, создать доброжелательную атмосферу в группе детского сада. Для этого нужно отказаться от функции строгих наставников во время игры, так как обстановка раскрепощенности и непринужденности является надежным залогом продуктивности мышления. Для этого педагог должен, прежде всего, сам чувствовать себя свободным и раскрепощенным. В группе должна быть создана благоприятная обстановка для игровых занятий, уровень шума должен контролироваться, нежелательные и отвлекающие действия ограничиваться, а сопутствующие материалы должны содержаться таким образом, чтобы они не мешали игре и в то же время были доступны детям. Очень важно, чтобы воспитатель чувствовал себя уверенно и спокойно во время игры детей, а также ощущал подконтрольность ситуации. Уверенность в своих силах позволяет педагогу вести наблюдения за ходом игры, с пользой взаимодействовать с детьми и подавать пример творческого подхода.
Общение, по нашему представлению, - специфический вид непосредственного взаимодействия. Оно, в отличие от предметного взаимодействия, осуществляется с помощью разнообразных коммуникативных средств: речевых, мимических и пантомимических, общение не тождественно взаимоотношениям, ядром которых являются избирательные, направленные чувства. В общении, как правило, взаимоотношения актуализируются и формируются.
Под педагогическим общением мы понимаем коммуникативное воздействие воспитателя на детей с целью воспитания и обучения, направленное на установление межличностных отношений как педагога с детьми, так и детей друг с другом и на регуляцию психологического микроклимата. Оно может быть слито с другими видами педагогического воздействия некоммуникативного характера, а может выступать и как самостоятельный процесс.
От установления правильных отношений педагога с воспитанниками, от особенностей его общения с ними во многом зависит эффективность педагогического воздействия на детей. К.Левин выделяет несколько стилей руководства, стилей общения педагога с детьми - это авторитарный, демократический либеральный стили.
Общение педагога с дошкольниками во многом определяется его ценностными ориентациями в сфере воспитания. По-видимому, в зависимости от того, что он считает главным в воспитании детей, на что направляет педагогические умения, какие качества личности в первую очередь хочет видеть в детях, и строится его общение с ними.
Общение взрослого с ребенком нацелено на формирование характерных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач. Отличительной чертой сюжетно-ролевой игры является наличие взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками. Совместные игры требуют умения ставить и принимать игровые задачи, поставленные сверстниками, договариваться друг с другом о способах и средствах решения игровых задач, понятно излагать свои мысли, тактично отказываться, если игровая задача не интересна ребенку. Игровое общение становится содержательным, если ребята хорошо владеют ролевым поведением (наделяют персонажей характерными действиями, интонацией, речью) и способны свободно применять все средства игрового замещения: действия с игрушками, с разнообразными предметами-заместителями, с воображаемыми предметами; пользоваться выразительным жестом и словом. Особое значение в старшем дошкольном возрасте приобретает согласование замыслов, помогающее выстраивать общую сюжетную линию в коллективных играх. Это, в свою очередь, связано с умением образно мыслить, комбинировать впечатления, полученные из разных источников, фантазировать.

В процессе развертывания сюжета дошкольники могут усваивать различные типы взаимоотношений и некоторые формы поведения. Усвоение норм и правил поведения с помощью игровых ролей не происходит стихийно, так как ребенку трудно самостоятельно выделить нравственную сущность человеческой деятельности. В этом случае требуется помощь взрослого. Разный уровень воспитанности, жизненного и игрового опыта делает иногда трудным выбор темы игры, согласование ролей и т.п. На этом фоне могут возникнуть конфликты при сговоре о совместной игре или в процессе реализации ее сюжета. В этом случае воспитатель сталкивается с реальными взаимоотношениями, негативные проявления которых он снимает путем организации здоровой в нравственном плане жизни детского коллектива.

Роль взрослого в самостоятельных играх старших дошкольников специфична. С одной стороны, он внимательно и тактично наблюдает за играющими, бережно относится к замыслам детей. С другой стороны, он аккуратно направляет замысел и действия детей, используя в основном косвенные приемы руководства (совет, подсказка, вопрос и др.) Создавая проблемные ситуации, воспитатель гибко влияет на замысел способов отображения действительности. При этом, выступая как равноправный партнер, он может включаться в игру для связи отдельных игровых моментов, или подавать со стороны реплики-советы по содержанию игры для коррекции ролевых отношений.

Большое влияние на творческое поведение детей оказывает поведение взрослых, которые являются примером во всем для детей. Педагог должен быть уважаем детьми, предохранять их от стрессового состояния. В силу этого необходимо воздержаться от оценок в ходе творческих начинаний детей. Недопустим критический настрой по отношению к деятельности детей. Важно поощрять детей за высказывание оригинальных замыслов. Руководствуясь тем, что подкрепление увеличивает вероятность их появления.

Еще одним важным аспектом стимулирующей творческой деятельности педагога является то, что она как бы дает толчок застенчивым детям принять участие в той или иной активности. Такие дети очень часто нуждаются в примере. Задав тон какой-нибудь активности, и видя, что дети, даже самые робкие, принимают в ней участие, воспитатель может незаметно выйти из игры, предоставить тем самым детям полную самостоятельность.

Из всего выше сказанного мы пришли к следующему выводу, что при условии целенаправленного формирования игровых способов деятельности и педагогического управления самостоятельной сюжетно-ролевой игрой она приобретает статус ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Игра становится формой организации детской жизни, она обеспечивает возникновение и функционирование «детского общества», которое является мощным фактором, определяющим развитие общественных качеств личности, факторов социализации детей на ступени дошкольного детства. Игровые формы обучения социальным и практическим навыкам вызывают у детей желание экспериментировать и заниматься игровой деятельностью ради самого процесса, который доставляет им удовольствие.

Горбушина 09/373зД

 
EEДата: Суббота, 15.05.2010, 07:31 | Сообщение # 23
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Курс3, группа 09/375-3д
Фатина Елена Евгеньевна
Сегодня в детском саду идет подготовка к приемке ГОУ. Каждый воспитатель должен показать насколько его группа готова к приему детей назначенного возраста. Я, как старший воспитатель, организую в течение всего года постоянную работу над формированием предметно- развивающей среды. Провожу анализ, выявляю проблемные точки. При этом учитываю, грамотность подхода.
История вопроса, исследования.
Исследования предметной среды ведутся уже давно. Большой вклад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С.Л.Новоселова, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова, Е В.Зворыгина и др. В 90-х годах ставится вопрос о предметно-развивающей среде в работах В.А.Петровского, Л.М. Клариной, Л.А.Смывиной, Л.П. Стрелковой и др. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.
Решение задач личностно - ориентированного образования невозможно без создания современной предметно-развивающая среды. Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского (1993г.)
. Принципы построения предметной среды:
• принцип дистанции при взаимодействии;
• принцип активности, самостоятельности, творчества;
• принцип стабильности - динамичности;
• принцип комплексирования и гибкого зонирования;
• принцип эмоциогенности среды;
• индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
• принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды;
• принцип открытости - закрытости;
• принцип учета половых и возрастных различий детей.

Цель взрослого в предметной среде содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:
• обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;
• формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.
• Основными направлениями при проектировании предметно - развивающей среды в ДОУ являются:
• всестороннее развитие детей;
• психологический и физический комфорт детей и взрослых.
При проектировании предметно- развивающей среды нашего ДОУ мы выделяем следующие основные составляющие:
пространство;
время;
предметное окружение.
Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает ее влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих как пространство и время позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса нашего ДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Способность наших детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.
Некоторые критерии оценки;
. Например, при оценке материалов для каждого типа детской деятельности рассматриваются следующие показатели.
Количественный состав предметов и материалов
Наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом
Для разных видов материала этот показатель конкретизируется в разных параметрах. Критерии оценки развивающего потенциала конкретных типов игрушек разработаны в центре «Игры и игрушки» МГППУ. Так для конструкторов это может быть количество деталей, сложность их соединения, тип построек и пр. Для образных игрушек — их характер (образ), степень условности, наличие встроенных механизмов. Возможности действия с данным материалом. Данный показатель определяется двумя аспектами: расположением данного материала в зоне досягаемости для детей; фактическим состоянием данного материала (его сохранностью, полнотой, прочностью). Суммарное заключение по данным показателям позволит выяснить состояние развивающей предметной среды по каждому типу деятельности и проблемные точки для ее комплектации. Кроме экспертизы развивающих материалов для разных типов деятельности, необходима оценка общей организации пространства каждой группы и ДОУ в целом. Данная экспертиза осуществляется на основе оценки общего дизайна помещения и условий жизнедеятельности детей.
Например, оценка общего дизайна помещения ДОУ складывается из трех блоков:
• эстетика оформления групповых помещений;
• социальная среда развития;
• материальные условия развития и воспитания.
Эстетика оформления групповых помещений должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. При оценке данного параметра учитываются единство стиля в его оформлении, наличие декоративных элементов и их адекватность обстановки назначению комнаты, гармоничность цветового решения, представленность авторских работ сотрудников ДОУ, детей, родителей; цветы и пр.
Я указала только небольшую часть параметров оценки.
Возможные общие проблемы (общие заключения):
• среда не отражает идеи и философию программ и технологий реализуемых в ДОУ;
• слабо реализуются в оснащении среды идеи развивающего обучения и личностно - ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка;
• среда в ДОУ чаще всего статична, не мобильна. Дети не принимают участие в проектировании и изменении среды. Воспитатель обустраивает помещения, забывая, что представления взрослого об удобствах, уюте и комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом;
• при создании среды, как правило, не учитываются особенности детей, посещающих данную группу: возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и проч.;
• оснащение тематических «уголков» и «центров» носит выставочный характер, при этом мало используются продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка.
• ребенок малоактивен и не самостоятелен во взаимодействии со средой (существуют необоснованные запреты и регламенты в использовании оборудования и помещений.
Каждое посещение мной какой либо возрастной группы – это выявление какого-то аспекта среды. Например, вчера темой моего исследования была готовность центров природы. Выяснилось, что в старшей группе недостаточно предметов для проведения экспериментов, нет, например необходимой лупы.
Работа над предметно-развивающей средой – это работа каждого дня. Я указала общий взгляд и частный момент.

 
Форум » Наш форум » Предметно - развивающая и игровая среда детского сада » Как организовать современную предметно-развивающую среду
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.