Детский сад настоящего:

Четверг, 26.12.2024, 21:29
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Экологическое воспитание - Страница 2 - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Экологическое воспитание
МКМДата: Среда, 28.04.2010, 12:09 | Сообщение # 16
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 0
Статус: Offline
Экологическое воспитание – это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными.
Наша задача научить детей, не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с чего начать?
В нашем саду, мы проводим беседу о том, что еще в далекие времена крестьяне и горожане у своих домов высаживали и белоствольные березы, и чарующую своим ароматом черемуху, яркую рябину. Люди заботились, чтобы природа родного края была богаче и краше. И тогда, мы с детьми решили продолжить эту работу. Остановились мы на выращивании цветов – это самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети занимавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не рвут в последствии. На территории детского сада имеется небольшой цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, педагог старается объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогает испытывать радость от хорошо выполненной работы.
В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке мы учим детей видеть прекрасное; показываем, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще проявляют интерес к окружающей природе, углубляются их знания, обогащаются чувства.
Природа, окружающая ребенка в городе, это не только участок детского сада. Это и деревья на его улице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дворе. Знакомясь с предметами окружающего мира, дошкольники учатся различать, называть, выделять наиболее яркие характерные особенности растений. Специальная организация познания признаков растений совершенствует наблюдательность детей и расширяет их кругозор, что помогает им различать комнатные растения, огородные культуры и сорняки.
Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.). Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышлений, побуждали в детях пытливость и любознательность. У них возникали бесчисленные «Почему?» и «Зачем? Очень заинтересовали детей народные приметы. Мы объясняем им, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Вспомнили несколько народных примет. Даем задание узнать дома хотя бы по одной. Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями! А педагога больше радовало что, используя полученные знания, ребята особенно старались проявить заботу о животных и растениях.
Основные же знания о природе, экологические знания дети получают на занятиях. Основной нашей задачей является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы.
Михайлова Марина, 09/373-зД
 
ДашаДата: Вторник, 04.05.2010, 00:59 | Сообщение # 17
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, предполагает:

* воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
* формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
* развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
* участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

* понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
* освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
* проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

* представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
* понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
* осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Артемьева Д.М. 09/376 зД

 
андролькаДата: Вторник, 04.05.2010, 22:22 | Сообщение # 18
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
УГОЛКИ ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ САДУ.

1.ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных.

Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.

В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе.

Во время работы в уголке природы у детей дошкольного возраста развиваются следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память. Дети мыслят (устанавливают причинно - следственные связи), запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Проведение педагогической работы в уголке природы позволит увидеть: неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов; многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой, и многое другое.

2. Животные и растения - постоянные обитатели уголка природы. Подбор животных.

При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений. Многие педагоги сходятся во мнении, что пополнять уголок природы нужно постепенно, чтобы дети могли рассмотреть внесенные объекты и понаблюдать за некоторыми из них. При пополнении уголка природы, нужно привлечь внимание всех детей к новым растениям и животным, назвать их, рассмотреть вместе с детьми, рассказать, где произрастает растение постоянно, определить ему место в уголке природы и рассказать детям, как за ним нужно ухаживать.

Требования к отбору обитателей уголка природы:

1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.

Размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи.

Биология ящерицы и лягушки такова, что террариум, где живет ящерица, следует ставить на хорошо прогреваемое солнцем место, террариум с лягушкой должен быть непременно в тени.

Вместе с тем уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки и т. д.), вторые вносятся на короткое время.

Временные обитатели -- это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).

Постоянные обитатели уголков природы в детском саду -- комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.). Большинство комнатных растений -- выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь н саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин.

В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения -- ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

Традиционно для уголка содержание рыб в аквариуме. В аквариуме могут жить как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавкн и др.), так и неприхотливые виды экзотических теплолюбивых рыбок (гуппи, меченосцы, скалярии и др.).

Наблюдения за рыбами разнообразны, а труд по уходу за ними вполне доступен дошкольникам (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды).

Желательными обитателями уголка природы являются птицы. При правильном уходе они хорошо себя чувствуют, поют, даже размножаются. Дети с большим интересом и любовью ухаживают за ними, кормят их, следят за чистотой в клетках. Труд по уходу за птицами предоставляет воспитателю возможность формировать у ребят бережное и заботливое отношение к ним.

Целесообразно для наблюдения содержать в детском саду зерноядных и всеядных зимующих птиц (чижа, щегла, снегиря, чечетку, клеста и др.). Но этих птиц можно держать в неволе только в самое трудное для них время -- зимой; весной их необходимо выпустить на волю. Постоянные жители уголка природы -- канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы давно уже стали домашними.

Из пресмыкающихся можно содержать только черепах -- болотную или сухопутную.

Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям отбора отвечают прежде всего грызуны: кролик, белка, морская свинка, хомячок. Неприхотливая пища, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав животных и почти полная безопасность, разнообразие повадок делают их желанными обитателями уголков природы.

Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка или других мелких домашних животных. Кроликов также содержат на участке.

АНДРИЯНОВА ОЛЬГА 09/372 з

 
НаташенькаДата: Четверг, 06.05.2010, 00:27 | Сообщение # 19
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Экологическая составляющая заявленного приоритетного направления.

Для реализации экологической составляющей приоритетного направления имеется качественный набор дополнительных программ и технологий, а также создана уникальная предметно-развивающая среда.
Наряду с занятиями цикла «Ознакомление с окружающим» проводятся, начиная со второй младшей группы, занятия дополнительного цикла периодичностью 1 раз в неделю (в соответствии с требованиями СанПиН).
Дополнительные программы и технологии, реализуемые участниками направления:
Рыжова Н.А. Про¬грамма «Наш дом – природа».
Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: Блок занятий «Я и при¬рода».
Рыжова Н.А., Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни».
Рыжова Н.А. Почва – живая земля: Блок занятий «Почва».
Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево».
Рыжова Н.А. Деревья: от Акации до Ясеня.
Рыжова Н.А. Воздух-невидимка.
Рыжова Н.А. Не просто сказки... Эколо¬гические рассказы, сказки и праздники.
Рыжова Н.А., Рыжов И.Н. Моя Москва: Экологический атлас города для детей и родителей.
Рыжова Н.А. Экологическое образова¬ние в дошкольных учреждениях: Тео¬рия и практика.
Юдин Г. Главное чудо света.
Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливо¬сти.
Плешаков А. Зеленые страницы.
Творчески изучив методическую и программную литературу, педагог-эколог разработала порядок и способы подачи материала детям. Программа, составленная педагогом, в 2005-2006 году заняла первое место в окружном смотре-конкурсе программ дополнительного образования по экологии.
Предметно-развивающая среда по экологической составляющей заявленного приоритетного направления представляет из себя синтез экологических уголков в группе и экологического комплекса «Живая планета», на базе которого проходят основные занятия по экологическому воспитанию и развитию дошкольников. Экологические уголки в группах с тщательно подобранными растениями, средствами ухода за ними, коллекцией природного материала и материала для экспериментирования, литература (методическая и художественная) и дидактические игры природоведческого характера.
Экологический комплекс «Живая планета», выполненного по авторскому дизайн-проекту педагога-эколога, включает в себя:
исследовательскую лабораторию юных экологов с оборудованием и разнообразными предметами для исследования, опытов и экспериментов, минитеплицей, прозрачным огородом,
музейную зону, в которой находится музей природы и камня с богатейшей коллекцией природных минералов, а также имеется подборка литературы природоведческого характера,
макеты:
макет «Природно-климатические теплые зоны Земли», представленный зонами пустыни, полупустыни, средней полосы и степей, пустынный оазис (с характерными представителями флоры и фауны),
макет «Этажи леса», позволяющий больше узнать об экологических цепочках,
электрифицированный макет «Звездное небо», знакомящий со строением Солнечной системы и зодиакальными созвездиями,
макет сталактитовой пещеры «Пещера Подземных королей» с соляным водопадом,
макет «Акватория с тропическими рыбками» - огромный аквариум, позволяющий осуществлять наблюдения за жизнью, внешним видом, строением подводных обитателей,
каминный уголок с богатой фонотекой, аудиотекой и зоной для видеопросмотра (телевизор, видеомагнитофон). Экологическая тропа на территории Государственного Образовательного Учреждения Центр Развития детский сад № 2042 с шестью разработанными маршрутами, позволяющая осуществлять как фенологические наблюдения, так и наблюдения за живыми объектами в естественных условиях (поэтапно путешествуя по экологическим тропам, ребенок узнает, как растет и развивается все живое от крохотного семечка до взрослого растения, и понимает, что все в природе связано живыми невидимыми ниточками, и он – сам часть этого живого, волшебного и такого хрупкого мира),
две экологические беседки на территории Государственного Образовательного Учреждения Центра развития ребенка детского сада № 2042 служат для проведения обсуждения наблюдений на экологической тропе, обобщения опыта и проведения экологических занятий в теплое время года,
«Зеленый театр» для проведения досугов, праздников и развлечений, оборудованный сценой (крытая веранда) и зрительным залом на 150 мест,
тщательно возделываемый огород с разнообразными овощными культурами, множество клумб, цветников и альпийских горок, застекленная теплица для выращивания рассады.
Регулярное проведение занятий в традиционной и нетрадиционной форме в виде игр-путешествий, викторин, КВН повышает познавательную активность детей, развивает умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, делать элементарные выводы и умозаключения, учит наблюдать и повышает уровень внимания.
Организованные циклические наблюдения позволяют ребенку глубже проникнуть в тайны природы, приобщиться к ее красоте и величию; развивают умение замечать изменения в живой и неживой природе с тем, чтобы в последствии запечатлеть увиденное не только в памяти.
При экологическом комплексе создан вернисаж, в котором представлены работы воспитанников ГОУ на экологическую тематику – рисунки, поделки из природного материала. В группах ежесезонно проводятся тематические выставки творческих поделок, создаются мини-музеи экологического характера: «Птицы – наши друзья», «Такие интересные камушки» и др.
Эффективное решение задач экологической составляющей приоритетного направления достигается в результате применения различных форм взаимодействия, как внутреннего (по линии «воспитатель – педагог дополнительного образования по экологии), так и внешнего (по линиям «педагог – родитель», «педагоги – коллеги других ДОУ»).
В качестве позитивного примера можно привести:
ежегодные нетрадиционные семинары в форме деловой игры «Я и экология»,
ежегодный летний праздник в рамках регионального семинара по экологии, включающий в себя музыкальный спектакль «Про всех на свете» (по мотивам произведения Б.Заходера), путешествие в первобытную эпоху, встречи со сказочными персонажами, экологические акции «Спасем водоем!», «Поможем хозяину леса!»,
круглый стол «Познавательное развитие дошкольников», проводимый в рамках осенней конференции педагогов дошкольных образовательных учреждений «Современный ребенок и детский сад» (2003);
семинар для старших воспитателей по работе с детьми в летний период (2004);
конференция «Растим гражданина», в рамках городского мероприятия «Ярмарка инновационных идей» (2003);
«Дни открытых дверей» (2003, 2005, 2007);
Ежегодные открытые занятия для курсов повышения квалификации педагогов, студентов педколледжа №4.
Педагогический коллектив учреждения находится в постоянном творческом поиске, разрабатывая и апробируя новые формы. В связи с этим работа с 2000 года в режиме инновационной площадки Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца» сменилась открытием на базе ГОУ в 2003-2004 учебном году городской экспериментальной площадки по теме «Педагогическая поддержка развития системы детской деятельности в ГОУ» (научный руководитель д.п.н., к.б.н. Рыжова Н.А.), предполагающей интеграцию экологического воспитания во все виды детской деятельности. Материалы, накопленные в процессе экспериментальной работы, находятся на стадии подготовки к печати.
Знания и впечатления, полученные в процессе занятий, досугов и праздников по экологической тематике, воспитанники Центра развития ребенка – детского сада №2042 «Пеликан» воплотить в реальность, овладев разнообразными изобразительными техниками, научившись работать с художественными материалами.

Клюквина Наталья группа 09/372зд

 
deathДата: Пятница, 07.05.2010, 23:40 | Сообщение # 20
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Offline
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры.
Правильного отношения к природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Правильное отношение строится на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнении окружающей среды и т.д.
Знания – это не самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.
Работая с дошкольниками, я стараюсь использовать разнообразные формы и методы: это и циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке; ведение разных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, походы, использование игровых обучающих ситуаций.
Спецификой моей технологии является использование на протяжении всего учебного года литературных произведений В.Бианки, которые доступны детям этого возраста, достоверно отражают специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому.
Значительное место отвожу творческим процессам, восприятию произведений искусства с природоведческой тематикой, изодеятельности, словесно- литературному творчеству (рисование иллюстраций к рассказам и сказкам
В.Бианки, изготовление самодельных книг), организация выставок.
Так, в сентябре я провожу наблюдения за поведением детей в уголке природы, на участке детского сада, их отношением к живым существам, вещам, за играми (отмечаю случаи использования природных материалов, природоведческих сюжетов).
Определяется назначение всех частей растения: корень – чтобы впитывал влагу, питательные вещества; стебель – чтобы переносить их к листьям, цветам, семенам; листья – чтобы поглощать свет. Растения выросли потому, что участок – хороший "дом" для них, в котором есть питательная почва, вода, тепло, свет. Расти цветам помогали солнце, дождь, земля и люди.
Продолжаю наблюдение за детьми с целью определения уровня их экологической воспитанности. С помощью несложных заданий, вопросов, тестов выявляю их знания о потребностях живых существ, способах их удовлетворения, среде обитания.
Я задаю вопросы: каким было растение до того, как на нем появились цветы? С чего началось растение? Что будет после цветов? Будут ли на будущий год цветущие растения на участке? Что надодля этого сделать? Украсим группу, детский сад красивыми цветами".
Дети любуются красотой цветов, срезают их для букетов, украшают группу, раздевалки, спальни, лестницы, дарят малышам.
Я с детьми посещаю огород на участке детского сада, осматриваем растения, определяем готовность плодов к сбору, планируем работу. Начинаю чтение книги В. Бланки "Мышонок Пик" ( ежедневно по одному рассказу ).
Перед каждым чтением дети вспоминают содержание предыдущего рассказа.
Провожу целевую прогулку к овощному базару или магазину (какие овощи и фрукты продаются в магазине в сентябре). Покупаю овощи и в группе вместе с детьми готовлю салат, обсуждаю с ними последовательность и обязательность всех действий. Вечером беседую с детьми о здоровье: обсуждаю, чем полезен салат, говорю, что В свежих овощах, фруктах, ягодах много витаминов, от которых здоровье и взрослых, и детей становится крепче; что здоровье надо ценить, потому что здоровый человек красив, всегда в хорошем настроении, может делать интересные дела, надо радоваться здоровью и заботиться о нём.
Воспитатель – это образец для подражания. Каждый его поступок – это пример для воспитанника. Я очень люблю животных и стараюсь не упустить возможности окрасом пролетающей птицы, пробегающей кошки. Стараюсь выразить свои эмоции вслух, поскольку не стесняюсь воспитанников. Через определенный промежуток времени я вижу отдачу: многие дети мне подражают, а меня это радует.
Царёва Н.В 09/377дв.
 
НаташенькаДата: Воскресенье, 09.05.2010, 13:19 | Сообщение # 21
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Экологическая составляющая заявленного приоритетного направления.
Для реализации экологической составляющей приоритетного направления имеется качественный набор дополнительных программ и технологий, а также создана уникальная предметно-развивающая среда.
Наряду с занятиями цикла «Ознакомление с окружающим» проводятся, начиная со второй младшей группы, занятия дополнительного цикла периодичностью 1 раз в неделю (в соответствии с требованиями СанПиН).
Дополнительные программы и технологии, реализуемые участниками направления:
Рыжова Н.А. Про¬грамма «Наш дом – природа».
Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: Блок занятий «Я и при¬рода».
Рыжова Н.А., Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни».
Рыжова Н.А. Почва – живая земля: Блок занятий «Почва».
Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево».
Рыжова Н.А. Деревья: от Акации до Ясеня.
Рыжова Н.А. Воздух-невидимка.
Рыжова Н.А. Не просто сказки... Эколо¬гические рассказы, сказки и праздники.
Рыжова Н.А., Рыжов И.Н. Моя Москва: Экологический атлас города для детей и родителей.
Рыжова Н.А. Экологическое образова¬ние в дошкольных учреждениях: Тео¬рия и практика.
Юдин Г. Главное чудо света.
Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливо¬сти.
Плешаков А. Зеленые страницы.
Творчески изучив методическую и программную литературу, педагог-эколог разработала порядок и способы подачи материала детям. Программа, составленная педагогом, в 2005-2006 году заняла первое место в окружном смотре-конкурсе программ дополнительного образования по экологии.
Предметно-развивающая среда по экологической составляющей заявленного приоритетного направления представляет из себя синтез экологических уголков в группе и экологического комплекса «Живая планета», на базе которого проходят основные занятия по экологическому воспитанию и развитию дошкольников. Экологические уголки в группах с тщательно подобранными растениями, средствами ухода за ними, коллекцией природного материала и материала для экспериментирования, литература (методическая и художественная) и дидактические игры природоведческого характера.
Экологический комплекс «Живая планета», выполненного по авторскому дизайн-проекту педагога-эколога, включает в себя:
исследовательскую лабораторию юных экологов с оборудованием и разнообразными предметами для исследования, опытов и экспериментов, минитеплицей, прозрачным огородом,
музейную зону, в которой находится музей природы и камня с богатейшей коллекцией природных минералов, а также имеется подборка литературы природоведческого характера,
макеты:
макет «Природно-климатические теплые зоны Земли», представленный зонами пустыни, полупустыни, средней полосы и степей, пустынный оазис (с характерными представителями флоры и фауны),
макет «Этажи леса», позволяющий больше узнать об экологических цепочках,
электрифицированный макет «Звездное небо», знакомящий со строением Солнечной системы и зодиакальными созвездиями,
макет сталактитовой пещеры «Пещера Подземных королей» с соляным водопадом,
макет «Акватория с тропическими рыбками» - огромный аквариум, позволяющий осуществлять наблюдения за жизнью, внешним видом, строением подводных обитателей,
каминный уголок с богатой фонотекой, аудиотекой и зоной для видеопросмотра (телевизор, видеомагнитофон). Экологическая тропа на территории Государственного Образовательного Учреждения Центр Развития детский сад № 2042 с шестью разработанными маршрутами, позволяющая осуществлять как фенологические наблюдения, так и наблюдения за живыми объектами в естественных условиях (поэтапно путешествуя по экологическим тропам, ребенок узнает, как растет и развивается все живое от крохотного семечка до взрослого растения, и понимает, что все в природе связано живыми невидимыми ниточками, и он – сам часть этого живого, волшебного и такого хрупкого мира),
две экологические беседки на территории Государственного Образовательного Учреждения Центра развития ребенка детского сада № 2042 служат для проведения обсуждения наблюдений на экологической тропе, обобщения опыта и проведения экологических занятий в теплое время года,
«Зеленый театр» для проведения досугов, праздников и развлечений, оборудованный сценой (крытая веранда) и зрительным залом на 150 мест,
тщательно возделываемый огород с разнообразными овощными культурами, множество клумб, цветников и альпийских горок, застекленная теплица для выращивания рассады.
Регулярное проведение занятий в традиционной и нетрадиционной форме в виде игр-путешествий, викторин, КВН повышает познавательную активность детей, развивает умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, делать элементарные выводы и умозаключения, учит наблюдать и повышает уровень внимания.
Организованные циклические наблюдения позволяют ребенку глубже проникнуть в тайны природы, приобщиться к ее красоте и величию; развивают умение замечать изменения в живой и неживой природе с тем, чтобы в последствии запечатлеть увиденное не только в памяти.
При экологическом комплексе создан вернисаж, в котором представлены работы воспитанников ГОУ на экологическую тематику – рисунки, поделки из природного материала. В группах ежесезонно проводятся тематические выставки творческих поделок, создаются мини-музеи экологического характера: «Птицы – наши друзья», «Такие интересные камушки» и др.
Эффективное решение задач экологической составляющей приоритетного направления достигается в результате применения различных форм взаимодействия, как внутреннего (по линии «воспитатель – педагог дополнительного образования по экологии), так и внешнего (по линиям «педагог – родитель», «педагоги – коллеги других ДОУ»).
В качестве позитивного примера можно привести:
ежегодные нетрадиционные семинары в форме деловой игры «Я и экология»,
ежегодный летний праздник в рамках регионального семинара по экологии, включающий в себя музыкальный спектакль «Про всех на свете» (по мотивам произведения Б.Заходера), путешествие в первобытную эпоху, встречи со сказочными персонажами, экологические акции «Спасем водоем!», «Поможем хозяину леса!»,
круглый стол «Познавательное развитие дошкольников», проводимый в рамках осенней конференции педагогов дошкольных образовательных учреждений «Современный ребенок и детский сад» (2003);
семинар для старших воспитателей по работе с детьми в летний период (2004);
конференция «Растим гражданина», в рамках городского мероприятия «Ярмарка инновационных идей» (2003);
«Дни открытых дверей» (2003, 2005, 2007);
Ежегодные открытые занятия для курсов повышения квалификации педагогов СЗОУО, МИОО, студентов педколледжа УПК «Митино» №18.
Педагогический коллектив учреждения находится в постоянном творческом поиске, разрабатывая и апробируя новые формы. В связи с этим работа с 2000 года в режиме инновационной площадки Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца» сменилась открытием на базе ГОУ в 2003-2004 учебном году городской экспериментальной площадки по теме «Педагогическая поддержка развития системы детской деятельности в ГОУ» (научный руководитель д.п.н., к.б.н. Рыжова Н.А.), предполагающей интеграцию экологического воспитания во все виды детской деятельности. Материалы, накопленные в процессе экспериментальной работы, находятся на стадии подготовки к печати.
Знания и впечатления, полученные в процессе занятий, досугов и праздников по экологической тематике, воспитанники Центра развития ребенка – детского сада №2337 «Дельфиненок» имеют возможность воплотить в реальность, овладев разнообразными изобразительными техниками, научившись работать с художественными материалами.

Клюквина Наталья 09/372 зд

Сообщение отредактировал Наташенька - Воскресенье, 09.05.2010, 13:21
 
RinaДата: Пятница, 14.05.2010, 00:18 | Сообщение # 22
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ В ДОУ

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды.
Как уже отмечалось, в настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы, что играет негативную роль с точки зрения экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством экологизации развивающей предметной среды. Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.
С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:
познавательном развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);
оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности .

Элементы развивающей предметной среды.

Элементы РПС ->Функциональная роль ->Формы и методы работы

Экологическая комната (класс) ->Обучающая, релаксационная ->Экологические занятия, игры, самостоятельные игры в уголке природы

Лаборатория ->Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие ->Проведение исследований, экспериментирование, наблюдения

Живой уголок ->Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам ->Наблюдение, уход за растениями, животными

Огород,сад ->Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения ->Уход за растениями, наблюдения, сбор и использование экологически чистого урожая, знакомство с правилами экологической безопасности

Библиотека ->Познавательная, формирование интереса к чтению ->Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждений прочитанного, проведение конкурсов

Экологическая тропинка ->Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой -> Проведение комплексных занятий, учитывающих сенсорное развитие ребенка, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, исследовательская работа

Музыкальный зал ->Эколого-эстетическая ->Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий, связанных с темой природы

Физкультурный зал ->Оздоровление, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие ->Подвижные игры, упражнения-перевоплощения в растения и животных, эстафеты, эколого-оздоровительные прогулки

Все вышеописанные элементы могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологическая комната, лаборатория и уголки в группах.
В нашем детском саду созданы уголки природы в группах, но этого не достаточно и педагогический коллектив сада решил создать экологическую комнату. Для этого была изучена соответствующая литература.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМНАТА
Экологическая комната (экологический класс, комната природы, комната друзей природы, экологическая гостиная) — очень нужный элемент развивающей предметной среды.
Может быть, достаточно иметь живые уголки в группах? Педагоги дошкольного учреждения единодушны в своем мнении: экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в тоже время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Уже сам факт того, что в экологическую комнату нужно идти, выходить за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к занятиям. Он настраивается на восприятие чего- то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день. Педагоги считают, что такие помещения способствуют и более быстрой адаптации вновь поступающих детей, которым нравится необычная обстановка.
В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.
Зона обучения должна быть хорошо освещена, и поэтому под нее, как правило, выделяется часть комнаты у окон. Здесь размещаются стол педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями. Мой опыт работы показал, что даже такая, казалось бы, незначительная деталь, как расстановка мебели, влияет на взаимоотношения детей и педагога, поэтому расположение столов не должно копировать школьный класс. Они могут располагаться по кругу или буквой «П», то есть таким образом, чтобы педагог работал не «над»,а вместе с детьми. Это важно для реализации принципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения. За столами дошкольники находятся только в том случае, если выполняют определенную практическую работу. При других видах деятельности (например, чтение литературных произведений, работа с ящиком ощущений, игры) дошкольники удобно располагаются на диванах, креслах, низеньких мягких стульчиках или на полу (на ковре). Такие участки также должны быть предусмотрены при оформлении помещения.
Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка (очень часто коллекционные материалы педагоги размещают на уровне восприятия взрослого, а не ребенка). При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:
Доступность объектов для сбора. Коллекции детского сада должны включать прежде всего образцы, которые могут собрать сами дошкольники и их родители, - камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины.
Разнообразие. В зоне коллекции в той или иной степени представлены (насколько это возможно) объекты как живо, так и неживой природы.
Краеведческий аспект. В коллекциях должны быть представлены природные объекты местности, где располагается дошкольное учреждение. Это позволит воспитателю использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций. Местный материал составляет основу, базовое ядро коллекций.
Страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материала, привозимого дошкольниками и их родителями из различных регионов нашей страны и других стран, которые они посещают во время различных путешествий, отдыха. Любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для начала разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, то есть способствовать формированию основ глобального мышления.
Природоохранный аспект. Его реализация способствует формированию у дошкольников основ экологического мышления. Это важно и с точки зрения биоэтики. Не нужно включать в состав объектов коллекции бабочек, жуков, собранных и засушенных детьми и родителями. В настоящее время некоторые дошкольные учреждения дают родителям на лето ряд заданий: собрать коллекции цветущих растений луга, леса, листьев разных видов деревьев, коллекции насекомых. Однако с точки зрения формирования у ребенка бережного, уважительного, эмоционального отношения к природе и восприятия себя как ее части важно воспитание именно на объектах ближайшего окружения, то есть на обычно встречающихся видах, а не только редких, с которыми он (вполне вероятно) не встретится в своей жизни вообще. Плоские, потерявшие свой цвет, запах и зачастую форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы.
Таким образом, на ваш взгляд, лучше начинать знакомить детей с деревьями, травами, животными непосредственно в природе, а для закрепления материала использовать хорошие рисунки, фотографии, видеофильмы, слайды.
Безопасность. Любой объект зоны коллекции должен быть безопасным для ребенка — как с точки зрения различных механических повреждений (например, у камней не должно быть острых кромок, их острые грани можно обстучать молоточком), так и с точки зрения здоровья (используемые птичьи перья и другие объекты должны быть чистыми, не являться аллергенами ). Камни, образцы песка, семена, соцветия растений (которые упали на землю) нужно собирать вдали от мест, посещаемых собаками и кошками.
Оформление экологической комнаты должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы, экологически неблагоприятные материалы.

Коратаева Екатерина группа № 373з-Д

Сообщение отредактировал Rina - Пятница, 14.05.2010, 00:24
 
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.