Детский сад настоящего:

Суббота, 04.05.2024, 02:13
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная ИДЕМ В МОНТЕССОРИ - ГРУППУ? ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ... - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Наш форум » Предметно - развивающая и игровая среда детского сада » ИДЕМ В МОНТЕССОРИ - ГРУППУ? ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ...
ИДЕМ В МОНТЕССОРИ - ГРУППУ? ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ...
вульфиДата: Четверг, 04.03.2010, 10:04 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Репутация: 0
Статус: Offline
В жизни любой семьи рано или поздно возникает вопрос: нужен ли ребенку детский сад? И даже если вы сторонники семейного воспитания, вряд ли станете отрицать, благоприятное воздействие на ребенка детского коллектива, а самое главное, что внем всегда присутствует, это общение. Собирая у знакомых информацию о существовании различных групп, вы столкнетесь и с таким понятием, как Монтессори-группа. Так чем же Монтессори-группа отличается от обычной? Давайте посмотрим. Вот идет занятие в такой группе. Дети не сидят за партами или на стульчиках, здесь каждый занят своей работой, и он может расположиться где захочет (коврик, столик). И никто не в праве ему помешать. Для этого и существует личное пространство и выбор материала самим ребенком (только если материал ребенком берется впервые, то наставник разъясняет ему как с этим материалом обращаться). Но вот ситуация, что одним материалом заинтересовались двое детей, а здесь уж попробуй договориться об очередности или совместной работе. Так дети приобретают бесценные навыки общения, умения договариваться и слушать друг друга.
Обязательный принцип Монтессори-групп - разный возраст детей. Старшие помогают младшим, а значит учатся заботиться о близких.
У нас в группе существуют такие правила (неизменные правила Монтессори!):
- хочешь работать вместе - договорись об этом;
- можешь наблюдать за работой других, не мешая им;
- после работы приводим рабочее место в порядок и кладем на место материал;
- когда трудно - попроси о помощи и поблагодари за нее.
Правила обязательны для всех, в том числе и для взрослых; таким образом воспитывается внутренняя дисциплина, основанная на признании прав другого человека, на уважении к нему и его работе.
Вот и все секреты воспитательного процесса. Может стоит попробовать?

Алексеева Ира 09/372-з

 
SingerДата: Среда, 10.03.2010, 14:53 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Некоторые материалы, используемые в Монтессори-школе.

Практическая жизнь.
Рамки с застежками - обучение конкретным, навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.
Пересыпание и переливание - эти упражнения помогают улучшить координацию движений, они включают в себя пересыпание риса и переливание воды из одного кувшина в другой.
Приготовление пищи - эти упражнения включают в себя очистку и нарезку моркови, банана и яблок. Они способствуют развитию аккуратности и самостоятельности.
Упражнения по уборке помещения и личной гигиены - включают чистку обуви, подметание, мытье пола шваброй, стирку и умывание. Помогают ребенку научиться ухаживать за собой и своим окружением (средой).

Сенсорное развитие.
Коричневая лестница - представляет различия между двумя измерениями и знакомит с понятиями: тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый
Розовая башня - представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький.
Красные штанги представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями: короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.
Цветные катушки в трех наборах: первый набор состоит из трех пар основных цветов для сопоставления; второй - одиннадцать пар различных цветов; третий - по семь оттенков каждого цвета. Эти упражнения знакомят с названиями различных цветов, повышают цветовое восприятие, а также способствуют различению оттенков.
Блоки цилиндров - представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй - цилиндры различные по диаметру; два других включают цилиндры раз­личные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук необходимую при письме.
Цветные цилиндры - каждый набор соответствует параметрам размеров одного из наборов блоков цилиндров.

Развитие речи.
Буквы, вырезанные из песчаной бумаги, позволяют ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием.
Металлические вкладки - десять математических вкладок разной геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаз к письму.
Шумовые цилиндры - этот набор состоит из двух деревянных коробок, каждая из которых, содержит шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т.е. каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров.
Геометрические тела - обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.

Математическое развитие.
Красно-синие штанги - набор из 10 штанг того же размера что и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания вычитания, умножения и деления.
Коробка с веретенами - две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию.
Золотые бусины - эти материалы обеспечивают введение в понятие счета, количества и основных математических функций.

Другие зоны.
Географические карты - деревянные карты с маленькой ручкой для переноса и манипулирования. Карты привлекательны, знакомят с названиями и расположением государств и континентов, основами географии.
Природные карты - различные наборы карт для изучения строения листьев, цветов, деревьев. Расширяют словарный запас и знания детей о природе.
Звучащие колокольчики - издают различные вариации звуков при ударении деревянным молоточком. Используются в качестве сенсорных упражнений для сопоставления звуков. Также могут использоваться при обучении основам нотной грамоты и составлении простых мелодий.
Линия - в большинстве классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга, которая используются для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений.

Добавлено (10.03.2010, 14:53)
---------------------------------------------
Если Ваш ребенок не посещает ДОУ, а Вам интересна Монтессори-педагогика и все, что с ней связано, если Вы хотите организовать домашнюю среду для ребенка по принципам Марии Монтессори, хотите использовать ее идеи в воспитании детей, то следущие советы Вам обязательно помогут.

Советы родителям.

Ваша домашняя обстановка.
1.Покупайте одежду, которую ребенок может одеть или снять самостоятельно (брюки с эластичным поясом, рубашки с большими пуговицами, свитера с широким воротом).
2.Поставьте в комнате ребенка детскую мебель: низкий стол, зеркало, ящики (которые ребенок мог бы с легкостью открывать). Мебель должна быть прочной, легкой и соответствовать росту ребенка (вешалка, на которую ребенок мог бы самостоятельно вешать свои вещи и т. д.).
3.Сделайте комнату ребенка яркой, привлекательной и простой, используйте легко моющиеся поверхности. Тщательно отбирайте предметы для комнаты ребенка. Новые предметы предлагайте постепенно, не более двух одновременно. Убирайте из поля зрения ребенка предметы, которые, по вашему мнению, могут быть испорчены им.
4.Выделяйте ребенку место в других местах дома для его личных вещей: полотенец, зубной щетки и т. д. Можете пометить каждое место цветной ленточкой так, чтобы ребенок мог легко узнать его.
5.Дайте ребенку в личное пользование чистящие мате­риалы: маленькую губку, тряпку для пыли, веник и полировку для того, чтобы он сам мог убирать свою комнату.

Совместная деятельность.
1. Водите своего ребенка в интересные места, такие как: библиотека, почта, местные фабрики, зоопарк, музеи, детский театр, пляж, парк, игровые площадки. Обсуждайте увиденное.
2.Пусть Ваш ребенок участвует в домашних делах: покупка продуктов, приготовление пищи, уборка квартиры, садоводство, работы по дереву, шитье, давайте ему задания и необходимые материалы.
3. Делитесь с ребенком своими интересами и увлечениями: знаниями о спорте, птицах, марках, растениях, животных, вязании, рисовании, игре на музыкальных инструментах.
4.Давайте ребенку журналы для вырезания картинок и раскраски и обсуждайте с ним рисунки. Читайте и рас­сказывайте ему различные истории, покажите ребенку, как пользоваться магнитофоном.
5.Берите с собой ребенка в гости к родственникам и друзьям. Делайте визиты короткими, если ребенок устанет, дайте ему что-либо, чем он мог бы заняться. Поощряйте бабушку и дедушку в желании заниматься ребенком.
6.Покажите ребенку, как ухаживать за растениями и животными в вашем доме. Позволяйте ему принимать ответственность за их уходом по мере сил и возможностей ребенка.

Самостоятельная деятельность ребенка.
1.Предоставьте ребенку пластиковый тазик с водой, несколько пластиковых бутылок, воронку, губку, сито и фартук. Дайте ему возможность свободно использовать эти вещи и узнать свойства воды. Покажите ребенку, как следует убирать место, где он занимался.
2.Давайте ребенку возможность для игр с песком: либо в песочнице, либо на пляже. Берите с собой ведерко, формочки, сито, воронку, лопатку, лейку для увлажнения песка. Дома дайте ребенку щетку и совок, и попросите его очистить предметы от песка.
3.Тесто для игры и формочки, пуговицы, крышки, скалка для теста могут заинтересовать вашего ребенка. С этими предметами он может заниматься довольно долго. Тесто можно легко приготовить, перемешав: 1 стакан муки, 1 ложку соли, несколько капель пищевого красителя и столько воды, чтобы тесто было густым. Тесто необходимо хранить в холодильнике.
4.К другим материалам, которые могут привлечь вашего ребенка, относятся: краски, большие деревянные кубики, книги, полки, камушки. Запомните, что у каждого предмета должно быть свое место и показывайте ребенку, как пользоваться различными предметами.

Отношения и факторы влияния.
1.Если отец проводит дни, работая вдалеке от дома, желательно чтобы ребенок видел его за работой в домашних условиях. Когда ребенок видит, как отец выполняет какую-то работу дома, ему легче представить что значат слова «папа на работе».
2.Создавайте условия для новых, впечатлений: поход в парикмахерскую, к врачу или в школу. Объясните кратко и спокойно цель визита и сообщите ребенку о нем заранее.
3.Отвечайте честно и просто на все вопросы Вашего ребенка. Никогда не лгите ему.
4.Если у Вас возникают некоторые трудности в воспитании Вашего ребенка, обращайтесь за консультацией к учителю или врачу.

У маленького ребенка есть определенные сензитивные периоды, когда ребенок наиболее восприимчив к тем или иным способам и видам деятельности. В жизни ребенка сензитивные периоды длятся определенное время. Для взрослых очень важно определить, какой этап переживает ребенок, и помочь ему овладеть необходимой деятельностью в наилучший для него период. Нижеперечисленное является общим руководством к периодам, когда маленький ребенок наиболее восприимчив к приобретению тех или иных знаний, умений и навыков. Возрастные ограничения сензитивных периодов корректируются индивидуальными особенностями развития ребенка.

От рожд. и всю жизнь - развитие речи
от рожд. до 3 лет – сенсорное развитие
от рожд. до 1, 5 лет – познание окружающего мира через движение
от 1,5 до 3 лет – развитие устной речи
от 1,5 до 4 лет – развитие мускульной координации
от 2 до 4 лет – забота о порядке в окружении и обязанности
от 2 до 6 лет – музыкальное развитие
от 2,5 до 6 лет – утонченность чувств
от 2,5 до 6 лет – развитие социальных манер
от 3 до 6 лет – восприятие влияния взрослых
от 3,5 до 4,5 лет – письмо
от 4 до 4,5 лет – развитие тактильного чувства
от 4,5 до 5,5 лет – чтение

Эти знания помогут всем родителям в понимании и воспитании своих детей!

Материалы из книги М.Монтессори "Руководство для родителей"


Егорова Инна 09/476 зД

Сообщение отредактировал Singer - Среда, 10.03.2010, 14:53
 
МайДата: Среда, 24.03.2010, 00:33 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Одним из важных антропологических наблюдений Марии Монтессори, было определение в психической жизни ребенка особых периодов наиболее интенсивной восприимчивости тех или иных проявлений жизни. В отношении животных подобные периоды в конце 19 века пытались определить английский генетик Арнольд Джисл и голландский биолог Гуго де Ври. Они доказали, что созревание функций психики человека может происходить только через освоение внешнего мира, которое протекает по-разному на разных ступенях развития, ибо в процессе роста жизненные силы ребенка («orme») изменяют свою структуру. Эти периоды интенсивного созревания психики ученые называют сенситивными фазами развития. Монтессори наблюдала подобные фазы у маленьких детей. Она писала: «На основе этой восприимчивости ребенок способен создать особенно интенсивную взаимосвязь между собой и внешним миром, и с этой точки зрения все становится для него легким, вдохновляющим, живым. Каждое усилие оборачивается увеличением силы…. Как только одно из этих духовных пристрастий ослабевает, зажигается другое пламя, и так ребенок движется от одной победы к другой, в беспрестанном вибрировании жизненной силы, которое нам известно и которое мы называем «радостью и счастьем детства».
Понятно, что можно добиться результатов в развитии ребенка и, не обращая внимания на сенситивные периоды его роста, но это потребует от взрослого большого усилия воли, труда и напряжения. В то время, как в момент сенситивной фазы инициируется спонтанный учебный процесс, то есть, сама среда делает возможным действие созидательных потенций ребенка и приобретение им жизненного опыта. Происходит как бы игра в обмен: биологическая зрелость приходит с одной стороны через среду, а с другой – через непрерывное поступательное движение сознания.
Мария Монтессори выделила несколько таких сенситивных фаз. Большая их часть уже в ее время была известна психологам. Но настоящим открытием ученой стало определение сенситивной фазы порядка, которая по наблюдениям Монтессори длится у детей с рождения примерно до 4-х лет. Наивысшая точка наблюдается в 2 – 2,5 года (ребенок требует внешнего порядка в окружающей его среде, ставит на место предметы, почти ритуально выполняет действия). В этот период его жизнь подчинена определенному внешнему и внутреннему ритму. Монтессори пишет о том, что в раннем детском возрасте человеческая душа узнает свое окружение, сначала ориентируясь по элементам, а в дальнейшем завоевывает это окружение лишь по мере надобности. Вот почему важно не пропустить период порядка в развитии ребенка.
Как можно в обычной жизни заметить, что ребенок переживает сенситивную фазу порядка?
За кухонным столом мама, папа, бабушка и дедушка всегда занимают определенное, излюбленное место. Мама садится рядом с малышом, бабушка поближе к плите, отец – около окна. Но сегодня бабушка заняла мамино место, а дедушка сел к окну. Мама вообще замешкалась у плиты. Можно сразу заметить беспокойство ребенка. Он «непонятно почему» капризничает, выплевывает еду, стучит ложкой по столу. Родители сердятся, бабушка переживает, что ребенок не желает есть… Семья в напряжении. Но, оказывается, чтобы это напряжение прошло, надо всего-то всем членам семьи рассесться по своим привычным местам!
Для подрастающего ребенка внешний порядок постепенно становится внутренним. Вот почему так важно, чтобы пространство детского окружения всегда было рационально, красиво и аккуратно обустроено. Легкий беспорядок в комнате может быть только, когда малыш спит. Но, когда он открыл глаза, все предметы должны быть расставлены по своим местам. Малыш стремится к почти ритуальному выполнению любого действия, будь-то подготовка к еде, сбор на прогулку или обращение с отдельными предметами окружающей его среды. Беспорядок в мире бесконечно расстраивает его.
К другим фазам детской восприимчивости Мария Монтессори относила фазу развития движений, языка, чувств, социальных навыков, интереса к маленьким вещам.
М. Монтессори видела человека в его целостности, а целостность создается и закрепляется с помощью активного освоения окружающего мира. Когда окружающее пространство позволяет ребенку созидательно действовать, то разрозненные вспышки детской энергии соединяются, и возникает как бы «новый ребенок». Этот психологический феномен Монтессори называла нормализацией. Нормализация происходит при концентрации детей на какой-либо деятельности и, значит, необходима, чтобы все предметы вызывали у ребенка живой интерес, могли быть применены именно по своему назначению и использовались «точно». Свобода в направленных действиях и есть главная свобода ребенка. Но это не конечный результат воспитания, хотя нормализованные дети демонстрируют восхитительные, с точки зрения взрослых, человеческие качества.

Добавлено (24.03.2010, 00:29)
---------------------------------------------
Один день в детском саду Монтессори
В детском саду Монтессори день начинается со свободной работы. Дети приходят в группу, самостоятельно раздеваются, приводят себя в порядок и выбирают, чем они будут сегодня заниматься. Воспитатель встречает детей, обязательно протягивая каждому руку для приветствия, и потом, уже в классной комнате, терпеливо наблюдает свободный выбор ими материала для занятий. Кто-то начинает стирать кукольные платья, кто-то поливает цветы. Кто- то раскладывает на ковре цветные таблички, нанизывает бусы. Мелет в маленькой мельнице зерно. Учится пришивать пуговицы. Если воспитатель замечает, что ребенок впервые взял материал для работы, он предлагает малышу алгоритм действия с этим предметом. Иногда дети получают очень короткий и конкретный трехступенчатый урок. А иногда учитель молча показывает способ работы с материалом.
Может ли ребенок во время свободной работы играть в игрушки? Почему нет? Все куклы, кубики, машинки находятся здесь же, в одном из уголков, и если малыш хочет с ними играть, не мешая другим, он спокойно наряжает или кормит куклу, строит из кубиков гараж для своей машинки. Можно переодеваться во взрослые одежды, которые сложены в специальной корзине или делать прическу перед зеркалом. Все это можно. Другое дело – общая атмосфера рабочего дня.
Притягательность дидактического материала (недаром он прожил без изменений уже целое столетие!) захватывает детей настолько, что они предпочитают положить на край коврика свою куклу и выкладывать здесь же десятичную систему из бусин золотого материала. В самостоятельной свободной работе маленький ребенок ежедневно материализует природную потребность утончения своих чувств, действий и концентрации внимания. Такая работа не утомляет его, сколько бы она ни продолжалась, потому что в естественной жизни не может быть остановки. И все-таки часа через два после начала свободной работы дети слышат звучание тихой музыки – знак сбора на общий круг. Начатая работа заканчивается, материалы ставятся на полки.
Что такое Круг?
Кто-то из Монтессори-учителей назвал его «атмосферным явлением». Во всяком случае, это не ежедневное занятие с традиционными пальчиковыми играми и песенками. Каждый круг имеет свой контекст, который зависит от проживаемой ситуации. Многие круги связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду. На других воспитатель рассказывает сказки, короткие истории из Библии. Осенью дети все вместе разглядывают фрукты и овощи, пробуют их на вкус, учатся молоть зерно и месить тесто. Зимой изучают свойства воды, растапливая над свечкой снег, или разучивают рождественские песенки. Здесь же отмечаются дни рождения детей и другие важные события. Здесь вспоминают, что кто - то из детей заболел или кому - то предстоит неприятный поход к зубному врачу. В пятнадцать минут общего круга умещается: личные детские проблемы, календарь, история, география, биология, математика и словесность, пантомима и театр. Круг всегда ведет учитель, но он лишь помогает общему разговору. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, попытки объяснить другим свое переживание. Учитель здесь ведет счет своим словам. Он профессионально провоцирует разгорающийся костерок общего разговора, в который каждый из детей подбрасывает свою щепочку. Круг кончается через пятнадцать минут. Но дух общей доброжелательности, уважения, доверия остается надолго, и, в конце концов, становится неотъемлемой частью уклада жизни Монтессори - группы.

Добавлено (24.03.2010, 00:33)
---------------------------------------------
Элементы педагогики Монтессори в домашнем воспитании

Суть методики Монтессори - развитие индивидуальности ребенка. Взрослые просто помогают малышу осваивать необходимые навыки в удобном для него темпе и наиболее подходящими для него способами. Существует ряд групп и детских садов, в которых на практике – и весьма успешно – применяют теории Марии Монтессори. Эта методика существует уже около ста лет, и время показало, что она действительно дает впечатляющие результаты.

Однако не стоит забывать, что воспитание ребенка начинается дома; что именно дома ваш малыш проводит большую часть времени, и именно там у него возникают и закрепляются привычки и навыки, которые готовят его к взрослой жизни. И даже если малыш посещает Монтессори-группу, потом он возвращается домой, к родителям, бабушкам и дедушкам. Кроме того, не всегда и не везде существует возможность отдать ребенка в детский сад, работающий по методике Монтессори. Но, независимо от того, есть ли такая возможность лично у вас, желательно дома создать для ребенка обстановку, стимулирующую развитие и облегчающую для него познание окружающего мира.

Конечно, полный комплект пособий Монтессори стоит достаточно дорого и места занимает немало. Полноценную развивающую обстановку можно создать только в специальном Монтессори-центре. Однако и дома, пользуясь тем, что у вас уже есть, можно создать среду, наиболее благоприятную для развития ребенка и его самостоятельных занятий, для которых не нужны дорогостоящие пособия.

Как к этому подойти? Во-первых, надо позаботиться о том, чтобы ребенку было удобно. Мы нечасто задумываемся о том, что наш дом обставлен «под взрослых», и ребенку очень непросто добираться до интересующих его вещей. Конечно, о безопасности тоже забывать не стоит, однако собственные вещи малыша необходимо размещать так, чтобы он мог в любой момент самостоятельно взять их или убрать на место.

Детскую мебель желательно подбирать по размеру; кроме того, она не должна быть тяжелой, чтобы ребенок мог сам передвигать ее. Обязательно нужны специальные детские стол и стул, за которыми ребенок будет заниматься, и полка для хранения всего необходимого, прочно закрепленная в пределах его досягаемости. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок мог самостоятельно доставать не только свои учебные пособия, но и предметы гигиены и домашнего обихода. Пасту, щетку, мыло желательно положить так, чтобы малышу было легко доставать их без помощи взрослых.

Самые простые предметы, которые есть в каждом доме, могут превратиться в Мнтессори-материал. Например, ребенок может отрабатывать точность движений, пересыпая рис из кувшина в чашку. Когда у него станет получаться, можно усложнить упражнение, взяв вместо риса воду или сок. Еще точность движений, и заодно глазомер можно развивать, собрав несколько бутылок или банок разного размера, и предложив ребенку подбирать
к ним правильные крышки.

Если вы (или кто-нибудь из подруг) шьете, обрезки тканей могут стать Монтессори-пособием для другого упражнения. Подберите несколько видов ткани с различными текстурами – по два каждой, пусть ребенок изучит их и научится собирать пары. Потом завяжите ему глаза и предложите сделать то же самое.

Упражнения «на ощупь» вообще очень полезны и интересны ребенку. Можно просто собрать штук десять небольших предметов, которые хорошо знакомы ребенку (карандаш, пуговицу, ложку), сложить их в плотный мешочек и предложить ему опознавать предметы на ощупь, с завязанными глазами. Набор предметов можно корректировать в зависимости от возраста ребенка. Еще это упражнение можно привязать к изучению азбуки, собирая предметы, названия которых начинаются с одной буквы – с той, которую вы недавно изучали.

1.Выбрать для пособий определенное место, которое будет известно и доступно ребенку. Так он сможет привыкнуть убирать за собой, и сам будет решать, чем сегодня будет заниматься, сколько раз повторить упражнение и когда остановиться. Только пусть ребенок усвоит, что нельзя бросать незаконченные дела, и надо довести начатое до конца, и только потом убирать пособия.

2.Помнить, в методике Монтессори самое главное – самостоятельная работа, поэтому проявлять терпение и не пытаться что-то навязывать малышу или делать задание за него. То, что взрослый считает элементарным, для трехлетнего человечка может быть непростой задачей. Суть Монтессори-упражнений – давать ребенку возможность действовать самостоятельно,задача взрослого – просто присматривать за его работой.
3.Отсюда же вытекает еще одно правило: не надо лишних слов. Объясняя ребенку задание, говорить и показывать только то, что необходимо. Пусть он сам на практике познаёт характеристики вещей, занимаясь собственной «исследовательской работой».
И, конечно же, подобная работа с Монтессори-материалами не должна превращаться в тяжелую повинность или обязаловку. Ребенок учится, играя, и лучше воспринимает новое, когда настроен на это. Поэтому если сегодня малыш не хочет что-либо делать – перенести это на завтра. Ведь самое главное – проводить время с малышом и заниматься увлекательными вещами, которые доставляют радость обоим.

Неронская М.Б.374/3д

 
МарсДата: Среда, 14.04.2010, 13:37 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Метод Монтессори нельзя отнести к конкретному времени или стране. Сама она называла свой метод «помощью жизни».
Мария Монтессори наблюдала законы, которые управляют развитием ребёнка, и действовала в соответствии с ними.
Она считала, что эфирное тело (душа) человеческой материальной формы должно иметь огромный интерес к приобретению знаний.

Мария Монтессори раскрыла свой талант педагога прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого-педагогической работы, ведущейся с начала ХХ века, стали Материалы.
Мария Монтессори разработала дидактический материл, так называемый Монтессори – материал.
Монтессори-материалы - это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми, изготовленными непременно из натуральных материалов. Дизайн Монтессори-материалов не менялся со дня создания, т.е. почти 100 лет. Для изготовления деревянных материалов применяются ценные сорта дерева, все материалы изготавливаются очень качественно, некоторые из них достаточно сложны в изготовлении. Материал радует глаз и доставляет эстетическое удовольствие. Монтессори-материалы являются составной частью, так называемой педагогической "подготовительной среды", которая побуждает ребёнка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности. Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребёнка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов. Монтессори-материалы служат, прежде всего тому, чтобы способствовать духовному становлению ребёнка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребёнок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых.

Для ребёнка Монтессори-материалы есть ключ к миру. При их помощи ребёнок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.
Ребёнок на пути развития своего потенциала, заложенного в него природой, формируется в индивида. На каждой ступени развития он «требует» к себе уважительного отношения и понимания. Взрослый же, воспитывая ребёнка, должен обладать особенной этикой, чтобы не погубить природный потенциал ребёнка.

Первое, что М. Монтессори выделяет в своей педагогике - интерес. Второе - личный подход. Это, не означает, что у каждого ребёнка возникает отдельный педагог. Все немного по-другому. Каждый ребёнок в час свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и педагог ему показывает, как совладать с заданием. Главная задача взрослого помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. В этом сложном деле учитель проходит через три этапа. Первый - подготовка привлекательной для малыша и удобной для его работы среды. Второй - разрушение той деятельности отдельных детей, которая мешает продвижению и развитию остальных. На этом сложном этапе учитель показывает шалуну, что его любят даже таким, беспокойным и несносным и вместе с тем без устали помогает малышу найти то, что заинтересует его и поможет сконцентрироваться на работе. На третьем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поисков и его работы.
Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребёнком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаются группы Монтессори.

В детском саду Монтессори день начинается со свободной работы. Дети приходят в группу, самостоятельно раздеваются, приводят себя в порядок и выбирают, чем они будут сегодня заниматься. Воспитатель встречает детей, обязательно протягивая каждому руку для приветствия, и потом, уже в классной комнате терпеливо наблюдает свободный выбор ими материала для занятий. Кто-то начинает стирать кукольные платья, кто-то поливает цветы. Кто-то раскладывает на ковре цветные таблички, нанизывает бусы. Если воспитатель замечает, что ребёнок впервые взял материал для работы, он предлагает малышу алгоритм действия с этим предметом. Может ли ребёнок во время свободной работы играть в игрушки? Почему нет? Все куклы, кубики, машинки находятся здесь же, в одном из уголков, и если малыш хочет с ними играть, не мешая другим, он спокойно наряжает или кормит куклу, строит из кубиков гараж для своей машинки.

Система Монтессори строилась не один день. Она дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже, переписывалась с дочерью Зигмунда Фрейда детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняла выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития. Как врач она понимала, что для духовного развития ребёнка важно научить его чувствовать. Мария Монтессори смогла найти тот педагогический принцип, который позволяет хоть отчасти реализовать прекрасные идеалы, о которых постоянно говорят и пишут. Это постоянный эксперимент, где и педагог, и ребёнок – исследователи.
«Мама, я хочу в Монтессори!» - слова, которые часто слышат родители детей, хотя бы раз побывавших в Монтессори-группе детского сада.

Итак: Монтессори-школа — это место, куда дети идут с радостью и большим желанием учиться!
В Монтессори-школе практикуется принципиально другой подход к воспитанию, обучению и развитию ребёнка.
Это Школа, где дети учатся выбирать и принимать решения самостоятельно.
Это индивидуальный темп обучения для каждого ребёнка!
Возможность углубленного изучения понравившегося предмета.
Проекты развиваются по детской инициативе, а не по директиве учителя!
«Помоги мне это сделать это самому», - говорила от имени ребёнка Мария Монтессори, и дети многих стран мира присоединяются к её словам!

Николаева Елена, группа 09/375-ЗД

 
larisaДата: Вторник, 27.04.2010, 10:50 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлена тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. К сенсорным способностям обычно относят способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они составляют как бы фундамент умственного развития ребенка, как известно, восприятие – первая ступень познания мира, на основе его строятся память, мышление, воображение.
Наша работа в ГОУ строится на основе программы «Истоки», целью которой является развитие умственных способностей дошкольников, в структуру которых входят сенсорные, познавательные и творческие. Сенсорные способности – основа умственного развития. По мнению авторов программы для ребенка-дошкольника основной путь развития – это эмпирическое обобщение, то есть обобщение своего собственного чувственного опыта, поэтому основное в образовании дошкольника – это организация такого опыта. Причем программа дает четкие ориентиры требований к формированию сенсорных способностей на различных ступенях дошкольного детства. Поиск методов и приемов взаимодействия с детьми по организации их чувственного опыта, речевому развитию, по созданию необходимой предметно-развивающей среды – ведущие направления нашей работы и перспектива ее развития.
Актуальность определения роли чувственного опыта детей в сенсорном воспитании обусловлена и направленностью образования на современном этапе на взаимодействие и сотрудничество с семьями воспитанников, так как, в раннем возрасте приоритетным является семейное воспитание. Повышение педагогической компетенции родителей детей младшего дошкольного возраста в воспитании своих малышей – важнейшая задача образовательного учреждения, поэтому разработка содержательного аспекта такого взаимодействия необходима для педагогов-практиков.
С 1993 года наш детский сад использует в своей работе технологии М. Монтессори.
У нас создана специальная развивающая среда – это класс, который поделен на различные зоны, одной из них является сенсорика.
Сенсорное воспитание дошкольников в возрасте до 5-5,5 лет играет в системе М. Монтессори важную роль. Ею разработан комплект развивающих материалов, ныне известных всему миру, и методика работы с ними. Создавая эти дидактические материалы, М. Монтессори преследовала две цели: биологическую и социальную. С биологической стороны она стремилась облегчить естественное развитие ребенка, а с социальной точки зрения – старалась подготовить его к жизни в окружающей среде.
Бытует ошибочное мнение, что сенсорное воспитание по методу Монтессори не способствует развитию сенсорных эталонов. На самом деле это не так. В системе Монтессори после того, как ребенок освоил показанный учителем образец рациональной деятельности с материалом, он выполняет ряд упражнений на применение в реальной жизни полученных представлений о свойствах предметов и освоенных способах действия. Например, поработав с красными штангами и ознакомившись с понятием длины, дети измеряют линейные размеры предметов на улице и в помещении. Размеры штанг, призм и кубов подобраны так, что на их основе возможно дать представление об общеупотребительных мерах длины, площади и объема. Научившись различать и называть цвета и их оттенки, ребенок ищет их в окружающей среде, исследует окраску растений, животных, предметов одежды и т.д. он учится определять с закрытыми глазами направление звука и угадывать, какой предмет издает тот или иной звук. Дети измеряют температуру жидкости с помощью термометра, а вес тел – с помощью весов.

ЗАДАЧИ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развивать анализаторы, т.е. обучать действиям обследования предметов; знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве и времени, развитие речевого и музыкального слуха.
Формирование сенсорных эталонов – обобщенных сенсорных знаний, сенсорного опыта, накопленного человечеством за всю историю своего развития.

СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ
Продуктивная деятельность (ручной труд, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность.
Ознакомление с природой.
Дидактические игры.
Ознакомление с предметным миром.
РАБОТА С МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛОМ

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ УСВОЕНИЯ СПОСОБОВ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ.

Младшая и средняя группа: ознакомление с общими сенсорными эталонами и способами их использования. Рассматривание предметов и выделение отдельных частей, признаков; в момент действий с эталонами от детей требуется запоминание и использование их названий. В начале у детей формируется представление о хроматических цветах (цвета спектра) и ахроматических (белый, черный, серый) цветах, после усвоения основных цветов знакомят с оттенками и их названиями. Знакомство с формой прямоугольника, круга, овала, треугольника, квадрата.

Старшая группа: обучение планомерному и последовательному обследованию предметов, сопоставление фигур воспринимаемых зрительно, формирований представлений величины. Дети соотносят свойства предметов с определенными предметами (оранжевый цвет «как морковка»). Обучение группировке предметов по форме, величине, назначению, цвету и т.д. их систематизация и планомерное рассматривание.

Летуновская Лариса 09/371-з

 
Форум » Наш форум » Предметно - развивающая и игровая среда детского сада » ИДЕМ В МОНТЕССОРИ - ГРУППУ? ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ...
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.