адаптация детей к доу
| |
alya | Дата: Понедельник, 05.04.2010, 20:52 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
| Адаптация детей к ДОУ Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Каждому, кто связан с дошкольным учреждением, известно, что адаптационный период – трудная пора для детей раннего возраста. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся отношений, от условий пребывания в ДОУ. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает анализ случаев консультативной практики - дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико - психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В этой работе выделяются следующие направления: • подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему; • организация жизнедеятельности детей в период адаптации; • контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений. Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе. К основным критериям адаптации относятся: • поведенческие реакции; • уровень нервно – психического развития; • заболеваемость и течение болезни; • главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес). Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов: I этап - подготовительный. Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления. Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций. Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в ДОУ, наступает следующий этап – в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду. II этап – основной. Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты. III этап – заключительный. Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон. Меры, облегчающие адаптацию. Необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение. Для родителей; 1. Провести первое знакомство родителей и ребенка с ДОУ: - прийти на детский праздник; - проконсультироваться у психолога; -посетить занятия; -пройти с экскурсией по ДОУ; -посетить «День открытых дверей». 2. Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там. 3. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения и т.п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о «особых» привычках ребенка, если таковые имеются. 4. Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения. 5. Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в ДОУ. 6. Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением ДОУ, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка. 7. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы. 8. Рекомендуется укороченный день. Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период (этот этап самый рациональный), когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами. 9. Первые несколько дней (приблизительно неделя, иногда до трех недель) желательно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т.к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Мама может помочь мне одеть других детей, принять участие в игре, участвовать в процессе кормления своего дитя, других ранимых малышей. В это время (период адаптации) пребывание ребенка в детском саду укорочено. Игры и игрушки вызывают у ребенка острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается за эмоциональной «подпиткой». Здесь советуем маме отпускать малыша, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень не долговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх со мной, другими детьми и чужими мамами. 10. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом. 11. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим . 12. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни. Организовав таким образом адаптационный период к дошкольному учреждению, мы пришли также к заключению, что длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребёнок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться, Такому ребёнку необходим более длительный срок адаптации. Созданный нами в ДОУ уют, спокойствие, любовь и забота сглаживают остроту адаптационного периода детей. Наши малыши спокойно засыпают и спят положенное время, с аппетитом кушают, эмоционально обращаются с окружающими.
|
|
| |
OlEg | Дата: Суббота, 24.04.2010, 22:53 | Сообщение # 2 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
| Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать или не отдавать - рано или поздно возникает в семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. В этом мы неоднократно убеждались, консультируя родителей и детей по поводу адаптации к детскому саду. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает анализ случаев консультативной практики - дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения. Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико - психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В этой работе выделяются следующие направления: • подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему; • организация жизнедеятельности детей в период адаптации; • контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений. Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему. Как определено научными исследованиями самый оптимальный возраст для адаптации в ДОУ – 6 месяцев, пока у ребенка еще не выработался стереотип на домашние условия. А самая критическая ситуация для адаптации – это возраст от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным ( адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации – живая стрессовая модель. выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). В ходе комплексного исследования , проведенными учеными в разных странах выделено три фазы адаптационного процесса: 1. острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц); 2. подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев); 3. фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды. Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе. Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ. К основным критериям адаптации относятся: • поведенческие реакции; • уровень нервно – психического развития; • заболеваемость и течение болезни; • главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес). Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду: 1. легкая адаптация: -временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); -аппетита (норма по истечении 10 дней); -неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней; -характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; -функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно). 2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция). 3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников. 4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок. Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.Добавлено (24.04.2010, 22:53) --------------------------------------------- Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой. Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются: -отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения, -наличие у ребенка своеобразных привычек, -неумение занять себя игрушкой, -отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков, -отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми. Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию это: - возраст ребенка; - состояние здоровья; - уровень развития; - характеристика нервной системы; - умение общаться с взрослыми и сверстниками; - сформированность предметной и игровой деятельности; - приближенность домашнего режима к режиму детского сада. Советы для родителей: 1. Провести первое знакомство родителей и ребенка с ДОУ: - прийти на детский праздник; - проконсультироваться у психолога; -посетить занятия; -пройти с экскурсией по ДОУ; -посетить «День открытых дверей». 2. Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там. 3. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения и т.п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о «особых» привычках ребенка, если таковые имеются. 4. Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения. 5. Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в ДОУ. 6. Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением ДОУ, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка. 7. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы. 8. Рекомендуется укороченный день. Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период (этот этап самый рациональный), когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами. 9. Первые несколько дней (приблизительно неделя, иногда до трех недель) желательно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т.к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Мама может помочь мне одеть других детей, принять участие в игре, участвовать в процессе кормления своего дитя, других ранимых малышей. В это время (период адаптации) пребывание ребенка в детском саду укорочено. Игры и игрушки вызывают у ребенка острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается за эмоциональной «подпиткой». Здесь советуем маме отпускать малыша, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень не долговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх со мной, другими детьми и чужими мамами. 10. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом. 11. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим . 12. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними. Советы для воспитателей: 1. Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают следующую информацию: -какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п. -как называют ребенка дома -чем больше всего любит заниматься ребенок -какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей. 2. Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике. 3. Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным 4. Уточнить правила в общении с родителями: -детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным; -родители могут забирать ребенка в удобное для них время; - и т.д. 5. Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу. 6. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в ДОУ. В период адаптации и после него категорически запрещается переводы детей в другие группы. 7. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим. 8. приближенность режима детского сада к домашнему режиму. 9. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками. 10. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни. Условия успешной адаптации. Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее: 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе не- обходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдет адаптация. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно "одомашнить" группу. Зрительно уменьшить помещение, сделать его более уютным, красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены. Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик". Желательно рядом с "домиком" разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека. Необходим в группе спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем. Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно. Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное - эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать. В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться. Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких . 2. Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности. Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он небыл свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Егорова О. А. 09-372 з/д
|
|
| |
мари0235 | Дата: Пятница, 07.05.2010, 12:54 | Сообщение # 3 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
| Для преодоления психологического стресса в период адаптации ребенка к детскому саду родителям предлагаются следующие рекомендации: 1.Заранее узнайте у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка, и своевременно примите все меры при неудовлетворительном прогнозе. 2.Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризные сроки: 1 г. З м., 1 г. 6 м., 1 г. 9 м., 2 г. 3 м., 2 г. 6 м., 2 г. 9 м. и 3 г. 3.Отправляйте ребенка в детский сад только здоровым. 4.Проконсультируйтесь у психолога по вопросам адаптации ребенка к дошкольному учреждению. 5.Тренируйте буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ребенка и приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения. 6.Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в детском саду и введите их в домашний распорядок дня. 7.Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом. 8.Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. 9.Как можно раньше познакомьте малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени придет. 10.Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания. Подчеркивайте, что Ваш ребенок, как прежде, дорог Вам и любим. Рекомендации воспитателям по взаимодействию с родителями ребенка раннего возраста, поступающего в детский сад Оптимально осуществлять прием новых детей в группу с интервалом не менее 5 дней. Когда мама придет в группу, необходимо выйти к ней навстречу, познакомиться, назвать свое имя, отчество. Пригласить маму осмотреть группу, показать шкафчики, куда дети вешают свою одежду. Пусть мама почувствует, что в группе порядок, что воспитатели следят за вещами детей. Затем пригласить маму в игровую комнату, обратить внимание на игрушки, пособия, книги. Рассказать, что мы будем с детьми играть, рисовать, лепить, петь и танцевать, читать им и рассказывать сказки. Показать маме спальню. Если у мамы будут пожелания, куда лучше положить ее малыша, по возможности выполнить ее просьбу. Показать туалетную комнату, обратить внимание, что у каждого ребенка есть свое полотенце, индивидуальная расческа. Познакомить маму с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в д/с. Рекомендуем маме ориентироваться на режим детского сада и соблюдать его в выходные дни. Узнать у мамы о ее тревогах в связи с тем, что ребенок пойдет в д/с. Вместе с ней обсудить, как облегчить ему период привыкания к новой обстановке. Важно, чтобы мама почувствовала, что вы будете подходить к ребенку индивидуально и готовы принимать во внимание особенности его характера. Выяснить как можно больше об особенностях и привычках ребенка: - как называют ребенка дома, - чем ребенок больше всего любит заниматься, - особенности поведения, которые радуют и настораживают родителей, - какие привычки сложились во время еды, засыпания, пользования туалетом и т.д. - есть ли в семье другие дети, живут ли в семье бабушка, дедушка, - состояние здоровья (уточнить у медсестры) Договориться о точной дате прихода ребенка в детский сад.
|
|
| |
death | Дата: Пятница, 07.05.2010, 23:17 | Сообщение # 4 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
| Предметная среда ДОУ должна включать необходимые и достаточные предметы и оборудование, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности. Материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста детей в конкретной группе ДОУ. Оценка общего дизайна помещения ДОУ складывается из трех блоков: • эстетика оформления групповых помещений; • социальная среда развития; • материальные условия развития и воспитания. Эстетика оформления групповых помещений должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. При оценке данного параметра учитываются единство стиля в его оформлении, наличие декоративных элементов и их адекватность обстановки назначению комнаты, гармоничность цветового решения, представленность авторских работ сотрудников ДОУ, детей, родителей; цветы и пр. Социальная среда развития — это условия, позволяющие ребенку полноценно и разнообразно общаться с воспитателем и с другими детьми. Размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы обеспечить партнерские отношения со взрослыми и со сверстниками, чтобы каждый участник процесса мог найти место и для самостоятельной активности, и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты — как в малой, так и в большой группе. Установлению контакта с воспитателем может препятствовать его пространственная позиция, когда он находится в позиции «сверху» или «над», а ребенок — в позиции «снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат, назидание по отношению к ребенку. Личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская, ее можно обозначить как «рядом», «вместе». Предметная среда создает условия для соответствующей позиции в общении с ребенком. Для развития личности дошкольника очень полезно разновозрастное общение. Устройство помещения должно обеспечить ребенку возможность участвовать в совместной деятельности не только со сверстниками, но и с детьми других возрастных групп, а также побыть одному (например, в «уголке уединения»). Материальные условия развития и воспитания Развивающую среду не следует отождествлять с материально-технической базой. Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не всегда способствуют развитию ребенка. В то же время, рациональное использование самых скромных финансовых средств может оказать положительное влияние на эффективность педагогического процесса. Если в дошкольном учреждении имеются компьютеры, не содержащие развивающих программ для детей соответствующего возраста, а их использование не включается в широкий контекст детских видов деятельности — конструирования, рисования, игры и проч., то компьютеры становятся лишь дорогостоящим оборудованием. При оценке предметных и пространственных условий для основных направлений развития и воспитания дошкольников учитывается наличие дидактических средств и оборудования для все-стороннего развития детей, специальные помещения для коррекционной работы с детьми (кабинеты психолога, логопеда и пр.), условия для художественно-эстетического и физического развития детей, а также условия для развития экологической культуры детей. Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Это требование реализуется через создание специальных зон, которыми могут свободно пользоваться дети. В детском саду должны быть пространство для режиссерской и ролевой игры, «лаборатории» для экспериментирования; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т.д.); уголок для конструирования, физкультурные и музыкальные зоны и др. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Динамичность (гибкость) предметной среды Развивающая среда должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, устойчивости, а с другой стороны, позволять взрослым и детям гибко видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей детей. Динамичность среды позволяет оптимально использовать имеющиеся площади, преобразовывать помещение и приучать детей к творческому использованию пространства. В среде должна быть заложена возможность ее изменения. Устройство детского сада должно создавать возможность активности детей и взрослых по преобразованию среды, чтобы они становились творцами своего предметного окружения. Такая возможность обеспечивается наличием специальных предметов, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся (легкие перегородки, ширмы, геометрические модули, скамейки, большие лоскуты ткани и пр.). К нежелательным стереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами «Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход» и др., которые вносят в сюжетно-ролевую игру детей штампы, препятствующие проявлению самостоятельного игрового творчества ребенка. Условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка и взрослого По возможности условия дошкольного учреждения должны быть приближены к домашним. Обстановка ДОУ может способствовать эмоциональному благополучию ребенка, вселять в него чувство защищенности и уверенности в себе и делать его хозяином дошкольного учреждения. Этому могут способствовать наличие личного пространства для каждого ребенка (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей), экспонирование детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику, независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т.п., наличие предметов, принадлежащих только ребенку и связывающих его с семьей (фотографии ребенка и членов семьи, любимые игрушки и т.д.). Учет половых различий и возрастной специфики детей Построение среды, в особенности в старших группах ДОУ, должно осуществляться с учетом половых различий и предоставлять возможности как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Наличие игр и игрушек для мальчиков, как и для девочек, является важным требованием к организации пространства жизнедеятельности детей. В то же время в группе должны быть материалы для игр и занятий, объединяющих детей обоих полов. Очевидно, что при построении среды необходимо учитывать возрастные особенности детей. Это выражается как в содержательном характере игрушек и материалов, так и в организации пространства в целом. Для каждого параметра разработаны конкретные показатели, которые имеют качественное и количественное выражение и которые фиксируются в соответствующих протоколах. Собранные данные для каждой группы позволяют оценить состояние предметной развивающей среды по каждому параметру и каждому виду деятельности. В результате можно выявить преимущества и возможные недостатки в организации среды группы ДОУ и, соответственно, предложить конкретные рекомендации по ее усовершенствованию. ЦАРЁВА Н.В.09/377ДВ.
|
|
| |
АняМисник | Дата: Понедельник, 10.05.2010, 21:42 | Сообщение # 5 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Статус: Offline
| При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация - от латинского слова «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, физиологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка. В дошкольном образовательном учреждении «Колокольчик» п. Чернянка разработана программа адаптации воспитанников на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. Программа предусматривает несколько блоков: работа с детьми, родителями, взаимосвязь с другими специалистами. Цель: 1. Способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период адаптации. 2.Поддерживать положительное эмоциональное состояние. 3.Сохранение аппетита, хорошего сна; прибавка ребенка в весе. 4.Достить единого подхода к воспитанию, уходу и соблюдению режима дня, как в детском саду, так и в семье. 5.Создание оптимальных условий для развития ребенка. б.Определение индивидуального плана коррекционной работы с ребенком. Блок: Работа с детьми 1. Знакомство с ребенком на основе документов. 2. Антропометрия в начале и конце адаптационного периода. 3. Осуществление систематического наблюдения за состоянием здоровья ребенка. 4. Наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками и взрослыми (психическое здоровье). 5. Формирование навыков общения. 6. Психолого-педагогическая диагностика. Блок: Работа с родителями 1. Встречи, беседы с родителями. 2.Досбор недостающих данных. 3. Консультации по воспитанию и развитию ребенка. 4. Беседы с родителями о ходе и итогах адаптационного периода, переведение ребенка на общий режим. 5. Встречи и консультации с психологом, логопедом, педиатром. Блок: Взаимосвязь с другими специалистами 1.Определение уровня развития, составление индивидуального режима ребенку, плана коррекционной работы в период адаптации специалистами: психологом, педиатром, логопедом, воспитателями. 2. Консультации для воспитателей «Создание оптимального режима для детей в период адаптации». 3. Проведение МГШ консилиума по теме «Адаптация ребенка в детском саду» 4. Заполнение карт наблюдений за ребенком в период адаптации. Результат: 1. Разработка индивидуального режима в период адаптации. 2. Консультации и рекомендации для воспитателей и родителей. 3. Проведение коррекционной работы. 4. Заключение МПП консилиума о периоде адаптации. 5.Создание условий для благоприятного течения периода адаптации посредством взаимосвязи всех блоков. У детей дошкольного возраста тяжесть адаптации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реакций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду. Программой выделены 3 вида привыкания (адаптации) ребенка к новым социальным условиям. Легкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах месяца, дошкольного - 10-15 дней): - временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней), - аппетита (норма по истечении 10 дней), - неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней, - характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются, - функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно). Если данный этап затягивается до 30-40 дней, то это средняя адаптация, характерна для детей до 1,5 лет, у более старших детей - при условии слабого здоровья, неустойчивости нервной системы, ошибок семейного воспитания. Все нарушения выражены более ярко и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция). Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников. Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям детского сада являются: - отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения, - наличие у ребенка своеобразных привычек, - неумение занять себя игрушкой, - отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков, - отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми. Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию это: - возраст ребенка; - состояние здоровья; - уровень развития; - характеристика нервной системы; - умение общаться со взрослыми и сверстниками; - сформированность предметной и игровой деятельности; - приближенность домашнего режима к режиму детского сада. В связи с этим, программой определены основные критерии для наблюдения за ребенком в период адаптации: - эмоциональное состояние; - поведение ребенка в момент расставания и встречи родных; - особенности аппетита; - особенности периода засыпания и сна; - отношение к предметному миру и игрушкам; - речевая активность; - двигательная активность; - общее состояние организма; - взаимодействие со взрослыми; - взаимодействие со сверстниками. Одним из приоритетных направлений программы является работа с родителями, вовлечение семьи в процесс адаптации детей в ДОУ. Именно в тесном сотрудничестве с родителями возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребенка. Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослыми необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. В ДОУ организован адаптационный консультативный пункт. Его целью является: - обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями; - решение проблем адаптационного периода; - создание комфортных «домашних» условий пребывания в детском саду; - личностное развитие детей раннего возраста; - создание дома режима приближенного к детскому саду; Задачи: - познакомить родителей с организацией воспитательно-образовательной работы в ДОУ; - подготовить ребенка к посещению детского сада; создать непрерывную систему в воспитательно-образовательной, оздоровительной работе ДОУ с семьей. План работы консультативного пункта 1. Создание банка данных о контингенте детей в возрасте от 1 до 2 лет, не посещающих ДОУ по информации из детской поликлиники. 2. Прием заявлений родителей об устройстве ребенка в ДОУ. 3. Встречи с родителями, сбор необходимой документации. 4. Анкетирование родителей. 5. Создание банка данных на ребенка: его привычки, особенности характера, аппетита, состояние здоровья и т.п. 6. Организация Дней открытых дверей: - экскурсия по детскому саду; - знакомство с группой, педагогами, детьми; - свободные игры детей; - встречи с заведующей и другими сотрудниками ДОУ; - беседы с родителями об особенностях развития детей, режиме, питании в ДОУ; - знакомство с визитной карточкой ДОУ; - участие в проводимых в ДОУ развлекательных мероприятиях. Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, нами используются различные методы, приемы и формы работы. Прежде всего, это создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. В ДОУ активно применяется метод «песочной терапии». Игры с песком - это проявление естественной активности ребенка. По мере возможности первые контакты детей друг с другом происходит в песочнице. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «задерживать» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своем переживании, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картинку из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение общаться. Через игры с песком мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь и память. Снизить эмоциональный дискомфорт помогут такие приемы, как альбом семейных фотографий, любимые игрушки. Фотографии родных могут помочь ребенку не чувствовать себя оторванным от семьи. Если ребенок уже может самостоятельно рассказать о себе и семье, то следует начать общение с ребенком именно с рассматривания альбома. А любимая игрушка поможет успокоить, отвлечь ребенка, почувствовать себя увереннее. В заключении хотелось бы отметить, что в каком бы возрасте ребенок не поступил в образовательное учреждение, необходимо помнить, что безболезненность адаптации к новым условиям возможна только на основе подготовленности к ним. Успешность этого процесса будет зависть от психофизиологических особенностей, характера связей со взрослыми и сверстниками. Мисник Анна Владимеровна 374 з-Д
|
|
| |
In@ | Дата: Среда, 12.05.2010, 23:12 | Сообщение # 6 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Статус: Offline
| Когда малыш идет в сад, в его жизни происходит масса глобальных изменений. ♦ Большую часть дня рядом с ним нет близких людей. ♦ Приходится слушаться чужого человека — воспитательницу. ♦ Ребенок попадает в незнакомую обстановку. ♦ От него начинают требовать соблюдения режима дня и правил, многие из которых ему пока неведомы. ♦ Он целый день общается (или, по крайней мере, находится рядом) с ребятами. Когда малыш приспосабливается к новым условиям, в его организме происходят серьезные изменения на всех уровнях. Первые дни, а иногда и недели дети много плачут, у них может нарушиться сон и аппетит. Ребенок становится капризным, раздражительным, не отпускает маму даже на кухню. Малыш может временно разучиться ходить на горшок, потерять в весе. Однако постепенно все входит в норму. Усилия родителей в течение нескольких месяцев перед поступлением в сад способны облегчить малышу этот непростой период. Прежде всего определитесь, действительно ли вашей семье необходимо, чтобы ребенок пошел в сад именно сейчас. Если уверенности нет, ваши эмоции передадутся малышу, и он будет хуже адаптироваться. 1. Привыкаем к режиму дня приблизьте домашний режим к садовскому как минимум за месяц. Если вы не привыкли будить ребенка по утрам, обязательно начните делать это. На первых порах вы можете не будить его в 7.30, но теперь вы с крохой должны привыкнуть к тому, что его будят. Создать с утра хорошее настроение вам помогут бодрая музыка и любимая игрушка крохи. Скорректируйте время прогулки с учетом того, что в саду дети гуляют с 10.30 до 11.45 (уточните время гуляния в вашем садике). Также перестройте время дневного сна. В саду дети ложатся спать около 13.00, а просыпаются после 15.00. И если уж весь график сдвинулся, то нужно и вечером укладывать малыша пораньше. 2. Корректируем питание Приблизьте домашний рацион ребенка к детсадовскому. Помните, что основу питания составляют разнообразные каши на молоке, супы, котлеты и запеканки (мясные, рыбные, творожные), тушеные овощи, бутерброды с маслом. Постарайтесь познакомить ребенка с этими блюдами дома, и тогда он будет более благо- склонен к ним в саду. Перейдите на 4-разовое питание, если до этого было по-другому. Режим питания в обычном саду построен так: завтрак — в 8.30, обед — в 12.30, полдник — в 15.30. 3. Советуемся Главное — это здоровье малыша. Лучше всего адаптируются к садику дети, не имеющие врожденных и хронических заболеваний, а также редко болеющие. Получите рекомендации врачей. Возможно, в комплексную подготовку к саду нужно будет ввести прием общеукрепляющих средств, физкультуру, массаж. 4. Важные навыки Легче привыкают к садику дети, которые: ♦ умеют сами есть и пить: ♦ частично одеваться и раздеваться; ♦ просятся на горшок или остаются сухими, пока им не напомнят про горшок: ♦ сами засыпают: ♦ могут занять себя какой-то игрой. Потому обязательно учите ребенка навыкам самостоятельности. Пусть кроха сам занимает себя игрой. Вы можете начать играть вместе с ним, а затем выйти по „важным" делам. Если ребенок в состоянии некоторое время занять себя, а также продолжать игру, начатую с вами, — это хороший знак. 1,5-2,5 года — возраст познания свойств предметов и действий с ними. Ребенок, которому не показали, как играть, не будет играть сам, поскольку просто не умеет! Поэтому самый первый шаг к самостоятельности в играх — совместная игра с малышом. 5. Общение Готовьте кроху к приходу в коллектив. Для этого ходите с малышом на детские площадки, в парки, клубы.Наблюдайте, как кроха общается со взрослыми, с малышами. Если ребенок боязлив, помогите ему, познакомьте с другими детьми, предложите совместную игру. Называйте ребятишек по имени (Оля. Миша. Вова), спрашивайте о них. Научите ребенка обращаться к другим людям за помощью. 6. Что такое детский сад? Вы можете слышать, как в ответ на ваш вопрос: „А ты в садик хочешь?" ребенок твердо отвечает: „Да!". Это вовсе не значит, что он готов к саду. Малыш просто не знает, что это такое. Расскажите ему про сад, и как можно подробнее. И поможет вам в том игра „День в саду". Пусть Медведица будит с утра своего Мишку, они умываются, одеваются и идут в сад. Там их встречает воспитательница Белка и другие игрушки. Проиграйте момент ухода мамы, ритуал прощания, который вы будете практиковать в дальнейшем (например, поцеловать. сказать „Пока-пока", улыбнуться и помахать рукой). Покажите, как малыши идут на горшок, завтракают, играют, гуляют, приходят с прогулки, обедают, ложатся спать — вплоть до прихода мамы. Игру нельзя обрывать, пока вы не проиграете этот момент. Именно расставание с мамой — наиболее травматично, и ребенок должен твердо запомнить: мама всегда возвращается. Читайте ребенку книги о том, как детки (или зверят-ки) собирались в детский сад. Слушая истории о симпатичных героях, малыш получит позитивное представление о садике. Такие книги очень вам пригодятся, особенно в первый месяц посещения садика. 7. Где наш садик? Когда вы будете проходить мимо садика, каждый разрассказывайте крохе, что он пойдет именно сюда. Вы даже можете погулять на площадках садика, походить по дорожкам. Обязательно узнайте, как зовут воспитателей, и в рассказах ребенку о саде употребляйте не расплывчатое „воспитатель", а „тетя Ира или „Ирина Ивановна". Хорошо. если и малыш сможет сам познакомиться с ними. 8. Скорая разлука Если вы практически не расставались до момента поступления в сад. постепенно начните передоверять заботу о малыше другим родственникам. Начните с нескольких часов, постепенно увеличивая время разлуки. Потом вы можете „потренироваться", отправив ребенка на несколько дней в гости к бабушке. Шаповалова Екатерина
группа 09/474-ЗД
|
|
| |
maaama | Дата: Пятница, 14.05.2010, 09:08 | Сообщение # 7 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
| Родители приняли решение: ребенка нужно отдать в детский сад. Этому решению предшествовали часы тревог и раздумий, переживаний и сомнений. Как малыш адаптируется к новым условиям? Не будет ли плакать? Не заболеет ли? Какие там люди? Как его встретят? А если?.. А вдруг?.. Все правильно. Думать и тревожиться есть о чем. И, безусловно, малыша нужно готовить к детскому саду заранее. В чем же конкретно должна заключаться подготовка малыша к детскому саду? И что можно сделать, чтобы его адаптация к детскому саду прошла относительно безболезненно? Живя в семье, малыш привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня. Поэтому первый этап подготовки малышей в детский сад мы начинаем со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках). Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду — знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада. Формы этой работы: — индивидуальные консультации; — проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы; — открытые детские праздники («Новый год», «Весна красна», «Масленица» и т.п.); — знакомство родителей с соответствующей литературой из «Библиотеки детского сада». Главное на этом этапе — это привыкание малыша к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша. Итак, родители уже хорошо ориентируются во всех условиях жизни детей в группе. Теперь нужно, чтобы у них установились доверительные отношения с сотрудниками детского сада. Основные принципы нашей работы по адаптации детей следующие:1.Тщательный подбор педагогов в формируемую группу. 2. Постепенное заполнение групп (прием 2—3 малышей в неделю). 3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2—3 часа, возможность пребывания с мамой). 4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни). 5. Сохранение в первые 2—3 недели имеющихся у малыша привычек. 6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»). Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось: раз ребенку стукнуло три года - значит, ему надо идти в детский сад. Там он лучше будет развиваться, у него появятся друзья... Да, и мама должна выйти на работу. Словом, детский сад - необходимость. В срок так в срок... Малыш почти неузнаваем, словно подменили малыша. С ним все время что-то происходит. Только не понятно, что же, что... Стал вести себя так, будто ему еще не исполнилось три года. Почти разучился говорить. По любому поводу истерики, причем несколько часов подряд. Снова стали мокрыми штанишки. Ничего не ест и плохо спит. Да еще пуглив, как никогда. Да, с ребенком что-то происходит, словно он вдруг "развивается назад". Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Ребёнок на грани стресса или в полной мере ощущает стресс. Эмоциональный профиль ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Так что же это за портрет ребенка? Какие показатели включает он? I. Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент ЭП, встречающийся, в основном, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организационному коллективу. Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии, напоминающей собою плен. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Он есть и в то же время его нет. Сидит как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя, похожий на глухонемого или на пришельца с неизвестной нам планеты. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы. О сне вообще не стоит говорить... Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. II. Страх - обычный спутник отрицательных эмоций, их "сослуживец", "компаньон" и "друг". Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой III. Гнев: Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В период адаптации ребенок похож на "ахиллесову пяту" и оттого раним настолько, что поводом для гнева может служить все. IV. Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, - главные "лекарства", вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода. V. Социальные контакты. Уже в три года ваш малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако эта инициатива мнима. Малыш готов пойти на компромисс с заведующей или няней, он даже молит медсестру... пусть не домой, но только чтобы увели его из группы, чтобы забрали поскорей от этих не умеющих вести себя детей. Нет, он не хочет и не может дружить с ними. Они назойливы, невыносимы и "жалят" посильнее роя пчел. Насколько проще было дома, когда он проводил все дни один. VI.Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. VII. Социальные навыки. Под прессом стресса ваш малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Ну, словом, маленький дикарь. VIII. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет . IX. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. X. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. XI. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ваш ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. На фоне стресса ваш ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться. К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. Вам надо знать, и вы уже, по-видимому, знаете, что в это время ваш малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию ребенка к дошкольному учреждению: I. До родов (антенатальные факторы). ( Например) Токсикозы I и II половины беременности. Острая и инфекционная заболеваемость матери в период беременности. II. Во время родов (интранатальные факторы). Осложнения в родах. Наличие асфиксии разной степени тяжести. Родовая травма. Хирургические вмешательства во время родов. Несовместимость по резус-фактору у матери и ребенка. III. После родов (постнатальные факторы). Недоношенность или переношенность ребенка. Крупная масса тела (вес больше 4 кг). Заболеваемость на первом месяце жизни. Фоновые заболевания у ребенка (рахит, диатез, гипотрофия, паратрофия, анемия). Частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до 3-х лет. Наличие хронических соматических и врожденных заболеваний (пиелонефрит, врожденный порок сердца и т. д.). Задержка нервно-психического развития. Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни. Отсутствие закаливающих мероприятий. Несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении. Неправильное воспитание ребенка: "кумир семьи", "кронпринц", "Золушка", "ежовые рукавицы", гиперопека,гипоопека Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад: Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе. Устранить устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды. Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров. Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет. Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома. Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет. Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе. Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад. "Раскрыть секреты" малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми. Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания. Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание. Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад. Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день. Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах (“Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях” / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М., 1980), было выделено три фазы адаптационного процесса: 1) острая фаза 2) подострая фаза 3) фаза компенсации. Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:• легкая адаптация • адаптация средней тяжести • тяжелая адаптация. Помогая ребёнку адаптироваться, воспитатель может поиграть с детьми в игру “Давайте познакомимся!” Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит в руках мяч (лучше надувной, так как он легкий и яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей). Ребенок ловит мяч, называет свое имя и бросает мяч следующему участнику игры и т. д. Дальше воспитатель предлагает: « Давайте покатаемся на карусели.» Воспитатель берет малыша за руку, ставит впереди себя и вместе с ним начинает собирать в одну цепочку всех желающих поиграть. Выбранный ребенок вместе с воспитателем подходит по очереди к каждому из детей, называет его по имени и спрашивает: “Саша! Будешь играть с нами? Тогда давай руку!” Саша дает руку воспитателю, и они втроем подходят к следующему ребенку и т. д. В результате дети, держась за руки, образуют круг. “Сейчас мы будем кататься на карусели,— говорит воспитатель.— Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась”. Слова Движения Еле-еле-еле-еле Карусель медленно движется Завертелись карусели. в правую сторону. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Темп речи и движений постепенно ускоряется. Побежали, побежали, На слова “побежали” карусель меняет направление движения. Тише, тише, не спешите, Карусель ос-та-но-ви-те. Темп движений постепенно замедляется, и на слова “раз-два” Раз-два, раз-два (пауза), все останавливаются и кланяются друг другу. Вот и кончена игра. Игра кончается тем, что дети хлопают в ладоши и разбегаются. В игре участвуют также родители. Дальше, предложить рисование с завязанными глазами - конкурс родителей на лучший портрет своего ребенка. Условие — рисовать надо с завязанными глазами! (Заранее предупредить родителей не дорисовать какую-либо часть на лице). Детям предлагают с завязанными глазами приставить (например) нос к портрету. Не беда, что он оказывается то на щеке, то на подбородке...Затем все приглашаются на чаепитие . Игра « Найди игрушку» Ведущий (сначала воспитатель, потом кто-то из детей) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, и предлагает остальным найти ее. Сначала говорится: “Игрушка лежит на подоконнике в раздевалке”; затем: “Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати”. После того как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.). Можно загадывать местоположение игрушки через функцию помещения (“там моют посуду”), через действия (“лежит тихо, закрыв глаза”) и т. д. Затем можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его персоналом. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т. д.— и знакомиться с людьми, работающими там). Адаптационный период заканчивается балом-посвящением. Отныне младшие воспитанники — полноправные члены большой страны — детского сада. Ковалёва Ю. А. гр. 09/374зд
Сообщение отредактировал maaama - Пятница, 14.05.2010, 09:25 |
|
| |
|