Методические рекомендации ВКР по магистратуре
| |
Zhuravleva_EA | Дата: Вторник, 22.04.2014, 11:55 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Модераторы
Сообщений: 5
Статус: Offline
| Приложение 1К распоряжению от «26» декабря 2013 г. «Об утверждении методических рекомендаций» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ I. Магистерская диссертация, ее назначение Магистерская диссертация представляет собой законченную самостоятельную квалификационную работу,содержащую совокупность результатов исследования и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющую внутреннее единство, свидетельствующее о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя при этом полученные теоретические знания, практические навыки.Виды магистерских диссертаций: теоретические(исторические, методологические); эмпирические (экспериментальные, опытно-практические).Содержание работы могут составлять результатытеоретических и экспериментальных исследований, разработка новых технологий, методических приемов и методик решения научных проблем в области образования, их теоретическое обоснование.Магистерская диссертация должна свидетельствовать о способности автора самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, уметь формулировать задачи исследования и методы их решения.Магистерская диссертация подлежитобязательному рецензированию. В качестве рецензентов могут выступать специалисты по направлению исследования из ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» и других организаций, утвержденные выпускающей кафедрой.Процедуре защиты магистерской диссертациипредшествует проверка текста в системе «Антиплагиат». Авторский текст в магистерской диссертации должен быть не менее 60 %. При несоблюдении данного требования магистерская диссертация не допускается к защите.Выполнение магистерской диссертации имеет своей целью:- систематизацию, закрепление и расширение теоретических ипрактических профессиональных знаний, их применение при решении конкретных научных и практических задач в области образования;- развитие навыков самостоятельной работы, овладениеметодологией и методикой исследования и экспериментирования (методами теоретического и эмпирического исследования) при решении актуальных проблем образования;- выявление уровня готовности магистрантов к самостоятельнойнаучно- исследовательской работе в условиях современного образовательного процесса и публичной защиты научных идей, предложений и рекомендаций. II. Правила организации работы над магистерской диссертациейТему магистерской диссертации магистрант выбирает самостоятельно в соответствии с программой магистерской подготовки, с учетом стоящих перед ним профессиональных задач, ориентируясь при этом на направления научно исследовательской деятельности кафедр, научные интересы предполагаемого научного руководителя.Закрепление за магистрантом темы магистерской диссертации осуществляется по его личному письменному заявлению; утверждается сначала на заседании кафедры, затем на заседании Ученого совета ИППО. На основании протокола заседания Ученого совета ИППО издается приказ ректора ГБОУ ВПО об утверждении тем выпускных квалификационных работ.Тема отражается в индивидуальном планенаучно-исследовательской работы магистранта, подписанном научным руководителем, руководителем магистерской программы, заведующим кафедрой.Научный руководитель выдает магистранту задание по изучениюобъекта исследования, сбору материала к магистерской диссертации, проводит регулярные консультации согласно программе научно-исследовательской работы и графику, утвержденному заведующим выпускающей кафедрой.Для руководства отдельными разделамивыпускной квалификационной работы, а также в тех случаях, когда тематика выпускных квалификационных работ носит межкафедральный или междисциплинарный характер, могут назначаться консультанты.Научный руководитель магистерской диссертацииобязан:- помочь студенту в выборе темы выпускной квалификационнойработы, разработке плана ее выполнения;- оказать помощь в выборе методики проведения исследования;- консультировать при подборе источников литературы ифактического материала;- осуществлять систематический контроль выполнения выпускнойквалификационной работы в соответствии с утвержденным планом научно-исследовательской работы;- оценивать качество выполнения выпускной квалификационнойработы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями. Научными руководителями и консультантамивыпускных квалификационных работ должны быть преимущественно профессора и доценты, штатные или работающие на условиях совместительства, имеющие ученую степень доктора или кандидата наук, и ученое звание доцента или профессора. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.С целью выявления готовности студента кзащите магистерской диссертации целесообразно на выпускающих кафедрах проводить предзащиту не позднее, чем за полтора-два месяца до защиты.Готовая магистерскаядиссертация (бумажный иэлектронный варианты), с отзывом научного руководителя, автореферат магистерской диссертации предоставляются на кафедру за две недели до защиты. Заведующий кафедрой совместно с руководителем магистерской программы и научным руководителем решают вопрос о допуске магистранта к защите диссертации (в том числе с учетом результатов проверки текста магистерской диссертации в системе «Антиплагиат»), делая об этом соответствующую запись на титульном листе.Выпускная квалификационная работа должна бытьпереплетена.Методист выпускающей кафедры регистрирует работу в специальном журнале. Данный вариант работы считается окончательным, он не подлежит доработке или замене.Выпускающая кафедра должна представитьвыпускную квалификационную работу вместе с письменными отзывом и рецензией секретарю ГАК не позднее, чем за три дня до защиты.Получение отрицательных отзыва и рецензии неявляется препятствием к представлению работы к защите.В Государственную аттестационную комиссию предоставляются'.1. Магистерскаядиссертация.2. Отзыв научного руководителя.3. Рецензия.4. Электронная презентация.5. Публикации магистранта (1-2).
Сообщение отредактировал Zhuravleva_EA - Вторник, 22.04.2014, 12:12 |
|
| |
Zhuravleva_EA | Дата: Вторник, 22.04.2014, 12:22 | Сообщение # 2 |
Рядовой
Группа: Модераторы
Сообщений: 5
Статус: Offline
| III. Требования к оформлению магистерской диссертации Текст магистерской диссертации должен быть выполнен печатным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 через 1,5 интервала. Шрифт - Times New Roman, размер - 14.Иллюстрации и таблицы вставляются в текст работы или размещаются на отдельных листах в приложении в порядке указания на них в тексте работы. Все рисунки, схемы, диаграммы, таблицы, графики, словники должны иметь названия. Использованные в них обозначения должны быть пояснены. Заимствованные из работ других авторов рисунки и таблицы должны содержать после названия ссылки на источники этой информации. Приложение должно содержать материалы, раскрывающие практическую ценность работы.В магистерской диссертации не допускаются орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки. Немногочисленные исправления в тексте (отдельные слова, формулы, знаки препинания) вносятся чернилами, тушью, пастой черного цвета.Нумерация страниц магистерской диссертациидолжна быть сквозной, включать титульный лист и приложения. Страницы нумеруются арабскими цифрами; на титульном листе номер страницы не указывается. Иллюстрации, таблицы и т.п. включаются в общую нумерацию страниц.Список литературы, ссылки на научнуюлитературу, справочные издания, словари, интернет-ресурсы в тексте работы обязательны, оформляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам, направляемым в печать, с обязательным указанием полных выходных данных публикаций. Количество источников в списке литературы - не менее 80.IV. Структура исследовательской работыСтруктурными компонентами магистерскойдиссертации являются:- титульный лист;- содержание;- введение;- основная часть (как правило, 2 главы):Глава I. Теоретические (научные) основы...1..................... 3..................... Глава II. Проблемы.... в практике....1................ 2.......... 3....................... - заключение;- список использованной литературы;- приложение.V. Требования к структурным элементам магистерской диссертации На титульном листе диссертации указываются:- полное наименование выпускающей кафедры, вуза, вышестоящей организации;- тема работы;- шифр и наименование направления и магистерской программы;- ФИО магистранта, его подпись;- ФИО, ученая степень, звание научного руководителя, его подпись;- ФИО, ученая степень,звание рецензента, его подпись;- ФИО, ученая степень,звание заведующего кафедрой, его подпись.Структура и содержание введения магистерской диссертации Объем введения - до 4 страниц.Актуальность темы исследования (до 1,5 страниц) содержит оценку состояния решаемой проблемы, исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения исследования для развития соответствующей отрасли науки, для решения практических задач.Проблема исследования - заявка на поиск, тот вопрос, который надо решить в предстоящем исследовании, чтобы усовершенствовать образовательный процесс. Сущность проблемы - противоречие между сложившейся практикой (устоявшимися методами, приемами, организацией учебного процесса) и результатами, которые дает практика, результатами, которые перестали соответствовать современным требованиям. Проблема имеет место и там, где обнаруживается «белое пятно» (неисследованный вопрос, направление и др.) в теории или практике обучения.Цель и задачи исследования. Как правило, цель исследования вытекает из правильно сформулированной темы и видится в решении основной проблемы диссертационного исследования, обеспечивающем внесение заметного вклада в теорию и практику образовательного процесса. Не следует формулировать цель (как и задачи) как «изучение», «исследование», так как эти слова указывают на средство достижения цели (решение задачи), а не саму цель (задачу). В соответствии с целью выделяются 3-4 задачи, которые необходимо решить для достижения цели.Объект исследования определяется как конкретный фрагмент реальности,образовательного процесса, где существует проблема, подвергающаяся непосредственному изучению.Предмет исследования - наиболее существенные свойства изучаемогообъекта (его часть), анализ которых особенно значим для решения задач исследования. Предметом исследования является проблема, то есть реальное противоречие, требующее своего разрешения. Предмет исследования всегда имеет системноструктурный характер, предполагает разноаспектный анализ свойств объекта исследования.Гипотеза исследования - предположительное суждение о закономернойсвязи явлений при определенных условиях и при действии определенных факторов.Теоретико-методологическая (-ие) основа (-ы)исследования - указаниеимен и научных трудов известных авторов в исследуемой магистрантом области.Методы исследования. Метод - совокупность приемов и операцийпрактического и теоретического освоения действительности, способы построения системы научного знания. Магистрант сообщает, какими именно методами познания он воспользовался в процессе выполнения исследования, описания его результатов.Опытно-экспериментальная база исследования. Указывается образовательное учреждение, в котором была проведена экспериментальная работа.Положения, выносимые на защиту, формулируются таким образом, чтобы - быловидно, что именно защищается. Следует называть не просто результаты анализа, а то, что из этого анализа следует, какая закономерность, наличие каких механизмов явления устанавливается и их роль отстаивается; не просто разработана методика, а то, что эта методика по каким-либо характеристикам обеспечивает более эффективный способ исследования, позволяет получать ранее недоступные сведения; не просто, что получены новые материалы или разработаны новые технологии, а то, что эти материалы обладают новыми свойствами или эффективными характеристиками.Практическая значимость результатовисследования. В работе,имеющей теоретический характер, должны быть приведены сведения о научном применении результатов исследований или рекомендации по их использованию; в работе, имеющей практический характер, - сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию.Апробация результатов диссертации. Указывается, на каких конференциях,совещаниях, семинарах и др. докладывались результаты исследования, изложенные в работе.Публикации. Представляется перечень тех опубликованных работ (1-2)магистранта, в которых изложены полученные лично автором основные результаты исследования.Структура и объем диссертации. Приводится краткий перечень структурных единиц диссертации; охарактеризовать каждый структурный компонент. Указывается полный объем диссертации в страницах: 75-85 страниц машинописного текста (135.000 знаков), (без приложения). Содержание основной части диссертации Основная часть диссертации представлена двумя(как правило) главами.Глава 1 - теоретическое исследование - содержит результаты анализа состояния изученности данной проблемы в науке. В первой главе необходимо описать заявленные в теме диссертации основные понятия, дав их сущностную характеристику, представить теоретические позиции по отношению к рассматриваемым в исследовании вопросам. В данной главе дается обзор истории изучения обсуждаемой в работе проблемы. Этот обзор может быть структурирован по научным направлениям и научным школам, по историческим этапам развития науки, по развитию идей в зарубежных и отечественных исследованиях и т.д. При анализе истории проблемы желательно делать акцент на неисследованных аспектах или спорных вопросах. В заключении первой главы должно быть дано четкое теоретическое обоснование планируемого эмпирического исследования, сформулирован понятийный аппарат, обоснована логика исследования.При написании этой главы магистрант обязан делать ссылки на авторов и источники, из которых заимствуется материал. Выводы обязательны.Глава 2 (или 2 и 3) - экспериментальноеисследование - содержитобоснование и описание процедуры и методов собственного исследования магистранта. Здесь представлена характеристика выборки, описание контрольной и экспериментальной групп, пространства исследования, собранных материалов; содержится описание хода опытно-экспериментальной работы, основных этапов и логики исследования; описание контрольной и экспериментальной групп; средств обработки данных. В практической части работы дается описание результатов эмпирического * исследования или эксперимента, их анализ и интерпретация; делаются выводы.Содержание заключительных компонентов диссертации. Заключение представляет собой своеобразный «ответ введению». Взаключении даются ответы на поставленные в начале исследования задачи, отражаются основные выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу. Особенно ценными являются выводы по эмпирической части исследования. Выводы целесообразно представлять в структурированном виде, нумеруя каждый. Последовательность представления выводов - от более общих, отвечающих на поставленную в исследовании проблему, к более частным. Заключение может завершаться предположениями по поводу дальнейших возможностей исследования данной проблемы.Список использованной литературы представляет собой нумерованный перечень валфавитном порядке использованных при написании работы литературных или иных источников по проблеме. Должны быть представлены все упомянутые в работе персоналии и источники, а также иная литература по проблеме исследования.Приложение. Здесь могут содержаться материалы эксперимента в таблицах,диаграммах, графиках; анкеты или опросники; программа коррекционно-развивающих, тренинговых занятий и т.п.Если приложений несколько, то указывается их номер, на который даются ссылки в работе. Приложение обязательно должно иметь название, отражающее содержание представленных материалов. При включении в приложение нескольких таблиц или графиков — каждый из них также должен иметь нумерацию и название, отражающие, какие переменные в них представлены. Все таблицы и графики (как в приложении, так и в основном тексте работы) должны быть сопровождены кратким, но полным по смыслу комментарием, позволяющем понять, что именно отражено в представленном материале, какие переменные, какие показатели и коэффициенты и т.д. Нумерация страниц приложения продолжает нумерацию работы в целом.
|
|
| |
Zhuravleva_EA | Дата: Вторник, 22.04.2014, 12:23 | Сообщение # 3 |
Рядовой
Группа: Модераторы
Сообщений: 5
Статус: Offline
| VI. Процедура защиты магистерской диссертации Защита происходит на открытом заседании ГАК.Присутствовать, задавать вопросы и участвовать в обсуждении работы могут все желающие.Регламент защиты следующий:- выступление магистранта - 10-15 минут;- ответы на вопросы членов комиссии - 7-8 минут;- отзыв научного руководителя - 1 -2 минуты;- отзыв рецензента - 3-4 минуты;- ответы магистранта на замечания рецензента - 4-5 минут;- научная дискуссия - 4-6 минут;- заключительное слово магистранта - 1 минута.Выступление магистранта на публичной защите выпускной квалификационной работы (слово для защиты) содержит краткую характеристику работы: объекта и предмета исследования, актуальности, научной новизны, теоретической и практической значимости работы, цели, задач и методов исследования с анализом результатов.На этапе вопросов к магистранту недопустимы выступления оценочного характера со стороны членов комиссии и присутствующих.В выступлении научного руководителя содержится характеристика и оценка исследовательской деятельности магистранта, его отношение к выполнению этого вида учебно-научной работы.В выступлении рецензента содержится характеристика и оценка содержания диссертации.На этапе научной дискуссии не следует вновь возвращаться к этапу вопросов.Оценка выпускной квалификационной работы производится на закрытом заседании ГАК и объявляется после окончания защиты всех студентов в тот же день. III. Общие критерии оценки качества выпускной квалификационной работы магистраОценка выпускной квалификационной работы магистранта определяется качеством текста диссертации и результатом защиты.Текст выпускной квалификационной работы магистра оценивается по следующим параметрам:1. Полнота раскрытия заявленной темы.2. Умение магистранта осуществлять анализ материала.3. Структура работы и стиль изложения.4. Оформление работы.Результаты защиты Магистерской диссертации определяются на основе:- оценки рецензента за работу в целом, учитывая степень обоснованности выводов и рекомендаций, их новизны и практической значимости;- оценок членов ГАК за представление работы, ответы на замечания рецензента и вопросы членов ГАК.В случае получения неудовлетворительной оценки при защите выпускной квалификационной работы повторная защита проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации ГБОУ ВПО МГПУ.Оценка «отлично» выставляется при условии, если:1. Тема работы соответствует проблематике направления;исследование удовлетворяет требованиям актуальности и новизны; в работе продемонстрированы знание теоретических основ базовых дисциплин; магистрант проявил глубокое знание и понимание теоретических вопросов, связанных с заявленной темой; в работе правильно определены объект и предмет исследования; демонстрируется умение выявлять основные дискуссионные положения по теме и обосновывать свою точку зрения на предмет исследования; содержание работы показывает, что поставленные цели достигнуты, конкретные задачи получили полное и аргументированное решение; в работе получены значимые результаты и сделаны убедительные выводы; отсутствуют элементы плагиата.2. Анализ,отбор и обработка исследуемого материала осуществляется с использованием современных методов и технологий; анализ фактического материала осуществляется с применением адекватных методик исследования; в работе исследован достаточный объем материала, позволяющий сделать аргументированные выводы по заявленной теме; в работе отсутствуют фактические ошибки.3. Структура работы отражаетлогику изложения процесса исследования; в работе ставятся цели и перечисляются конкретные задачи исследования, обсуждаются различные точки зрения и подходы к решению поставленной проблемы, делаются аргументированные выводы по всем главам работы; в заключении обобщается весь ход исследования, излагаются основные результаты проведенного анализа и подчеркивается их теоретическая значимость; в приложении приводится учебно-методический материал, свидетельствующий о практической значимости исследования.4. Оформление работы соответствуетизложенным выше требованиям: список использованной литературы составлен в соответствии с ГОСТом и насчитывает число источников, достаточное для раскрытия темы исследования; имеется литература на иностранных языках; работа не содержит орфографических ошибок, опечаток и других технических погрешностей; язык и стиль изложения соответствует нормам русского языка; демонстрируется умение пользоваться научным стилем речи.5. На защите магистрантдемонстрирует: свободное владение материалом исследования; понимание проблем, связанных с темой исследования; высокий уровень коммуникативной компетентности.Оценка «хорошо» выставляется при условии, если:1. Тему в полной мере раскрываетсодержание работы, которое соответствует требованиям, предъявляемым к работе с оценкой «отлично».2. Анализ конкретного материалав работе проведен с незначительными отступлениями от требований, предъявляемых к работе с оценкой «отлично».3. Структура работы восновном соответствует изложенным требованиям; выводы и/или заключение работы достаточно полно отражают результаты исследования; в приложении приводится материал, свидетельствующий о практической значимости исследования.4. Оформление работы восновном соответствует изложенным требованиям; работа содержит ряд ошибок или опечаток, есть другие технические погрешности.5. На защите магистрантдемонстрирует: владение материалом исследования; понимание проблем, связанных с темой исследования; достаточный уровень коммуникативной компетентности.Оценки «удовлетворительно» ставится при условии, если:1. Содержание работы не соответствует одному или нескольким требованиям, предъявляемым к работе с оценкой «хорошо»; студент на защите не проявил достаточного знания и понимания теоретических проблем, связанных с темой исследования.2. Анализ материала проведенповерхностно, без использования обоснованного и адекватного метода интерпретации фактов; исследуемый материал недостаточно полно представлен в работе, что не позволяетсделать мотивированные выводы по заявленной теме; в работе допущен ряд фактических ошибок.3. Работа построена созначительными отступлениями от требований к изложению хода исследования; отсутствуют выводы по главам, заключение не отражает теоретической значимости результатов исследования; список использованной литературы содержит недостаточное число источников; нет литературы на иностранных языках.4. Оформление работы вцелом соответствует изложенным выше требованиям; в работе много ошибок, опечаток, технических недостатков; список использованной литературы оформлен с нарушением требований ГОСТа; язык не соответствует нормам русского научного стиля речи.Работа оценивается как «неудовлетворительная» при условии, если:1. Содержание работы не соответствует требованиям, предъявляемым к работам с оценкой «удовлетворительно»; в работе установлены части, написанные иным лицом; работа выполнена не самостоятельно, студент на защите не может обосновать результаты представленного исследования.2. Отбор и анализ материала носит фрагментарный, произвольный и/или неполный характер;в работе много фактических ошибок; исследуемый материал недостаточен для раскрытия заявленной темы.3. Структура работы нарушаеттребования к изложению хода исследования; выводы отсутствуют или не отражают теоретические положения, обсуждаемые в соответствующих главах работы; список используемой литературы не отражает проблематики, связанной с темой исследования.4. Оформление работы не соответствует предъявляемым требованиям; в работе много ошибок, опечаток, технических недостатков; список используемой литературы оформлен с нарушением требований ГОСТа; язык не соответствует нормам русского научного стиля речи. IV. Слово для защиты магистерской диссертации: структура, язык Этикетное вступление Ключевые слова: «Уважаемый председатель Государственной аттестационной комиссии, уважаемые члены аттестационной комиссии, уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается диссертационное исследование на тему ...». Характеристика основных положений работы(актуальность, объект, предмет,цель, задачи, методы исследования)Ключевые слова: «актуальность обусловлена»;«в настоящее время существует стабильный интерес ...»; «объект исследования мы определяем как...»; «предметом нашего исследования является...»; «магистральная цель нашего исследования - »; «для реализации цели необходимо решить следующие частные задачи»; «в ходе исследования были использованы следующие методы ...»; «к числу теоретических методов исследования нужно отнести...»; «экспериментальные методы включали:...»; «экспериментальная база исследования представлена (источник, объем)»;Знакомство с основными выводами по материаламисследованияКлючевые слова: «на первом этапе необходимобыло ...» (характеристика научных аксиом, теоретических положений общей методологии исследования); «анализ теоретических положений позволил» (характеристика направлений, моделей исследования, характеристика теоретических подходов, определение собственного направления теоретического поиска (по выводам первых теоретических глав); «в результате теоретических изысканий мы пришли к выводу ...». Знакомство с основными выводами по материалам исследования в практической части работы Ключевые слова: «экспериментальная методика включала ...»: «нами был собран, обработан и представлен материал»; «в экспериментальной части исследования были реализованы следующие задачи»; «экспериментальная часть предполагала поэтапное решение таких задач...» (ход, методика и результаты экспериментальной работы); «в результате проведенного экспериментального исследования был получен материал, который представляет определенную ценность» (характеристика исследовательского материала и практической значимости работы). Этикетное заключение Ключевые слова: «подводя итог, следует подчеркнуть» (теоретическая значимость, научная новизна, практическая ценность); «перспективы исследования мы видим в ...» или «результаты исследования могут быть представлены как ...»«Благодарю за внимание...»Методические рекомендации одобрены на заседании Ученого совета Института педагогики и психологии образования (протокол от «26» декабря 2013г. №06)
Сообщение отредактировал Zhuravleva_EA - Вторник, 22.04.2014, 12:28 |
|
| |
|