Детский сад настоящего:

Пятница, 27.12.2024, 01:09
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Создание условий для складывания детского коллектива. - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Создание условий для складывания детского коллектива.
Ольгуня2898Дата: Пятница, 08.04.2011, 23:35 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Ковязина О.А. гр.10/374-зД,

Создание условий для складывания детского коллектива.

Дошкольный возраст — первый этап в формировании у детей чув-ства коллективизма. Применительно к детям трех — семи лет правильно говорить о воспитании у них коллективных взаимоотношений, характеризующихся ярко выраженным появлением у каждого ребенка определенных черт личности.
Конечно, есть определенная условность и в употреблении термина «дет-ский коллектив» применительно к дошкольникам. Однако теория и практика свидетельствуют о том, что на данном возрастном этапе по-является возможность успешного воспитания коллективных взаимоот-ношений.
B. А. Сухомлинский подчеркивал, что коллектив - это сложное сочетание неповторимых индивидуальностей; чем выше уровень развития каждого члена коллектива, тем интереснее коллектив в целом. «Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди».
Условиями возникновения и становления детского коллектива являются совместная деятельность и общие переживания детей.
Сложное нравственное качество - коллективизм зарождается у до-школьников из отдельных проявлений социальных чувств к сверст-никам, основанных на потребности общения с ними: симпатии, дружелюбия, сочувствия, стремления поделиться чем-либо, желания вместе поиграть, общими усилиями решить ту или иную задачу.
В процессе совместной деятельности появляется умение договориться, согласовать свои действия, справедливо разрешить спор. Так, посте-пенно, по мере накопления опыта, в результате целенаправленных воздействий воспитателя социальные проявления у детей развиваются, усложняются, перерастают в коллективизм.
Формирование детского коллектива - длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3-6 чело-век), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организатором первых объединений детей младшего дошкольного возраста является воспитатель; например, по его предложению небольшая группа играет с общей игрушкой (один нагружает автомобиль, другой возит его, а третий разгружает; 4-5 де-вочек вместе играют с куклами в «семью», а педагог помогает им рас-пределить роли и т. д.). На первых шагах создания детских объединений воспитатель часто становится их центром: читает небольшой группе детей сказки, поет песенку, показывает забавную игрушку. Так у детей появляются общая цель, совместная деятельность, направленная на ее осуществление, необходимость договориться, радость от общения с товарищами. Воспитатель поддерживает и поощряет первые объединения детей. «Как интересно и весело играть вместе»,- говорит он детям. Активная позиция его проявляется и в том, что он создает первичные объединения детей, учитывая их индивидуальные осо-бенности, добиваясь такого сочетания, которое бы наиболее благоприятно отражалось на общей деятельности; так, он привлекает в общую группу детей подвижных и менее подвижных, активных и пассивных.
Следующий этап - формирования детского коллектива заключается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устойчивыми, про-длить их деятельность во времени. На этом этапе дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения. Их может быть уже 8-10 человек. Выдвига-ются более сложные цели совместной деятельности - игровой, трудовой. Состав объединений становится более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников. Важная задача воспитателя - формировать организаторские умения у всех детей.
Более высокий этап формирования детского коллектива характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объеди-нения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдель-ных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. На этом этапе появляется осознание себя как части общего, как члена коллектива.
Теперь открывается возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей данной возрастной группы. Этому способствует выполнение общего задания с общественно значимым мотивом: сделать для малышей игрушки, вскопать грядки на участке детского сада и т. д. Каждый ребенок чувствует себя участником жизни всей группы; периодически он выполняет поручения и обязанности, имеющие значение для всех (дежурство, уход за животными и растениями, украшение групповой комнаты к празднику и др.). На этом этапе позиция воспитателя изменяется: вместо прямых воздействий он чаще использует косвенные, выступает в качестве советчика, старшего товарища, всячески поддерживает хороших организаторов коллективных дел и затей, добивается, чтобы в этой роли побывало возможно больше детей, ведет разъяснительную работу с теми, кто постоянно претендует на ведущую роль в коллективной игре, труде, подавляет своей активностью других.
Формирование детского коллектива связано с задачей воспитания у де-тей чувства коллективизма; они все чаще слышат оценку их поведения, мотивированную интересами всего коллектива. Например: «Как хорошо работали наши дежурные, они обо всех позаботились, детям приятно сесть за стол». Дети могут услышать и замечания от лица группы: «Ты нас всех задерживаешь, из-за тебя мы опаздываем» и т. д. Опреде-ленным показателем сформированности коллектива являются и совме-стные переживания детей за одного из своих товарищей.
Если воспитатель видит, что дети считаются с мнением и оценкой коллектива, испытывают чувство гордости за него, стремятся сделать общую жизнь приятной и радостной - значит коллектив в достаточной степени сформирован.
С поступлением в дошкольное учреждение ребенок становится членом детского общества, товарищем своих сверстников; он овладевает нор-мами поведения, выраженными в правилах; живи дружно, умей вместе с другими детьми играть, трудиться; умей договориться, если надо - уступить; будь готов помочь товарищу, позаботиться о нем; береги труд других, умей справедливо оценить результаты труда, поступки свои и товарища. Товарищеские отношения формируются прежде всего в процессе совместной деятельности, в общих переживаниях. Воспитатель вызывает у детей чувство радости от общения со сверстниками. Для этого важно, чтобы основой общения детей были доброжелательность и чувство симпатии друг к другу, тогда общение приобретает положительную эмоциональную окраску. Педагог помогает детям быстрее познакомиться, лучше узнать и оценить в каждом то, что ярче проявляется: один - хорошо рисует, другой - строит, третий - дежурит.
Со временем, в процессе накопления опыта жизни в коллективе (группе) сверстников, рядом с понятиями «я», «мне», «мое» появляются понятия «мы», «нам», «наши», причем иногда они отодвигают личное начало на задний план, хотя первый ряд понятий был господствующим в жизни ребенка до его поступления в детский сад. Это значит, что дети начинают осознавать себя как часть коллектива и готовы иногда подчинить свои личные интересы общим. Это отнюдь не означает стирания индивидуальности или игнорирования, подавления личных интересов и потребностей каждого ребенка. Быть хорошим товарищем - значит чувствовать себя равным среди равных, замечать тех, кто рядом, о них заботиться, при этом знать, что ты не одинок, что и о тебе думают, проявляют внимание твои товарищи.
Изо дня в день учит воспитатель детей совместной деятельности, вы-зывая у них радость от самого ее процесса, удовлетворение от полученных результатов: «Вот как красиво и чисто стало в нашей групповой комнате! Это потому, что все дружно работали!» В воспитании у детей товарищеских отношений помогут такие литературные произведения, как басня «Лебедь, рак да щука» И. Крылова, «Два товарища» Л. Толстого, «Когда в опасности жизнь» из книги «Самый лучший пароход» С. Сахарнова, «На льдине» Б. Житкова, «Песенка друзей» С. Михалкова и др.

Добавлено (08.04.2011, 23:35)
---------------------------------------------
Совместная деятельность является ведущим условием и средством формирования детского коллектива. Когда детей объединяет общая цель, на достижение которой они направляют свои усилия, когда они должны согласовывать свои действия, а результаты их труда оцениваются как общая работа, для них становится осознаваемой принадлежность к коллективу. Сближают детей и сплачивают их в коллектив совместные переживания, вызывающие положительные эмоции. Яркие впечатления, полученные во время спектакля кукольного театра, праздничные утренники в детском саду, слушание интересной сказки, музыки, совместное исполнение песен - все это вызывает глубокий эмоциональный отклик, усиливающийся тем, что одновременно проявляется у группы детей.
Формирование детского коллектива и коллективистического поведения детей успешнее осуществляется в тех детских садах, где есть дружный коллектив взрослых. Дети изо дня в день получают впечатления об ук-ладе жизни дошкольного учреждения, о взаимоотношениях его со-трудников. Если они видят, что взрослые относятся друг к другу с уважением и вниманием, искренне радуются успехам товарища, всегда готовы помочь ему, дружно работают, ответственно выполняют свое дело, то переносят эти нормы в жизнь детского коллектива, в свои взаимоотношения. Потребность в общении со сверстниками проявляется у детей очень рано, в конце первого года жизни. Воспитатель организует и налаживает взаимоотношения, основанные на симпатии друг к другу, поощряет и поддерживает проявления доброжелательности по отношению к сверстникам. Он организует, поддерживает и поощряет первичные объединения детей в игре: «Как хорошо, дружно играют Катя с Юлей!» В процессе совместной деятельности педагог учит детей помогать друг другу.
Ребенок нередко приходит в детский сад со сформированной в семье эгоцентрической установкой: личные потребности и желания заслоняют все остальное, он как бы не замечает других детей, захватывает побольше игрушек и никому не дает, заявляя решительно: «Мое!», отбирает понравившуюся игрушку, требует от воспитателя внимания только к себе и т. д. Время и терпеливая работа педагога приводит к перестройке в психике ребенка, он начинает проявлять внимание к сверстникам, делиться игрушками, у него появляется желание совместно играть.
По мере накопления детьми опыта жизни в коллективе их взаимоотношения приобретают все более осознанный характер, связи друг с другом становятся более прочными. Воспитатель приучает каждого ребенка здороваться со сверстниками, а всем отвечать на приветствие вновь пришедшего, предлагает написать письмо больному ребенку, послать ему рисунки, позвонить по телефону и т. д. Приход в детский сад долго отсутствовавшего ребенка отмечается радостной встречей и особым вниманием к нему.
Объединения детей среднего возраста уже более устойчивы; они не только играют, но и трудятся вместе. Например, нескольким детям да-ется задание протереть мебель или листья комнатных растений. Они убеждаются в том, что вместе работать интересно и можно больше сделать. Дети пятого года жизни должны уметь согласовывать свои действия, договариваться до начала совместной игры или труда. Этому способствуют вопросы воспитателя: кто с кем будет играть? Кто кем хочет быть в игре? Он поощряет детей, которые дружно играют и трудятся, по своей инициативе приходят на помощь товарищу, например во время одевания на прогулку помогают завязать шарф, помогают дежурному завязать фартук и т. д.
Теплоту во взаимоотношения вносит традиция празднования в детском саду дней рождения детей.
Воспитатель использует любую возможность повседневной жизни, быто-вой деятельности для упражнения детей в проявлении уважения и внимания друг к другу. Во время умывания и одевания на прогулку требование быстроты мотивируется тем, что нельзя задерживать других детей; во время одевания и раздевания воспитатель приучает детей обращаться к своим товарищам за помощью и охотно оказывать ее.
Взаимоотношения детей 5-6 лет становятся значительно сложнее. Пе-дагог добивается большей самостоятельности детей в организации со-вместной деятельности, формирует у них организаторские способности, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Достижению этой цели способствует учебная деятельность детей на занятиях: они приучаются спокойно выслушивать товарища, не мешать в работе соседу, оказывать разумную помощь, т. е. не делать за него то, что он должен и может сделать сам; отвечая на занятиях, ребенок должен думать о том, чтобы всем его было видно и слышно. Привлекая детей к анализу и оценке работ товарищей, воспитатель учит их быть взыскательными и объективными. Педагог использует различные жизненные ситуации для воспитания у детей активного проявления доброжелательного отношения к сверстникам: помочь, утешить плачущего, порадоваться обновке товарища, приветливо здороваться и т. д. В некоторых случаях дети старшей и особенно подготовительной к школе группы привлекаются к обсуждению отрицательных поступков сверстников.
Воспитанию у детей нежного и заботливого отношения к малышам спо-собствуют систематически выполняемые поручения: убрать участок младшей группы, построить горку из снега, сделать игрушки, помочь во время одевания на прогулку и т. п. Дети старшего возраста с удовольствием выполняют роль гостеприимных хозяев, принимая у себя в группе и на участке малышей, показывая им кукольный театр, ор-ганизуя веселые игры с их участием.
Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, воспитатель использует литературные произведения («Кубик на кубик» Я. Тайца, «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушин-ского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Синие листья» В. Осеевой, «Как друзья познаются» С. Михалкова и др.). Стихи и песни о детском саде, о дружных ребятах, некоторые картины («Новенькая», «Вот так покатался!» и др.) также способствуют воспитанию у детей товарищества и дружбы.
В связи с чтением произведений и рассматриванием картин, основной идеей которых является товарищество, дружба, возникает благоприятная возможность для бесед с детьми на этические темы.
Основанием для таких бесед могут служить и поступки детей данной группы.
Яркие впечатления детства связаны с праздничными утренниками в дет-ском саду, с вечерами веселых развлечений. Детей сплачивает нетерпеливое ожидание праздников, совместная подготовка к ним.
Праздники в детском саду используются и для воспитания у детей общи-тельности, гостеприимства. Активное участие работников детского сада в проведении праздников доставляет детям большую радость и создает у них ощущение того, что детский сад - это единая, дружная семья взрослых и детей.
Доброжелательные товарищеские отношения между детьми перерастают в дружеские отношения, которые носят более интимный, избирательный характер, охватывают более ограниченный круг детей - 2-4 человека.
Иногда поводом для сближения детей являются внешние обстоятельства (живут в одном доме, сидят за одним столом и т. п.). Эти отношения приобретают более глубокий и устойчивый характер в совместной деятельности: появляются привязанность, чувство симпатии и тяготения друг к другу, стремление сделать приятное другу, готовность помочь, защитить, поделиться сокровенным, желанным, иногда даже в ущерб личным интересам.
Воспитатель, замечая появление ростков дружбы, поддерживает ее, если влияние этой дружбы на детей благотворно.
Подружившихся детей можно назначить вместе дежурить, ставить их в пару на прогулке, посадить за один стол. Иногда друзья ведут себя недружелюбно по отношению к другим детям; педагог реагирует на это и соответственно воздействует на друзей.
Таким образом, успешному формированию детского коллектива способствуют следующие условия: коллективная деятельность детей; совместные переживания; сплоченность коллектива работников детского сада.

 
кузнечикДата: Понедельник, 18.04.2011, 23:10 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
Департамент образования города Москвы
Московский гуманитарный педагогический институт
Кафедра педагогики
Доклад.
По дисциплине «Дошкольная педагогика»
Тема: Создание условий для складывания детского коллектива.
Выполнила студентка:
3 курса, группы 10/ 374-зД
Кузнецова Татьяна Юрьевна
Преподаватель:
Микляева Юлия Викторовна
Москва 2011, год
В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа, и т.д., но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками.
Практически в каждой группе детей разворачивается сложный, порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Малыши дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность детских отношений гораздо выше , чем взрослых. Взрослые иногда и не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам , ссорам и обидам. Меж тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Человек не может жить, развиваться вне человеческого общества. При этом он не только «функционирует» рядом с другими людьми. Для его собственного развития и расцвета личности ему нужно, чтобы это были взаимоотношения. Положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения. Поэтому, когда сегодня появляются сомнения, нужно ли воспитывать коллективные взаимоотношения между детьми, а в каждом – коллективизм как качество личности, тем самым ставится под сомнение процесс нормальной социализации личности .Проблема воспитания коллективизма содержит серьезные противоречия, которые при неправильном их разрешении, могут неоднозначно повлиять на развивающуюся личность ребенка.
Сущность противоречий заключается в том, что коллектив может подавлять личность. С другой стороны, если личность не учитывает интересы коллектива, то ее индивидуальность может развиваться, но будут возникать конфликтные ситуации. Мастерство и мудрость педагога заключаются в умении найти ту золотую середину, которая позволит развиваться и личности и коллективу.
Понятие « коллектив взрослых» и « детский коллектив» нетождественны. И дело не только в возрасте участников, но и в функции, которую выполняет коллектив. Главная и единственная функция детского коллектива - воспитывающая функция: дети включаются в деятельность, которая по своей цели, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.
Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. В современной психолого-педагогической литературе употребляются два значения понятия «коллектив»:
 Коллектив - любая организация группы людей.
 Коллектив - высший уровень развития группы, которой присущи ряд характеристик: целеустремленность, сплоченность, духовное единство и т. д . Коллектив( от лат. «сборный»-это группа людей, которых объединяют общие цели и совместная деятельность. В ходе этой деятельности участники коллектива вступают в определенные отношения, характеризующиеся правильным разделением между ними функцией ответственности и зависимости, при постоянной взаимной поддержке и товарищеской взаимопомощи.
На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив — это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.
Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации.
Из этого видны основные характерные признаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности; систематическая практическая связь детского коллектива с обществом. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др.
Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным.
Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.
Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе.
Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.
Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы создания коллектива. В настоящее время идут активные исследования в этой области. Можно отметить работы следующих авторов: Т. Е. Конникова , Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первина и др. Они рассматривали коллектив , как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ре¬бенка, он выступает ,прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Пути формирования детского коллектива.
Пути развития коллектива – это результат педагогической деятельности, сознательного использования законов формирования коллектива. А.С. Макаренко говорил, что это закон непрерывного развития коллектива.
Современные исследователи обозначают несколько путей формирования коллектива вобщем и детского коллектива в частности:
Формирование детского коллектива педагогом. В этом случае только педагог является « идейным» лидером создаваемого им коллектива. Именно он группирует вокруг себя детей, предлагает для них тот или иной вид деятельности, который объединит детей, выдвигает ряд требований, которых будут придерживаться члены коллектива, наделяя их своими мыслями, идеями и желаниями.
Педагогическое руководство в этом случае в первую очередь заключается в способности педагога организовать систему перспектив и отношений коллектива, которые ведут его от решения одной задачи к другой.
Перспективы характеризуются увлекательностью дел, которые основаны как на непосредственной, так и на опосредованной заинтересованности учащихся; отчетливой системой деятельности, педагогической целесообразностью и др.
В начале формирования и организации коллектива все основополагающие требования и запросы, правила и обязанности распределяются педагогом. Он является представителем общества в детском коллективе.
Достигая , определенного уровня общения друг с другом, дети могут выбрать путь самостоятельного формирования коллектива, В этом случае объединяющим моментом может выступать общность интересов группы детей (общее задание, увлечение), либо объединение вокруг ребенка-лидера. На этом пути все требования от педагога переходят к активу: они так же выдвигают идеи, предлагают какой-либо вид деятельности и устанавливают определенные требования и правила по отношению к членам коллектива.
Можно выделить еще один путь. Формирование детского коллектива в зависимости от ситуации. Попав под влияние, не зависящих от детей условий( в больнице и т.д.), они организуют спонтанный коллектив , объединяющий их на определенный отрезок времени. Не смотря на эти обстоятельства, такую группу детей тоже можно назвать коллективом, т.к. Она будет носить все его признаки: совместная деятельность, лидер, предъявление правил и требований.
Средства формирования детского коллектива.
Рассматривая средства способствующие формированию детского коллектива, мы должны говорить об их зависимости от этапа развития коллектива.
На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают эти требования.
На втором этапе развития основным средством формирования детского коллектива должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу воспитанников, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истинном смысле.
Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой", — писал А. С. Макаренко. Положение, "когда требует коллектив", говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.
В настоящее время сложился другой подход (Л.И.Новикова, А. Т.Куракин и др.) к определению стадии развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут сплачивать детей.
В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности, и именно она может выступать как средство, способствующее формированию полноценного детского коллектива. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив.
В качестве такой деятельности могут быть игра, труд, учеба и другие виды детской деятельности.
Игра, являясь ведущим видом деятельности, становится мощным средством организации коллектива детей, так как с ее помощью ребенок вовлекается в различные придуманные занимательные события, ситуации, вживания и проигрывания разнообразных ролей. В таких коллективных играх отображаются всевозможные обстоятельства, правила поведения, которые являются актуальными детскими потребностями, пристрастиями и добровольными стремлениями. Они значительно повышают уровень нравственного осознания школьников, вырабатывают систему эстетических взглядов на реальный мир.
Коллективная игра может применяться во всевозможных разновидностях детской деятельности: трудовой, учебной, творческой, организационной, бытовой и повседневной. Наряду с этим игра служит своего рода помощником в эмоциональной разрядке у детей и удовлетворяет их потребности в занимательной деятельности.
Говоря о средствах развития коллектива, можно вывести два существенных вывода:
 основными средствами формирования коллектива являются различные виды деятельности;
 деятельность детей должна отвечать ряду условий, таких как умелое предъявление требований, создание общественного мнения, система перспектив, создание и повышение позитивных традиций коллективной жизни.

Заключение.
Анализируя вышеизложенное, мы можем сделать следующие выводы:
Формирование детского коллектива , как и любого другого, очень сложный и многогранный процесс. Становление коллектива имеет несколько путей.
Основным средством , способствующим формированию коллектива, являются различные виды деятельности детей : игровая, трудовая, познавательная, художественно-эстетическая, общение и др.
Некоторые современные исследователи данной проблемы выделяют требование педагога, как одно из средств формирования детского коллектива, особенно актуальное на первоначальных этапах. В дальнейшем это требование трансформируется в требование актива, и далее в требование каждого члена коллектива к себе и окружающим, что является показателем высшей степени развития коллектива.

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.