RukushikaVera | Дата: Четверг, 04.03.2010, 19:02 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Статус: Offline
| “География для малышей” является одним из блоков курса “Дошкольная Академия естественных наук”. Его главные задачи – расширение познавательной сферы, пробуждение интереса к миру, формирование кругозора ребенка. Необходимость этого курса вызвана также темпами развития современных детей – объем информации, вызывающей интерес, очень возрос. Занятия географией формируют стремление познавать окружающий мир, а познание – функция не только интеллекта, но и личности. Познание способствует формированию таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в своих способностях и силах. Игровые методы создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний. Также происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти, мышления. Дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Например, вопросы “Почему Антарктида на глобусе и карте белого цвета? Почему там живет так мало животных?” заставляют детей сравнивать континенты, искать причинно – следственные связи. Занятия построены в определенной последовательности, и каждая часть несет свою смысловую нагрузку. Организационный момент необходим (как и в любом другом занятии), чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их, вызвать желание узнать что–то новое. Игра с глобусом помогает войти в тематику занятия, ненавязчиво закрепить знакомый материал, помогает создать картину целостности мира. Дети учатся различать сушу и воду, ищут разные континенты. Этому же способствует работа с картой. Рассматривая карту, дети получают научные знания в доступной форме (например, коричневый цвет на карте обозначает горы). Использование стихов помогает образному восприятию материала. Подвижные игры используются на занятиях для смены видов деятельности. Особенность подвижных игр заключается в их тесной связи с изучаемой темой. Например, изучая Африку, играем в “Жирафиков”, Южную Америку – в “Пираний” и т.п. Для знакомства с животным миром континента используются различные пособия – атласы, карточки, иллюстрации, книги. Чтобы дети лучше запоминали животных, используются наиболее яркие представители фауны, которые обитают только на данном континенте (Австралия – кенгуру, коалы, Африка – жирафы, бегемоты, Антарктида – пингвины, и т. д.). Закрепление знаний о животных происходит здесь же, в игре. С помощью пособия “Волшебная география”, выставляется ряд различных животных, из которых нужно выбрать обитателей только данного континента. В занятиях с детьми старшего дошкольного возраста включается тема ознакомления с коренными жителями континентов, что дает возможность понять все разнообразие мира, его особенности, приобщиться к мировой культуре. А рисование карты континента – это не только развитие мелкой моторики, но и интеллектуальная задача – попытаться правдиво передать рельеф местности. Карта – это точное контурное изображение материка. Детская работа может быть закончена на занятии и вывешена в зоне достижений, или ребенок продолжит работу над ней в другое время, пока поместив ее в свой индивидуальный шкафчик. Прикладные виды деятельности создают атмосферу творчества на занятиях, помогают детям практически вжиться в образ обитателя материка. Этому же способствуют элементы театрализации на занятиях, работа с гримом, перевоплощения. В конце занятия дети могут попросить в дальнейшем продолжить изучение интересной для них темы или предложить новую. Познавательный процесс не ограничивается только занятием. В группе должна быть зона проб, где ребенок всегда может нарисовать что–то по интересующей его теме, использовать тематические “разукрашки”, покрутить глобус, поизучать карту мира, карты материков. В группе также должна быть специальная зона развития, где выставляются книги, пособия, альбомы по географии для свободного пользования в любое время. Дети могут периодически к ним возвращаться по мере необходимости. Это может происходить до тех пор, пока ребенок не “насытиться” интересующей его информацией. План занятий по курсу “География для малышей” для детей 5–6 лет. Тема: Австралия. 1. Организационный момент. Дети с педагогом идут по кругу. Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем. Раз–два, раз–два, повернулись, детвора. Мы еще чуть–чуть пройдемся, Географией займемся. 2. На ковре все располагаются вокруг глобуса. Проводится “Игра с глобусом”. Дети ищут на глобусе сушу, воду, континенты. Крутим, крутим шар земной. Крутим, крутим голубой. Один, два, три – сушу покажи. Педагог показывает Австралию на глобусе. Дети рассматривают ее. 3. Проводится игра “Капитаны”. Под музыку дети бегают вокруг стульчиков – “плывут на корабле” по контуру материка, выложенного из веревок. Остановилась музыка – садятся на стульчики – “приплыли в Австралию”. 4. Педагог показывает Австралию на карте, дети рассматривают ее (на что похожа, какого цвета). Педагог рассказывает стихотворение А. Усачева: Заброшена Австралия почти на край Земли, Поэтому Австралию не так давно нашли. А чтоб не потеряли их на век или на сутки, Все жители Австралии с собою носят сумки. Большие или маленькие, авоськи или сетки, Ведь важно, чтобы маленькие не потерялись детки. 5. Педагог задает вопрос детям: “Кто носит в сумке своих детенышей?”. Дети называют знакомых им животных, если не знают, то педагог знакомит их с ними. Проводится подвижная игра “Кенгуру”. Носит мама кенгуру в теплой сумке детвору, А ребятки – кенгурятки целый день играют в прятки. 6. Знакомство с животным миром материка: дети рассматривают атлас животных, иллюстрации в книгах, энциклопедиях, карточки с их изображением. Обсуждая особенности каждого, дети выявляют особенности некоторых австралийских животных (сумчатые). 7. Проводятся игры с картой “ Волшебная география”. Из ряда животных детям необходимо выбрать только тех, кто живет в Австралии, и приклеить на изучаемый континент. 8. За столом дети изготавливают карту Австралии, раскрашивают контур материка цветными карандашами или восковыми мелками. Каждый может сделать свою карту такой, какой ему представляется Австралия. В процессе работы происходит обсуждение рельефа, дети выясняют, что каким цветом изображено на карте и отмечают на своем листе. Затем, по желанию дети вывешивают свои работы на выставке или забирают себе. 9. В конце занятии дети делятся своими впечатлениями по поводу новой информации и выбирают континент, на который отправятся в следующий раз. Тема: Южная Америка. 1. Организационный момент. Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем. Раз–два, раз–два, повернулись, детвора. Мы еще чуть–чуть пройдемся, Географией займемся. 2. Игра с глобусом. Дети ищут на глобусе сушу, воду, континенты. Крутим, крутим шар земной. Крутим, крутим голубой. Один, два, три – сушу покажи. Педагог показывает Южную Америку на глобусе. 3. Игра “Капитаны”. Под музыку дети бегают вокруг стульчиков – “плывут на корабле” по контуру материка, выложенного из веревок, остановилась музыка – садятся на стульчики, “приплыли в Южную Америку”. 4. Дети с педагогом рассматривают Южную Америку на карте. Обсуждают “окраску” континента, рельеф, контур. Отправляют туда путешественника (игра – липучка “Волшебная география”). 5. Знакомство с животным миром (рассматривание атласа животных, иллюстраций, карточек). 6. Подвижная игра “Пираньи”. Дети изображают поочередно индейцев, зверей; при сигнале “Пираньи !” – часть детей разбегается, а часть их догоняет. В Южной Америке жили индейцы И много разных зверей. Но все убегали, услышав: “Пираньи! Спасайтесь скорей!” 7. Игры с картой “ Волшебная география”. Ребятам надо из ряда животных выбрать только тех, кто живет в Южной Америке, и приклеить на континент. 8. За столом дети рисуют карту Южной Америки. Затем либо размещают их на выставке достижений или забирают себе. 9. Беседа о коренных жителях Южной Америки – индейцах. Дети рассматривают иллюстрации в книгах, задают вопросы педагогу. За столами – прикладная деятельность – изготовление головных уборов индейцев. 10. Кто уже выполнил свой головной убор, одевает его и по желанию отправляется на коврик складывать из кубиков карту Южной Америки. 11. Дети делятся своими впечатлениями и выбирают континент, который им интересно изучать в следующий раз. Митина Анна 377-зд Добавлено (04.03.2010, 19:02) --------------------------------------------- ГЕОСКАЗКА "День и ночь" В космосе, недалеко от звезды Солнце, жила-была планета Земля. Солнце всегда ярко светило, а планета грела свой бок. А на планете Земля жили люди и среди них маленькая девочка, которую звали Уни. Планета и девочка дружили и часто болтали. Вот как-то Уни говорит: – Земля, я уже устала: каждый раз, когда хочется спать, мне приходится перебираться через гору на другой твой бок, где всегда темно, а когда я просыпаюсь, мне приходится снова возвращаться на эту сторону, которая всегда освещена солнцем. Ах! Как было бы хорошо, если бы я оставалась на одном месте, а становилось то светло, то темно!" Добрая и мудрая планета Земля придумала, как помочь девочке. Она попробовала повернуться. И ей удалось! Тогда Земля стала вращаться, а девочка сидела на одном месте и наблюдала, что получается: сначала она была на свету, а потом планета поворачивалась, и Уни оказывалась на темной, не освещенной стороне. Планета поворачивалась дальше, и девочка была снова на светлой стороне! Уни захлопала в ладоши от радости. – А можешь медленнее? – спросила она. – Могу, – ответила планета. Она дождалась, когда девочка захочет уснуть, и начала поворачиваться так медленно, чтобы Уни оказалась в тени, пока спит. А когда девочка проснулась, Земля уже подставила этот бок солнечным лучам. Вот что может сделать дружба! И с тех пор наша планета Земля вращается, чтобы для людей было темно ночью и светло днем. ГЕОСЛОВАРИК Сутки - это промежуток времени от полуночи до полуночи и длится он 24 часа. Ночью, в двенадцать часов, на циферблате электронных часов появляются четыре ноля, а в календаре меняется дата. Мы бы сказали: "Начался новый день", но мы в это время спим и говорим это утром, когда становится светло. Сутки Ровно в полночь бьют часы Двенадцать раз, и значит, Что сутки новые пошли - День КАЛЕНДАРНЫЙ начат. За сутки эти, за ОДНИ, Дети успевают Играть, учиться, а они До полночи шагают. Ты ешь, читаешь и кричишь, И чай пьешь в перерыве, И все идут, идут часы: Двадцать и четыре! Митина Анна 377-зд
Сообщение отредактировал RukushikaVera - Четверг, 04.03.2010, 18:58 |
|
| |