Детский сад настоящего:

Воскресенье, 05.05.2024, 07:30
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Ругать или поощрять? Врёт или фантазирует? - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Наш форум » Психолого-педагогическая мастерская » Ругать или поощрять? Врёт или фантазирует? (Советы родитеоям)
Ругать или поощрять? Врёт или фантазирует?
НаталкаДата: Пятница, 05.03.2010, 10:49 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 0
Статус: Offline
Это мы, взрослые, уверены в том, что мир - это реальность, правда жизни. У ребёнка отношения с миром, который их окружает - иные. Мир, в котором живет малыш, наполнен не только реальными, но и сказочными событиями. Дети мечтают примерить на себя роль волшебника, и поэтому фантазируют. Не останавливайте малыша, дайте волю детской фантазии. Это полезно для его развития.
Как правило, дети начинают выдумывать в 3-4 года, а в 5-6 уже изо всех сил фантазируют. Они верят, в добрых и злых волшебников. Они верят в новогодние чудеса. В силу своих психологических особенностей они обыгрывают игровые сюжеты, наделяя игровых персонажей мыслями и чувствами реальных людей, героев мультфильмов и кинофильмов. Игровые сюжеты становятся реальностью: пистолеты "по-настоящему" стреляют; подводная лодка, собранная из крупного конструктора, "по-настоящему" погружается на дно; соломенная шляпка, надвинутая на глаза, помогает поверить в то, что это - шапка-невидимка, а значит вот-вот начнутся чудеса:
Все это - детская фантазия: наивная, непосредственная, безвредная и бескорыстная. В большинстве случаев она свидетельствует лишь о развитом воображении. Но бывает, что дети начинают выдумывать, чтобы дополнить свой внутренний мир тем, чего им не хватает. По наблюдениям специалистов чаще сего фантазируют одинокие, замкнутые дети. Из них часто вырастают творчески одаренные люди. Если малыш откровенно фантазирует, ни в коем случае нельзя говорить, что он врёт.
Необходимо разобраться, почему ребенок выдумывает. Например, сын может воображать себя богатырем, который побеждает врагов, если он физически слабый. А девочка будет рассказывать, что Буратино не хотел спать, залезал под кровать, смешил всех, если она сама не любит "тихий час". Необходимо направлять фантазии малыша в творчество. Когда услышите новую историю, скажите: "Замечательно! Из твоего рассказа выйдет интересная сказка. Попробуй ее написать или нарисовать". Так вымысел станет поводом для создания литературного "шедевра".
Но фантазер может превратиться в пустого мечтателя. Если ребенок вместо того, чтобы учиться преодолевать трудности, постоянно о чём-то мечтает, выдумывает. Возможно, из него вырастет малоприспособленный к жизни человек. Такого ребёнка периодически нужно "возвращать на землю".
Фантазия - безвредная, чего не скажешь о вранье. Если дети врут, то однозначно - в этом виноваты взрослые. Ведь они требуют от малыша говорить лишь правду, а услышав ее, наказывают. Поэтому и возникают у маленьких фантазёров мысли - как схитрить, не договорить, переврать.
Боязнь наказания - основная причина, которая объясняет, почему ребёнок врёт. Первоклассник любит после уроков погонять в школьном дворе мяч. А мама за это устраивает разгром: "Разве ты не знаешь, что в два ты должен быть дома?!" Именно в таких случаях дети вынуждены врать. В следующий раз мама узнает, что у сына был "классный час" или он помогал другу мыть парту. И, наоборот: в семьях, где не ругают детей по любому поводу и умеют выслушать, причин для вранья нет.
Еще одна из причин детской неправды - родительский эгоизм и бестактность. Любая неприятность ребенка воспринимается старшими как что-то ужасное. Плохая оценка, разорванные штаны и даже бутерброд, который он не съел в школе - за все это родители устраивают ребенку разнос: "Так делать нельзя !" Малыш попадает в жесткий круг критики, единственный выход из которого - самозащита. Дети хотят избежать не только наказания, но и насмешек. И обман в таких случаях - не что другое, как тактическое защитное средство. Желание избежать конфликта принуждает детей прибегать к неправде. Так исчезают "ненужные" страницы из дневника, придумываются всяческие истории, возникают неожиданные болезни.
Бывает, что обман - единственный способ достичь цели, обойти запреты. Но иногда обман - не имеет значения, детский или взрослый, - оправдан нежеланием ябедничать, выдавать секреты друзей.
Проанализируйте свое поведение: какой ваш поступок мог спровоцировать малыша на хитрость и обман. Вспомните, как вы сами в детстве говорили неправду (ведь было!) и проникнитесь нынешними переживаниями своего ребёнка.
Не провоцируйте дополнительное вранье ребенка своими вопросами "на засыпку", требуя признаний, не устраивайте допросов и суда над "преступником".
Не давайте пример своими обманами (просьба сказать по телефону, что Вас нет дома), придерживайтесь своих обещаний, а когда не удается, аргументировано объясните, а не безразлично отмахивайтесь: "Мало ли что я там говорила".
Чаще восхищайтесь своим ребенком, демонстрируйте свою любовь к нему. Старайтесь не ставить ему других в пример.

Ефремова Наталья группа 09\372 - з

 
Tatiana7Дата: Вторник, 09.03.2010, 19:49 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
[color=green]Часто родители сталкиваются с тем, что их ребёнок врёт, не зависимо от возраста и положения в семье (старший он или младший, есть у него оба родителя или только мама). Самое главное для родителей — это не пропустить этот момент, правильно на него отреагировать и обязательно обговорить всю ситуацию с малышом. Ведь обман может привести не только к сложностям в семье, школе, отношениях с друзьями, но и в будущем к более серьёзным психологическим проблемам.
Причины лжи
Прежде всего, нужно понять, что обман имеет возрастные границы — это «до» и «после» шести лет приблизительно. Лет до шести малыш неосознанно врёт, порой фантазируя. Первая ложь зачастую бывает защитной. Например, боясь того, что мама будет ругать, мальчик скажет, что кот порвал книгу, таким образом, он защищается. Нередко дети применяют ложь, путают события реальной жизни, играя в «маму» или «папу». Так им на этот период жизни проще что-то делать, потому что реальность и фантазия сливаются в их понимании. Но старшие детки врут уже осознанно и причин больше. Причины могут быть разные, всё зависит от семьи, психологии школьника и окружающих, но самые распространённые такие (c примерами):
• добиться желаемого — чтоб разрешили что-то купить;
• скрыть правду на самом деле — не показать свои плохие оценки;
• подражать родителям или друзьям — когда папа соврал, что он «заболел» и не пошёл на работу;
• ревность, потребность внимания, превосходство — родители уделяют мало внимания из-за работы или младшего малыша;
• защита (быть наказанным, непонятым и т.д.) — соврать, куда потратил деньги, так как мама не одобрит покупку жевательной резинки;
• желание выглядеть лучше в глазах взрослых — рассказ о том, что его хвалят в школе, чего нет на самом деле.
Меры предотвращения вранья
Обычно психологи предлагают родителям, прежде всего, оценить ситуацию в семье и посмотреть на себя со стороны. Так как, часто совершая маленькую ложь, взрослые не понимают, что ребёнок может повторить их действия, поэтому в таких случаях нельзя требовать от ребёнка честности, пока сами врём. В первую очередь, создайте атмосферу, при которой просто не хочется врать, когда ребёнок сможет вам доверять свои тайны. С детьми обязательно нужно разговаривать и касательно лжи тоже, в некоторых случаях нужно объяснить, что можно сказать неправду во благо, чтобы не сделать человеку больно, но не более. И эти границы ребёнок должен понимать. Поэтому родители должны быть честными, держать обещанное слово, поощрять, когда ребёнок говорит правду, объяснять, почему порой можно сказать маленькую ложь. Родителям надо поменять отношение к некоторым ситуациям в жизни своего чада, например, не быть резкими и сразу же ругать, узнав о плохой оценке. Взрослые должны помнить о том, что их дитя, сколько бы ему лет не было, нуждается во внимании с их стороны, потому может и сказать неправду ради своих чувств.
Как бороться с лгунишкой?
Первый вопрос взрослого — верить или нет? Затем — солгал ли специально или безвинно? Если специально — то почему?
Очень часто ложь можно определить и по невербальным признакам — человек прячет глаза, тело напрягается, дыхание учащённое. Мама, знающая своё дитя, может и так определить. Обычно небольшой обман — не является большой проблемой, пока это не вошло в привычку. Ситуации, когда ложь — это привычный образ жизни подростка, и маме тяжело определить ложь, означают, что в этот период развития у него возникли проблемы, которые требуют глубокого анализа, даже порой общения с психологом. Очень важно для родителей — увидеть первую ложь и её причину. Не нужно принимать физическое наказание или крик, а просто пообщаться с ребёнком и выяснить не только для себя, но и для него мотив вранья. Если девочка врёт, так как редко видит работающую маму, значит нужно уделять ей больше внимания на выходных, если же мальчик не сказал правду о том, что порвал штаны на заборе, значит нужно пересмотреть свои взгляды на наказание сына и понять его. Если старший малыш в семье рассказывает, что младший бьёт его — не нужно игнорировать этот обман, иначе дальше ложь может усугубиться и будут увеличиваться те потребности, которые явились первопричиной обмана. Помните, что ребёнок, который доверяет родным и близким людям, чувствует себя защищённым в кругу семьи, имеет достаточно внимания, не должен доказывать своё превосходство над кем-то, не будет преднамеренно лгать. В случае если такое произошло, то обязательно найдите причины и цели такого поведения.

Якушина Татьяна Дмитриевна, 09/372-з


Якушина Татьяна 09/372-з
 
ТатьянкаДата: Четверг, 15.04.2010, 22:24 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Истоки детской лжи
Одна из главных причин лжи маленького человека - его недоверие ко взрослым. Ребенок говорит неправду, поскольку боится, что его накажут за проступок. Этот страх не появляется в душе малыша беспричинно. В нем виноваты мы, взрослые. Не слишком ли мы скоры на расправу
Другой причиной детской лжи может быть желание малыша самоутвердиться
Это приукрашивание черт собственного характера и качеств своих близких, это потребность выдавать желаемое за действительное. Нужно внимательно прислушаться к подобной лжи и попытаться найти в ней истину. Но начинать следует не с ребенка; в первую очередь необходимо перевоспитать самих себя.
Следующий вариант детской лжи - откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы. Это значит, что у ребенка живой, любознательный ум. И такую замечательную способность необходимо развивать и поощрять. Можно присоединиться к малышу и пофантазировать вместе с ним. Общение с ребенком поможет лучше понять его желание мечтать, создаст основу для взаимного доверия и духовной близости. Не путайте в данном случае ложь и фантазию. До 7 лет малыши часто путают, что происходит на самом деле, а что - понарошку. Воображение - одно из ценных качеств личности, его надо не разрушать, а направлять в нужное русло.
Когда ребенок начинает лгать постоянно, это значит, что у него накопились проблемы
Ребенок честен со своими родителями, только когда:
- доверяет им;
- не боится их гнева или осуждения;
- уверен: что бы ни случилось, его не унизят как личность;
- обсуждать будут не его, а поступок, который надо исправить;
- помогут, поддержат, когда ему плохо;
- ребенок твердо знает: вы на его стороне;
- знает, что даже если накажут, то разумно и справедливо (у детей вообще сильно развито чувство справедливости, и они часто презирают тех, кто ее не проявляет, - и деспотов, и слишком мягкотелых).
Как воспитать в ребенке честность?
Совет 1-й. Верьте ребенку.
Совет 2-й. Объясните, что на правде "держится мир", на детском языке: она - полезна. Люди живут в согласии, если доверяют друг другу.
Совет 3-й. Не создавайте ситуаций для обмана
Совет 4-й. Не учиняйте унизительных допросов.
Совет 5-й. Вознаграждайте честность
Совет 6-й. Показывайте пример честности.
Самсонова Татьяна группа 09\376-зД.
 
phoenixДата: Вторник, 27.04.2010, 09:10 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Репутация: 0
Статус: Offline
Меня заинтересовала предложенная тема. Действительно, проблема детской лжи актуальна, проблематична и разобраться в ней очень сложно даже специалистам. Чтобы «вылечить» данное «заболевание» необходимо установить причину его происхождения. Но и бороться с найденной причиной непросто. Мы, взрослые, порой не обращаем внимание на простые, но, в тоже время, вредные привычки. Они прочно вошли в нашу жизнь и стали не заметны для нас, но не для окружающих, и в первую очередь для наших детей. Дети очень чувствительны и впитывают в себя все манеры поведения своего идеала – своих родителей, которых они с рождения любят, уважают, возносят на пьедестал. Обращаясь к проблеме детской лжи, прежде всего спросите себя – а на сколько честны вы сами. Хочу предложить вашему вниманию выдержки из статьи книги Е.В. Герасина «Как определить, лжет ли ваш ребенок», которая может служить консультацией для родителей и педагогов, по данной проблеме.

Как бороться с детской ложью.

Попробуйте проанализировать, почему ребенок вам врет. Он вас жалеет? Или боится? Ответ на этот вопрос поможет вам определить дальнейшую стратегию поведения. Однако специалисты утверждают, что чаще дети лгут тем, кому правду говорить небезопасно.
Вымыслы малышей – еще не ложь в полном смысле этого слова. Они редко по-настоящему корыстны и не рассчитаны на то, чтобы причинить вред другому человеку. Вранье детей может свидетельствовать о нарушениях во взаимоотношениях со взрослыми. Стоит изменить стиль общения с ребенком, устранить причины, вынуждающие его обманывать, и склонность ко лжи сведется к безопасному минимуму. В противном случае она укоренится и станет настоящим бедствием и для самого малыша и для окружающих.
С привычкой ребенка говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. Он интуитивно перенимает этот стиль общения и оказывается не в состоянии быть честным, коль скоро сами родители не являются образцом правдивости. Ребенок должен усвоить, что говорить неправду он может только в том случае, когда истина звучит невежливо. Нельзя, например, сказать другу, что его подарок тебя разочаровал, или в гостях критиковать хозяйку, объявляя всем, что мама лучше готовит. Как ни странно, даже самым изощренным маленьким хитрецам плохо дается ложь «из приличия», и, чтобы приучить ребенка к «вежливой» лжи, иногда приходится прилагать немало усилий.
Известно, что средства борьбы с детской ложью определяются причинами ее возникновения и развития. Что касается мнимого, неосознанного, «ненастоящего» вранья, то для его искоренения не требуется каких-либо спешных мероприятий. С общим развитием и ростом ребенка эта ложь исчезает сама собой. Вся задача воспитателей и родителей в данном случае будет состоять в том, чтобы способствовать правильному, всестороннему развитию маленького гражданина, усвоению им чистой связной речи, укреплению точной и по возможности беспристрастной наблюдательности. Благодаря всему этому склонность к вымыслу, преувеличению и приукрашиванию действительности постепенно исчезнет.
Иное дело – ложь сознательная, намеренная. Сама собой она не пройдет, с ней нужно бороться. Как?
Если вы столкнулись с первой ложью малыша, которому еще только 3 или 4 года, все не так страшно. Прежде всего, не следует обижаться на ребенка, если он говорит не то, что было на самом деле. Это не ложь. Если неправда крохи вас задевает, значит, вы устали, пошаливают нервишки, вам явно пора отдохнуть. Нет никакой необходимости допытываться, что же произошло на самом деле, и почему малыш исказил факты. У него просто может не хватить слов для объяснений. Не стоит приписывать ребенку ни плохих мыслей, ни гадких поступков. Когда взрослые говорят своему малышу: «Если ты сейчас меня так обманываешь, то что будет дальше…», они как бы заранее программируют ребенка на обман в дальнейшем и внушают ему, что он лгун.
Если ребенок признается в своем проступке, ни в коем случае нельзя ругать его и наказывать. Тогда одна из причин обмана – страх – отпадает. Когда вы запрещаете что-либо самым маленьким, надо всегда предлагать выбор:«На обоях рисовать нельзя, зато вот тут, на листе бумаги можно».
Если вас обманывает малыш, которому уже через год или два пора идти в школу, то вести себя следует по-другому. Вам нужно проводить больше времени с ребенком, почаще хвалить его, уверять в любви. После 3-х лет детям просто необходимо, чтобы взрослые замечали и оценивали все, что они умеют, все достижения. Договоритесь с остальными членами семьи о единых требованиях к малышу. Если что-то дозволено, никто за это не корит. Ребенок должен точно знать, как ему нужно себя вести. Чтобы малыш не хвастался перед другими детьми, не «заливал» им разные байки (что наиболее ярко проявляется в этом возрасте), научите его играть со сверстниками. Покажите как надо знакомиться, разучите несколько игр, объясните их правила, возьмите на прогулку игрушки для групповых забав. Если вы видите, что ребенок боится признаться в проступке и потому врет, не уличайте его, а успокойте и даже… пожалейте. А на досуге подумайте, как вы реагируете на его ложь: сразу пугаетесь или впадаете в гнев? Но ведь малыш и сам не рад, что все сделал не так… За что же наказывать?

В данном разделе мы ведем речь о детях дошкольного возраста, поэтому позволю себе не рассуждать на эту щепетильную тему далее. Думаю, предложенные советы помогут многим родителям и педагогам, т.к. основаны они на реальной жизни, а актуальность данной проблемы значительна.
Главное не навешивать на ребенка ярлык пожизненного лгуна и обманщика, он растерян, он запутался, ему необходима помощь в сложившейся ситуации, и мы в сотрудничестве с родителями это сделать в состоянии.

гр. 09/372-з Цыганова О.В.

 
Ludmila122Дата: Пятница, 30.04.2010, 20:20 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
позднякова людмила 09/372 з
Какие же основные причины, по которым ребенок врет?
Боязнь слишком строгого наказания. Множество запретов. Если ребенку слишком много запрещают, если самое популярное слово - это "нельзя", то малыш попробует защититься от этого ложью.
Желание показаться лучше, чем он есть. Детям дошкольного возраста в норме свойственна завышенная самооценка. Именно она дает им силы "замахнуться" на покорение новых вершин. Но уже в 5 лет появляется некоторая реалистичность суждений. Ребенок, понимая ограничения, все же хочет показаться более сильным, ловким, умным, чем он есть на самом деле. "А я тоже умею на роликах кататься! Я даже 2 часа могу без остановки ехать! Мы с папой однажды ехали, так я его обогнал!" (при этом покупка роликов только в планах). Что это – ложь или фантазия? Со взрослой точки зрения - ложь. С детской - наверно, нет. Ребенку необходимо поддерживать в глазах сверстников определенный статус. Тут взрослому нужно объяснить, что у каждого - свои способности. Кто-то хорошо катается на велосипеде, второй отлично рисует, а третий знает все про динозавров. Вот и надо рассказывать про настоящий талант, а то потом будут хвастунишкой считать.
По этой же причине дети выдумывают подчас просто фантастические истории про своих родителей: про их богатство, про игрушки, которые дарят горами, про поездки на дальние моря, про то, как мама по телевизору каждый день выступает. Это выдает неудовлетворенность малыша своим положением и его мечты о лучшем существовании.
Для самооправдания. Ребенок, поняв, что совершил что-то нехорошее, начинает "городить огород", чтобы себя оправдать. Самая популярная конструкция и для мальчиков, и для девочек: "Он/она первым начал(а)!" После этого рассказывается слезливая история о том, как ребенка долго обижали (не давали игрушку, не хотели вместе играть), как он терпел и как обидчик напал первым. Часто в другом углу "ринга" в этот момент звучит аналогичная история, рассказываемая своей маме недавним противником. Ложь, используемую с этой целью, искоренить труднее всего, так как именно она - первое средство оказания помощи нашей самооценке в течение всей жизни. Это ложь-отбеливатель, призванная подчистить нашу биографию и совесть. Однако дайте понять ребенку, что вы его любите, даже если это именно он "первый начал". Обсуждайте эти "острые" ситуации в дружеском ключе, и лжи будет гораздо меньше.
Если вы поймали ребенка на вранье, постарайтесь не драматизировать ситуацию и не делайте далеко идущие выводы. Дети младше 6 лет любят сочинять истории, где главными героями являются они сами, и почти верят им. Если за этой историей не стоят цели, о которых сказано выше, - то это фантазия. Поздравляем, у малыша прекрасно развито воображение! Однако после 6 лет ребенок уже должен четко осознавать, где правда, а где ложь. Если ваш дошколенок рассказал, что у него под креслом живет гномик, который с ним разговаривает и помогает во всем, не спешите говорить, что он врет. Выдуманный друг - частый спутник детей в этом возрасте. Лучше подойдите к этому творчески: расспросите, какой этот гномик, в какие он попадал приключения. Запишите истории и попросите малыша нарисовать картинки. По-моему, именно так рождаются добрые детские сказки!
Современный мир обрушивается на ребенка массой впечатлений и потоком информации. Без творческого воображения это все не переработать! И бывает, что при этом стирается грань между фантазией и реальностью, фантазией и ложью. Но только мы, взрослые, в силах помочь своим детям осознать эти грани и развить в них по-настоящему творческий дух, направив фантазию в мирных целях.
Что делать, если вы обнаружили, что ребенок соврал:
-не драматизируйте ситуацию и не бейте пушкой по воробьям. Спокойствие, только спокойствие!
-дайте понять, что вы знаете, что ребенок говорит неправду, и осуждаете его поступок. Именно поступок, а не его самого!
-обсудите с малышом, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи.
-дайте ребенку понять, что даже если он в чем-то провинился, то лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если он соврет и это раскроется, то ругать будут в два раза сильнее: за проступок и за вранье.
Подумайте, зачем понадобилось лгать, какая за этим кроется причина: попытка избежать строгого наказания, добраться до недозволенного, показать себя лучше, чем он есть? Если причина ясна, решите, как вы сможете помочь ребенку в достижении этой цели, но "мирным" путем.
В будущем постарайтесь лучше контролировать собственное поведение: не допускайте лжи сами, а также не провоцируйте ложь, задавая определенные вопросы, например: "Ты любишь братика?" (отчаянно ревнующему первенцу).
Помните, что большинство детей проходят через период лжи, не становясь патологическими лгунами.
 
Форум » Наш форум » Психолого-педагогическая мастерская » Ругать или поощрять? Врёт или фантазирует? (Советы родитеоям)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.