Детский сад настоящего:

Суббота, 20.04.2024, 03:45
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Нравственное воспитание... - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Наш форум » Психолого-педагогическая мастерская » Нравственное воспитание... (Средства нравственного воспитания)
Нравственное воспитание...
N@DYAДата: Четверг, 18.03.2010, 22:11 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
Средства нравственного воспитания
(родительская любовь, семейное чтение, личный пример, метод убеждения, метод поощрения и наказания, микроклимат в семье)

Далеко не всегда родительская любовь оказывает позитивное воспитательное воздействие на ребенка. Известный педагог-исследователь Ю.Л.Азаров утверждал: « Авторитет есть любовь воспитателя к питомцу и ответная любовь питомца к воспитателю. Сила любви есть сила характера, сила нравственного устоя, сила духа». Он выделил несколько основных признаков, которые должны быть присущи истинной и позитивно воздействующей родительской любви:
• Родительская любовь основана на доверии к личности ребенка, его стремлениях и желаниях. Однако недопустимы попустительство и потакание. Наибольшую важность имеет вера в большие возможности маленького человека;
• Родительская любовь обязана быть терпеливой и уметь ждать;
• Родительская любовь должна уметь прощать, быть милосердной;
• Любовь не претендует на признание каких-либо заслуг. Она скромна и умеет признавать свои ошибки;
• Родительская любовь должна предоставлять детям свободу;
• Любовь несет ответственность за все, что делается в отношении детей;
• Родительская любовь не терпит раздражения. Раздражительность – один из самых главных врагов семейного счастья и воспитания;
• Родительская любовь бескорыстна;
• Любовь верит в своих детей;
• Родительская любовь не должна помнить зла, но и не должна терпеть зла;
• Родительская любовь делает детей сильными.

Одним из прекрасных средств нравственного воспитания ребенка является семейное чтение. Оно предполагает совместное чтение вслух детьми и родителями литературных произведений и последующее обсуждение прочитанного. Семейное чтение обладает огромными развивающими, обучающими и воспитывающими возможностями. Доказано, что при использовании этого средства дети опережают в интеллектуальном и культурном развитии не читающих сверстников. Кроме того, семейное чтение способствует развитию чувств, речи, воспитывает интерес к книге и желание читать и, что немаловажно, объединяет членов семьи на основе совместных переживаний. Любое литературное произведение воспитывает душу ребенка, поскольку раскрывает нравственные поступки героев.
Однако наиболее действенным данное средство становится при соблюдении определенных правил:
• Правильный подбор литературных произведений;
• Выразительное их прочтение;
• Совместное рассматривание иллюстраций;
• Прослеживание реакции ребенка во время чтения;
• Побуждение детей к запоминанию авторов и названий произведений;
• Включение детей в процесс чтения;
• Побуждение ребенка к пересказу прочитанного литературного произведения.
Родители должны обращать внимание детей на нравственные проблемы, затронутые в тех или иных художественных произведениях, на проявление позитивных и негативных качеств героев прочитанных книг.
Предлагаем Вам небольшой список книг для семейного чтения и обсуждения, рекомендуемый учителями начальных классов (для детей подготовительной группы):
1. В.В.Бианки «Теремок».
2. М.Горький «Воробьишко».
3. Братья Гримм «Сказки».
4. В.Ю.Драгунский «Денискины рассказы».
5. Б.В.Заходер «Сказка про доброго носорога».
6. М.М.Зощенко «Самое главное».
7. Р.Киплинг «Маугли», «Слоненок».
8. А.Линдгрен «Пеппи – Длинный чулок».
9. С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
10. Н.Н.Носов «Затейники», «Фантазеры», «Мишкина каша».
11. В.А.Осеева «Волшебное слово».
12. Г.Остер «Вредные советы», «Зарядка для хвоста».
13. К.Паустовский «Заботливый цветок».
14. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
15. Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
Кроме того, стихи А.Л.Барто, Ю.П.Мориц, С.В.Михалкова, Д.Хармса и других детских поэтов. Ребенку обязательно нужно читать добрые русские народные сказки, которые с раннего детства воспитывают в ребенке терпимость, самопожертвование и заботу об окружающих. Это очень сложный процесс, требующий от взрослых немалого терпения, выдержки и умения.

Лучшим методом обучения, как известно, является личный пример. Это мощное и противоречивое орудие воспитания. В дошкольном и младшем школьном возрасте основным путем накопления социального опыта является подражание окружающим.
«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, разговариваете с другими людьми или о других людях, как радуетесь или печалитесь, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет определяющее значение для него». (А.С.Макаренко)
То есть, чем больше ребенок видит положительных нравственных качеств в поведении окружающих его людей, тем успешнее идет процесс его нравственного формирования. Родители преподают ребенку пример любви, справедливости, взаимоотношений. Следует всегда помнить, что ребенок – будущий родитель и своих детей он будет воспитывать так же, как воспитывали его.

Метод убеждения основан на воздействии на сознание детей путем разъяснения смысла и значимости норм и правил социального поведения. Это можно делать двумя способами: прямым и косвенным.
Под прямым способом подразумеваются объяснения и требования от ребенка тех или иных норм поведения.
Косвенный способ использует средства художественной литературы или рассказы из жизни, не имеющие, казалось бы, отношения к ребенку.
С помощью метода упражнения у ребенка формируются и закрепляются правила и привычки поведения, умения и навыки взаимодействия с окружающими. Обычно в семье этот метод используют, создавая ситуации, которые и формируют необходимые характеристики личности.

Метод поощрения и наказания прежде всего воздействует на эмоциональную сферу ребенка, вызывая у него соответственно комфорт и дискомфорт. Однако на разных этапах жизни ребенка этот метод должен применяться по-разному. Например, чем меньше дети, тем больше родители должны поощрять их деятельность. Следует помнить, что в дошкольном возрасте дети очень тонко чувствуют настроение родителей, поэтому плохое настроение мамы или папы уже может стать для ребенка наказанием. При использовании метода наказания нужно непременно выяснить причины, побудившие ребенка совершить проступок. Из наказаний следует исключить телесные, лишение еды и наказания трудом.

Огромное влияние на воспитание нравственных качеств ребенка оказывает микроклимат в семье. Рассмотрим, какой должна быть идеальная, гармоничная семья. В такой семье эмоционально-нравственная атмосфера соответствует ожиданиям всех членов семьи. При этом ничьи интересы не ставятся превыше других, ни один из членов семьи не ущемляет права другого. Все важные решения принимаются сообща, причем мнение младших членов семьи не менее важно, чем старших.

Важным аспектом нравственного воспитания детей является приобщение их к труду. Не жалейте своих чад и не оберегайте их от работы, тем более что дети сами изначально стремятся к труду. Вспомните, как малыш упрямо твердит: «Я сам!». А вы тем временем, торопясь домой, надеваете ему ботинки в раздевалке ясельной группы. А ведь он действительно может сам обуться, просто это займет больше времени.
Любая работа должна быть оценена. При этом не стоит постоянно хвалить ребенка за все, что он сделал. Например, если он аккуратно сложил одежду, собрал игрушки и даже стер пыль с полки, то можно просто сказать, что он уже почти взрослый. Этого достаточно, чтобы малыш не только и дальше продолжал следить за порядком, но и осваивал все новые и новые виды уборки. Но если вы каждый раз будете в восхищении говорить ребенку, как он хорошо сложил одежду, то он будет ждать от вас похвалу за каждую мелочь. И вряд ли сделает что-либо бескорыстно или по привычке.

И еще, уже в раннем возрасте следует вести с ребенком ненавязчивые разговоры о ценности и неповторимости человеческой жизни. В этом могут помочь соответствующая литература и, конечно пример родителей: оптимизм, гуманность, созидательный настрой.
Успехов вам и вашему ребенку!

По материалам:
Белякова О.В. 100 лучших игр для подготовки к школе / О.В.Белякова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008с.: ил. – (Внимание: дети!).

Колдаева Н.О. 09/372 - З

 
Форум » Наш форум » Психолого-педагогическая мастерская » Нравственное воспитание... (Средства нравственного воспитания)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.