tati--79 | Дата: Воскресенье, 21.03.2010, 15:01 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
| Занятия с детьми творчеством любого вида является необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память и пр., то есть происходит разностороннее психическое развитие ребенка, раскрывается его личность, воспитываются легкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе нестандартных ситуациях, уверенность в правильном принятии обоснованных решений и их реализация. Основная цель занятий по ручному труду в детском саду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс и результат приносили радость и удовлетворение. Идти к этому можно разными путями. Один из возможных вариантов на примере аппликации с нитками и тканью. Получаемые изделия – это панно, игрушки, предметы быта (коврики, салфетки и т.п.). Лоскутная аппликация – необычный вид детских занятий напоминает и мозаику, и конструирование, и старинные лоскутные техники, и аппликацию. Лоскуток за лоскутком – и вот на рамке, обтянутой тканью (лучше других подойдет фланель), появляются таинственный лес и его обитатели или городская улица с высокими домами и троллейбусом. Особенности самого материала дают простор для творчества. В каком еще конструкторе детали можно складывать, сворачивать, накладывать друг на друга или даже мять, для того чтобы создать новую фактуру? А потерянные элементы можно восстановить, если под рукой есть ножницы. В младшей группе мозаику из ткани можно применять не только для обучения изобразительной деятельности, но и как материал для развивающих занятий. задания: • найди такую же деталь; • найди самую непохожую; • среди предметов в комнате отыскать что-нибудь такой же формы, такого же цвета; • узнать на ощупь форму, материал, из которого вырезана деталь; • расположить предметы на стенде над/под, около заданного. Для ребят постарше занятия с мозаикой становятся средством развития воображения, помогают придумывать новое, выражать свои чувства и настроение. Изображения дети могут вкладывать на разноцветных фонах. Обычно используются фоны спокойных, пастельных тонов. Однако материал и цвет для фона может быть различный. Поначалу цвет фона выбирался детьми произвольно (по принципу “нравиться – не нравиться”), постепенно дети переходят к осознанному выбору фона будущей композиции и использовать его для достижения большей выразительности. Для некоторых видов композиций можно приготовить специальные фоны с заранее подобранным и созданным изображением (дорога, корзина, ваза, блюдо, корабль, ель, река и т.д.). Дети составляют изображение подходящего предмета или персонажа и вписывали его в композицию. Для каждого возраста подбираются определенные комплекты рабочих полей и деталей, отличающиеся составом, количеством и цветом элементов. Например, в младшей группе к занятию “Коврики”можно приготовить следующий материал: по одной полоске из ткани (ткань для всех занятий обязательно обрабатывается раствором желатина, утюжится) 5х20 см. с надрезанными с двух сторон краями в виде бахромы на каждого ребенка, по 6 кругов разного цвета; полоски ткани разного цвета. К занятию “Салфетки” в младшей группе цветные тканевые квадраты, размером 15х15 см., круги двух цветов (их количество и цвет разные), полоски ткани 5х20 см. двух – трех цветов. А к занятию “Петушок с цыплятами” изготовить на каждого ребенка конверты с наборами геометрических форм из ткани. Чем старше ребенок, тем больше различных по величине и цвету геометрических фигур предлагается для работы. Геометрические формы здесь выступали не только как элементы мозаики, но и как готовое изобразительное средство. Правильная геометрическая форма, лишенная частных признаков конкретных предметов (например, круг) играет роль эталона для всех предметов данной (круглой) формы, встречающихся в опыте ребенка. Тематика занятий с мозаикой разнообразна, так как этот материал позволяет воссоздать практически любое изображение. В начале работы в младшей группе выбираются предметы более простые как по общей форме, так и по расположению и составу частей, по строению, с равномерно расположенными, сходными по форме частями. Работа с мозаикой проходит несколько этапов, на которых развиваются художественные, познавательные и творческие способности ребенка. Эти этапы – не возрастные, и связаны с освоением самой деятельности по конструированию изображений из данного материала, однако их прохождение в разных возрастных интервалах будет занимать разное время. Первый этап – знакомство с мозаикой. Сначала малыш наблюдает за работой взрослого и других детей. Потом ему предлагается самостоятельно позаниматься с материалом. Обычно ребенок рассматривает элементы и хаотично располагает их на стендах. В это время он учиться ориентироваться в цвете, в формах, размерах деталей, знакомиться со способом использования и хранения материала ( в коробке одинаковые по форме элементы расположены в порядке уменьшения). У малыша на этом этапе отсутствует прямое намерение изобразить что-то конкретное. Нужно помочь ребенку самостоятельно овладеть способом действия с материалом – умением соединить между собой элементы (фигурки) и конструировать изображение (делать картинки). Второй этап – совместная деятельность ребенка и взрослого по достраиванию незавершенного конкретного изображения (цыпленок, поезд и т.д.). Эта работа проводиться с целью развития детского воображения, интереса к практической деятельности конструирования и овладения действием построения конкретного схематического изображения знакомого объекта. На третьем этапе детьми создаются изображения разной степени трудности: овощи и фрукты, пирамидка, деревья, снеговик, здания, транспорт, люди, животные. Ребенок учится передавать обобщенное строение простых по структуре объектов, радуется полученному результату, пробует использовать специальные средства для большей художественной выразительности изображения. “Проживание” ребенком эмоции, связанной с создаваемым образом, предшествует анализу работы. Четвертый этап. Ребенок переходит от конструирования предметных образов к созданию сюжетной композиции по мотивам знакомых сказок. Для этого необходимы навыки выделения главных событий сюжета произведения и характерных особенностей сказочных персонажей. Ребенок учится самостоятельно конкретизировать замысел будущей композиции, выбирать изобразительные средства, реализовывать замысел в материале и контролировать его осуществление. Кроме показа общих способов построения предметов и обучения анализу объектов, в работе с мозаикой используются схемы. Показывая детям готовый схематический рисунок, где предмет изображен в одной плоскостной проекции (вид спереди или сбоку). Также схемы, передающие состав частей, например: транспортных средств. Эти схемы выполнены в масштабе изображения, что позволяет детям подбирать материал для своих картинок, путем накладывания деталей прямо на схему. В процессе изготовления аппликаций у детей появляется согласованность в работе глаз и рук, усовершенствуются координация движений, гибкость. Точность в выполнении действий. Все это очень важно для успешной деятельности в школе. Савина Татьяна 371-з
Сообщение отредактировал tati--79 - Воскресенье, 21.03.2010, 22:55 |
|
| |