Гиперактивные дети
| |
Светусик | Дата: Вторник, 06.04.2010, 21:50 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
| Гиперактивные дети. Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они, как ртуть, постоянно в движении, они бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их. Детей наблюдают, пытаясь понять. Им посвящена обширная литература. Они объект научных исследований уже с давних времен. Например, в Германии до сих пор популярны детские стихи про непоседу Филиппа, которые принадлежат перу врача Генриха Гофманна (Неinrich Ноffmann 1809—1894). Г. Гофманн занималcя анатомией, неврологией и психиатрией. Действительно ли это «плохие дети», «маленькие тираны», «белые вороны», подброшенные бедным родителям зловредной судьбой? Или, может быть, они просто антиподы спокойных, тихих, приспособляемых и покладистых детей? Дети с неуемной жаждой движения. Дети, которые двигаются больше других. Может быть, их беспокойность всего лишь при¬знак живости? И почему, собственно, гиперактивность в нашей культуре представляет собой проблему? Ведь в южных регионах мира, например в многодетных семьях Сицилии, подобным проявлениям не придается ни¬какого значения. Может быть, дело в том, что у нас преобладают семьи, имеющие одного ребенка, и есть установка на то, что «спокойствие и порядок являются первым гражданским долгом»? Или же существует пря¬мая связь между гиперактивностью ребенка, его психической неуравно¬вешенностью и конфликтной ситуацией в семье? Беспокойные дети своим поведением часто подвергают испытанию терпение взрослых. В ситуациях, когда нам необходимо быстро отвечать действием на действие, мы бываем иногда склонны к простым решениям. Старинное педагогическое правило, гласящее, что простой и прямой путь в большинстве случаев оказывается неправильным (так, пощечина хотя и способна быстро восстановить спокойствие и «порядок», но влечет за со¬бой далеко идущие последствия), должно учитываться также в работе с гиперактивными детьми, потому что и в данном случае не существует простых путей и готовых решений. Существует человек с собственной биографией, который определяет свою жизнь в активном взаимодействии с окружающим миром и который является субъектом своего развития. Подход к ребенку возможен только с позиций постижения его индивиду альности, его непохожести, его особости, какой бы она нам ни представ¬лялась. С одной стороны — ребенок с особенностями его развития и особенно-стями той среды, в которой он находится, с другой — субъективное воспри¬ятие ребенка теми, кто с ним соприкасается. Какой должна быть мера предоставляемой ребенку свободы, которая дает возможность жить и рабо¬тать с ним? Нелегко бывает провести грань между неудовольствием, раздра¬жением, антипатией, с одной стороны, и пониманием, сочувствием, удов¬летворением, возникающими в процессе работы, с другой стороны. К гиперактивному ребенку и близкие люди могут испытывать отчуж¬дение, но нельзя ли постараться понять его и вместе с ребенком нравст¬венно расти в процессе решения его многочисленных проблем? Нет ли тут возможности, как это сформулировала одна родительница, сознательно строить свою жизнь, больше проявляя понимания и чуткости к ребенку? Наверняка такой подход не упростит жизнь взрослого. Но разве существу¬ет вообще жизнь без трудностей и необходимости приложения усилий? В основе подхода к решению проблемы лежит интерес к ребенку как личности. Прежде всего необходимо ответить на следующие вопросы: каковы потребности ребенка? Как найти к нему подход? В чем сильные стороны его личности? В чем он испытывает трудности? Есть ли поддержка со сторо¬ны семьи? Какое влияние оказывают на ребенка учителя и воспитатели? В какой степени в процесс работы с ребенком можно вовлечь его окруже¬ние? Как может быть организована помощь с учетом местных условий? Гиперактивное расстройство — основная причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. Оно проявляется несвойствен¬ными для нормальных возрастных показателей двигательной ги-перактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Распространенность гиперактивности высока, с каждым годом ей страдают все больше детей дошкольного и школьного возраста, причем мальчики в гораздо большей степени подвержены развитию этого патологического состояния по сравнению с девочками. Возрастная динамика основных проявлений гиперактивности. Возраст Особенности проявлений Первые годы жизни Изучение анамнеза показывает, что в раннем возрасте у большинства таких детей обнаруживается синдром повышенной нерв¬но-рефлекторной возбудимости (или гипервозбудимости). Прояв¬ления гипервозбудимости возникают чаще в первые месяцы жизни, в 20 % случаев они отставлены на более поздние сроки (от 8 месяцев). Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, них отмечается беспричинный крик. Он сопровождается избы¬точной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения или мраморности кожных покровов, усиленной потливости, тахикардии, учащения дыхания. Во время крика можно наблюдать повышение мышечного тонуса, тремор подбородка, рук, клонусы стоп и голеней, спонтанный рефлекс Моро. В возрасте от одного года до трех лет детей отличают повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, мотор¬ная неловкость, нарушения сна. Нередко отмечаются нарушения в развитии речи. К трем годам начинают обращать на себя внима¬ние такие особенности, как повышенная двигательная активность и поведенческие трудности. Дошкольный возраст: 3-6 лет Повышенная двигательная активность; агрессивность по отношению к окружающим; неаккуратен, часто бросает, ломает вещи или игрушки; чрезмерно энергичен во время игр, что часто придает им разрушительный характер; болтлив, задает много вопросов; спорит, предъявляет требования; шумит, кричит, часто перебивает других; частые вспышки сильного раздражения; непослушен, плохо подчиняется требованиям взрослых; попадает в опасные ситуации, получает травмы; двигательная неловкость; нарушения развития речи Младший школьный возраст: 7-12 лет Повышенная двигательная активность; быстро отвлекается; плохо организует выполнение домашних заданий, не доводит их до конца, из-за невнимательности допускает много ошибок; выкрикивает ответ до того, как вопрос сформули¬рован до конца; часто встает со своего места в классе; часто мешает занятиям, оказывает деструктивное влияние на класс; трудности освоения учебных навыков, школьная дезадаптация; не может дожидаться своей очереди во время игр; беспечность и безответственность; поведение расценивается взрослыми как незрелое; не в состоянии доводить до конца выполнение обычных домашних поручений; часто вмешивается в беседы и игры сверстников; плохие взаимоотношения со сверстниками, мало друзей; испытывает трудности во время игр, не может следовать их правилам; вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение Носулич Светлана 09/371-з Добавлено (06.04.2010, 21:50) --------------------------------------------- Продолжение темы: «Гипреактивные дети». Помощь семье ребенка с гиперактивным расстройством и работа с его родителями Оказание помощи гиперактивным детям всегда должно носить комп-лексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (т. е. спе¬циальные воспитательные приемы), работу со школьными педа¬гогами, методы психолого-педагогической коррекции, психоте¬рапии, а также медикаментозное лечение. Как родителям, так и педагогам нужно постоянно помнить о том, что применение современных методов помогает гиперактивным детямг достичь значительных результатов, постепенно преодолеть труд¬ности в обучении, поведении и общении. Необходимыми услови¬ями для этого являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи, но глав¬ное заключается в том, что самим взрослым никогда не следует терять надежду на успехи ребенка. Коррекционная работа специалиста с гиперактивным ребен¬ком направлена на решение следующих задач. 1. Нормализовать обстановку в семье ребенка, его взаимоотно¬шения с родителями и другими родственниками. Научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций. 2. Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за соб¬ственные поступки. 3. Научить ребенка уважению прав окружающих людей, пра¬вильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми. 4. Установить контакт с педагогами, ознакомить педагогов с информацией о сущности и основных проявлениях гиперактивности, эффективных методах работы с гиперактивными детьми. 5. Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достиже¬ния успехов в учебе и повседневной жизни. Определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие пси¬хические функции и навыки, чтобы опираться на них в преодоле¬нии имеющихся трудностей. Специалист помогает семье найти оптимальные способы уп¬равления деструктивным поведением. Если ребенок дошкольного возраста, то основная часть работы проводится с его родителя¬ми— их обучают приемам, которые позволяют справиться с труд¬ностями и улучшить поведение ребенка. Существует также ряд дру¬гих подходов, и выбор методов коррекции для каждой семьи дол¬жен быть сделан с учетом текущих потребностей. Терпение, последовательность и настойчивость — три основных принципа, постоянно придерживаться которых следует всем роди¬телям, воспитывающим гиперактивных детей. Родителям рекомендуют использовать приемы модификации (изменения) поведения гиперактивного ребенка: - уважайте своего ребенка; - организуйте домашнее расписание, режим дня; - постоянно поддерживайте дисциплину; - говорите сдержанно, спокойно и мягко, опуститесь до уровня ребенка, когда говорите с ним; - общение с ребенком должно носить позитивный характер; - минимизируйте замечания и критику; - убедитесь, что ребенок понимает ваши указания; - помогайте ребенку организовать свою деятельность, правильно планировать и распределять собственные силы и время; - поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие кон¬центрации внимания: развивающие игры, раскрашивание, чтение и др. - помогайте ребенку готовиться к школе; - ограничивайте выбор, но не навязывайте его; - оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приво¬дит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности; - научите ребенка устанавливать «тихие перерывы»; - помогите ребенку найти возможности выделиться за счет своих достоинств; - помогайте окружающим понять ребенка; - давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию, прививайте ему интерес к занятиям физической культурой; - консультируйтесь со специалистами; Носулич Светлана 09/371-з
|
|
| |
Элен | Дата: Четверг, 15.04.2010, 09:28 | Сообщение # 2 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Статус: Offline
| Гиперактивные дети Гиперактивность считается видом расстройства поведения, связанным с дефицитом внимания у ребенка. Такой термин применяют к детям, которые очень подвижны, импульсивны, невнимательны и неуправляемы. Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях - дома, в гостях, в кабинете врача, на улице - будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных - бесполезно, их надо сперва подлечить. Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами). Это невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Понятие "невнимательность" в данном случае складывается из следующих признаков: - Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду). - Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих. - Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их. - Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно - построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение). - Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения. - Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе - ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте. - Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы. - Ребенок постоянно все забывает. Для того чтобы поставить ребенку диагноз "невнимательность", у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде. Психологические особенности детей с симптомами гиперактивности? С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда - нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Во время коллективных занятий такие дети часто скакивают с места, не понимают, чего от них хочет воспитатель, не могут выполнить задание до конца. Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков, “отрицательного внимания”; он мешает другим детям и обычно попадает в число “изгоев”. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый “дефицит внимания”. Учащимся гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чём-то одном, трудно запомнить и выполнить инструкции учителя, не отвлекаясь на внешние раздражители. Гиперактивность проявляется у детей несвойственными, для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью.Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1 - 2 года, 3 года и в 6 - 7 лет. В 1 - 2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребёнка увеличивается словарный запас, в 6 - 7 лет формируются навыки чтения и письма. Признаки гиперактивности. Многие из нижеперечисленных признаков довольно типичны для двухлеток, но не для детей более старшего возраста. К категории гиперактивных можно отнести таких детей, у которых после трех лет на протяжении хотя бы полугода сохраняются следующие устойчивые симптомы: Ребенок неловок или подвержен травмам. Ребенок непоседлив, не может даже короткий период усидеть или устоять на одном месте. Часто агрессивен. Перескакивает с одного занятия на другое, невнимателен и ни одно дело не доводит до конца. Обостренно реагирует на мелочи, его трудно успокоить. Все время плохо спит. Имеет низкую самооценку. Не умеет ждать своей очереди. Все трогает руками, мешается под ногами. Страдает от задержки речи или, наоборот, излишне болтлив. Имеет плохой аппетит и страдает от постоянной жажды. Совершает опасные поступки, не осознавая последствий. Не любит перемен. Имеет проблемы со здоровьем, такие, как воспаление уха или постоянные респираторные заболевания, экзему, гастрит. Понятие "импульсивность" включает в себя следующие признаки: - Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы. - Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки. - Ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим. Говорить о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев. Одна из основных особенностей таких детей заключается в том, что они быстро переключают внимание с одного предмета на другой и с большим трудом могут сосредоточиться. Учителя жалуются, что они ничего не слушают на уроках. Плохо выполняют домашние задания, начинают отставать в учебе, несмотря на достаточно высокий интеллект. Этому есть объяснение: центральная нервная система гиперактивного ребенка плохо справляется с новыми (увеличенными) нагрузками, как физическими, так и психическими. Многие подолгу отвлекаются на свои собственные мысли и не в состоянии воспринять даже короткий рассказ. Особенно трудно им дается чтение, но обычно такие же сложности возникают с арифметикой и письмом. По международной классификации выделяют три формы СДВГ: - В первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания; по распространенности это самая частая форма заболевания. - Во второй форме - преобладают нарушения внимания. - В третьей форме - преобладает гиперактивность. Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: Дефицит внимания; Импульсивность; Повышенная двигательная активность Причины гиперактивности. Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности и/или родов. Каждая из названных причин заболевания убедительна и подтверждается множеством исследований. Но сказать со всей определенностью, какая из них доминирует, пожалуй, нельзя. Скорее всего, здесь присутствует целый комплекс причин, то есть природа заболеваний носит комбинированный характер, что и выявляет диагностика больных. Взаимодействие с гиперактивным ребенком. Коррекция гиперактивности. Эта работа должна строится потрем основным направлениям. 1. Работа с родителями 2. Параллельно следует вести работу с педагогами по организации взаимодействия с гиперактивными детьми, которая включает в себя: 3. Важным составляющим работы с гиперактивными детьми являются коррекционно-развивающие занятия. Они составляются из набора простых упражнений, например, с воздушным шариком и мухобойкой. У воздушных шариков своя прелесть. Они послушны, с ними можно упражняться в балансировании на пальце, ноге, их можно подбрасывать, наносить по ним удары рукой. Своей невесомостью они прямо побуждают к различным манипуляциям, в целом же это хорошее средство для развития координации между зрением и движениями рук, ног, тела. Играя с воздушными шарами самостоятельно или с товарищами, можно вволю набегаться и напрыгаться. Игры с шарами увлекают детей, а в комбинации с мухобойкой - простым бытовым предметом, который мы используем в игровых целях, можно создавать целую серию новых, увлекательных занятий, требующих подвижности и смекалки. Таким образом, только благодаря работе во всех трёх направлениях, возможен видимый результат. Можаева Елена, 09/375зД
|
|
| |
lacrimoza | Дата: Четверг, 15.04.2010, 17:51 | Сообщение # 3 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
| Гиперактивный ребенок — ребенок с чрезмерной психической и моторной активностью. Гиперактивным ребенком принято называть ребенка, который не в состоянии «сидеть спокойно», которому трудно сосредоточиться, тяжело адаптироваться к новым условиям, который резко реагирует на раздражения и излишне много двигается. Своими импульсивными и непредсказуемыми реакциями гиперактивный ребенок делает жизнь своих родителей чрезвычайно сложной. Гиперактивный ребенок отличается повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивному ребенку трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми. Гиперактивному ребенку свойственны невнимательность и импульсивность. Под невнимательностью подразумеваются следующие признаки: • невозможность сосредоточиться на деталях • игнорирование обращенной к нему речи (на самом деле он просто не может на ней сосредоточиться) • никогда ничего не доводит до конца • не умеет организовывать собственную деятельность • задания, требующие длительного умственного напряжения, явно вызывают у него затруднения • часто теряет свои вещи и легко отвлекается на посторонние предметы • у него короткая память Говоря о гиперактивном ребенке, мы имеем в виду следующие поведение: • не может долго усидеть на одном месте • суетлив • бесцельная активность • ребенок не может играть в тихие спокойные игры • очень болтлив • всегда в движении Импульсивность ребенка, включает следующие признаки: • не может дождаться своей очереди • пристает к окружающим, вмешивается в игры и разговоры • может отвечать на вопрос, даже не дожидаясь его окончания, буквально выкрикивая ответ. Гиперактивный ребенок плохо переносит ситуации, где требуется ограничение движений, мыслей, это вызывает у них нарастание тревоги, которую они пытаются избежать, начиная метаться, перескакивая в своем внимании с одного объекта на другой. Гиперактивный ребенок нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. В их школьном расписании необходимо выделить время на дополнительные занятия. Чтобы гиперактивный ребенок охотно занимался и добивался успеха там, где прежде терпел только неудачу, ему нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться с гиперактивным ребенком. У гиперактивного ребенка недостаточно сформировано пространство «психологического», между эмоциями и конкретным действием нет промежуточного звена в виде осмысления, фантазий, психической переработки, которая позволила бы канализировать возбуждение и тревогу в безопасное русло. Они переживают чувство внутреннего непостоянства. Поэтому важнейшим моментом в терапии гиперактивного ребенка будет установление дистанции, формирование пространства для психического функционирования. Как справиться с гиперактивностью. 1. Ваш ребенок не виноват, что он такой заводной. Поэтому ругать его, наказывать мало того что не очень эффективно, это еще и несправедливо. 2. Научите малыша правильно выплескивать эмоции. Скажите ему: «Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)». Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. 3. Учите ребенка концентрировать внимание и доводить дело до конца. Обязательно хвалите его, если он сумел довести начатое дело до конца. 4. Ограничивайте ребенка от переутомления, от избыточного количества впечатлений, от частого пребывания в местах большого скопления людей (магазинов, рынков). 5. Не будьте слишком требовательными и не нагружайте чересчур ребенка. Очень часто повышенная возбудимость бывает следствием как раз завышенных требований родителей, которым ребенок просто не способен пока соответствовать. 6. Постарайтесь привить вашему ребенку интерес к активным видам спорта. Это отличный способ дать выход лишней энергии и укрепить его здоровье. 7. Учите малыша расслабляться. Формы могут быть самыми разнообразными – от совместных чтений сказок до занятий йогой. 8. Следите за собой. Если вы и сами подвержены эмоциональности и у вас бурный темперамент, то корректировать гиперактивность вашего чада будет невероятно сложно. Станьте более организованными, следуйте заранее намеченному распорядку дня, не горячитесь и учитесь быть уравновешенными.
|
|
| |
мари0235 | Дата: Пятница, 07.05.2010, 11:41 | Сообщение # 4 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
| Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит внимания, импульсивность и повышенная подвижность ребенка. По данным исследований, он встречается у 4–9% дошкольников и младших школьников. А это значит, что в классе, где в среднем учится 25–27 человек, есть один, а то и два гиперактивных ребенка. С проявлениями гиперактивности родители могут столкнуться уже с первых дней жизни ребенка. Дети плохо, беспокойно спят, много плачут, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены; чувствительны ко всем внешним раздражителям – свету или шуму. Именно гиперактивные дети часто «выпрыгивают» из колясок на глазах матери, выламывают прутья кроваток, опрокидывают на себя чайник с кипятком. В 4–5 лет ребенок не способен сосредоточиться на одном занятии, его внимание рассеяно: например, ему не хватает терпения дослушать до конца сказку или играть в «тихие» игры, требующие концентрации внимания. Ребенок не может ни минуты спокойно сидеть на стуле, ерзает, шумит. Родители не случайно говорят, что к их детям «словно прикрепили моторчик», и те готовы бегать и прыгать сутками. Но полагать, что это всего лишь следствие большого запаса энергии у ребенка, неправильно. Это разрядка, которая необходима ребенку из-за особенностей его организма. К тому же гиперактивность часто сопровождается беспокойными движениями, вычурностью моторики и чрезмерной вспыльчивостью ребенка. Ситуация усугубляется в детском саду, а позднее и в школе. Занятия требуют усидчивости, а ребенок крутится-вертится, шумит, отвлекает других детей. При высоком уровне интеллектуального развития он учится на «тройки», а на уроках ему скучно. Из-за своей импульсивности ребенок часто попадает в разные переделки, действует, не подумав, в результате чего дневник пестрит замечаниями учителей, а отношения с одноклассниками не складываются. Конечно, синдром гиперактивности с нарушением внимания не возникает на пустом месте. Его зачатки появляются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать любые проблемы во время беременности и родов, которые сопровождаются внутриутробной гипоксией (нехваткой кислорода). Речь идет об угрозе выкидыша, асфиксии, использовании во время родов вспомогательных средств (например, щипцов), стремительных либо, наоборот, длительных травматичных родах, курении во время беременности. Инфекции и интоксикации в первые годы жизни малыша тоже могут обернуться гиперактивностью. Существует также и генетическая предрасположенность. В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Именно из-за нее у детей возникают трудности в учебе. В настоящее время нейропсихологами, нейрофизиологами, биологами ведутся исследования ММД и гиперактивности. Они, как правило, выявляют нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость лобно-гиппокампальной системы мозга (именно она отвечает за регуляцию уровня внимания), низкий психический тонус, повышенную истощаемость. Именно из-за этих нарушений ребенок столь подвижен, импульсивен, но при этом невнимателен. Отмечено, что к подростковому возрасту повышенная двигательная активность исчезает, а вот невнимательность и импульсивность, напротив, могут прогрессировать. Кроме того, исследования показали, что гиперактивные дети зачастую испытывают трудности с письмом и речью, произнесением сложных слов, скороговорок. Родители нередко испытывают трудности при общении с гиперактивными детьми. Некоторые стремятся дисциплинарными методами победить непослушание сына или дочери – увеличивают нагрузки, строго наказывают за провинности. Другие избирают путь вседозволенности и предоставляют ребенку полную свободу действий. При определении оптимальной линии поведения с ребенком родители часто теряются. Конечно, разные ситуации требуют разных решений. Но в первую очередь родители должны понять, что их чадо столь активно не назло им и не потому, что не хочет правильно себя вести. Ребенок поступает так неумышленно, поэтому родительские эмоциональные всплески – нападки, ругань и угрозы – могут только навредить. Ряд общих рекомендаций дают психологи. Для гиперактивного ребенка очень важна конкретная постановка задач. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил какую-то просьбу, то ее формулировка должна быть предельно ясной и точной, состоящей примерно из десяти слов. Не стоит давать несколько заданий сразу, например, «иди в свою комнату, собери игрушки, потом помой руки и приходи обедать». Ребенок вряд ли воспримет такую тираду, и его внимание просто «переключится» на что-нибудь другое. Лучше последовательно просить выполнить каждое указание. Выполнение задания должно быть ограничено конкретными временными рамками. О смене вида деятельности ребенку нужно сообщить заранее – за 10–15 минут, а об истечении срока выполнения задания пусть его оповестит будильник или таймер. Запрещая ребенку что-либо, лучше избегать слов «нет» и «нельзя». В любой ситуации следует разговаривать спокойно, не на повышенных тонах. Устные инструкции стоит подкреплять визуально. Это может быть план-календарь или красочный ежедневник, куда вы вместе с ребенком будете записывать время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и сна. Своевременное обращение к специалистам – психологам, неврологам, дефектологам необходимо, это помогает полностью справиться с проблемой гиперактивности ребенка.
|
|
| |
In@ | Дата: Воскресенье, 09.05.2010, 14:10 | Сообщение # 5 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Статус: Offline
| Проявления названного состояния весьма типичны. Ребенок не может подолгу оставаться на одном месте, он вскакивает, трогает различные предметы, суетливо двигает руками и ногами. сползает со стула, с грохотом роняет вещи, много, без умолку говорит, не слушая вопросов и непрестанно перебивая собеседника. В тихих, скучных для него играх такого ребенка хватает ненадолго, он предпочитает бегать, менять занятия, строить из себя клоуна. Такие малыши нетерпеливы, взбудоражены. склонны к импульсивным, неожиданным поступкам. Ребенок с гиперактивностью может вывести из равновесия самого терпеливого педагога и сдержанных, невозмутимых родителей. Он бурно реагирует на различные события, его импульсивные и непредсказуемые действия не соответствуют конкретной ситуации. Такие дети хотели бы. да не могут вести себя иначе. К своему поведению они относятся недостаточно критично, их претензии на лидерство встречают сопротивление сверстников, ведут к частым конфликтам с окружающими. Другими словами, синдром гиперактивности затрудняет адаптацию детей в коллективе, нередко является основой для асоциальных поступков. Двигательному беспокойству малышей сопутствует несовершенство, недостаточность активного внимания. При этом дети не могут организовать игру и следовать определенным инструкциям, их деятельность весьма сумбурна и непоследовательна из-за неспособности к концентрации внимания. По этой же причине ребята допускают ошибки при письме, пропускают мимо ушей объяснения или попросту не слышат, что им говорят. Они рассеянны, забывчивы, часто теряют свои вещи. Неустойчивости внимания мы, детские психиатры, придаем особое значение. Дефицит внимания во многом объясняет поведение таких детей. Общее возбуждение, переменчивость настроения, готовность к протесту и агрессивному отпору по малейшему поводу довершают картину. Двигательная расторможенность и чрезмерная отвлекаемость, несомненно. болезненное проявление и требует коррекции врача. Элементарной избалованностью и изъянами воспитания такое поведение детей объяснить нельзя. Подобное поведение обусловлено недостаточностью, незрелостью определенных структур мозга.От расторможенности и повышенной детской возбудимости устают как папы и мамы, так и все остальные, кто находится рядом с малышом, — няни, воспитатели. В редких случаях ребенок дома слывет „подвижным", любознательным. но вполне нормальным, а поступив в первый класс, повергает учительницу в ужас тем. что не дает заниматься всему классу. Подобное грубое нарушение обучения, иначе говоря, социальных функций ребенка — основная черта гиперактивных детей. Хочется подчеркнуть, что невысокая успеваемость некоторых ребят с проявлением гиперактивности объясняется отнюдь не их низким интеллектуальным развитием, а трудностями в концентрации внимания. Если удастся их собрать и сосредоточить при беседе, оказывается, что они обладают цепкой памятью и изрядным запасом представлений. Синдром гиперактивности — распространенное нарушение. Примерно у 5% детей старшего дошкольного возраста наблюдается двигательная расторможенность и существенная недостаточность активного внимания. Практически в каждой группе детского сада встречается 1-2 ребенка с подобными проявлениями. Чаще гиперактивностью отличаются мальчики. Синдром гиперактивности — большей частью следствие различных вредностей раннего возраста — тяжелых болезней первых лет жизни. Он может стать результатом осложнений беременности и родов (токсикозы и болезни мамы во время беременности, родовые травмы, обвитие пуповины и т.д.). Двигательная расторможенность может быть при эпилепсии, также иногда сопутствует умственной отсталости. Но не делайте поспешных выводов. Как это часто бывает, отдельный симптом наблюдается при самых различных недугах. Так, кашель сопутствует не только ларингиту и бронхиту, но и беспокоит больных воспалением легких, плевритом, туберкулезом. Традиционные вопросы родителей: „Как уменьшить беспокойство детей? Есть ли надежда на улучшение состояния? Как подготовить малыша к школе?" Синдром двигательной расторможенности характерен для определенного возраста, по мере взросления ребенка, годам к 9-11. его проявления несколько сглаживаются. Кроме того, это состояние лечится, применяются различные препараты, под влиянием которых ребенок становится более уравновешенным и сдержанным. Таким малышам помощь специалиста необходима! Это прежде всего поможет установить. с чем связана двигательная расторможенность, и исходя из этого наметить оптимальную терапевтическую практику. Шаповалова Екатерина
группа 09/474-ЗД
|
|
| |
maaama | Дата: Понедельник, 10.05.2010, 20:09 | Сообщение # 6 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
| Что такое гиперактивность? “Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “a tivus” и означает “действенный, деятельный”. Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, “ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...” (1997) Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми. Я решила воспользоваться помощью замечательных, по-моему, высказываний, детских психологов из института практической психологии "Иматон": Лучше, чем они, я не скажу, опыта не хватит. Монина Галина Борисовна - кандидат педагогических наук, детский практический психолог, тренер института практической психологии "Иматон" и образовательной программы "Сообщество", преподаватель Санкт-Петербургского Университета педагогического мастерства. Специализируется в психологическом консультировании, психокоррекции; работе с «особым» ребёнком; проблемах школьной неуспеваемости. Публикации: «Как помочь ребёнку» (1999), «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» (2000), «Шпаргалка для взрослых» (2000), «Тренинг общения с ребёнком. Раннее детство» (2001), «Проблемы маленького ребёнка» (2002). Елена Константиновна Лютова – детский практический психолог, кандидат психологических наук, доцент института управления и экономики, преподаватель университета педагогического мастерства, психолог академии балета им. А. Вагановой, тренер института практической психологии «Иматон». СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), наличие этих симптомов может указывать належащее в их основе нарушение функции мозга. Гиперактивность. Под гиперактивностью у детей с СДВГ обычно понимают повышенную двигательную (моторную) активность. Родители жалуются: «Кажется, что к ребенку подключили мотор». Дети с СДВГ не могут неподвижно сидеть во время урока. Когда такой ребенок заходит в кабинет врача, возникает опасение за состояние находящейся в кабинете оргтехники: компьютера, монитора, принтера. В отличие от просто энергичных детей, активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер. К сожалению, гиперактивность иногда приводит к появлению травм у ребенка. R. Barkley (1998) считает, что основным механизмом развития СДВГ является нарушение тормозящего поведения. По его мнению, все остальные механизмы вторичны. Тормозящее поведение или задержка моторной реакции. Гиперактивность - когда ребенок: - суетлив, не может сидеть спокойно; - вскакивает с места без разрешения; - бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого ситуациях; - не может играть в тихие игры, отдыхать. Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы (Шевченко Ю. С, 2003) Ю. С. Шевченко (2003) предлагает схему комплексной многоуровневой лечебно-коррекционной помощи детям и подросткам с СДВГ. Первый уровень — метаболический — предполагает медикаментозные воздействия; выбор препаратов диктуется структурой поведенческого симптомокомплекса. Второй уровень — нейропси-хологический — включает нейропсихологическую диагностику и комплексную психомоторную коррекцию онтогенетических блоков мозговой организации деятельности ребенка (Семенович А. В., Цветкова Л. С, 2000; Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., 2001). Третий уровень — синдромальный — включает комплекс развивающих игр, позволяющих изолированно воздействовать на отдельные элементы синдрома (Шевченко Ю. С, 1997). Четвертый уровень — поведенческий — предполагает разные формы бихевиоральной терапии в соответствии с когнитивной, суггестивной и другими видами психотерапии. Цель — формирование и отработка желаемых моделей поведения. Пятый уровень — личностный — подразумевает использование различных видов индивидуальной и групповой психотерапии, направленной на разрешение внешних и внутренних психогенных конфликтов, личностный рост, эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Чтобы избежать появления выраженных поведенческих нарушений у детей и подростков с СДВГ, лечение лучше начинать в дошкольном или младшем школьном возрасте. Главной задачей родителей оказывается обеспечение общего эмоционального фона развития и обучения ребенка. Кроме того, родители отслеживают эффективность проводимого лечения и сообщают о его результатах неврологу, психологу, педагогам. Только при подобном подходе специалистов и родителей к решению проблем гиперактивного ребенка происходит последовательное единодушное воспитание и обучение, способствующее полнейшей реализации потенциала ребенка, снижению его эмоционального напряжения. Игровая терапия — наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми и подростками. В работе с детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет) игротерапия иногда становится единственно возможным методом коррекции. Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности... совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности» (Репринцева Г. И., 1997). Песочная терапия Несмотря на то что метод sandplay (дословно — песочная игра) давно привлекал внимание специалистов, только в 1970-е гг. он был разработан Д. Кальф. Многие современные психологи применяют этот метод в своей работе (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабен-ко и др.). Это одна из техник аналитического процесса, во время которого ребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка. По мнению А. Фрейд и М. Кляйн, спонтанные игры помогают открывать доступ к бессознательному ребенка. Арттерапия М. Наумбург, оказавшая большое влияние на развитие арттерапии в США, опиралась на идею 3. Фрейда о том, что бессознательное может находить выражение в спонтанном творческом процессе (в лепке, рисовании). разными чувствами, исследовать и выражать их (Рудестам К., 1999). Проективный рисунок. Использование проективного рисунка в работе с гиперактивным ребенком и особенно подростком помогает выявить имеющиеся у него трудности, его эмоциональное состояние, отношение к тем или иным событиям. с трудом). Музыкотерапия Слушание музыки. Этот вид терапии используется в коррекции эмоциональных состояний, чрезмерной двигательной активности, речевых расстройств, страхов, которые зачастую свойственны детям и подросткам с СДВГ. Игра на музыкальных инструментах привлекает к себе многих. Создание собственной музыки — интересное занятие и для большинства гиперактивных детей, которые стремятся попробовать себя в любом деле. Танцы под музыку применяют при коррекции детей и подростков с эмоциональными и речевыми расстройствами, трудностями межличностного взаимодействия. Спонтанное движение помогает осознать собственное тело, развить навыки общения, что приводит к улучшению и эмоционального, и физического состояния человека. Танец — это сильное терапевтическое средство, способствующее раскрытию личности, выражению радости, горя, боли, грусти, агрессии (Гренлюнд Э., Оганесян Н. Ю., 2004). Психогимнастика. Использование данного метода психотерапии позволяет ребенку с СДВГ научиться понимать свое тело, управлять им. Нарративная психотерапия Сочинение историй. Сочиненные детьми истории помогают психологу (психотерапевту) понять переживания ребенка, его защитные механизмы, внутренний конфликт, стоящие на его пути трудности. С помощью методов нарративной терапии ребенок учится осознавать свои трудности эмоционального плана, а также искать пути решения своих проблем вместе с психологом (психотерапевтом). Сочинение историй с помощью шарфа. Бихевиоральная терапия Бихевиоральный подход, одна из уникальных сторон которого — непосредственное обращение к симптомам, — является эффективным при психотерапии клиентов с нарушением внимания, нарушениями поведения, импульсивностью и др. (Seligman M., 1997; ГлэддингС.,2002). Родители должны сформировать систему поощрений. В качестве «пряника» могут выступить походы в кафе, компьютерные игры, просмотр телепередач. Генерализация — один из важнейших методов психотерапии ребенка с СДВГ, поскольку ребенок самостоятельно далеко не всегда может перенести полученный в ходе коррекции навык за рамки тех условий, в которых происходило первоначальное научение какому-либо действию (Глэддинг С, 2002). Психолог обсуждает с ребенком, в каких реальных жизненных ситуациях может быть применен новый навык, дает домашнее задание (применить навык на уроке, в беседе с друзьями; обучить навыку маму, брата), подкрепляет желаемое поведение ребенка. Гештальттерапия Методы гештальттерапии применяют в тех случаях, когда необходима работа с эмоциями ребенка, когда ребенок не может разобраться в своих чувствах, не может полностью осознать их и справиться с ними. Лечение гиперактивности и СДВГ: В России для лечения СДВГ традиционно применяли ноотропные средства. Под ноотропными препаратами понимают лекарственные средства, положительно влияющие на высшие интегративные функции головного мозга; основное проявление их действия — улучшение процессов обучения и памяти при их нарушениях. В заключении, хочу добавить, что я подписываюсь целиком под важными аспектами всего выше описанного. У меня ребёнок родился с черепно-мозговой травмой... Диагноз - гиперактивность... Я с 2 лет учу с ней стихи Барто, Маршака, Благининой, мы с 2 лет рисуем красками, карандашами, лепим из теста пироги, сочиняем рассказы, танцуем под танцевальную музыку, поём, стараемся услышать желание друг друга. Моей дочери сейчас 8 лет. Да, она неусидчива, но хорошо развитая моторика, и речевой аппарат, дают хорошие результаты успеваемости в школе. Ковалёва Ю.А. гр. 09/374зд.
|
|
| |
Ksju | Дата: Понедельник, 10.05.2010, 21:31 | Сообщение # 7 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
| Гиперактивные дети доставляют немало хлопот родителям и воспитателям. Они неусидчивы, неуступчивы, стремятся оказаться в центре внимания любой ценой. Существует предположение, что гиперактивность - результат обостренной реакции нервной системы на вполне нормальные раздражители (зрительные, слуховые) у некоторых особенно чувствительных детей. Это может выражаться в неуправляемом поведении, вспышках гнева и торопливости. Рекомендации родителям: 1. Тактично и спокойно напоминать ребенку о правилах поведения, выражая уверенность в том, что он сможет вести себя правильно. 2. Если на детской площадке или в гостях поведение ребенка станет неуправляемым, - уединитесь с ним, успокойте, подержите на руках, умойте; в случае необходимости извинитесь, и уведите малыша. 3. Играйте в ролевые игры, предлагая ребенку роль благородного рыцаря, спасателя, доброго волшебника. 4. Сочиняйте истории, где главным героем будет Ваш ребенок; «помещайте» его в разные ситуации и помогайте «выбираться» из них. Рекомендации воспитателям: 1.Объединить гиперактивных детей в группу (можно разновозрастную) и увеличить физические нагрузки; под руководством преподавателя физкультуры дети могут кувыркаться, прыгать, играть в мяч, расходуя больше энергии. 2.Учить ребенка усидчивости и сосредоточенности. 3.Если поведение ребенка становится неуправляемым, постарайтесь изолировать его и успокоить. 4.Проанализировать причины гиперактивности ребенка: заболевание щитовидной железы, стресс или болезнь кого-то из взрослых в семье. 5.Всегда говорить с гиперактивным ребенком спокойно, четко формулируя задачи и требования. 6.Постоянно менять виды энергии ребенка: физическую активность менять умственными задачами, рисованием, просмотром и обсуждением мультфильма. ____________ Шаповал О.И. гр. 09-373 зд
Сообщение отредактировал Ksju - Понедельник, 10.05.2010, 21:37 |
|
| |
Dina | Дата: Суббота, 15.05.2010, 09:34 | Сообщение # 8 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
| «Гиперактивные дети» На протяжении более 50 лет врачи выявляли и пытались лечить детей, у которых наблюдались различные сочетания двигательной расторможенности, импульсивности, невнимательности, повышенной отвлекаемости. За это время несколько раз менялось название заболевания («мягкая дисфункция мозга», «гиперкинетический хронический мозговой синдром», «легкое повреждение мозга», «легкая детская энцефалопатия», «гиперкинез», «гиперактивность»). И если первые названия пугали родителей, то последние родители присваивали сами своим детям. После множества изменений в терминологии заболевания специалисты наконец остановились на названии «синдром дефицита внимания с гиперактивиностью» (СДВГ). Впервые описал это заболевание немецкий врач - психолог Генри Хоффман. В последние годы число гиперактивных детей катастрофически выросло. Причин много: современные интенсивные формы обучения детей; рост психоэмоциональных перегрузок, усиление внутрисемейной напряженности. На других причинах остановимся подробнее. Биологические причины: Стрессы, повышенный уровень беспокойства, психотравмы, испытываемые матерью, нежелающие иметь данного ребенка. Возраст родителей: мама - больше 30 лет, папа - больше 39 лет. Осложнения при родах. Недоношенные дети тоже находятся в группе риска. Генетические причины: Достоверно известно, что у детей с СДВГ есть хотя бы один родственник с такими же симптомами. Специалисты отмечают в таких семьях более частое употребление алкоголя и асоциальное поведение. Социальные причины: Психологический микроклимат в семье: ссоры, конфликты, аморальное поведение у родителей. Добавлено (15.05.2010, 09:30) --------------------------------------------- Особенности воспитания: гиперопека, эгоцентрическое воспитание по типу «кумира семьи» или наоборот педагогическая запущенность. Исследования показали, что 65% матерей гиперактивных детей характеризуются тревожным типом нервной системы: эмоциональная неустойчивость, истеричность, склонность к аффективному, неадекватному реагированию, фрустрированность. Другие причины заболевания: 1. Пищевые красители и консерванты. 2. Рафинированные продукты питания. 3. Дефицит витаминов и микроэлементов. 4. Отравление свинцом и нитратами. Недавно британские ученые выяснили, что пищевые красители действительно делают детей неуправляемыми и гиперактивными. В исследовании участвовало 277 трехлетних детей. 4 недели родители вели дневник поведения ребенка, не зная, какой сок он пьет. Результаты показали, что, употребляя сок с пищевыми добавками, дети становились излишне активными, невнимательными и чрезмерно импульсивными. Ученые настаивают, чтобы запретили использование красителей и консервантов при производстве детского питания. Список опасных красителей и консервантов. Е 124 - краситель пунцовый Е 110 - желтый закат Е 102 - тартразин (оранжевый краситель) Е 210 - бензойная кислота Е 211 - бензоат натрия Е 212 - бензоат калия Е 213 - бензоат кальция. В анализах детей, принимавших апельсиновый сок, в качестве красителя содержащий тартразин, было обнаружено большое содержание Добавлено (15.05.2010, 09:31) --------------------------------------------- цинка. Тартразин вымывает цинк из организма. Цинк - важнейший микроэлемент, необходимый для нормальной работы нервной системы. За рубежом врачи бьют тревогу! Современные продукты питания негативно влияют не только на здоровье, но и на психику детей. Гиперактивные дети более худые, чем нормальные сверстники. Затраты энергии у них больше. Они быстро переваривают пищу, поэтому нуждаются в большем количестве белка, чем другие дети. Если в рационе подвижных детей присутствует много углеводов, то их поведение становится более неуправляемым. Ученые выяснили, что пища с избыточным содержанием рафинированного сахара, шоколада, сладких молочных продуктов, сдобных булочек в большом количестве приводит к гиперактивности, беспокойству, повышенной тревожности. Недостаточное питание мозга - дефицит цинка, машия, кальция, витаминов группы В (Bi,B6,Bn). Витаминотерапия улучшает внимание и поведение ребенка, укрепляет здоровье, создает основу для нормального роста и развития. До начала приема витаминов необходимо проанализировать рацион питания детей. Обязательно выяснить каких продуктов не хватает. Медикаментозная терапия в Америке избыточное назначение психостимуляторов детям с симптомами гиперактивности и сниженного внимания без точного диагностирования заболевания привело в ряде случаев к повышению тревожности, галлюцинациям, развитию склонности к суициду, предрасположенность к наркотикам, асоциальному поведению. В США, Италии, Франции основную роль отводят медикаментозным препаратам. Во-первых американские ученые считают, что в основе СДВГ лежат биологические факторы. Поэтому влиять на метоболизм головного мозга можно только лекарствами. Добавлено (15.05.2010, 09:31) --------------------------------------------- Во-вторых, медикаментозное лечение оказывается экономически более выгодным, чем альтернативное (поведенческая терапия, массаж, психокоррекция), которое используют в России. В обычной поликлинике врач не в состоянии точно диагностировать симптомы СДВГ и отделить его от других психопатоподобных состояний, при которых тоже снижается внимание. Никто не гарантирует, что ребенка будут лечить от СДВГ, хотя на самом деле у него депрессия, астено- невротический синдром, синдром школьной дезадаптации или задержка психического развития, легкая форма шизофрении. Медикаментозное лечение требует минимум усилий и затрат. 1 таблетка с утра и целый день спокоен. Лекарство снимает симптомы, но не лечат. Четкий режим дня. Продолжительные прогулки на свежем воздухе. Обогащение кислородом, удовлетворяется потребность в движении, происходит социализация ребенка в естественных условиях — на детской площадке. Сон (12 часов в сутки). Диета. Игры желательного сюжетно-ролевые. Игры — соревнования не желательны. Занятия. 1 задача - научить ребенка завершать начатое дело. 2 задача - научить вовремя переключаться с одного вида деятельности на другой. 3 задача - тренировать вначале только одну функцию. 4 задача - развивать голову (проигрывать с куклами различные ситуации (плохой вариант - хороший вариант). 5 задача — правильно организовать рабочее место. Во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Альтернативные формы поведения. «Не надо разрисовывать Добавлено (15.05.2010, 09:32) --------------------------------------------- обои, но можно....» Отругав 1 раз - нужно найти поводы похвалить 5 раз. Одним из наиболее разрушительных аспектов расстройства является не дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Старайтесь не кричать на ребенка - от этого страдает его психика. Говорите спокойно, но твердо. Не сюсюкаться. Самое страшное наказание для таких детей — постановка в угол. В таком положении он ограничен физически и пространственно, что отрицательно сказывается на его психическом состоянии. Такая мера наказания может развивать фобии, комплексы, снижение самооценки и другие личностные нарушения. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано его нервной системе. Гиперактивность - защитная реакция на перегрузку мозга. Его активность нужно направлять в положительное русло. Если у ребенка выявлена мозговая дисфункция - его надо лечить, а параллельно терпеливо и настойчиво учить как правильно себя вести. Ведь ни одна таблетка этому не поможет! Список использованной литературы. 1. И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. Непоседливый ребенок, или Всё о гиперактивных детях. 2. Л.С. Чутко. Гиперактивный ребенок // Мама и малыш. 2004. №9 3. Э. Шохет. Особенности питания гиперактивных детей // Мама-инфо. 2002.№11. Добавлено (15.05.2010, 09:33) --------------------------------------------- Принципы питания гиперактивных детей 1. Соблюдать строгий режим питания. 2. Придерживаться принципа раздельного питания. 3. По возможности исключить продукты с искусственными добавками и консервантами. 4. В рационе должны преобладать блюда домашнего приготовления. 5. В пище должны преобладать белки. 6. Полезные углеводы должны присутствовать в сочетании с белками и крахмалами. 7. Полезные углеводы: зерновой хлеб, каши из цельной крупы. 8. Исключить рафинированные продукты; изделия из белой муки, макароны, рафинированный сахар и кондитерские изделия, манную и рисовую каши. 9. Должно быть достаточно полезных жиров: это сочетание растительных масел полезного отжима и животных (жирные сорта морской рыбы — тунец и нерка). 10. Употреблять 5 видов овощей и фруктов ежедневно, это восполнит дефицит витаминов. 11. Употреблять в пищу свежую зелень, особенно с рыбой и мясом. 12. Исключить газированные напитки, кофе, крепкий чай. Добавлено (15.05.2010, 09:33) --------------------------------------------- Рекомендации родителям гиперактивных детей 1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале. 2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности. 3. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя». 4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него. 5. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой). 6. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям. 7. Определите для ребенка рамки поведения - что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие on ределенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обы1 ными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстроняли от требований, которые применяются к другим. 8. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы. 9. Вызывающее поведение вашего ребенка - это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в Добавлено (15.05.2010, 09:34) --------------------------------------------- общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам. 10. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и тоже время. Награждайте ребенка за его соблюдение. 11. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдается голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.). 12. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий. 13. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазина!':, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие. 14. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора. 15. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым. 16. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1. 17. Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для ребенка. 18. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе - длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребенка. 19. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо Добавлено (15.05.2010, 09:34) --------------------------------------------- области. Каждому надо быть в чем-то «докой». Задача родителей - найти те занятия, которые бы «удавались» ребенку и повышали его уверенность в себе. Они будут «полигоном» для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает. Саитова Д.Р. 09/374 зд
Сообщение отредактировал Dina - Суббота, 15.05.2010, 09:36 |
|
| |
|