Детский сад настоящего:

Пятница, 26.04.2024, 16:52
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Принципы матем-ого образ-я дош-ков в практике раб ДОУ - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » Дистанционные мероприятия » Интернет-конференции, семинары и курсы » Принципы матем-ого образ-я дош-ков в практике раб ДОУ (Дистанционный круглый стол)
Принципы матем-ого образ-я дош-ков в практике раб ДОУ
461119Дата: Понедельник, 30.09.2013, 20:57 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
Здесь размещаются доклады-сообщения, связанные с описанием своего практического опыта по реализации принципов математического образования дошкольников.
 
Nata83Дата: Воскресенье, 20.10.2013, 19:24 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
Пустынникова Наталья Владимировна. группа 474з/Д
Принцип
 преемственности,  обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного.В каждый временной интервал обучения воспитатель решает конкретные задачи. Связь и преемственность этих задач создают условия для перехода детей от простых к более сложным формам познания, поведения и деятельности, обеспечивая последовательное их решение.Развитие системного подхода к обучению позволило более четко структурировать учебный материал, создать комплекты учебных и наглядных пособий. Системное структурирование требует вычленения в изучаемом материале ведущих понятий и категорий, установления их связей с другими понятиями и категориями (причинных, функциональных и др.), раскрытия их генезиса.В образовательной практике принцип преемственности реализуется в процессе тематического планирования, когда педагог намечает последовательность изучения отдельных разделов, тем, вопросов, отбирает содержание, намечает систему уроков и других форм организации процесса обучения, планирует усвоение, повторение, закрепление и формы контроля. При поурочном планировании учитель располагает содержание темы таким образом, чтобы исходные понятия изучались ранее, а тренировочные упражнения следовали бы за изучением теории.


Сообщение отредактировал Nata83 - Воскресенье, 20.10.2013, 19:54
 
MelnikovaLudaДата: Воскресенье, 20.10.2013, 20:00 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Мельникова Людмила Алексеевна
 группа 474з/Д
Принцип преемственности, последовательностии систематичности обучения обусловлен объективно существующими этапами
познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и
иррационального, сознательного и бессознательного.        
Развитие системного подхода к обучениюпозволило более четко структурировать учебный материал, создать комплекты
учебных и наглядных пособий по изучаемым учебным предметам. Системное
структурирование требует вычленения в изучаемом материале ведущих понятий и
категорий, установления их связей с другими понятиями и категориями (причинных,
функциональных и др.), раскрытия их генезиса.
Последовательность и систематичность в обучении
позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы
знаний, умений и навыков по предметам и формированием целостного
концептуального видения мира. Прежде всего, это обеспечивается системным
построением программ и учебников и установлением межпредметных и
внутрипредметных связей.
Преемственность касается содержания обучения, его
форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном
процессе, личностных новообразований обучаемых. Она позволяет объединить и
иерархизировать отдельные учебные ситуации в единый целостный учебный процесс
постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и
явлениями мира
Создание
единой системы воспитания и образования подрастающего поколения предусматривает
неразрывную связь, логическую преемственность в работе всех звеньев этой
системы, в данном случае в детском саду.
Преемственность
— это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие
имеющихся у детей знаний, умений и навыков. Она означает расширение и
углубление этих знаний, осознание уже известного, но на новом, более высоком
уровне. Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные,
воспитательные и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее
звено перспективно нацелено на требования последующего.
 
ZaminaДата: Вторник, 22.10.2013, 22:30 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Насибова З.Л. ЗД-474
Принцип  индивидуального подхода кдетям.

Современная педагогика как один из
ведущих принципов выделяет принцип гуманизации педагогического процесса. В
основе этого принципа лежит личностно-ориентированная модель воспитания и
обучения. При этом главным в обучении должна стать не передача знаний, умений,
а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в
жизни, обеспечение чувства психологической защищенности ребенка с учетом его
возможностей и потребностей. Другими словами, личностно-ориентированная модель
в обучении — это, прежде всего индивидуализация обучения, создание условий для
становления ребенка как личности.
Принцип индивидуального подхода к
ребенку предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания его
индивидуальных способностей, создание условий для активной познавательной
деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.
Одним из главных факторов
индивидуализации учебно-воспитательного процесса является учет
индивидуально-типологических качеств ребенка (тип темперамента). Тип
темперамента обусловлен генетическими особенностями личности. Как правило, он
определяет темп деятельности, а не его социальную ценность.
Индивидуальный подход к ребенкуосуществляется в процессе организации как коллективных (занятия по математике),
так и индивидуальных форм работы. При организации работы воспитатель должен
опираться на такие показатели:

-характер переключения умственныхпроцессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления
взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому
материалу);

-уровень знаний и умений(осознанность, действенность);
-работоспособность (возможностьдействовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение
внимания, утомляемость);

-уровень самостоятельности иактивности;
-отношение к обучению;
-характер познавательных интересов;
-уровень волевого развития.
На занятиях воспитатель стремится
избежать влияния отрицательных факторов: ребенка, который плохо слышит или
видит, лучше посадить ближе к столу воспитателя; подвижному ребенку, который
часто отвлекается от основного занятия, систематически задавать вопросы, давать
ему промежуточные задания; ребенку, который медленно действует, вовремя помочь,
дать наглядный материал, как бы подсказать ему решение и т. д.
Воспитатель должен помнить, что нет
единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить
наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему
почувствовать радость успеха в умственном труде.
 
 

Добавлено (22.10.2013, 22:30)
---------------------------------------------
Насибова З. Л. з\Д гр.474
Проблемные педагогические ситуации по ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста:ориентировка во времени.

Одним из затруднений, возникающих у детей младшего дошкольного возраста является путаница во времени суток. Для того, чтобы решить эту проблему воспитатель должен воспользоваться несколькими рекомендованными вариантами действий в таких случаях. Точный распорядок дня в детском саду: одно и то же время для завтрака, обеда, ужина, занятий, прогулки - создает реальные условия для знакомства с названиями частей суток: утро, день, вечер, ночь. Также рекомендуется использовать всякого рода иллюстрации, фотографии, картины, на которых по отдельным признакам можно судить о времени суток. 
Эти действия педагога нужны для того, чтобы постепенно слова, обозначающие временные отрезки суток, наполнялись для детей конкретным содержанием, и чтобы дети начали постепенно правильно использовать слова "утро", "день", "вечер", "ночь" и т.д.

 
ГАБИДата: Среда, 23.10.2013, 20:12 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 1
Статус: Offline
Студентка  Алешина С.Г.  группа № 11/473 зД

Описание практического опыта по реализации  принципов математического образования дошкольников. (подгот. гр.)

Принцип  индивидуального подхода
Исходя из индивиду­альных способностейребенка,  в своей группе я стараюсьсоздавать условия для актив­ной познавательной деятельности всех детей и для каж­дого ребенка в отдельности.Так как группа в которой я сейчас работаю у меня второй год я имеюпредставление о возможностях каждого ребенка и это помогает мне правильно организовать работу со всеми детьми. Однако, я снова и снова наблюдаю, изучаю детей, выяв­ляю уровень развития каждого, как ребенок продвигается впе­ред, не перестаю искать причины отставания, которые имеются у некоторых детей. Уверена, чтобы правильно
помочь ребенку, нужно хорошо его знать.      Учебно-воспитательный процесс, построенныйпо принципу индивидуального подхода строится с учетом типа темперамента ребенка – темп деятельности разный.В  моей группе много гиперактивных детей, которые часто отвлекаются, и не только на занятиях по
математике, таких детей я постоянно держу в поле зрения: задаю часто вопросы, спрашиваю совета, прошу помощи…; медлительным детям, тихим, робким, сажаю поближе – самым первым раздаю задание, раздаточный материал, а за 1-2 дня до занятия я знакомлю таких ребят с тем что будет на занятии, например: «Посмотри, Коля, что это? Это календарь…скоро мы со всеми ребятами будем с ним знакомится, но тебе я хочу показать его пораньше, хорошо?!»Я заметила, что неуверенным в себе ребятам это очень помогает, они не боятся отвечать и активно работают – им нравится!!!Также, для робких детей я предлагаю индивидуальные тетради для домашних заданий. В такой тетради ребенок может выбирать себе задания для самостоятельного выполнения, определять для себя сроки выполнения (“быстрые” дети часто хотят сделать все сразу; “медленные” предпочитают отложить работу на потом, чтобы выполнить ее в тишине и одиночестве; “слабые” дети часто предпочитают унести работу домой и выполнять ее при сочувственном внимании мамы или папы).Дети всеразные, поэтому следует учитывать эмо­циональность, легкую возбудимость, быструю утомляемость, а в соответствии с этим менять методические приемы и ди­дактические пособия.Некоторые особенности знаний и умений нередко бывают характернымидля целой подгруппы. Например, хромает количественный и (или) порядковый счет, не умеет рабо­тать самостоятельно, планировать свою деятельность... В таком
случае воспитатель может организовать работу с подгруппой детей.
И это уже дифференцированный подход,который не исключает, адополняет индивидуальную работу с отдельными детьми. В соответствии с результатами диагностики и индивидуальными особенностями детей, я условно в целях удобства планирования и организации занятий,  разделила их на несколько подгрупп.
К первой подгруппе я отнесла детей, укоторых замечалась большая активность и интерес к занятиям по математике, а также творческий характер применения полученных знаний и умений в практической деятельности.
Во вторую подгруппу включила тех воспитанников, активность которых внешнене проявляется. Они не поднимают рук, но, так как всегда внимательны, отвечают правильно и умеют найти верное решение предложенной задачи.
Третью подгруппу составили дети, у которых не проявлялся интерес кзанятиям по математике, у них не только нет желания отвечать, но и при вызове
они предпочитают отмалчиваться. Как показывает практика, пассивность детей на занятиях по математике вызывается, прежде всего, пробелами в их знаниях, трудностями, которые они испытывают в процессе обучения, иногда причиной были длительные пропуски по болезни.  С детьми, которые испытывали трудности в процессе обучения математике, я  вместе со старшим воспитателем продумаласистему коррекционно-развивающей работы в процессе фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Именно на этих занятиях я имела возможность дифференцированно поработать с воспитанниками, доступно объяснив материал, соотнеся темп занятия с возможностями учебной деятельности и индивидуальными
возможностями каждого ребенка. Повторюсь, если ребенок испытывает трудностипри усвоении некоторых математических представлений и понятий, необходимо подобрать для него посильное задание. Выполнение небольшого задания вселит уверенность, активизирует ребенка на выполнение более сложных заданий. Детям, успешно овладевающим математическими знаниями и умениями, следует давать  более сложное задание, чтобы и у нихподдерживался интерес математике.Нетолько мною,  было замечено, что знания,данные в занимательной форме, в форме дидактической игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись элементы познавательного, учебного и игрового общения. Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например к играм “Что изменилось?”, “Который по счету?”, “Чудесный мешочек” и др.Важнопомнить, что пользу приносит только та деятельность, с которой ребенок справился самостоятельно. Таким образом, реализация дифференцированного подхода в процессе обучения математике
в детском саду будет способствовать обеспечению равных стартовых возможностей дошкольников на этапе дошкольного образования и подготовке их к школе.


Сообщение отредактировал ГАБИ - Четверг, 24.10.2013, 21:05
 
Олеся7647Дата: Пятница, 25.10.2013, 18:58 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Квернадзе Олеся
группа 11-471з


Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей.
Дети усваивают различные понятия в дошкольном возрасте, опираясь на чувственный опыт и житейские представления. Они осваивают счёт в повседневной деятельности, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность.
Включение на занятиях специальных игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Это удерживает интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Таким образом, за один год до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Главное не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному механическому запоминанию без осмысливания действий и глубокого их понимания.
Проводя занятия по математике в старших группах детского сада, я заметила, что не все дети могут включиться в работу, невнимательно слушают объяснение материала, часто заучивают счет неосознанно, механически. Такой счет не развивает мышление ребенка, а напротив, притупляет его математические способности. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач. 
Дети усваивают различные понятия в дошкольном возрасте, опираясь на чувственный опыт и житейские представления. Они осваивают счёт в повседневной деятельности, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность.
Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, в дошкольный период стараюсь на занятиях помочь детям освоить не только первый десяток. Очень большая работа идет по развитию таких умений, как сравнение и обобщение, выявление простейших изменений объектов по форме и величине, умение оперировать свойствами объектов и чисел.
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников. Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математики занимается такая дисциплина как «методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников», которая выделилась из дошкольной педагогики и стала самостоятельной научной и учебной областью знаний. 
Программа по математике, которую я использую, направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, т.е. умения делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - писал В.А. Сухомлинский.
Как правило, игры не оставляют равнодушным ни детей, ни взрослых и дают импульс к творческим проявлениям.
Для развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста я использовала развивающие игры.
Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры», которую я использую, является игровое обучение детей дошкольного возраста – это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание.
Вторым принципом технологии является построение такой игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления. Постоянное и постепенное усложнение игр (по спирали) позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность. В каждой игре дети добиваются какого – то «предметного» результата.
Особое внимание для достижения результата образования я уделяла следующим направлениям:
развитие элементарных математических представлений;
развитие логического мышления детей;
развитие познавательной активности;
развитие внимания, памяти;
развитие навыков классификации предметов по родовым и видовым  
понятиям;
развитие мелкой моторики руки;
развитие доказательной речи;

Формы реализации, которые я использую:
обучение в повседневных бытовых ситуациях;
демонстративные опыты;
сенсорные праздники (младший возраст);
театрализация с математическим содержанием; 
коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
фронтальное занятие с четкими правилами, обязательное для всех;
свободные беседы о истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;
самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
 индивидуально-творческая деятельность,
 творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей),
учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия),
 игровой тренинг.

Методы и приемы, которые я использую:
 практические (игровые);
 экспериментирование;
 моделирование;
воссоздание;
 преобразование;
 конструирование.
сюжетно – ролевая игра;
игра – драматизация 
Таким образом, методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
На мой взгляд, стимулирование познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития на математическом содержании способствует накоплению детьми логико-математического опыта. Этот опыт является основой для свободного включения ребенка в предметную, игровую, исследовательскую деятельность: самопознание, разрешение проблемных ситуаций; решение творческих задач и их реконструирование и т. д.
Подведу итог. В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы ДОУ альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросу образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точки зрения, все более актуализируется проблема разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного преемственного математического образования дошкольников и младших школьников, определения целей и оптимальных границ образовательного содержания дошкольных программ и их взаимосвязи со школьными программами, обеспечения качества и полноты методического обеспечения этих программ. Главной проблемой педагогов - воспитателей дошкольных образовательных учреждений является на сегодня проблема реализации этих программ на уровне образовательных технологий.
 
Венера8290Дата: Понедельник, 28.10.2013, 21:30 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Зюзина Елена
группа № 11/473 зД

Математика является интересным методом познания. Изучение математики совершенствует общую
культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них
точность и обстоятельность высказываний. Она развивает интеллектуальные
качества, как способность к абстрагированию, общению, способность мыслить
анализировать, критиковать. Упражнение в математике способствует приобретению
рациональных качеств мысли и ее выражение: порядок, точность, ясность,
сжатость; требует выражения, интуиции.

По моему мнению, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной
картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает
коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

В рамках образовательной области «познание» закладываются основы элементарных
математических представлений, развивается математическое, логическое мышление,
математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим
знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование
дошкольников.

Интеграцию математического развития я осуществляю через следующие образовательные области:
коммуникацию, труд, физическую культуру, здоровье, социализацию,  музык, художественное творчество, чтение
художественной литературы, безопасность.

Поэтому в начале этого учебного года, анализируя свою работу я пришла к выводу, что
интегрированные занятия это не нововведение а хорошо забытое старое и знакомое,
особенно опытным педагогам. Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё
в 1973 году, они не являются инновационной деятельностью, но этот вопрос был
недостаточно разработан в то время. Сейчас, в рамках ФГТ понимается интеграция
не разделов дошкольного образования, а интеграция детских видов деятельности.
Поэтому при подготовке занятий по ФЭМП я стала интегрировать различные виды
деятельности детей в своей группе


Сообщение отредактировал Венера8290 - Понедельник, 28.10.2013, 21:37
 
солнце6751Дата: Понедельник, 28.10.2013, 22:22 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Терешина Светлана
группа 11/473 з-д

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых
ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может
вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не
все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому такое
важное значение имеет оптимальная организация занятий при математической
подготовке детей к школе.
И родители, и мы педагоги знаем, что математика - это мощный
фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и
творческих способностей. Я считаю, что самое главное - это привить ребенку
интерес к познанию. Для этого занятия строю с учетом всех обще дидактических
принципов, проходящих в увлекательной игровой форме.
Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету
обучения.
Процесс обучения математике строю  подобно процессу исследования в математике, то есть, имитирую процесс творческого поиска в
математике.
В математическом развитие осуществляю следующую систему
дидактических принципов:
Принцип воспитания Всестороннее развитие личности реализую в умственном и нравственном, физическом и эстетическом развитие Но
воспитание в процессе обучения вообще и математике в частности как принцип
обучения имеет и свою содержательную направленность, которая определяется
формированием мировоззрения и морали. Чтобы каждый ребенок мог действовать в
соответствии с принципами мировоззрения и морали, он должен сформировать у себя
такие черты характера, как трудолюбие, сила воли, скромность, честность по отношению
к самому себе и другим людям. В связи с этим в развитии математических
представлений повышаю активность детей и возбуждаю у них интерес к вопросам,
имеющим мировоззренческое значение При планировании содержания, средств,
методов и форм обучения обеспечиваю решение всего комплекса образовательных,
воспитательных и развивающих задач.
Принцип научности В процессе обучения основам математики внедряю  проблемное обучение и разнообразные исследовательские приемы. В процессе реализации принципа научности
соблюдаю также принцип доступности, чтобы содержание, формы и методы обучения
учитывались реальные возможности воспитанников.
Принцип систематичности и последовательности Систематичностью развитии математических представлений предполагаю соблюдением определенной
последовательности в изучении учебного материала. Последовательность в обучении
математике означает, что обучение осуществляется в соответствии с правилами
обучения: а) от простого к сложному; б) от легкого к трудному; в) от известного
к неизвестному;
Принцип доступности Принцип доступности в обучении вытекает из требований учета возрастных и индивидуальных особенностей детей
дошкольного возраста. Он лежит в основе составления учебных планов и программ.
При соблюдении в обучении принципа систематичности и последовательности
предопределяю успешную реализацию принципа доступности.
Принцип наглядности Наглядность применяю как средство познания нового, для развития наблюдательности, и для лучшего
запоминания материала. Средства наглядности использую на всех этапах процесса
обучения.
Принцип индивидуального подхода.  Учитываю особенности каждого ребенка благодаря чему дети могут самостоятельно приобретать новые
знания.


Сообщение отредактировал солнце6751 - Понедельник, 28.10.2013, 22:29
 
зайчихаДата: Вторник, 29.10.2013, 18:02 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Зайцева Ольга Анатольевна
Группа 11/473 зд
Опыт по реализации принципов математического образования дошкольников.


В своей работе с детьми придерживаюсь следующих принципов:Принцип
дифференцированного подхода

Я помню о том, что ребенок– уникальная личность. Стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и
развивать.
После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшегоребенка, подбираю задания в соответствии с его умениями и навыками. Так, Саша,
пришел к нам в начале  декабря  , диагностическое исследование
показало, что ребенок не знает и не называет цвета. Для него я подбираю задания
более легкие, чем те которые я даю детям, посещающим детский сад с сентября.
Если детям я даю задание на соотношение цветов, например, «Подбери пару для
варежки», то  ему  даю задание на их различение: «Найди такую же,
как у меня». И прошу обозначить результат словами «такая», «не такая».
Это касается и других свойств  предметов – формы, размера.
Принцип сотрудничества
Даю понять ребенку, что явсегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
Если ребенок не справляется с каким либо заданием, я предлагаю:«Давай, я тебе помогу», «Давай попробуем вместе».  Например, собрать
пирамидку по принципу уменьшения колец, тогда я предлагаю: «Давай вместе со
мной соберем пирамидку. Сначала я выберу самое большое кольцо из всех и одену
его на стержень, теперь ты, посмотри и выбери самое большое кольцо из всех
оставшихся....» и ребенок с удовольствием выбирал кольца и выполнил задание.
Принцип психологического комфорта каждого ребенка
Проявляю понимание,деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его
инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у
ребенка уверенности в себе и в своих возможностях.
В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главноечтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того,
делал ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно поддержать не только
действием, но и словами: «Какой ты молодец!».
Принцип вариативности
Работу вне «занятий» илинеобходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности детей, а
также для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близким
по целям, но предполагающих действия с разными предметами. Например: по
ознакомлению с цветом - «Постройка башни из кубиков», «Разложи на игровое
поле»,   «Собери  грибочки», « Гуси с гусятами», «Спрячь мышку»,
«Найди пару» , «Подбери колесо» и др. В повседневной жизни я обращаю внимание
на цвет одежды,  размер, форму   предметов в групповой комнате, на
прогулке. Закрепление величиныпроводилось как на занятиях, так и в повседневной жизни – играх, наблюдениях,
режимных процессах, самостоятельной деятельности детей.


Сообщение отредактировал зайчиха - Четверг, 31.10.2013, 15:37
 
ЮРДата: Вторник, 29.10.2013, 19:40 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Рябинина Юлия Валерьевна
группа 11-473-зд

Принципы научности идоступности в математическом образовании дошкольниковПринципнаучности обучения и его доступности означает, что у детей дошкольного возраста
формируются элементарные, но по сути научные, достоверные математические знания.
Представления о количестве, размере, форме, пространстве и времени нужно давать
детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это
было им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания. При этом я
учитываю возраст детей, особенности их восприятия, памяти, внимания, мышления.
В процессе усвоения математических знаний и умений дети овладевают специальной
математической терминологией (названия чисел, геометрических фигур, параметров
величины, арифметических действий и др.) Всегда нужно помнить, что отдельные
слова и выражения, сложные для детей, не следует вводить в словарь ребенка.
Например, типы арифметических задач, компоненты арифметических действий, особенности
величины и многое другое. Однако, для развития ребенка, усвоение сути этих
математических категорий очень важно, поэтому я передаю ребенку их смысл, в
простой и доступной форме. Принцип научностии доступности я реализую как в содержании, так и в методике обучения.
Доступность обучения обеспечивается благодаря наличию у детей определенных
знаний и умений, конкретности содержания. При этом материал, который изучается,
излагается в соответствии с правилами: от простого к сложному, от известного к
неизвестному, от близкого к далекому. В процессе изучения математики, я не
нередко использую прием от общего к конкретному - такое усвоение знаний более
доступно ребенку. Так, в младшей группе у детей сначала формировались знания о
величинах предмета в целом (большой, маленький, больше, меньше), а позднее, на
этой основе, они учатся выделять отдельные параметры: высота, длина, ширина, а
еще позднее даются представления о массе. Таким образом, знания ребенка
постепенно расширяются, углубляются, лучше им усваиваются. Новые знания детям я
предлагаю небольшими дозами, обеспечиваю повторение и закрепление их разными
упражнениями и использую возможность их применения в разных видах деятельности.
Сложные программные задачи я делю на ряд небольших заданий, планируя
последовательность в их усвоении.Принципдоступности, я так же реализую в подборе такого материала, чтобы он был не
слишком трудным, но и не слишком легким. Обучение, не предполагающее
напряжения, применения усилий, становится неинтересным. Дети любят преодолевать
доступную трудность, часто сами отказываются от помощи воспитателя.
 
yura6119Дата: Вторник, 29.10.2013, 22:27 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Шеститко Екатерина
11/473 з-д

Принцип наглядности

Предполагает использование наглядных пособий, а также
наблюдений самим ребёнком за окружающей действительностью с целью лучшего
понимания математических понятий и наглядного усвоения математических
действий.



Теоретическое обоснование принципу наглядности впервые
было дано чешскимпедагогом Я.А. Коменским, который выдвинул требование учить
людей познавать

самые вещи, а не только чужие свидетельства о них.

Принцип наглядности вытекает из сущности процесса
восприятия, осмысления иобобщения детьми изучаемого материала.

Проще говоря о значении принципа наглядности и о его роли
в процессе учебногопознания, дидактика утверждает, что наглядность является
исходным моментом

обучения основам математических знаний главным образом в
дошкольном возрасте.

Наглядность применяется мною и как средство познания
нового на занятиях, и для иллюстрациимысли, и для развития наблюдательности, и
для лучшего запоминания материала.

Средства наглядности использую на всех этапах процесса
обучения: при

объяснении нового материала , при закреплении знаний,
формировании

умений и навыков, при выполнении самостоятельных заданий,
при контроле усвоения

учебного материала.

Принцип наглядности, по выражению Я.А. Коменского,
является "золотымправилом дидактики". Он требует сочетания наглядности и
мысленных

действий, наглядности и слова.

В нашем детском саду занятия по математике проводятся
в следующих формах деятельности; игра, викторины, проектная деятельность,
математическая беседа. Наиболее распространены на занятиях дидактические
игры.


Сообщение отредактировал yura6119 - Вторник, 29.10.2013, 22:37
 
DjДата: Среда, 30.10.2013, 20:25 | Сообщение # 12
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Степанищевская Юлия Николаевна  группа № 11/473 зД

Из опыта работы отмечу принцип наглядности как важный и действенный в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, безусловно, в сочетании с реализацией других принципов обучения. Наглядность соответствует формам мышления дошкольников (наглядно-образное, наглядно-действенное).  Средства наглядности адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для детей форме,  облегчают переход от чувственного к абстрактному, делают обучение более интересным, развивают наблюдательность и мышление. Поэтому в процессе деятельности по формированию элементарных математических представлений мною применялось большое количество разнообразного наглядного материала. Средства наглядности использовались мною на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении самостоятельных заданий, при контроле усвоения учебного материала, соответственно в каждом отдельном случае я решала, когда и в какой мере надо применять наглядность в процессе обучения. Обычно использовала демонстрационный наглядный материал для объяснения, показа и работы детей и раздаточный, которым каждый ребенок пользовался индивидуально на занятиях или в самостоятельной деятельности. Необходимые наглядные пособия использовала не только покупные, но и  изготавливала сама, собирала с детьми природный материал.
Я работала с детьми разного возраста. Для каждой возрастной группы использовала свой комплект наглядного материала, рассчитанный на определенное содержание, методы и формы организации обучения, соответствующий возрастным особенностям детей (принцип доступности), отвечающий разнообразным требованиям: научным, педагогическим, эстетическим.
В средней группе, как и в младшей в качестве наглядности использовала реальные предметы и их изображения, меняя их и незначительно варьируя задания и приемы работы, так как малышам необходим многократный показ новых для них действий. Чем разнообразнее работа детей с наглядными пособиями, тем лучше они усваивают знания, новые способы действий. Внимание младших  детей не устойчиво, их необходимо заинтересовать. Привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр, где  игровое действие является в то же время элементарным математическим действием - все это создавало у детей хороший эмоциональный настрой и активизировало их. В старшей группе расширяла виды наглядных пособий и несколько изменяла их характер, использовала символическую наглядность.  В качестве иллюстративного материала  могла использовать игрушки, реальные предметы. Но, в основном, большое место занимала работа с картинками, цветными и силуэтными, схематичными изображениями предметов. Наглядной опорой для детей становились «заместители» реальных предметов, например фигуры разного цвета и размера вместо каких-либо предметов; цветные фишки как дни недели.  Дети с удовольствием принимали такую абстрактность.
В подготовительной группе в качестве наглядности  я  использовала  изображения конкретных предметов, а также предметы, отличающиеся  большим количеством признаков: цветом, размером, формой, разным расположением. Всё большее значение имели наглядные пособия, моделирующие математические понятия, графические и схематические средства (условные обозначения, таблицы, схемы), развивающие абстрактное мышление. Функции наглядных пособий становились иными (в основном, для контроля выполнения заданий, например  зрительных диктантов, решения задач геометрического содержания, выполнение которых основывается на действиях, контролируемых наличием образца; для доказательства предположений методом сопоставления, приемами наложения, приложения, измерения, для подтверждения характера отношений между величинами, числами). Очень нравились детям упражнения с палочками Кюизенера, которые я проводила в игровой форме индивидуально или с подгруппой, подбирая упражнения с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению практических задач. Работа с таким  наглядным средством способствовала развитию абстрактного мышления детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать, выработке навыков счета, вычислений, измерений.
Организуя в группе  уголок занимательной математики для самостоятельной деятельности детей, для индивидуальной работы с детьми, я исходила из принципа доступности игр детям в данный момент и помещала в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможны на разных уровнях. Дети могли выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми. Это были  разнообразные дидактические игры (настольно-печатные и с предметами); занимательный математический материал (головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты и т. д.) , игры с приложением образцов, наглядных инструкций (например, «Танграм»); отдельные дидактические средства: блоки  Дьенеша (логические блоки), палочки  Кюизенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), карточки с цифрами и знаками и другое. Периодически игры в уголке обновляла, учитывая интересы и склонности детей. Действуя с разнообразными дидактическими средствами вне занятий, дети закрепляли знания, полученные на занятиях, а  дети, испытывающие трудности в усвоении материала могли под моим руководством выполнять посильные игровые задания, радовались успеху, тем самым поддерживался  интерес к дальнейшим занятиям. Иначе говоря, самостоятельная деятельность детей (под моим руководством) давала возможность обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, способности, особенности (принцип индивидуального подхода).
Опыт показывает, что руководствуясь в работе принципом наглядности в сочетании с принципами доступности, индивидуального подхода, научности, систематичности и последовательности можно достичь хороших результатов в математическом развитии дошкольников.
 
nina))))))))))Дата: Среда, 30.10.2013, 21:44 | Сообщение # 13
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
Добродеева Н. А. Студентка группы 11/473-зд.

Принцип индивидуального подхода

Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия»,
без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
В чем же состоит сущность индивидуального подхода?
Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему
воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с
тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной
мере. Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и
устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать
нежелательного, мучительного процесса перевоспитания. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных
проявлениях поведения. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе
глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создания условия для
активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.Зная возможности каждого ребенка, индивидуальный подход помогает мне правильно
организовать работу со всей группой. Для этого я постоянно изучаю детей, выявляю
уровень развития каждого, темп его продвижения вперед, ищу причины отставания,
намечаю и решаю конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, писал К.Д. Ушинский, необходимо
хорошо знать его. Я всегда придерживаюсь такого мнения, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде. Моя задача как воспитателя детского сада,проводящего занятия по математике – включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала.Для этого я должна хорошо знать индивидуальные особенности детей, отношение их к занятиям, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала. Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим
занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.Для индивидуальной работы с детьми я опираюсь на такие показатели:
*      характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума,
быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие
собственного отношения к изучаемому материалу);
*      уровень знаний и умений (осознанность, действенность);
*      работоспособность (возможность действовать длительное время, степень
интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);
*      уровень самостоятельности и активности;
*      отношение к обучению;
*      характер познавательных интересов;
*      уровень волевого развития.
В математике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья
воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов.


Сообщение отредактировал nina)))))))))) - Среда, 30.10.2013, 21:50
 
irinaparamoshinaДата: Четверг, 31.10.2013, 17:50 | Сообщение # 14
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Ирина Парамошина 11/473-зд

Одним из главных принципов дидактики в дошкольной педагогикеявляется принцип развивающего обучения. Суть его заключается в том, что под
влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и
развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением,
восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и
эмоциональные процессы, т. е. развивается личность ребенка в целом.

Обучение элементам математики имеет особое значение ввоспитании познавательной активности детей, т. е. стремления и умения решать
разнообразные познавательные задачи.

 Современная педагогика как один из ведущих принциповвыделяет принцип гуманизации педагогического процесса. В основе этого принципа
лежит личностно-ориентированная модель воспитания и обучения. При этом главным
в обучении должна стать не передача знаний, умений, а развитие самой
возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни, обеспечение
чувства психологической защищенности ребенка с учетом его возможностей и
потребностей. Другими словами, личностно-ориентированная модель в обучении —
это прежде всего индивидуализация обучения, создание условий для становления
ребенка как личности.

 Принцип индивидуального подхода к ребенку предусматриваеторганизацию обучения на основе глубокого знания его индивидуальных
способностей, создание условий для активной познавательной деятельности всех
детей группы и каждого ребенка в отдельности.

 Требования индивидуального подхода не означаютпротивопоставление личности коллективу. В коллективе возможна личностная
свобода, только коллективными усилиями можно обеспечить свободу каждой
отдельной личности. Знание воспитателем возможностей каждого ребенка поможет
ему правильно организовать работу со всей группой. Однако для этого воспитатель
должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого, темп его
продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать конкретные
задачи, которые бы обеспечивали дальнейшее развитие ребенка. Чтобы воспитать
человека во всех отношениях, писал К. Д. Ушинский, необходимо хорошо знать его.

Индивидуальный подход к ребенку осуществляется в процессеорганизации как коллективных (занятия по математике), так и индивидуальных форм
работы. При организации работы воспитатель должен опираться на такие
показатели:

 §   характерпереключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или
вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного
отношения к изучаемому материалу);

 §   уровень знаний иумений (осознанность, действенность);

 §   работоспособность(возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности,
отвлечение внимания, утомляемость);

 §   уровень самостоятельности и активности; §   отношение кобучению;

 §   характерпознавательных интересов;

 §   уровень волевогоразвития.
 
RoNaLdO_rEaL_MaDrIdДата: Пятница, 01.11.2013, 18:10 | Сообщение # 15
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Захарян Лорета группа 11/474 З/Д

Обучению дошкольников основамматематики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием
информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации,
желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Программа по математике в детском саду направлена на развитие иформирование математических представлений и способностей, логического мышления,
умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждения,
пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
В своей работе с детьмипридерживаюсь следующих принципов:
Принципсистематичности и последовательности
Нельзя овладеть наукой, не изучая ее в определенной системе. Втакой же мере нельзя успешно развивать познавательные и творческие способности
дошкольников без строго продуманной системы их обучения и воспитания.
Систематичность в развитии математических представленийпредполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного
материала и постепенное овладение основными понятиями дошкольного курса
математики.
Последовательность в обучении математике означает, что обучениеосуществляется в соответствии с правилами обучения:
а) от простого к сложному;
б) от легкого к трудному;
в) от известного к неизвестному;
г) от представлений к понятиям;
д) от знания к умению, от него кнавыку.
Принципдоступности
Принцип доступности в обучении вытекает из требований учетавозрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Он лежит в
основе составления учебных планов и программ.
Принцип доступности требует, чтобы объем и содержаниепредлагаемого воспитателем материала были по силам воспитанникам,
соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся у них запасу
знаний, умений и навыков.
Реализация принципа доступности в развитии математическихпредставлений предполагает выполнение следующих дидактических условий: а)
следовать в обучении от простого к сложному; б) от легкого к трудному; в) от
известного к неизвестному. [16]
Отсюда следует, что строгое соблюдение в обучении принципасистематичности и последовательности предопределяет успешную реализацию
принципа доступности.
Принцип доступности в дошкольном образовании привлекает к себеособое внимание также в связи с проблемой индивидуального подхода к
воспитанникам в условиях массового обучения в детском саду.
Принципнаглядности
Теоретическое обоснование принципу наглядности впервые было даночешским педагогом Я.А. Коменским, который выдвинул требование учить людей
познавать самые вещи, а не только чужие свидетельства о них.
Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия,осмысления и обобщения детьми изучаемого материала.
Говоря о значении принципа наглядности и о его роли в процессеучебного познания, дидактика утверждает, что наглядность является исходным
моментом обучения основам математических знаний главным образом в дошкольном
возрасте и в младших классах.
Наглядность применяется и как средство познания нового, и дляиллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания
материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения:
при объяснении нового материала воспитателем, при закреплении знаний,
формировании умений и навыков, при выполнении самостоятельных заданий, при
контроле усвоения учебного материала.
Принцип наглядности, по выражению Я.А. Коменского, является"золотым правилом дидактики". Он требует сочетания наглядности и
мысленных действий, наглядности и слова.
 
Форум » Дистанционные мероприятия » Интернет-конференции, семинары и курсы » Принципы матем-ого образ-я дош-ков в практике раб ДОУ (Дистанционный круглый стол)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.