Детский сад настоящего:

Четверг, 28.03.2024, 18:52
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Концепция поддержки развития педагогического образования - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Дистанционные мероприятия » Интернет-конференции, семинары и курсы » Концепция поддержки развития педагогического образования (Общественное обсуждение проекта)
Концепция поддержки развития педагогического образования
461119Дата: Пятница, 17.01.2014, 20:32 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
Концепция состоит из описания проблем входа студентов в профессию, процесса подготовки и удержания в профессии по окончании ссуза или вуза.
С текстом можно познакомиться здесь.
Просьба заполнить анкету с обсуждением основным идей концепции (для общей статистики): она находится здесь.
Все комментарии - мнения и оценки можно располагать ниже.
 
TaLeVanДата: Вторник, 21.01.2014, 10:46 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Давайте начнем с того, что некий консерватизм образования по отношению к стремительно меняющейся жизни - это в чем-то даже хорошо. Это позволяет уберечь традиции от огульного нигилизма. А традиции у отечественного педагогического образования очень правильные. Другое дело - под воздействием разных социальных, экономических, бюрократических и прочих факторов остается в профессиональном образовании все меньше людей и возможностей, чтобы эти традиции поддерживать (вспомним хотя бы ежегодное ныне переделывание программ и УМКД, тоскливо заменяющее творческих поиск нового материала и технологий взаимодействия со студентами!!!). Качество профобразования действительно падает (если судить по массе выпускников), но в чем-то и растет (если говорить о тех возможностях, которые есть у мотивированных и сильных студентов во время и после окончания вуза). Поэтому полагаю, что для поддержки развития педобразования нужно не перекраивать стратегию, а создавать условиях для самих работников ВПО, чтобы они "отбраковывали" изжившие себя тактики и сами творили новые идеи, повышающие качество ВПО. А таких идей, поверьте, в нашей среде много (было, есть и будет, если формализм и бюрократия нас не убьет).
Таким образом, концепция должна строиться на систематизации накопленного вузами положительного опыта в профподготовке педагогов. Например, можно провести конкурс или фестиваль концепций профпродготовки среди педагогических вузов. Здесь хотелось бы вспомнить и особую форму практики "Педагогические матсреские", существовавшую в МГПИ, и обогащение учебных планов системой спецкурсов, компенсирующих изъяны стандартов ВПО по отдельным актуальным проблемам образования (например, здоровьесбережение в образовании, психологическая и коммуникативная компетентность педагога, семейная педагогика в дошкольном образовании и т.д. - всего не перечесть традиционного для нашего вуза). Так не будем же изобретать велосипед!
Мне кажется, концепция упускает ряд важных вопросов:
1) необоснованно акцент делается на школу, тогда как дошкольное образование, как равноправный уровень, также нуждается в поддержке лучшего опыта профессиональной подготовки;
2) профессиональное образование педагога не заканчивается с выпуском из вуза (и даже из аспирантуры) - педагог учится всю жизнь (концепция "lifelong learning", принятая мировым сообществом в образовании вообще и профобразовании в частности) - полагаю, что в концепции необходимо уделить больше внимания непрерывности профессионального образования педагога, предоставления ему возможности удобным и эффективным образом реализовывать свою индивидуальную образовательную траекторию (в том числе в дистанционной форме и за счет работодателя);
3) кто будет отрицать, что педагог - это не технолог с узким набором профессиональных знаний, умений и навыков. Чтобы быть учителем или воспитателем - нужно, так сказать, знать жизнь, разбираться во многих областях науки и социальной практики. Именно это обеспечивалось разнообразием и широтой высшего образования (дисциплинами общегуманитарного и социально-экономического цикла, математическими, естественнонаучными и общепрофессиональными курсами). Это нельзя убирать! Тем более что уровень абитуриентов и так очень низок (и это не связано, на мой взгляд, с непрестижностью педпрофессии - скорее со снижением уровня образования общества вообще).
Еще один важный момент по поводу учета профстандарта в программах подготовки кадров и в оценке качества профобразования. Это, безусловно, будет полезно (чтобы голова знала, куда идут ноги). Однако стоит помнить, что профессиональный стандарт педагога только начинает работать, этот документ - лишь канва профессии. Если сводить все только к нему, то мы получим не учителя, а лишь его силуэт. К тому же профстандарт - документ федерального масштаба, не учитывающий региональную и муниципальную специфику. Поэтому необходимо, чтобы стандарты ВПО и ДПО были более гибкими к этим возможностям.
И последнее, но не менее важное, на чем хотелось бы остановиться - возможность повышать квалификацию самим работникам высшего профессионального образования. Сейчас мало таких курсов в массовой практике (или они сильно устарели), времени у преподавателя на это тоже не хватает, в программы стажировок попадают единицы... Может, это крик души, но прежде чем требовать от преподавателя использования современных технологий обучения, нужно сначала с ними познакомить хотя бы - причем не за счет времени, в которое преподаватель обычно работает со студентами, готовится к занятиям, ведет научные исследования и пишет статьи и учебники, работает с учебной документацией или восстанавливает силы от всего этого!
Резюме таково: развивать педобразование нужно, без государственного вмешательства здесь не обойтись, но делать это нужно осторожно, учитывая тот положительный опыт, который уже наработан на местах, создавая условия, чтобы этот опыт развивать, обеспечивая нормативно-правовую и финансовую поддержку перспективных моделей профподготовки и сетевого взаимодействия школы (детского сада), колледжа и вуза.
 
461119Дата: Вторник, 21.01.2014, 15:00 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
Согласна полностью. Мы обсудили данный вопрос на заседании кафедры управления дошкольного образования ИППО МГПУ.
Достоинства концепции в том, что:
1. Поднята проблема поддержки развития педагогического образования.
2. Предложены варианты дифференциации программ бакалавриата и магиструтуры.
3. Намечены пути сотрудничества школы, колледжа и вуза в процессе профессиональной подготовки.
4. Поднят вопрос о стимулировании качества работы студентов через оплату их труда во время прохождения практики.
Смущает в концепции следующее:
1. Педагогическое образование не рассматривается ни как система, ни как функция, ни как объект социального управления.
2. Проблемы, которые выделены как стержневые, касаются только процесса профессиональной подготовки педагогов: входа, программ и выхода. Но они не касаются формирования образовательного пространства и самого процесса сопровождения. Такое ощущение складывается, что студенты сами являются организаторами всего процесса профессиональной подготовки. Обычный преподаватель вообще в ней не рассматривается - и это нарушает его правовой статус как участника процесса профессионального образования. Из концепции выкинуты другие участники педагогических правоотношений - ППС, педагогические коллективы и руководство вузов, органы самоуправления - и профессиональные, и студенческие. Научно-методические и Издательские советы и др.
3. Проблемы входа в профессию, поданные как основные, являются проблемами стратегическими и установочными, но декларируемая концепция - личностно-ориентированная и контекстно-адаптивная, связанная с отказом от линейной траектории обучения, в итоге опровергается, когда вводится предложение профессиональной сертификации и на входе, и на выходе из профессии. Это стратегия другая, усиления непроницаемости входа и выхода из профессии. Кроме того, из системы факторов, влияющих на качество "входа" и "выхода" студентов из учреждения профессионального образования, изымаются все, которые связаны с его функционированием в условиях социальной среды и  партнерства с другими организациями. Например, органы СМИ и педагогические издательства.
4. Проблемы содержания рассматриваются как проблемы интеграции предметных, психолого-педагогических и информационно-технических компонентов профессиональной подготовки, но профессиональная подготовка - более широкое понятие и на одном принципе интеграции "далеко не уедешь" - более того, здесь происходит подмена понятий профессиональной подготовки и педагогического образования (второе значительно богаче по сути): мы не можем рассматривать человека - педагога как инструмент, который готовится для воздействия на других людей. И система сопровождения его личностного и профессионального роста не может ограничиваться повышением качества его стажировки на базах практики через оплату труда студентов.
По поводу практики нужно сказать особо. Остановимся на подготовке бакалавров дошкольного образования. Из 5 видов практики, которые были у специалистов, по новым учебным планам осталось 2 (один из них - в летних лагерях и школах). При этом они проходят ее летом, когда в садах уже практически нет детей (на каникулах вместе с родителями), или по 1 разу в неделю в течение семестра. Оплачивать такую работу сады не смогут, так как студенты для этого должны заключать временный трудовой договор с ними и заменять действующего работника, так как ФОТ формируется, исходя из штатного расписания и подушевого финансирования. Значит, оплачивать должен будет вуз. Нормативно-правовых и финансовых оснований для этого в законодательстве на данный момент нет. Они учатся в вузе, а не работают.
5. Другая проблема заключается в том, что студенты во время такой "однодневной" практики должны заниматься не детьми, а своим курсовым и дипломным проектом, потому что в требованиях к ВКР - проведение серии экспериментов и прикладной характер работы.
В концепции, кстати, полностью отсутствуют вопросы проектной и научно-исследовательской работы студентов и ее поддержки.
6. Вопросы разработки совместных программ профессиональной подготовки в колледжах и вузах интересны. Странно, что они решаются, фактически, передачей функций непрофильного бакалавриата школам при курировании со стороны колледжей, и прикладного бакалавриата - колледжам при курировании данного вопроса со стороны вузов. Для этого нужно будет или отменять стандарты ВПО И СПО, или их снова менять, вводя в них требования стандартов профессиональной деятельности педагога или руководителя ОУ.
7. Последний вопрос тоже интересен. Согласовать данные требования нужно, но они касаются только части функций педагога и руководителя и не отражают весь набор его компетенций, который есть в ГОС ВПО И СПО. Не обязательно из-за этого ломать существующую систему профессионального образования - можно изменить подход к описанию и структурированию ООП и Фонда оценочных средств. Это для оценки качества "выхода" из системы профессионального образования. И здесь обязательно согласование вопросов государственного контроля результатов профессиональной подготовки на ГИА и вопросов независимой экспертизы качества его профессиональной подготовки. Одно дело, если это происходит по заказу выпускника или во время аккредитации вуза. Другое дело - когда ОУ назначает такую проверку при "входе" в профессию. Это может быть испытательный срок, но не сертификация. Сертификация может быть только по окончании стажировки в ОУ - и этим должны заниматься другие органы, которые имеют на это лицензию, а не право тарификации и установления категории.
Такая сертификация, если идет речь о приеме на работу по окончании вуза, означает:
1) нарушение прав граждан РФ - выпускников - на трудоустройство по окончании вуза
2) недоверие организации результатам вузовской подготовки и тому, что в дипломе написано - реальности присвоения квалификации;
3) перевод часть функций вуза и органов государственного контроля в центры профессиональной сертификации - но если они реализуют функцию контроля качества результатов, то это может быть связано только с правами студентов на образование и качеством ООП, что уже было оценено при ИГА (это означает, что студенты-выпускники 2 раза за один временной период проходят через процедуру государственного контроля по одному и тому же основанию, что является незаконным).
Между тем, вопросы профессиональной сертификации по стандартам профессиональной деятельности поднимать нужно, но более аккуратно и с учетом всех нормативно-правовых нюансов данного вопроса, согласования деятельности разных компонентов системы образования без ущерба для системы и интересов самих студентов, ради которых это все и делается.
Кафедра УДО ИППО
 
461119Дата: Вторник, 21.01.2014, 17:51 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
Сформулируем впечатление коротко.
1. Достоинством концепции является постановка вопроса о поддержке развития педагогического образования, сочетание ориентира на отказ от линейной траектории обучения с предложенными вариантами бакалавриата и магистратуры во взаимосвязи с уровнем образования студентов и их практической подготовленностью к работе в профессии, тенденция к усилению взаимосвязи между образовательными учреждениями (школой, колледжем, вузом).
2. Поддерживаем
- попытку согласовать ФГОС СПО И ВПО со Стандартом педагогической деятельности на этапах "входа" в профессию для "непрофильного" бакалавриата и магистратуры и аккредитации ООП вуза;
- распределение программ бакалавриата между школой и колледжем, колледжем и вузом - при условии их дифференциации в содержании и технологиях подготовки, отработки механизмов совместного финансирования и кадровых вопросов;
- возвращение в учебные планы подготовки бакалавров разветвленной системы  практик, мастерских и стажировок;
- решение вопроса о специальной подготовке магистров - будущих представителей управленческого и методического звена ОУ, так как простого опыта педагогической деятельности для управления и методического сопровождения педагогов и родителей обучающихся недостаточно.
3. Сами готовы выступить в качестве представителей рабочей группы по разработке инструментария оценки ОПП в соответствии со стандартами профессиональной деятельности и программы формирования информационного образовательного пространства взаимодействия и сотрудничества преподавателей и студентов, выпускников вуза, поделиться опытом поддержки профессиональной карьеры выпускников через создание педагогического интернет-клуба и интерактивных групп в социальных сетях.
 
вузДата: Среда, 22.01.2014, 20:36 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
В данной концепции подняты очень важные проблемы. Безусловно, сокращение доли бюджетных мест ведет к тому, что приходят учиться на педагога лишь бы получить высшее образование, а не по мотивации "люблю детей", "хочу научить", "хочу сотрудничать". Некоторые из таких студентов остаются в вузе, преподавая так же как и учась - без особого энтузиазма. А студенты, которые были лучшими не могут устроится в образовательные учреждения из за сокращения штатов. И получается, что психологи работают охранниками, так как объединив в один образовательный комплекс - 6-7 учреждений, оставили одного психолога, который работает в каждом ОУ по часу.
  Проблема ввода в профессию решается не высокими баллами ЕГЭ, а расширенной профориентационной, практико - ориентированной работой, предвузовской подготовкой, надо заинтересовать будущих абитуриентов. Университетские субботы, лаборатории открытых опытов, экспериментальная  научная площадка, совместная деятельность будущих студентов, например в языковых детских лагерях.
  Проблема качественной подготовки студентов остается самой острой проблемой в вузе. Использование интерактивных технологий уже никого не удивишь, к каждой лекции у студентов должен быть опорный рабочий материал, именно с ним студент работает на лекции, семинаре  т.д., выступает не  в роли слушателя, а мыслителем, созидателем, творцом совместной деятельности "преподаватель"- "студент".
  А вовлечение студентов в исследовательскую деятельность требует разработки комплексной программы еще в преддверии в поступление в вуз. "Практические точки" должны быть  в открытом доступе для каждого будущего студента, чтобы научившись чему либо, он хотел продолжить начатое дело и в исследовательском направлении.
Таким  образом, надо создать для будущих педагогов условия для успешного вхождения в профессию. Готова разработать комплексную програму по этому направлению
Круглова Л.Ю., доктор педагогических наук, профессор кафедры управления дошкольного образования
 
461119Дата: Четверг, 23.01.2014, 18:58 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
Богуславская Т.Н. к. п. н., доцент кафедры управления дошкольным образованием
Достоинством предложенной концепции является то, что в ней определена позиция Министерства образования  и науки РФ по вопросам реформирования системы педагогического образования.    Считаю, что в преамбуле сложившееся положение в системе предобразования, представлено
избыточно критично.  В  настоящее время произошел ряд существенных позитивных процессов в данной  сфере, которые не учтены разработчиками концепции.  
Ряд положений концепции представляется верным:·      
  • усиление практической направленности процесса подготовки специалистов,·     
  •    расширение вариативности программ бакалавриата и особенно магистерских программ,·    
  •    можно согласиться с акцентом на  привлечение в педагогическую сферу, после соответствующей подготовки, лиц, не имеющих базового педобразования.    

Вместе с тем, ряд позиций концепции являются не вполне проясненными, так не ясны критерии и содержание вводимого универсального бакалавриата. Также в  концепции отсутствует механизмы переподготовки педкадров и повышения квалификации.
Общий вывод: предложенная концепция нуждается во всестороннем профессиональном  обсуждении и соответствующей  экспертизе.
 
tana3369Дата: Воскресенье, 26.01.2014, 22:45 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Прочитала концепцию. Появилось впечатление, что она посвящена  исключительно школьному и профессиональному образованию. Куда же подевалась первая ступень общего образования? Или понятие "учитель" в данном документе подразумевает и воспитателя ДОО?

Обсудим проблемы образования, затронутые концепцией:

1. Проблемы входа в профессию. "Значительная часть выпускников, обучавшихся на программах подготовки педагогов, не трудоустраивается в систему образования". И это действительно в какой-то степени так. Однако давайте разберёмся, почему данная проблема имеет место быть. После получения первого высшего образования, я резко решила, что в педагогику не пойду, впрочем, как и большинство моих однокурсников. Зарплата маленькая, нервы не железные, а жить как-то надо. После 3-ёх месяцев работы не по специальности меня всё равно потянуло к детям. И эта тяга длится уже шестой год непрерывной педагогической деятельности. Я считаю, что в настоящее время проблема трудоустройства выпускников педагогических программ будет решена самостоятельно, если, конечно, повышение зарплаты в педагогических организациях не повлечёт за собой невыполнимых требований для педагогов. Думаю, не стоит приравнивать всех к нерадивым студентам. Если данную проблему тщательно исследовать, их можно будет пересчитать по пальцам. Ещё одна проблема, с которой сталкивались мои однокурсники, - нежелание работодателя трудоустраивать людей без опыта работы.

2. Следующие проблемы, отражённые в концепции, обозначены как проблемы подготовки. Не знаю, как в других ВУЗах, но в ИППО, в котором на данный момент обучаюсь, меня всё устраивает. Особенно радует личностно - ориентированный подход педагогов к студентам. Предлагаю переформулировать данную проблему так: отсутствие условий, в том числе материальных, для более качественного дополнения и усовершенствования устаревших методов и технологий. Формулировку "неудовлетворительное качество подготовки выпускников" считаю обидной и несправедливой для наших талантливых педагогов, которые и горы могли бы свернуть, да нечем.

3. Проблемы удержания в профессии. "Усилившаяся в последнее время задержка с уходом из школы учителей, которые фактически не соответствуют современным требованиям". Хотелось бы подробнее остановиться на понятиях "соответствия/несоответствия должности". Педагог, прежде всего, должен быть практикоориентированным. Однако портфолио педагогических работников на повышение категории подразумевает больше научную и исследовательскую деятельность. Получается, что работать с детьми должны научные работники, а не любящие детей педагоги. Почему корочка о прохождении компьютерных курсов имеет больше баллов, чем сама непосредственная работа с детьми? Ведь так не должно быть. На мой взгляд, проблему педагогов, несоответствующих современным требованиям, надо рассматривать, как проблему усовершенствования педагогического мастерства. И она должна решаться в создании условий для обучения педагогов "старого поколения" на бесплатных курсах. Причём сначала нужно обучить, а потом выдвигать требования о соответствии/несоответствии.

Выделим некоторые плюсы концепции:

1. Сопровождение начинающих педагогов.
2. Система стимулирования практической работы студентов.
3. Возможность предоставления работодателю портфолио на категорию из студенческих наработок во время прохождения практики.
4. Разработка рекомендаций по включению в базовую часть заработной платы педагогических работников доплаты за степень магистра.
Однако в данном случае стоит подстраховаться перед вытекающей из этого положения проблемой: захотят ли работодатели брать на работу тех, кому придётся доплачивать к основному окладу?

Не очень понятна формулировка: "Апробация в регионах моделей квалификационных испытаний для кандидатов на работу в сфере общего образования". Кто такие "кандидаты на работу"? Настоящие студенты или бывшие студенты? Не придётся ли сдавать "бывшим студентам" дополнительный экзамен при поступлении на работу? В какой форме он будет проходить? И кто его будет принимать? Должны ли будут проходить эти испытания педагоги с большим  и средним стажем, меняющие место работы? Не станут ли такие испытания обычной формальностью? Не будет ли тогда в нашей стране развиваться бюрократия, с которой мы так усердно боремся?




Татьяна
 
АмаляДата: Понедельник, 27.01.2014, 21:07 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Данная тема актуальная и интересна для обсуждения. Рассмотренные проблемы и пути их решения вполне реализуемы. Особо хотелось бы выделить педагогическое взаимодействие школы и университета. Я считаю, это наиболее важная задача; в решении которой педагогам необходимо придти к консенсусу, найти единые цели и пути их достижения в подготовке педагогического образования, а так же образованных выпускников-педагогов, профессионалов в своем деле.
 
Helen19Дата: Вторник, 28.01.2014, 20:47 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Здравствуйте! Вот уже некоторое время идет обсуждение концепции поддержки развития педагогического образования. Разработка концепции - верное решение, но ведь, действительно, в ней говорится в основном о педагогах, учителях, а о воспитателях-ни слова. Ведь они не педагоги, они "работники" первой ступени образования. Этим "работником" может стать любой человек с улицы, зачем ему вообще какое-либо образование?
Во введении даются данные мониторинга деятельности вузов, и, на мой взгляд, они не очень приятные и считаю их необъективными. О качестве педагогических кадров судят как-то поверхностно. Ведь не просто так придуманы портфолио, по результатам которых присуждаются категории? Судя по результатам мониторинга, вузы выпускают педагогов-пустышек, имеющих только корочки и ничего более!
Сейчас много говорится о "прозрачности" образования, в концепции есть упоминание о выставлении напоказ своих работ студентов-практикантов, но считаю, что каждое учреждение уже давно прозрачно, работу педагогов могут видеть и оценить многие, кому не безразличны вопросы воспитания и образования. И показать свою работу - уже не страшно и не стыдно!
Да проблемы есть, но конкретного решения этих проблем в концепции не предусмотрено. Всё говорится общими фразами, резкие переходы от частного к общему, но, опять же, никакой конкретики.
 
Dron4ikДата: Воскресенье, 02.02.2014, 21:52 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Биржа трафика trafka.ru
Представляем вашему вниманию биржу трафика trafka.ru
С помощью нашей биржи Вы можете, как продавать трафик со своих сайтов, так и заказывать у нас рекламу. Выкупаем любой трафик.
Сумма минимальной выплаты составляет всего 5$.

Мы предлагаем 3 вида рекламы:
Кликандер (Bodyclick), Попандер (Pop-Under) и Бекандер (Back-Under).

Мы не стоим на месте и развиваем наш проект!
Теперь, при создании рекламной кампании можно выбрать правило «плавных переходов».

Контакты
ICQ: 2359486два8
Skype: chernovol2
Почта: help[гав]trafka.ru

Регистрация
http://www.trafka.ru/?refid=835
 
Форум » Дистанционные мероприятия » Интернет-конференции, семинары и курсы » Концепция поддержки развития педагогического образования (Общественное обсуждение проекта)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.