Специальная дошкольная педагогика
| |
461119 | Дата: Четверг, 04.09.2014, 20:02 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Рейтинг: по 1 заданию из каждой темы
Блок 1. Общетеоретические основы специальной дошкольной педагогики 1 тема Специальная дошкольная педагогика как наука Выполнение установочного теста на профессиональную направленность деятельности Подбор и изучение литературы, составление глоссария Составление кроссворда 6 баллов максимум 2 тема Становление и развитие специальной дошкольной педагогики как науки Составление сравнительной таблицы Подготовка доклада Подготовка к контрольной работе (тест) 4 балла максимум Блок 2. Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса в специализированной ДОО 3 тема Система дошкольного образования. Специфика функционирования компенсирующих и комбинированных групп. Подготовка реферата Подготовка мультимедийной презентации 4 балла максимум 4 тема Понятия образовательного и коррекционно-педагогического процесса Составление эссе по результатам просмотра фильма Конспектирование первоисточников по теме 9 баллов максимум 5 тема Факторы эффективности воспитания и обучения детей. Признаки обучаемости и воспитуемости. Разработка сценария имитационной игры Подготовка комплекса диагностических заданий Подготовка к контрольной работе (в форме деловой игры) 6 баллов максимум Блок 3. Направления воспитания и обучения детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями 6 тема Физическое воспитание: специфика работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Составление развернутых аннотаций методических пособий по теме Подготовка диагностических заданий Подбор игровых упражнений Разработка конспекта занятия 9 баллов максимум 7 Социально-нравственное развитие и воспитание: специфика работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Составление развернутых аннотаций методических пособий по теме Подготовка диагностических заданий Подбор игровых упражнений Разработка конспекта занятия 9 баллов максимум 8 тема Познавательно-речевое развитие и умственное воспитание: специфика работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Составление развернутых аннотаций методических пособий по теме Подготовка диагностических заданий Подбор игровых упражнений Разработка конспекта занятия 9 баллов максимум 9 тема Художественно-эстетическое воспитание: специфика работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Составление развернутых аннотаций методических пособий по теме Подготовка диагностических заданий Подбор игровых упражнений Разработка конспекта занятия 9 баллов максимум 10 тема Особенности подготовки к школе Подготовка диагностических заданий Подготовка к контрольной работе (в форме викторины) Подготовка к викторине "Что? Где? Когда?" 6 баллов максимум Блок 4. Специфика функционирования группы компенсирующего вида 11 тема Особенности режима дня и планирования занятий специалистов Подбор и изучение литературы Составление режима дня в возрастной группе (на выбор) Подготовка сценариев организации 2-3 режимных моментов в группе детей Разработка технологической карты деятельности для детей 9 баллов максимум 12 тема Составление рабочей программы специалиста Подготовка творческого проекта 4 балла максимум 13 тема Особенности взаимодействия специалистов и воспитателей Подбор проблемных ситуаций Разработка сценария деловой игры 3 балла максимум 14 Особенности взаимодействия с родителями воспитанников Подбор проблемных ситуаций Разработка сценария деловой игры Подготовка к контрольной работе: защите проекта на основе мультимедийной презентации Подготовка ответов на вопросы к зачету. 6 баллов максимум
|
|
| |
461119 | Дата: Четверг, 04.09.2014, 20:08 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Примерные темы для проектов Исследовательский проект "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с особыми образовательными потребностями" Теоретическая часть Содержание понятия «культурно-гигиенические навыки». Необходимость их формирования у дошкольников. Содержание культурно-гигиенических навыков детей разных возрастных групп. На основе анализа какой-либо программы составить таблицу, отражающую содержание культурно-гигиенических навыков, формируемых у детей, начиная с раннего возраста. Практическая часть Виды труда дошкольников. Содержание труда для каждой возрастной группы. На основе анализа какой-либо программы составить таблицу, отражающую содержание, методы и приемы трудового воспитания детей раннего и дошкольного возрастов. Разработать технологическую карту по формированию навыка умывания у детей (или другого навыка - на выбор).
"Развитие умственной активности детей с особыми образовательными потребностями" Теоретическая часть Характеристика умственной активности детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных педагогов и психологов. Педагогические условия формирования умственной активности дошкольников (обучающее воздействие взрослых, использование специальных методов обучения и воспитания, организация познавательной и поисковой деятельности детей и др.). Практическая часть Характеристика основных методов и приемов формирования умственной активности у дошкольников. Подготовить материал для демонстрации одного из методов формирования умственной активности детей в форме видеофильма. Роль различных видов деятельности в формировании умственной активности у детей (творческих игр, конструирования, экспериментирования и др.) в форме схемы или таблицы.
Творческий проект "Разработка проекта программы учителя-дефектолога" (на примере работы на год, в любой возрастной группе и с любой категорией детей - на выбор студента).
Игровой проект "Руководство игровой деятельностью детей с особыми образовательными потребностями в условиях группы детского сада" Теоретическая часть Понятие игровой деятельности. Структура игры у детей разного возраста. Особенности игровой деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями. Практическая часть Организация детской игры. Методы прямого и косвенного руководства игрой. Семинар-практикум по организации игры с детьми на определенную тему с моделированием в условиях группы студентов-сокурсников
"Игровой сеанс в Лекотеке" Теоретическая часть Понятие лекотеки. Особенности работы с детьми и родителями. Принципы. Практическая часть Организация игрового сеанса. Структура сеанса. Презентация эффективных форм, методов и приемов совместной коррекционно-педагогической деятельности с детьми и родителями.
|
|
| |
461119 | Дата: Четверг, 04.09.2014, 20:10 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Примерные вопросы к экзамену Феномен детей с ограниченными возможностями здоровья особыми образовательными потребностями. Объект, субъект, предмет, цель, задачи специальной дошкольной педагогики. Источники, основные категории специальной дошкольной педагогики. Методы специальной дошкольной педагогики. Место коррекционной педагогики в системе дисциплин и связь с медициной, психологией, педагогикой. Этапы развития специальной дошкольной педагогики. Современное состояние специальной дошкольной педагогики и дошкольного образования. Программно-методические и нормативно-правовые основы воспитания и обучения дошкольников с проблемами в развитии. Система дошкольного образования. Специфика функционирования специализированных детских садов, компенсирующих и комбинированных групп. Инновационные формы дошкольного образования для детей с ОВЗ. Понятия педагогического и образовательного процесса. Внешняя и внутренняя структура образовательного процесса. Особенности проектирования предметно-развивающей среды и образовательной деятельности детей и взрослых. Специфика в группах компенсирующей и комбинированной, интегрированной направленности. Понятие коррекционно-педагогического процесса и его структура. Факторы эффективности воспитания. Признаки воспитанности и воспитуемости. Признаки отклонений в формировании личности и "социального вывиха" ребенка из жизнедеятельности группы. Факторы эффективности обучения. Признаки обученности и обучаемости. Необходимость учета уровня и динамики обучаемости и воспитуемости при проектировании индивидуального образовательного маршрута ребенка. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста. Цель и задачи, условия. Общие и специальные принципы физического воспитания. Общие и специальные методы, формы физического воспитания. Методические рекомендации для педагогов по организации физического воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Цель и задачи, условия. Общие и специальные принципы социально-нравственного воспитания. Общие и специальные методы, формы социально-нравственного воспитания. Методические рекомендации для педагогов по организации социально-коммуникативного развития и социально-нравственного детей с особыми образовательными потребностями. Теоретические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Цель и задачи, условия. Общие и специальные принципы умственного воспитания. Общие и специальные методы, формы умственного воспитания и познавательно-речевого развития. Методические рекомендации для педагогов по организации познавательно-речевого развития детей с особыми образовательными потребностями. Теоретические основы художественно-эстетического развития и воспитания детей дошкольного возраста. Цель и задачи, условия. Общие и специальные принципы художественно-эстетического воспитания. Общие и специальные методы, формы художественно-эстетического воспитания. Методические рекомендации для педагогов по организации художественно-эстетического воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Понятия психологической и педагогической подготовки детей к школе. Компоненты. Особенности программно-методического обеспечения подготовки детей к школе. Методики диагностики подготовленности детей к школе. Особенности разработки моделей образовательного процесса в компенсирующих и комбинированных группах. Модель на день. Режим дня и сетка игр-занятий. Особенности планирования занятий по образовательным областям и индивидуальной работы с детьми. Модель на неделю. Классификация форм непосредственной образовательной деятельности. Модели образовательного процесса в компенсирующих и комбинированных группах на месяц и на год. Понятие рабочей программы специалиста. Этапы проектирования. Структура программы. Содержание фронтальной, подгруппой и индивидуальной работы с детьми. Описание и оформление рабочей программы дефектолога как документа. Особенности утверждения. Модель взаимодействия воспитателей и специалистов в компенсирующей группе. Особенности планирования и контроля эффективности коррекционно-педагогического и образовательного процессов. Модель взаимодействия специалиста с воспитателями на логопункте и дефектологическом пункте. Критерии эффективности взаимодействия. Цели и задачи взаимодействия с родителями воспитанников в компенсирующих и комбинированных группах. Содержание взаимодействия. Классификация методов и форм взаимодействия с родителями воспитанников в компенсирующих и комбинированных группах. Критерии оценки эффективности сотрудничества с родителями воспитанников в компенсирующих и комбинированных группах.
|
|
| |
461119 | Дата: Четверг, 04.09.2014, 20:11 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: 1. Баенская Е.Р. Специальная дошкольная педагогика.Учебник. М.: ACADEMIA, 2013. 2. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика : теоретико-методическиеосновы коррекционной педагогики : учебное пособие для высш. и сред. спец. учеб. заведений / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под ред. В. И. Селиверстова. - Москва : Владос, 2008. - 263 с. 3. Стребелева Е.А.,Баенская Е.Р., Венгер А.Л., Басилова Т.А. Специальная дошкольная педагогика. Учебник. - М.: ACADEMIA, 2013.
б) дополнительная литература: 1. Батуев,Александр Сергеевич. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для вузов по направлению и специальностям психологии: рек. УМО вузов РФ / А.С. Батуев. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2009. – 317 с
2. Беттельхейм Бруно. Пустая крепость. Детский аутизм ирождение Я [Текст] / Беттельхейм Бруно; пер. с англ. Б. Орлова. - М.: Академический Проект: Традиция, 2004.
3. Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведениядошкольников [Текст]: учеб.пособие / М.Э. Вайнер. - М.: Пед. о-во России, 2004
4. Волосовец, Т.В. Организацияпедагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида [Текст]: Практ. пособие для педагогов и воспитателей / Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 232 с.
5. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальнойнедостаточностью [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов и слушателей курсов переподгот., обуч. по спец. 031700 - Олигофренопедагогика / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М. : Академия, 2003. - 208 с.
6. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитаниеи обучение умственно отсталых дошкольников. — М., 1989.
7. ГлуховВ.П. Основы специальной педагогики и психологии: курс лекций по учебной дисциплине: [учебное пособие для гуманитар. и пед. вузов] / В.П. Глухов. – М.: В. Секачев, 2011.
8. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика [Текст]:воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : учеб.пособие для студ.вузов / Л. А. Головчиц. - М. : Владос, 2001.
9. Дмитриев,Алексей Андреевич. Специальная (коррекционная) педагогика: учебное пособие для вузов по специальностям: "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика", "Логопедия", "Специальная психология", "Специальная дошкольная педагогика и психология": рек. УМО вузов РФ / А.А. Дмитриев. – М.: Высшая школа, 2010. – 295 с.
10. Дошкольноевоспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1995.
11. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системныйподход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. — 1999. — № 6.
12. Жигорева, М.В.Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.В. Жигорева. - М.: Академия, 2006.
13. Жигорева,Марина Васильевна. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учебное пособие для вузов по специальностям "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика", "Логопедия", "Специальная психология", "Специальная дошкольная педагогика и психология": рек. УМО вузов РФ / М.В. Жигорева. – М.: Академия, 2008. – 240 с.
14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1991.
15. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольнаяолигофренопедагогика. — М, 1998. 16. Катаева, А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников сотклонениями в развитии [Текст]: Пособие для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001, 2004. - 224 с.: ил.
17. Кислякова, Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовойориентировки у детей с нарушениями развития: путешествие в мир окружающих предметов : для дошк. и мл. шк. возраста [Текст]: пособие для учителя-дефектолога / Ю.Н. Кислякова. - М.: ВЛАДОС, 2004
18. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальныхдошкольников /Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1989.
19. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей снарушениями в развитии [Текст]: учеб. пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений / под общ. ред. Л.В. Шапковой; ГК РФ по физ. культуре и спорту. - М.: Советский спорт, 2002.
20. Левченко, И.Ю.Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. - М. : Академия, 2001. - 184 с
21. Маленькиеступеньки. Ассоциация Даун Синдром. (1—8 книг) — М., 1998.
22. Мишина Г.А. Особенности взаимодействияродителей с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология. — 2000. - № 4.
23. Настольнаякнига педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева [и др.]. - 2-е изд. -Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.
24. Подласый,И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике : учебное пособие. / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2002.
25. Специальнаяпедагогика : учебное пособие / Л. И. Аксенова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2000.
26. Степанова, О.А. Методика игры с коррекционно-развивающимитехнологиями [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. 0312 - Преподавание в начальных кл. / О. А. Степанова; О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; под ред. Г.Ф. Кумариной. -М.: Академия, 2003.
27. Феоктистова, В.А. Развитие навыков общения у слабовидящихдетей [Текст] : учеб. пособие / В. А. Феоктистова ; Нац. фонд подгот. кадров ; [под ред. Л.М. Шипицыной]. - СПб. : Речь, 2005.
28. Фьюэлл, Р.Р. Обучение через игру: руководство для педагогови родителей [Текст] / Р.Р. Фьюэлл, П. Ф. Вэдэзи. - СПб.: КАРО: Санкт-Петербургский Ин-т раннего вмешательства, 2005. - 160 с.
|
|
| |
461119 | Дата: Четверг, 04.09.2014, 20:14 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Интернет-ресурсы: Сайты http://almanah.ikprao.ru/articles Альманах Института коррекционной педагогики: научно-методический журнал (электронное издание о коррекционной педагогике и специальной психологии) http://www.kidsunity.org/ Сайтоб особых детях (размещены статьи и книги по организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья) http://socialpeded.ru/shparga....ii.html Шпаргалки по специальной педагогике и психологии http://xn--e1adhj9a.xn-----8kcmadfbxacgagmbj3bgaqdcguqaw3aba5a1i.xn--p1ai/....n--....n--p1ai Музейинститута коррекционной педагогики http://pedagogic.ru/ Педагогическая библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp Научная электронная библиотека http://www.tc-sfera.ru/ Творческийцентр Сфера http://1september.ru/ Издательскийдом «Первое сентября» http://profbar.ru/ Центр диагностики, консультированияи игровой поддержки профессора Л.Б.Баряевой http://www.logoped.ru/ Логопед.ru http://defectolog.ru/documents/1017/?theme=1397 Дефектолог. ru http://www.pedlib.ru/Books/3/0246/3_0246-159.shtml#book_page_top Клинические основы дошкольнойкоррекционной педагогики и специальной психологии: Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений / под общ. ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с. [Электронный ресурс].
Электронные публикации
http://psychlib.ru/mgppu/GVo-1985/GVo-072.htm ВОСПИТАНИЕ и ОБУЧЕНИЕ умственно отсталых дошкольников КНИГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова
http://psychlib.ru/mgppu/periodica/defect031996/BVs-047.htmВоспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением Т. А. Басилова
http://psychlib.ru/mgppu/periodica/PNIO052007/GEI-152.HTM Игровая деятельность дошкольников приинтеллектуальных расстройствах Гаврилушкина О. П., Егорова А. А.
http://booksshare.net/index.p....ok=2002 Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. M.: Издательский центр «Академия», 2002.
http://pedlib.ru/Books/2/0169/index.shtml?from_page=75 Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика:Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. —— Балашов: Николаев, 2004. — 80 с.
http://almanah.ikprao.ru/article....vennogo Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения
http://almanah.ikprao.ru/article....telnogo Дифференциация уровней и вариантовФГОС для детей с ОВЗ
|
|
| |
|