Формирование математических представлений - Страница 6 - Форум
Детский сад настоящего:

Вторник, 06.12.2016, 22:49
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Формирование математических представлений - Страница 6 - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 6 из 6«123456
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » Математика » Формирование математических представлений (Аннотации)
Формирование математических представлений
ДжинджерДата: Вторник, 19.11.2013, 17:21 | Сообщение # 76
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Морозова Марина  гр 11/474 зд     Аннотация к книге  Е.В. Сербина       «Математика для малышей», младшаяразновозрастная группа: книга для 
воспитателя детского сада,
 
издательство Просвещение, 1992г.
Книга создана для работы по формированиюэлементарных математических представлений в разновозрастной группе детей 3-4-х
летнего возраста. 
Автор книги считает, что стиль жизни детей втакой группе должен быть приближен к семейному. И хотя в этот стиль не
вписывается система ежедневных фронтальных занятий, автор считает необходимым
находить такие формы коллективной работы, в которой могут принимать участие все
дети. 
При составлении плана занятий по формированиюэлементарных математических представлений, автор рекомендует обратить внимание
на то, что «скачки роста» и в общем психическом развитии ребенка и в развитии
отдельных психических процессов приходятся на середину хронологического года
жизни, поэтому, если условия позволяют желательно объединить в младшую группу
детей от 2,6 до 4,6 лет. Так же при планировании работы необходимо учитывать,
что начало года – это период адаптации к дошкольному учреждению, поэтому не
стоит спешить начинать обучение, а уделить больше времени играм, как в группе,
так и  на свежем воздухе, что бы между
детьми младшего и более старшего возраста сложился коллектив. Это, по мнению
автора,  является необходимым условием
эффективности работы. 
Занятия в начале года должны быть ориентированына самых маленьких. Занимаясь с малышами необходимо углублять и расширять
знания старших. 
Для регуляции взаимодействия детей, авторрекомендует установить в группе следующие правила: 
• Старшие оказывают помощь младшим по ихпросьбе. 
• Младшие не мешают старшим работать и играть.
• Нельзя отбирать игрушку у другого ребенка,бить или оскорблять его, ломать его постройки или портить продукты труда. 
• Младшие всегда могут присутствовать и по мересил и желания участвовать в любом занятии. 
• Воспитатель не принуждает к участию в занятииникого из детей. 
Автор считает необходимым отмечать успехиребенка в присутствии всех детей, побуждая их радоваться успехам товарищей, и
не допустимым порицание ребенка в присутствие других детей. 
В своем пособии автор опирается на особенностипознавательного развития детей каждого возраста: на особенности мышления, на
форму познавательной деятельности. Например, для детей 2-3 лет автор
рекомендует создать в группе следующие условия: 
• создать такую психологическую атмосферу, чтовоспитатель любит и принимает его таким, какой он есть, чтобы малыш мог
свободно выражать свои желания и интересы; 
• обеспечить разнообразие и изменчивость среды,окружающей детей, включая в нее не только игрушки, но и предметы обихода
взрослых, которые интересно исследовать;
• предоставить каждому ребенку возможность братьлюбые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению (в том числе
разбирать их на части и заглядывать внутрь); 
• поощрять самостоятельность и любознательностьдетей; 
• постоянно использовать в речи слова, обозначающиецвет, размер и форму предметов, их пространственное расположение и количество. 
    Детей3-4 лет отличает от малышей то, что они уже достаточно овладели
существительными и глаголами, и теперь основная задача заключается в усвоении
прилагательных, эта задача решается, в том числе и через усвоение признаков
предметов (цвет, размер, форма). 
Мышление детей 4-5 лет позволяет ребенкувыходить за пределы наличного бытия и начать жить хоть еще и в ограниченном, но
протяженном во времени мире. Появление в арсенале ребенка таких понятий, как
«сегодня» и «вчера», «сначала» и «потом» открывает возможность перейти от
накопления разрозненных впечатлений к поиску закономерностей. Организовать в
сознании ребенка поступающие впечатления, по мнению автора помогают следующие
категории: время, пространство и мера, выражаемые с помощью числа. В первую
очередь ребенку нужно дать возможность понять смысл слов, которые выражают
каждую категорию, а затем познакомится с преобразованиями, осуществляемыми в
рамках этой системы. 
Автор рекомендует знакомить ребенка сматематическими понятиями в обычной реальной жизни, на обычных а не
изготовленных специально предметах, чтобы ребенок увидел, что математически
понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе. Основной способ
познания ребенка этого возраста – рассказы взрослого и ответы взрослого на его
вопросы.
 

     Автор подчеркивает, чтообучение не должно разрушать естественной жизни детей. При планировании работы
по формированию элементарных математических представлений, считает
целесообразным включать математическое содержание в контекст традиционной детской
деятельности: игры, рисования, пения, лепки, труда, движения под музыку, что
позволит избежать фронтальных математических занятий, которые так утомляют
детей.
 
    Впособии дается планирование по месяцам. В каждом месяце прорабатывается 3-4
темы, к каждой из которых воспитатели будут не раз возвращаться в течение года. 
Для работы с детьми по формированию элементарныхматематических представлений используются прогулки, подвижные и сюжетные игры,
продуктивная деятельность, поэтому у воспитателя есть возможность уделить ей
больше чем 20 минут в течение недели. 
    Дляудобства пользования книгой введены условные обозначения возрастных подгрупп
детей. На иллюстрациях к некоторым заданиям присутствуют буквы, обозначающие
возраст детей: 
A – от 2 до 3 лет 
B – от 3 до 4 лет 
C – от 4 до 5 лет. 
    Вглаве «Зачем детям математика» автор выделяет основную задачу, стоящую перед
воспитателем детского сада, а именно - не только передать те или иные знания и
навыки ребенку, а, что важнее, сформировать у него определенное отношение к
миру, т.е. заложить определенные основы его личности. 
Знакомство с математикой дает первое интуитивноеощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая
имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону.
Математика дает возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и
пропорциональность есть, как и в природе, так и в истинном искусстве.
Интуитивное ощущение гармонии, как соразмерности позволяет соединить
эстетические чувства ребенка и его интеллект. Исходя из этого автор определяет
основную цель занятий приведенных в пособии как формирование у ребенка
уверенности в своих силах основанное на том, что мир упорядочен и потому
постижим, а, следовательно предсказуем для человека. 
Поэтому, по мнению автора, вводя маленьких детейв мир математики, важно показать им, присутствие чисел в мире природы,
культуры, наполнить представления о каждом числе живыми ассоциациями, обратить
внимание на то, что в сказках числа тоже играют большую смысловую роль. 
    Признакомстве с формой важно не только добиться запоминания их названий, сколько
дать представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве. Идею
симметрии не нужно формулировать, но нужно организовать опыт ребенка, так,
чтобы он мог видеть много примеров симметрии. Это же касается и отношения
подобия в природе линии и цвета. 
Развитие чувства пропорции и чувства ритма автортак же относит к математике. По ее мнению развитию абстракции должно
предшествовать живое переживание, которое позволить не превратить это понятие в
сухую теорию.

Добавлено (19.11.2013, 17:21)
---------------------------------------------
ПРОДОЛЖЕНИЕ   Морозова Марина  гр11/474 зд

Для решения всех этихзадач автор предлагает следующую помесячную систему работы с сентября по май: 
Сентябрь. 
    Счёт. 
Полезные игры для самых маленьких, но в которые с удовольствием играют и
большие, с помощью которых можно сформировать у детей умение сопоставлять один
к одному с использованием народных песенок-потешек, в которых присутствует счет
и перечисление.
 
Величина.
Предлагаются задания позволяющие учить детейсравнивать и подбирать предметы по величине и правильно использовать в речи
слова большой -маленький. Для этого предлагаются задания, используемые в
бытовых и игровых ситуациях.
 
Далее даются рекомендации по созданию обучающейсреды. 
Октябрь. 
    Цвет.
Знакомство с желтым цветом. 
Приведены варианты заданий, которые позволяютдетям поупражняться в различении и назывании цветов красного, желтого, зеленого
и синего цветов. Задания позволяют решать эту задачу, как в бытовой, так и в
художественно-продуктивной деятельности ребенка.
 
    Количество. 
Задания позволяют научить детей сравниватьпредметы по количеству, понимать и правильно употреблять слова много - мало,
полный - пустой. Для этого используются бытовые, игровые, а так же специально
созданные проблемные ситуации.
 
    Форма. 
В начале года автор считает основной задачейобращение внимания детей на такой признак предмета, как форма. Для этого
предлагаются различные дидактические игры с природным материалом, баночками,
имеющими крышки разной формы, вырезание различных форм из теста для печенья.
 
Развитие мелкой моторики и кистей рук. 
Так как развитие речи и мышления находится втесной связи с развитием мелкой моторики и кистей рук, то автор предлагает
каждый день делать различные упражнения для их развития, это и игры с мелкими
предметами, разминание глины и пластилина, различные пальчиковые игры,
нанизывание, завязывание узлов, застегивание пуговиц и т.д.
 
Ноябрь. 
Трудные понятия. 
Детям предлагают различные задания используяразличные сферы его деятельности для того чтобы подвести его к усвоению
следующих понятий: такой же и одинаковые, внутри и снаружи, характеристики
движений (скорость и направление).
 
Цвет. 
Знакомство с красным цветом. 
Для решения этих задач, так же используетсяхудожественно-продуктивная деятельность. 
Величина. 
Для изучения и закрепления понятий большой - маленький,предлагаются подвижные, словесные дидактические игры, аппликации из
геометрических фигур, рисование; понятий длинный – короткий используются
различные бытовые и игровые ситуации.
 
Практическая сериация. 
Эти задания позволяют учить детей сравниватьпредметы, подбирать и упорядочивать их по размеру. Для этого используются
различные игрушки разного размера, которые можно вкладывать друг в друга,
природный материал, пирамидки, матрешки и т.д.
 
Декабрь. 
В этот период предлагается использоватьподготовку к празднованию Нового Года для упражнения в различении формы,
размера, цвета.
 
Цвет. 
Знакомство с голубым цветом – симметричноевырезывание снежинок из голубой бумаги. Занятия проходят, так же как и в
предыдущих месяцах.
 
Форма дети делают различные украшения кпразднику. 
Январь 
Количество: счет до 5. 
Используются различные пальчиковые игры сосчетом, песенки и сказки которые помогают детям усвоить числовой ряд (для
малышей «Теремок», «Колобок», «Репка»; для детей постарше – «Петух и бобок»,
«Бесхвостая лиса» и т.д.).
 
Февраль 
Пространственные отношения. 
В бытовой деятельности обращать внимание детей напространственное расположение предметов. Так же для этой цели используется
конструирование, рисование, игровая деятельность, словесные дидактические игры,
рассматривание картин и т.д.
 
Временные представления.
Используются беседы с детьми о том, что людиделают в разные части суток, беседы о разных временах года, рисование,
аппликации и пение песенок на соответствующие темы.
 
Март
Формирование операции классификации. 
Работая с детьми, предлагается двигаться кклассификации более простых и отчетливых внешних признаков к более сложной
классификации по различным свойствам.
 
Сначала используются задания для классификациипо названию – шишки, ракушки; затем классификация по знаемым признакам предмета
– признаки которые не видны непосредственно, а выявляются при взаимодействии
предметов друг с другом – тонет, притягивается магнитом, плавает, летает и т.д.
 
Формирование операций сериации. 
Предлагаются различные игры с природнымматериалом, лентами, геометрическими фигурами (по величине, цвету – степени
осветления цвета, добавления или примешивания другого цвета), с использованием
лепки, аппликации.
 
Апрель
Количество: счет до10.
Предлагаются пальчиковые игры со счетом, музыка идвижения, считалки, загадки. 
Цвет. 
Занятия по смешению желтого и красного цветов, накотором можно использовать «Оранжевую песенку» (сл. А. Арканова и Г. Горина,
муз. К. Певзнера).
 
Форма. 
Выполнение различных геометрических орнаментов,аппликаций из геометрических фигур. 
Май 
Игры на развитие внимания. 
Игры на развитие памяти. 
Игры на развитие воображения и мышления (для старших детей).
 
Индивидуальные игры. 
Дополнительные серии занятий для старшихдошкольников. 
Игры на составление алгоритмов, серий.

 
лена6344Дата: Среда, 20.11.2013, 20:21 | Сообщение # 77
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline




Формирование
элементарных  математических
представлений в детском саду»

Программа
и методические рекомендации для занятий с детьми
2-7лет.

издательство Мозаика -Синтез   Москва 2008.-112 стр.

Пособие
содержит уточненный и дополненный вариант программы и методических рекомендаций
по развитию математических представлений у детей 2-7 лет, разработанных в
традициях отечественной дошкольной педагогики.

Ведущие
цели «Программы»-создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры
личности,развитие психических и физических качеств,подготовка ребенка к жизни в
современном мире.

Данное
пособие может использоваться самостоятельно для реализации задач обучения детей
элементарной математике.Также оно может легко комбинироваться с другими
современными пособиями.Программа ориентирована на практическую реализацию задач
всестороннего воспитания ребенка. В этой программе хорошо прописан программный
материал для каждой возрастной группы и по всем разделам.(колличество и счет
,величинаи форма,ориентировка в пространств и времени) с прогнозируемыми к концу
года результатами.

Четко
прописаны методические рекомендации по организации обученияпо программе.Так же
представлено примерное распределение программного материала на год для каждой
возрастной группы по разделам. Книга включает в себя примеры занятий с
подробным  описанием хода занятий.В
конце книги прописана рекомендуемая литература для воспитателей.

Реут  Елена Викторовна 475 гр зд.

 
ЭльимраНДата: Среда, 20.11.2013, 21:43 | Сообщение # 78
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Стойлова Л.П. ФрейлахН.И. Теоретические основы  формирования
элементарных математических представлений у дошкольников. Москва 1997год.Теоретические основыформирования элементарных математических представлений у дошкольников – это
раздел курса «Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников», который изучается на дошкольных отделениях педагогических
колледжей и вузов. Основная цель - дать математическое описание и уточнить  смысл тех представлений, которые формируются
на занятиях с дошкольниками. Прежде всего, это раскрытие понятий натурального
числа,  величины и ее измерения, а также
рассмотрение теоретико-множественных и логических понятий, являющихся основой
практических и умственных действий, осуществляемых  дошкольниками при формировании у них
элементарных математических представлений. Еще одна задача данногораздела – показать студентам важность понимания сути математических понятий и
фактов для целенаправленной работы по математическому развитию детей
дошкольного возраста.Материал раздела разбитна шесть лекций:1.    Математические понятия, предложения иумозаключения.2.    Множества. Соответствия и отношения.3.    Геометрические фигуры.4.    Величины и их измерения.5.    Натуральные числа и нуль.6.    Текстовые задачи.Предваряющий каждуюлекцию план отражает содержание каждой темы.Завершается каждаялекция заданиями для самостоятельной работы студентов и опорным конспектом, что
позволяет систематизировать знания по теме и усвоить его.В большинство лекцийтакже включены задания для студентов. Сделано это с  целью активизации их познавательной
деятельности, углубления и осмысления изучаемого материала.Лекция № 1.Математические понятия, предложения и умозаключения.План.1.    Введение.2.    Объем и содержание понятия.3.    Определение понятий.4.    Математические предложения.а)Высказывания и высказывательные формы.б)Высказывания с кванторами.в)Отношения следования и равносильности между предложениями.      5.Умозаключения и их виды. Лекция № 2. Множества. Соответствия и отношения.План.1. Понятия множества и элемента множества.2. Способы задания множеств.3. Отношения между множествами.4. Операции над множествами.5. Разбиение множества на классы.6. Соответствия между элементами двух множеств.7. Равномощные множества.8. отношения между элементами одного множества.9. Свойства отношений на множестве. Лекция № 3 Геометрические фигуры.План.1.    Понятие геометрической фигуры.2.    Геометрические фигуры на плоскости.3.    Многоугольники, круг.4.    Геометрические фигуры в пространстве.5.    Многогранники.6.    Тела вращения.Лекция № 4. Величины иих измерения.План.1.    Понятие величины. Основные свойстваоднородных величин.2.    Измерение величины. Численное значениевеличины.3.    Длина, площадь, масса, время.4.    Зависимости между величинами.Лекция № 5. Натуральныечисла и нуль.План.1.    Этапы развития понятия натуральногочисла и нуля.2.    Натуральный ряд и его свойства. Счёт.3.     Теоретико-множественныйсмысл натурального числа и нуля.4.    Натуральное число как результатизмерения величин.5.    Способы записи чисел.6.    Особенности десятичной системысчисления.Лекция № 6. Текстовыезадачи.План.1.    Понятие текстовой задачи.2.    Способы решения задачи.3.    Основные этапы решения задачи.4.    Моделирование в процессе решения задачи.    Стойлова Л.П. ФрейлахН.И. Теоретические основы  формированияэлементарных математических представлений у дошкольников. Москва 1997год.Теоретические основыформирования элементарных математических представлений у дошкольников – это
раздел курса «Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников», который изучается на дошкольных отделениях педагогических
колледжей и вузов. Основная цель - дать математическое описание и уточнить  смысл тех представлений, которые формируются
на занятиях с дошкольниками. Прежде всего, это раскрытие понятий натурального
числа,  величины и ее измерения, а также
рассмотрение теоретико-множественных и логических понятий, являющихся основой
практических и умственных действий, осуществляемых  дошкольниками при формировании у них
элементарных математических представлений. Еще одна задача данногораздела – показать студентам важность понимания сути математических понятий и
фактов для целенаправленной работы по математическому развитию детей
дошкольного возраста.Материал раздела разбитна шесть лекций:1.    Математические понятия, предложения иумозаключения.2.    Множества. Соответствия и отношения.3.    Геометрические фигуры.4.    Величины и их измерения.5.    Натуральные числа и нуль.6.    Текстовые задачи.Предваряющий каждуюлекцию план отражает содержание каждой темы.Завершается каждаялекция заданиями для самостоятельной работы студентов и опорным конспектом, что
позволяет систематизировать знания по теме и усвоить его.В большинство лекцийтакже включены задания для студентов. Сделано это с  целью активизации их познавательной
деятельности, углубления и осмысления изучаемого материала.Лекция № 1.Математические понятия, предложения и умозаключения.План.1.    Введение.2.    Объем и содержание понятия.3.    Определение понятий.4.    Математические предложения.а)Высказывания и высказывательные формы.б)Высказывания с кванторами.в)Отношения следования и равносильности между предложениями.      5.Умозаключения и их виды. Лекция № 2. Множества. Соответствия и отношения.План.1. Понятия множества и элемента множества.2. Способы задания множеств.3. Отношения между множествами.4. Операции над множествами.5. Разбиение множества на классы.6. Соответствия между элементами двух множеств.7. Равномощные множества.8. отношения между элементами одного множества.9. Свойства отношений на множестве. Лекция № 3 Геометрические фигуры.План.1.    Понятие геометрической фигуры.2.    Геометрические фигуры на плоскости.3.    Многоугольники, круг.4.    Геометрические фигуры в пространстве.5.    Многогранники.6.    Тела вращения.Лекция № 4. Величины иих измерения.План.1.    Понятие величины. Основные свойстваоднородных величин.2.    Измерение величины. Численное значениевеличины.3.    Длина, площадь, масса, время.4.    Зависимости между величинами.Лекция № 5. Натуральныечисла и нуль.План.1.    Этапы развития понятия натуральногочисла и нуля.2.    Натуральный ряд и его свойства. Счёт.3.     Теоретико-множественныйсмысл натурального числа и нуля.4.    Натуральное число как результатизмерения величин.5.    Способы записи чисел.6.    Особенности десятичной системысчисления.Лекция № 6. Текстовыезадачи.План.1.    Понятие текстовой задачи.2.    Способы решения задачи.3.    Основные этапы решения задачи.4.    Моделирование в процессе решения задачи.

Добавлено (20.11.2013, 21:43)
---------------------------------------------
Стойлова Л.П. ФрейлахН.И. Теоретические основы  формирования
элементарных математических представлений у дошкольников. Москва 1997год.Теоретические основыформирования элементарных математических представлений у дошкольников – это
раздел курса «Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников», который изучается на дошкольных отделениях педагогических
колледжей и вузов. Основная цель - дать математическое описание и уточнить  смысл тех представлений, которые формируются
на занятиях с дошкольниками. Прежде всего, это раскрытие понятий натурального
числа,  величины и ее измерения, а также
рассмотрение теоретико-множественных и логических понятий, являющихся основой
практических и умственных действий, осуществляемых  дошкольниками при формировании у них
элементарных математических представлений. Еще одна задача данногораздела – показать студентам важность понимания сути математических понятий и
фактов для целенаправленной работы по математическому развитию детей
дошкольного возраста.Материал раздела разбитна шесть лекций:1.    Математические понятия, предложения иумозаключения.2.    Множества. Соответствия и отношения.3.    Геометрические фигуры.4.    Величины и их измерения.5.    Натуральные числа и нуль.6.    Текстовые задачи.Предваряющий каждуюлекцию план отражает содержание каждой темы.Завершается каждаялекция заданиями для самостоятельной работы студентов и опорным конспектом, что
позволяет систематизировать знания по теме и усвоить его.В большинство лекцийтакже включены задания для студентов. Сделано это с  целью активизации их познавательной
деятельности, углубления и осмысления изучаемого материала.Лекция № 1.Математические понятия, предложения и умозаключения.План.1.    Введение.2.    Объем и содержание понятия.3.    Определение понятий.4.    Математические предложения.а)Высказывания и высказывательные формы.б)Высказывания с кванторами.в)Отношения следования и равносильности между предложениями.      5.Умозаключения и их виды. Лекция № 2. Множества. Соответствия и отношения.План.1. Понятия множества и элемента множества.2. Способы задания множеств.3. Отношения между множествами.4. Операции над множествами.5. Разбиение множества на классы.6. Соответствия между элементами двух множеств.7. Равномощные множества.8. отношения между элементами одного множества.9. Свойства отношений на множестве. Лекция № 3 Геометрические фигуры.План.1.    Понятие геометрической фигуры.2.    Геометрические фигуры на плоскости.3.    Многоугольники, круг.4.    Геометрические фигуры в пространстве.5.    Многогранники.6.    Тела вращения.Лекция № 4. Величины иих измерения.План.1.    Понятие величины. Основные свойстваоднородных величин.2.    Измерение величины. Численное значениевеличины.3.    Длина, площадь, масса, время.4.    Зависимости между величинами.Лекция № 5. Натуральныечисла и нуль.План.1.    Этапы развития понятия натуральногочисла и нуля.2.    Натуральный ряд и его свойства. Счёт.3.     Теоретико-множественныйсмысл натурального числа и нуля.4.    Натуральное число как результатизмерения величин.5.    Способы записи чисел.6.    Особенности десятичной системысчисления.Лекция № 6. Текстовыезадачи.План.1.    Понятие текстовой задачи.2.    Способы решения задачи.3.    Основные этапы решения задачи.4.    Моделирование в процессе решения задачи.Несмелова Э.Х. 11-471з

 
irina8367Дата: Пятница, 22.11.2013, 21:10 | Сообщение # 79
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Семенова Ирина 11/471-зУчебно – методическийкомплект «Математика в детском саду» Новикова В.П.     Этот учебно – методический комплект по развитию элементарныхматематических представлений у детей дошкольного возраста широко используется
во многих дошкольных учреждениях России.      В комплект входят методические пособия с подробными конспектами занятий для всех возрастных групп детскогосада, рабочие тетради, демонстрационный и раздаточный материал.     Комплект дополнен методическими пособиями для занятий с палочками  Кюизенера и геометрической мозаикой, а такжераздаточными материалами к этим пособиям.     В пособии для занятий с детьми3-4 лет представлена система дидактических игр и игровых упражнений,
направленных на развитие математических представлений в соответствии с их
возрастными возможностями и основными принципами развивающего обучения.     Обучение построено в виде диалога взрослого с ребенком по ходу которогов доступной и занимательной форме дошкольник овладевает математическими
категориями, учится самостоятельно использовать полученные знания в различных
ситуациях. Это подводит к осознанию, полноценному усвоению предлагаемого
материала.     Взрослый не осуществляет прямого обучения, способного затормозить илиотрицательно повлиять на самостоятельность ребенка в выборе методов и способов
выполнения математических заданий. Он создает ситуацию содружества,
содеятельности. Поэтому каждое правильное решение ребенок осознает как свою
«победу». А все задания, которые вызывают затруднения дошкольника, разрешаются
в беседе, в неназидательной подсказке взрослого.     Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью ивоспитани5м мыслительных процессов. Малыш постоянно учится объяснять ход
выполнения заданий и свои действия.     Полученные умения малыш имеет возможность закреплять в повседневнойжизни как в детском саду, так и в семье.      Пособие для работы с детьми 4-5 лет органически продолжает и развиваеттемы, затронутые в книге «Математика в детском саду. Младший возраст». Главным
и неоспоримым достоинством данной методики является способ подачи материала.
Много внимания уделяется также самостоятельной работе детей и активизации их
словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный
материал, но и попытаться объяснить понятое.     Занятия проводятся фронтально, по группам и индивидуально. Сочетаниеколлективных и индивидуальных форм организации детей педагог определяет сам.
Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальных возможностей каждого
ребенка.Поощряйте детей и избегайтекатегорических оценок.     Используемые методические приемы в пособии для детей 5 – 6 лет(сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми
проблемно-игровых и поисковых ситуаций) способствуют формированию у них
элементарных математических представлений.     Большинство занятий носит интегрированный характер, в которыхматематические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности.
Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками
поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его
решения. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы,
которые способствуют не только овладению математическими знаниями,  но и общему интеллектуальному развитию.     Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малыеподгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной
деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со
сверстниками, коллективной деятельности.     Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх,которым в предлагаемой методике придается большое значение. Достаточно широко
используются условные символы, позволяющие детям переходить от обучения с
элементами наглядности к решению задач в умственном плане. В процесс обучения
включены пословицы, считалки, загадки. Дошкольникам предлагается объяснить ход
решения ими различных математических задач, что способствует и их речевому
развитию.      Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на занятии.Кроме того, предлагаются задания для родителей с целью привлечения их к
совместной деятельности с воспитателями.     Все полученные знания и умения подготавливают к усвоению детьми наследующей ступени развития более сложных математических задач.     Материал предлагаемый в пособии для детей 6-7 лет является органическимпродолжением программного материала для детей старшего дошкольного возраста.     Используемые методические приемы, сочетание практической и игровойдеятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствуют
формирований элементарных математических представлений.     Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются сдругими видами детской деятельности, носит интегрированный характер. Основной
упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных
задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения.     Обучение включает как прямые, так и опосредованные методы, которыеспособствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему
интеллектуальному развитию дошкольников. Занятия также предполагают различные
формы объединения детей. в ходе занятий дети получают устойчивые навыки счета
от0 до20, знакомятся с процессами сложения и вычитания, понятиями «больше»,
«меньше», «четный», «нечетный», с местом числа в числовом ряду, геометрическими
фигурами, узнают способ образования чисел второго десятка, учатся составлять и
решать задачи.     Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерныхдидактических играх.      Пособие будет полезно как педагогам дошкольных учреждений и родителям,так и учителям начальной школы в работе с детьми.
 
тымчишинаДата: Четверг, 05.12.2013, 01:41 | Сообщение # 80
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Тымчишина Е.В. ГРУППА 11/471з       Игралочка. Петерсон Л. Г.,Кочемасова Е.Е. Учебно-методическое пособие по развитию математических представлений детей 3-4 и 4-5 лет является начальным звеном непрерывного курса математики  '' Школа 2000...".Содержит краткое описание концепции, программы и проведения занятий с детьми в соответствии с новыми требованиями к организации занятий по дидактической системе деятельностного метода " Школа 2000..."( Премия Президента РФ в области образования за 2000 год).Дополнительные материалы к данному пособию для организации индивидуальной работы с детьми содержатся в тетерадях с печатной основой " Игралочка", ч. 1-2 , тех же авторов. Учебно-методический комплект " Игралочка"ориентирован на развитие мышления,творческих способностей детей, их познавательной активности и интереса к математике.Продолжением для детей 5-7 лет является учебно-методический комплект "Раз - ступенька, два-ступенька..." авторов Л.Г. Петерсон и Н. П. Холиной , а для учащихся начальной школы-курс математики Л. Г. Петерсон. Пособие может использоваться на занятиях с дошкольниками в детских садах,учреждениях " Начальная школа-детский сад" и других ДОУ, а также для индивидуальной работы родителей с детьми.
 Данное пособие является начальным звеном непрерывного курса математики для дошкольников , начальной и средней школы программы "Школа 2000..", главной целью которой является всестороннее развитие ребенка, формирование у него умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств,необходимых сегодня каждому человеку для успешной самореализации в  жизни. Поэтому учебно- методический комплект по математике для начальной и средней школы программы ' Школа 2000" так и называется - " Учусь учиться ", а его дошкольная ступень, частью которой является данное пособие , называется "Ступеньки".
Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей.Она не только приводит в порядок ум,но и формирует жизненно важные личностные качества учащихся- внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие , алгоритмические навыки и творческие способности. Но для эффективного развития детей средствами математики важно полноценно реализовать возможности каждого возрастного этапа , чтобы каждый из этапов - в том числе и дошкольное детство-стал ступенькой для следующего.
Научно-педагогические исследования , многолетний опыт педагогов - практиков убедительно показывют, что для успешного обучения детей в школе важнее не специальная подготовка по предмету, которая при неумелом ее проведении может привести к перегрузке, нежеланию учиться, затормозит развитие детей и нарушит непрерывность образовательного процесса.Главное- сформировать у ребенка психологическую и общеучебную готовность к школе, развить у него познавательный интерес, внимание, память, мышление, речь, инициативность, общительность, творческие и деятельностные способности.Именно на решение этих задач и сориентирован курс дошкольной подготовки по математике "Ступеньки", разработанный в Ассоциации "Школа2000".

Основными задачами математического развития дошкольников в курсе дошкольной математики "Игралочка" являются :
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворения познавательных интересов, радость творчества.
2) Развитие мыслительных операций:
- анализ свойств исследуемых объектов или явлений;
-сравнение свойств предметов;
-обобщение , то есть выявление общих свойств предметов в группе;
-распределение предметов в группы по выбранному свойству;
- синтез на основе выбранной структуры;
-конкретизация ;
- классификация;
-аналогия.
3) Формирование умения понимать правила игры и следовать им .
4) Развитие вариативного мышления , фантазии, воображения , творческих способностей.
5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6) Увеличение объема памяти и внимания.
7) Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
8) Формирование общеучебных умений и навыков ( умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.)
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия , по сути, являются системой дидактических игр, в процессе  которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения , соревнуются, делают открытия.В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой , их общение в парах, в группах.Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.Насыщенность учебного материала игровыми заданиями и определила название пособия -'' Игралочка".
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления , воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.Начиная с самых первых заданий , им систематически предлагаются задания , допускающие различные варианты решения.
Поскольку все дети обладают своими , только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим индивидуальным темпом.Механизмом решения задачи разноурлвневого обучения является подход, сформировавшийся в дидактике на основе идей Л. С. Выготского о '' Зоне ближайшего развития'' ребенка.
Поэтому работа с дошкольниками ведется в данном курсе в зоен их ближайшего развития : наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предлагаются и такие задания , которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности.Успешное самостоятельное ( ПОД РУКОВОДСТВОМ ВОСПИТАТЕЛЯ) ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ ПОМОГАЕТ ДЕТЯМ ПЕРЕЖИТЬ РАДОСТЬ ПОБЕДЫ, ФОРМИРУЕТ У НИХ ЖЕЛАНИЕ И УМЕНИЕ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ.в ИТОГЕ ВСЕ ДЕТИ БЕЗ ПЕРЕГРУЗКИ ОСВАИВАЮТ НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ' минимум', но при этом не тормозится продвижение вперед более подготовленных детей.
Дидактической основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
-принцип психологической комфортности;
-принцип деятельности;
-принцип минимакса;
-принцип целостного представления о мире;
-принцип вариативности;
-принцип творчества;
-принцип непрерывности.

Все изложенные принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей.Интегративный характер концепции позволяет использовать разработанный курс математики с широким спектром курсов по развитию речи, окружающему миру и др., что позволяет выбирать воспитателю курсы по другим предметам с учетом его личностных и профессиональных приоритетов. Важно и то, что реализация перечисленных принципов в образовательном процессе обеспечивает сохранение и поддержку психического здоровья детей.
В дидактической системе ''Школа 2000'' выделяются три основных типа занятий с дошкольниками :
-занятие открытия нового знания;
-тренировочное занятие;
-итоговое занятие.
Структура занятия каждого типа и дидактические задачи каждого этапа занятий являются адаптацией технологии деятельностного метода для детей данного возраста с учетом целей дошкольной подготовки.
Структура занятий открытого знания имеет следующий вид:
1)Введение в игровую ситуацию.На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную деятельность.
2) Актуализация и затруднение в игровой ситуации.На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой актуализируются знания, представления и мыслительные операции детей, необходимые для следующего шага.
3)Открытие детьми нового знания.На данном этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи и знаково.
4)Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. В старшей и подготовительной группах возможна работа в учебной тетради.
5) Итог занятия.В завершение воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: Где были? Чем ЗАНИМАЛИСЬ?, Что узнали?,Кому помогли?
 
Ленчик2548Дата: Пятница, 06.12.2013, 10:38 | Сообщение # 81
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Митюшкина Елена группа 11- 471 зФормирование элементарных математических представлений у дошкольников+ Раздаточный материал.Автором книги является Сычёва Г.Е.Книголюб, 2005 г.

В предисловии к книге, Сычёва Г.Е.отмечает, что важнейшим средством формирования у дошкольников высокой
математической культуры, активизации обучения математике является эффективная
организация и управление учебной деятельностью дошкольников в процессе решения
различных математических задач.

Изучать математику с ребёнком – это весёлое и увлекательноезанятие, заниматься которым можно в любое время. Обучение математике детей
дошкольного возраста немыслимо без использования игр, задач, развлечений.
Работая с детьми дошкольного  возраста, СычёваГ.Е. обратила внимание, на то, что малыши часто отвлекаются, быстро устают, а
это ведёт к снижению внимания, дети плохо усваивают программный материал. В то
время, когда дети играют в игры с математическим содержанием они легко и быстро
сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму. Проанализировав
данную проблему, Сычёва Г.Е. пришла к выводу, что в дидактических играх больше
возможности формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

В книге рассказывается, как с помощью практических материалови игровых заданий сформировать у детей раннего возраста элементарные
математические представления. Формирование имеет поэтапный характер - от более
простых заданий к более сложным. Подчеркивается, что занятия по математике
качественно развивают речь ребенка, учат логике, вниманию, грамотному общению.

Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной иинтересной детям включая сюжетно-ролевые игры, используют коммуникативную,
познавательно-исследовательскую, изобразительную, двигательную формы активности
ребенка, а также восприятие художественной литературы и фольклора,
конструирование. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий
процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность.

Особенностью занятий является использование рабочихтетрадей, раздаточного материала. В этом есть свои преимущества:

- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видовдеятельности детей дошкольного возраста, вызывает живой интерес к заданию;

- во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами,ребенок развивает руку.

Наглядный материал эстетично и красочно оформлен, поэтомувызывает у детей желание работать.

 Раздаточный материал,который находиться в конце книги, рекомендуется для применения  на занятиях, направленных на формированиеэлементарных математических представлений (ФЭМП) у детей в течение  всего  обучения. Построение занятий по математике базируется на основныхсовременных подходах к процессу образования: деятельностном; развивающем;
личностно-ориентированном.

Наиболее эффективному проведению занятий по математикеспособствует соблюдение следующих условий:

1. учёт индивидуальных, возрастных психологическихособенностей детей  3-го года жизни;     2. создание благоприятной психологической атмосферы иэмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя,
создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);

3. широкое использование игровой мотивации;4. интеграция математической деятельности в другие виды:игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;

5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстройутомляемостью и отвлекаемостью детей;

6.развивающий характер заданий;Раздаточный материал, находящийся в конце книги, включаетконспекты занятий, рабочую тетрадь ребенка, демонстрационный и раздаточный
материалы. Комплект составлен с учетом Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (2013) (образовательная
область "Познавательное развитие"), включая требования к формам образовательного
процесса, возрастной адекватности, объединению обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс, формированию общей культуры личности
воспитанников, предпосылок учебной деятельности, условиям социализации и
развития детей. Полностью раскрывается содержание соответствующих разделов
программ "От рождения до школы", "Истоки",
"Детство".

Конспекты занятий содержат рекомендации по планированию,организации и проведению непосредственно образовательной деятельности,
направленной на формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) у
детей.

Занятия учитывают возрастные и индивидуальные особенностидошкольников, способствуют развитию любознательности и познавательной
мотивации, формированию познавательных действий, становлению сознания, развитию
воображения и творческой активности, формированию элементарных математических
представлений.

В книге предложено несколько вариантов дидактических игр,например:

В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляютна доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети
находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует
действия детей.

 На третьем году жизниу ребёнка важно сформировать первоначальные представления о количественных и
качественных различиях между предметов ближайшего окружения. Поэтому перед
педагогом стоит задача – формировать умение различать количество предметов:
«много», «мало», «один». Для решения этих задач можно использовать следующие
игры:

 «Расскажи про нашиигрушки»

 «Цветные автомобили» «Курочка и цыплята» «У зайки деньрождения»

 «Кому сколько нужно»и другие.  В процессе игр и активной деятельности с предметами у детейразвиваются представления об их величине и форме. Воспитатель формирует опыт
различения предметов контрастных размеров, активно использует игрушки, имеющие
выраженную форму сенсорных – геометрических эталонов – шар, куб.

Можно использовать следующие игры:«Катится, не катится»«Строим дом»«Прокати шарик в ворота»«Что ты достал? »«Что в мешочке? » и другие.Лепка цифр Сычёва Г.Е. отмечает, что как показывает практика, не вседети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования
цифр из пластилина и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно
моделировать и геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику,
тактильные ощущения. Его лучше включать в конце занятия, поскольку он может
затянуться по времени.

Игра «Сложи из треугольников»  также пользуется у детей успехом. В основеэтой игры лежит работа с детьми по образцу конфеты, сложенной из треугольников.

Пальчиковые игры обычно находят применение после заданий на карточках. Подбираются игры сматематическим содержанием.

Игры с разноцветными прищепками стимулируют созреваниеклеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев.
Кроме того, из них можно сделать какой-либо предмет: цветок, елочку, ежика,
солнышко и т.д.

Игры с монетками. Известно, что медь положительно влияет навесь организм в целом. Выполняя данные упражнения, развивается не только мелкая
мускулатура руки, но и закрепляется графический образ цифры.

Игра «Окошечко».  Спомощью этой игры у детей закрепляется умения определять геометрическую фигуру,
правильно конструировать предложения, дети учатся замечать сходства и различия.

Отгадывание и придумывание загадок о геометрических фигурах,загадки-шифровки, полные ответы на вопросы также способствуют упражнению детей
в конструировании предложений.

Сычёва Г.Е. отмечает, что логические игры математическогосодержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к
творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с
элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда
вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умениябыстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.
Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи
необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная
задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо
понять, в чем тут хитрость.

Итак, книга раскрывает вопросы организации работы поразвитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
 с учетом закономерностей становления иразвития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

 В книге так же представленопримерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система
занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических
методов и приемов обучения детей элементарной математике; помогает им овладеть
способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на
практике.

 Знания, полученныедетьми на занятиях по формированию элементарных математических представлений,
необходимо закреплять в повседневной жизни.

 С этой целью в работес детьми, как в дошкольном учреждении, так и дома можно использовать рабочую
тетрадь, о которой сказано выше.

Книга адресована родителям, воспитателям, логопедам,дефектологам, а также всем интересующимся особенностями развития ребенка
дошкольного возраста.

 
Svetlana0725Дата: Пятница, 13.12.2013, 21:43 | Сообщение # 82
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Грецова Светлана группа 11/471-з
Аннотация книги Е. Мадышева и Л. Генденштейн «Арифметические игры для детей 6-7 лет» ООО «Илекса» 1998 год 143 стр.  Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел с целью подготовки их к обучению в начальной школе.Книга Е. Мадышевой и Л. Генденштейн «Арифметические игры для детей 6-7 лет» - рекомендована для пользования, как родителями, так и воспитателями.В пособии описаны развивающие игры и игровые задания для детей 6 – 7 лет. Они помогут развить логическое мышление, воображение и сообразительность ребёнка, повысят его культуру мышления, привьют любовь к творческой деятельности. Приведенные в пособии игровые занятия, способствуют более успешному усвоению программы математического образования дошкольников, что благоприятно скажется на поступление в школу. Приведенные в пособии игры и занятия, легко понимаются детьми, соответственно от взрослых не требуется специальной подготовки, поскольку изложение данного материала – легко в восприятии.Занимательные игры и упражнения, могут использоваться с первого года обучения и до школы. Логически изложенный материал и представленные методики, позволяют учить детей записи чисел от 1 до 100.Занятия, описанные в книге, помогут научить детей счету до 20. Игровые занятия, подскажут правильную технику обучения сложению и вычитанию. Воспитатели и родители легко смогут объяснить детям этот материал. Игры помогут развить сообразительность ребёнка его наблюдательность и память. По материалу книги создан компакт-диск «Остров арифметических игр».  Книга «Арифметические игры для детей 6-7 лет» , в своем содержании, имеет 10 частей, каждая из которых, посвящена определенной теме.  Часть 1. Быстрый пересчёт.  В этой части книги, представлен игровой материал, который будет способствовать обучению быстрому счету. Игры: «придумай и сложи», «найди, что изменилось», «как Вини-пух и ослик Йа складывали фигуры из палочек» - учат детей как бы освобождать голову от раздумий над процессами сложения и вычитания, поскольку дети в них фантазируют, что в дальнейшем будет  способствовать легкому восприятию математики.Часть 2. Запись чисел.  В этом разделе книги, представлены игры: «магазин игрушек», «говорящие зигзаги». Эта часть книги, научит детей записывать числа. В игровой форме, сначала можно показать ребенку группировки из черточек, которые могут обозначать определенные цифры. Это объясняется довольно просто – ребенок пока не совсем понимает, зачем нужно рисовать особенные значки для обозначения цифр. Игровые занятия, в доступной форме позволяют ребенку легче воспринять данный материал.Часть 3. Сравнение чисел. В данном разделе представлены игры:  «глаз – алмаз», «змеиные кожи и акульи зубы». Сравнивать цифры, для детей всегда достаточно сложный процесс. В этой же части книги, представлены игры, которые помогут ребенку научиться быстро сравнивать числа. Часть 4. Числовой ряд. В этом разделе представлены игры: «и совсем наоборот!», «кто с кем рядом живёт».Этот раздел книги поможет взрослым, объяснить ребенку в игровой форме как «на глаз» определить какое число в ряду больше или меньше.  Часть 5. Знакомство со сложением и вычитанием. Игры: «мы едем, едем, едем», «путешествие продолжается». Для того, что бы ребенок усвоил понятия сложение и вычитания чисел, предлагается в игровой форме производить действия с числами. Этот же раздел позволяет научить записывать эти действия.Часть 6. Сложение и вычитание в пределах 10-ти.  Игры: «подвижный счёт», «сделай, так чтобы стало поровну», «сколько ошибок сделала Сова?», арифметическое домино – 10. В этой части книги, предлагается игровая форма занятий, на которых ребенок производит действия уже не с предметами, а с цифрами, используя для удобства числовой ряд.Часть 7. Знакомство с двузначными числами. Игры: «группировка предметов" «счёт с любого места Данный раздел книги, дает начало пониманию двузначных цифр. Ребенок в игровой форме знакомиться с двузначными цифрами и начинает осознавать значимость каждого из цифр. Часть 8. Числовая прямая. Игры: «путешествия по линейке», «числа живут на прямой». В этой части книги дети в играх знакомятся с числовой осью. В дальнейшем это благотворно повлияет на овладевание детьми сложения и вычитания.Часть 9. Сложение и вычитание в пределах 20-ти. Игры: «линейка становится волшебной», «примеры и ответы», «арифметическое домино – 20», «арифметический мяч». Представленные в этом разделе игры, будут способствовать развитию связи сложения и вычитания. В этом разделе, сложение и вычитание дети будут производить в пределах 20ти.Часть 10. Более сложные арифметические игры.  Игры: «арифметическая загадайка», «что спрятано в кармане?», «кто возьмёт последним». Заключительная часть книги, как правило очень увлекает детей, развивает сообразительность и наблюдательность.Доказано, что ознакомление детей с разными видами математической деятельности в процессе целенаправленного обучения ориентирует их на понимание связей и отношений. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект. Под математическим развитием дошкольников, как правило, понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Занятия по математике приобретают особое значение в связи с развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач.
 
ПикДата: Среда, 18.12.2013, 20:39 | Сообщение # 83
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Пикулина Т. А. 11/471-з    Аннотация к программе В.П.Новиковой«Математика в детском саду», на 4 листах. ПрограммаВалентины Павловны Новиковой «Математика в детском саду», предназначена для
обучения детей 3 – 7 лет, выпущена в издательстве «Мозаика-Синтез».
Рекомендовано Министерством образования РФ. Данное пособие адресовано педагогам
дошкольных образовательных учреждений всех типов, а также гувернерам и
родителям.  В пособии представлена
программа и рассмотрено содержание комплексной работы в области математического
образования дошкольников, раскрыты формы организации познавательной
деятельности детей 3-7 лет как на занятиях, так и в повседневной жизни
дошкольного учреждения. Предложены интересные способы взаимодействия
воспитателя с детьми и вовлечения родителей в педагогический процесс.
Математические понятия воспринимаются ребёнком через игру. Занятие включает в
себя работу над несколькими разными темами. Переход от одной темы к другой
осуществляется с помощью физкультминуток, упражнений по тренировке мелкой
моторики рук, упражнений на внимание. Эта программа охватывает следующие темы:
количественный счёт, порядковый счёт, пространственные отношения, работа по
образцу, фантазия и воображение, качественное соотнесение, взаимно-однозначное
соответствие, признаки: форма, цвет, размер, длина, ширина, высота, работа со
схематичными изображениями.  Много
внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного
запаса. Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические
принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом
индивидуальности каждого ребенка.Для педагоговВ.П.Новикова представляет конспекты занятий, с помощью которых педагогу
несложно проводить занятия с детьми.
В описании каждого конспекта занятия представлено:
- цель занятия;
- материалы, которые требуются для проведения занятия;
- ход занятия, в котором представлены дидактические игры и игровые упражнения. На такихзанятиях обучение предлагается строить в виде диалога взрослого с ребенком, по
ходу которого в доступной и занимательной форме дошкольник овладевает
математическими категориями, учится самостоятельно использовать полученные
знания в различных ситуациях. Это подводит к осознанию, полноценному усвоению
предлагаемого материала. Педагогу предлагается не осуществлять прямого
обучения, способного затормозить или отрицательно повлиять на самостоятельность
ребенка в выборе методов и способов выполнения математических заданий, а
создать ситуацию содружества, партнерства. Тогда каждое правильное решение
ребенок будет осознавать как свою «победу». А все задания, которые вызывают
затруднение у ребенка, разрешаются в беседе, а в неназидательной подсказке
взрослого. На занятии ребенок постоянно учится объяснять ход выполнения заданий
и свои действия. Полученные умения ребенок имеет возможность закреплять в
повседневной жизни, как в детском саду, так и в семье. В конспектезанятий В.П.Новикова дает советы педагогам в проведении игр, игровых упражнений
вне занятий, также даются рекомендации для родителей по пройденному ребенком
материалу на занятии. Предлагаемыйматериал позволит педагогу не только постоянно фиксировать успехи ребенка и
трудности, с которыми он встречается, но и выбрать соответствующие приемы для
устранения этих затруднений. В конце годапедагог может проверить знание детей по прилагаемой методике. Диагностика
проводится индивидуально или с подгруппой детей в форме игровых упражнений. Диагностическаякарта и диагностические таблицы, разработанные В. П. Новиковой, так же
представлены в этих пособиях. Пособиеочень легко применяется на практике и может использоваться как в дошкольных
учреждениях, так и для обучения детей в домашних условиях. Конспектызанятий. В пособиипредставлены конспекты занятий с детьми разных групп, каждая возрастная группа
в отдельной книге. Занятия предполагают различные формы объединения детей
(пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной
деятельности. Большинство занятий носит интегрированный характер. Основной упор
отводиться самостоятельным решениям, выбор способов самопроверке. Все
полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым
придается большое значение. Достаточно широко используются условные символы,
позволяющие детям переходить от обучения с элементами наглядности к решению
задач в умственном плане. В процесс обучения включены пословицы, считалки,
загадки. Дошкольникам предлагается объяснить ход решения ими различных
математических задач, что способствует и их речевому развитию. Большое внимание
уделяется индивидуальной работе с детьми на занятии. Кроме того, предлагаются
задания для родителей с целью привлечения их к совместной деятельности с
воспитателями. Все полученные знания и умения подготавливают к усвоению детьми
на следующей ступени развития более сложных математических задач. Демонстрационныйматериал для детей 3 – 7 лет. Пособие включает в себя картонные листы с
сюжетными картинками и материалами к играм, а также методические рекомендации с
подробным описанием игр и использования материалов к ним. С помощью специальных
заданий может быть организована как индивидуальная, так и групповая или
фронтальная работа с детьми. Раздаточныйматериал + методические рекомендации для детей 3-7 лет. Пособие включает в себя
12 картонных страниц с сюжетными картинками и материалами к играм, а также
методические рекомендации с подробным описанием игр и использования материалов
к ним. Предлагаемый материал составлен с учетом возрастных возможностей детей
дошкольного возраста. Программное содержание дается с усложнением от группы к
группе. Часть карточек посвящена определенно тому или иному возрасту, другие -
универсальны и могут быть использованы в разных возрастных группах. Каждая
карточка может использоваться для нескольких различных заданий, предлагаемых в
методических рекомендациях. Помимо формирования математических представлений
пособие способствует расширению кругозора детей, развитию понимания
межпредметных связей и может быть использовано при объяснении нового материала,
закреплении знаний, организации игр.  Рабочиететради, это комплект учебных тетрадей для занятий математикой в разных
возрастных групп. Весь комплект основывается на технологии деятельностного
метода обучения. Данное пособие является начальным звеном непрерывного курса
математики для дошкольников, разработаны в соответствии с содержанием
методических пособий В.П.Новиковой «Математика в детском саду» и предназначена
для индивидуальных и групповых занятий с дошкольниками. Предлагаемые занятия
содержат интересный насыщенный материал для занятий с детьми. Предлагаемыев тетради задания направлены на формирование умения анализировать, обобщать,
сравнивать, рассуждать, делать умозаключения и выводы. Обучение должно
проходить в форме диалога взрослого и ребенка. Для выполнения некоторых заданий
в конце тетради в помощь ребенку предлагается дидактический материал, который
взрослый должен подготовить в соответствии с задачами, которые будут решаться
на занятии. Многие предложенные в тетради вопросы не предполагают простых
однозначных ответов - вариантов может быть несколько. Важно дать ребенку
возможность порассуждать и самостоятельно решить, какой ответ подойдет. В конце
тетради предлагается дидактический материал, который ребенок должен
использовать при выполнении некоторых заданий. Геометрическаямозаика в интегрированных занятиях. Представленные в пособии игры, задания и
упражнения с использованием геометрических фигур мозаики способствуют
формированию у детей логического и математического мышления, развитию мелкой
моторики рук; стимулируют развитие важнейших психических процессов, необходимых
для успешного обучения в школе. Предлагаемыеигры, задания, игровые упражнения лаконичны и доступны для объяснения ребенку
как взрослыми, так и старшими по возрасту детьми.  Дляпедагогов дошкольных учреждений, групп кратковременного пребывания, начальных
классов наборы геометрической мозаики послужат раздаточным материалом для
проведения ряда развивающих игр на занятиях по математике, на уроках по
подготовке к курсу информатики.  Лего-мозаикав играх и занятиях. Представленные в пособии игры, задания и упражнения с
использованием геометрических фигур Лего-мозаики формируют у детей логическое и
математическое мышление, развивают мелкую моторику рук. Развивающиеигры и занятия с палочками Кюизенера. Новикова В.П., Тихонова Л.И. В данном
пособии представлены игровые занятия с палочками Кюизенера. Это современная
образовательная технология, которая реализуется в дошкольных учреждениях с
участием родителей. С помощью занимательных игр дети знакомятся с числом,
величиной, геометрическими фигурами; упражняются в ориентировке во времени и
пространстве. Игры способствуют формированию математического мышления;
стимулируют развитие творческого воображения; воспитывают настойчивость, волю,
усидчивость, целеустремленность. Раздаточный материал включает в себя 8
картонных листов, на которых представлены цветные палочки и картинки с
заданиями, а также методические рекомендации с примерным описанием игровых
заданий.  Заключение.Материал, предлагаемый в пособии, является продолжением программного материала
для детей следующего дошкольного возраста. Большинство занятий носит
интегрированный характер: математические задачи сочетаются с другими видами
деятельности. Основной упор делается на самостоятельное решение поставленных
задач, выбор приемов и средств, проверку правильности решения. Полученные
знания закрепляются в дидактических играх. В процесс обучения включены
пословицы, считалки, загадки. Большое внимание уделяется индивидуальной работе
с детьми. Важнымусловием успешного обучения является соблюдение предлагаемой последовательности
в обучении. Это обеспечит полноценное овладение материалом, а каждое занятие
станет фундаментом для овладения новыми знаниями на следующих занятиях.
Рекомендуется проводить с ребенком одно занятие, продолжительность которого не
должна превышать 20 минут. Вывод ПрограммаВалентины Павловны Новиковой «Математика в детском саду», в своем комплексе
обеспечит полноценное овладение математическими представлениями в детском саду
и дома.
 
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » Математика » Формирование математических представлений (Аннотации)
Страница 6 из 6«123456
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.