В рамках Международного салона образования в Москве 13 апреля 2016 года состоялась презентация дидактической и пропедевтической игры "Морфемные кубики" (фирма).
Прошла она у экспозиции ЗАО ЭЛТИ-КУДИЦ (AB15.04, павильон №75 на ВВЦ).
Морфемные кубики используются для формирования морфемных обобщений и противопоставлений, отработки навыков морфемного анализа и синтеза в процессе развития языковой способности воспитанников. Имеют СВИДЕТЕЛЬСТВО Международного Агентства защиты авторских прав при ЮНЕСКО о регистрации права интеллектуальной собственности как "Комплект морфемных кубиков для формирования грамматического чувства языка у детей дошкольного и младшего школьного возраста" (2013 г.).
Они состоят из набора деревянных кубиков (по 4 см на 4 см), которые отличаются между собой
- весом (корневые морфемы самые тяжелые, полностью литые кубики; префиксы (приставки) и суффиксы одинакового веса, вдвое легче, чем корни; флексии (окончания) - легче всех, воспринимаются как практически пустые),
- прозрачностью или непроницаемостью стенок (корневые морфемы и префиксы (суффиксы) имеют непроницаемые стенки; постфиксы (окончания) - прозрачные),
- цветным контуром (корневые морфемы имеют красный контур стенок; приставки - зеленый, суффиксы - синий, окончания - желтый);
- шумовым сопровождением (корни не дают возможности издавать шум, внутри приставок и суффиксов шумят и перекатываются горошины, внутри окончаний - слегка шуршат белые конфетти или они могут быть пустыми).
На каждой грани кубика написана одна морфема (в случае, если она будет представлена в словах в виде разных морфов, над более употребляемым вариантом пишется в скобках второй морф: например, морфема «бег-» представлена двумя морфами (бег- в "бегу", беж- в "бежит"). Кубики делятся на группы:
1 группа: кубики с корнями слов (красная каемка)
Таких кубиков в сумме 16.
2 группа: кубики с суффиксами (синяя кайма)
В сумме таких кубиков 14.
3 группа: кубики с приставками (зеленая кайма)
В сумме таких кубиков 6.
4 группа: кубики с окончаниями (желтая кайма)
В сумме таких кубиков 7.
Определение круга морфем производилось, исходя из лексических тем, которые изучаются в рамках развития речи детьми дошкольного и младшего школьного возраста, и, в сущности, спецификой их ознакомления с окружающим миром. По словарю частотности[1] определялись самые частотно употребляемые слова, затем по словарю морфем[2] делались проекты разбора слова по составу. Затем все слова были расчленены на составные части и сгруппированы по морфемному принципу.
К набору данных кубиков прилагается комплект карточек-подсказок (схем). Каждая из них представляет собой схему морфемного анализа слова. Например.
Особенностью данной схемы является расположение морфем на 3 уровнях:
1 уровень – приставки,
2 уровень – корня и суффикса,
3 уровень – окончания.
При этом каждая морфема имеет свое цветового обозначение на схеме: зеленый – приставка, красный – корень, синий – суффикс, желтый – окончания. Фактически, это маркеры для ориентировки среди группы кубиков: они указывают на то, среди какой группы кубиков нужно искать нужную морфемы. Такие карточки предлагаются детям для индивидуальной работы по тренировки навыков морфемного анализа и синтеза и для работы в подгруппах из 2-3 человек для лингвистического экспериментирования с однокоренными словами. В комплект входит 145 карточек. Их можно дополнить самостоятельно, воспользовавшись приложением к данному модулю (в виде иллюстративного фотографического материала) и распечатав схемы морфемного анализа на цветном принтере. Можно сделать новые карточки. Для этого рекомендуется воспользоваться следующими электронными ресурсами
- Морфемный разбор слова. Поиск в словарях: морфемика // http://udarenieru.ru/index.php?morph_word=онлайн&word=o
- Кутырева Н.А. Словарь морфемных разборов // http://russkiy-na-5.ru/dictionary/morphemics.
При использовании комплекта таких схем-карточек вместе с морфемными кубиками их можно использовать в качестве основы для действий по подражанию (через накладывание кубиков на карточки), по образцу (через прикладывание кубиков сбоку к готовой схеме) и по памяти (через демонстрацию карточки-схемы и воспроизведение морфемного состава слова, ориентируясь только на память), по аналогии (через замену в уме морфемы-кубика и подбор под него новой карточки и др.).
Благодаря этому осуществляется пропедевтика многих будущих орфографических ошибок – на основе формирования морфемного чувства языка, своеобразной лингвистической интуиции.
Заказать морфемные кубики можно в ЗАО "Элти-Кудиц".
|