ГРАНТ «Развитие основных направлений и форм патриотического воспитания» Департамента образования города Москвы
1. Данные об образовательном учреждении: ГРАНТ разрабатывается коллективом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования - Московским гуманитарным педагогическим институтом - под научным руководством Первого проректора МГПИ, Т.С. Ивановой и проректора по научной работе МГПИ, Л.И. Осечкиной.
2. Данные о масштабе научно-исследовательской работы: работа осуществляется на нескольких ступенях системы образования:
· дошкольное образование,
· начальное школьное образование,
· высшее профессиональное образование.
В ней принимают участие профессорско-преподавательский коллектив кафедр педагогики и методики дошкольного и начального образования, кафедры англистики и межкультурной коммуникации (7 преподавателей), сотрудники научно-методического управления и научного отдела МГПИ (4 сотрудника).
3. Данные о содержании научно-исследовательской работы:
Работа относится к категории практико-ориентированных (прикладных) научно-исследовательских работ.
Цель: разработка научно обоснованного комплекса психолого-педагогических условий, необходимых для развития основных направлений и форм патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста и формирования системы методической поддержки воспитателей и учителей, родителей.
Задачи:
- систематизировать и определить содержание основных направлений патриотического воспитания, сложившихся в системе общественного и семейного воспитания, и разработать комплексную программу мониторинга патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- обобщить концептуальные и программно-методические основы методической работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- разработать методические рекомендации и методические пособия по повышению педагогической компетенции воспитателей и учителей по проблеме патриотического воспитания детей;
- выявить наиболее эффективные формы осуществления патриотического воспитания в детских садах и школах.
Форма реализации – разработка программы спецкурса для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальностям 050707 и 050708, программы семинара-практикума для практических работников системы дошкольного и начального школьного образования, программ круглых столов по выявлению эффективных форм сотрудничества детского сада с семьями воспитанников по проблеме патриотического воспитания, их методическая поддержка в виде комплекса методических пособий и методических рекомендаций в рамках инновационного образовательного проекта «Развитие основных направлений и форм патриотического воспитания».
Адресаты проекта: педагогический и административный персонал ГОУ детских садов и начальных школ, работники отделов учебно-методических центров и управлений дошкольным образованием ОУО г. Москвы.
4. Организационное и научно-методическое обеспечение научно-исследовательской работы:
· Программа спецкурса «Формы патриотического воспитания детей в учреждениях дошкольного и начального образования» для студентов факультетов педагогики и методики дошкольного и начального образования педагогических вузов, обучающихся по специальности 050707 – «педагогика и методика дошкольного образования» и по специальности 050708 – «педагогика и методика начального образования» (авторы - к.п.н., доц. Ю.В. Микляева, к.ф.н., доц.М.Ю. Новицкая).
· Программа круглого стола «Семейная гостиная как условие оптимизации взаимодействия семьи и детского сада в процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
· Программа круглого стола «Семейный клуб как условие оптимизации взаимодействия семьи и детского сада в процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
· Аналитический отчет по результатам мониторинга патриотической воспитанности и воспитуемости детей дошкольного и младшего школьного возраста.
· Методическое пособие «Мониторинг патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авторы - Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Новицкая М.Ю.).
· Методическое пособие «Организация и содержание методической работы по патриотическому воспитанию в детском саду и начальной школе» (авторы - С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, М.Ю. Новицкая, Ю.Н. Родионова.
· Методическое пособие «Патриотическое воспитание: сотрудничество семьи и образовательного учреждения» (авторы - С.Ю. Афанасьева, Н.Ф. Лагутина, Ю.В. Микляева, М.Ю. Новицкая).
· «Патриотическое воспитание детей в ДОУ: история и современность». Сборник материалов научно-практических конференций, посвященных празднованию Дней славянской культуры и письменности в МГПИ / Отв. редактор Т.С. Иванова; Под ред. Н.В. Микляевой, С.Н. Толстиковой (рукопись).
· Программа семинара-практикума «Патриотическое воспитание в педагогическом процессе ДОУ» и методические рекомендации по повышению педагогической компетенции воспитателей и учителей по проблеме патриотического воспитания детей (авторы- составители: С.Н. Толстикова, Н. А. Виноградова, С.А. Осокина).
5. Оценка результатов:
Аналоги проекта: аналогов данному проекту не имеется, так как в настоящее время только разрабатываются механизмы реализации на практике идеи разработки гуманитарно ориентированного содержания образования и возрождения России на этой основе. Проблемы изучения роли патриотического воспитания подрастающего поколения в данном процессе и использования его потенциалов для развития страны находятся на уровне выявления и обобщения, но не могут быть решены в соответствии с теми задачами, которые ставит Национальный проект «Образование», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы», программа «Столичное образование – 5», т.к. прежняя система патриотического воспитания оказалась разрушенной вместе с изменением парадигмы образования во время перестройки и модернизации, а новая еще не сложилась. Проект разрабатывается впервые.
Его научная значимость заключается в том, что систематизированы и с научной точки зрения обоснованы нормативно-стандартный, генетический (традиционный) и сферный подходы к совершенствованию содержания и повышения эффективности форм патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, оценке его результатов.
Теоретическая значимость:
· обобщены концептуальные и программно-методические основы методической работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста;
· разработаны параметры и критерии оценки патриотической воспитанности и воспитуемости детей дошкольного и младшего школьного возраста;
· выявлены особенности реализации основных форм патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, посещающих образовательные учреждения столицы и регионов.
Практическая значимость:
· разработан алгоритм и программа проведения мониторинга патриотической воспитанности и воспитуемости детей, апробированная на практике и имеющая хорошие возможности для внедрения в условиях не только Московского мегаполиса, но и регионов;
· разработанные программа семинара-практикума и методические рекомендации позволяют существенно повысить эффективность реализации основных направлений патриотического воспитания детей в детском саду;
· разработан и подготовлен к публикации комплект методических пособий по совершенствованию содержания и форм патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в семье и образовательном учреждении;
· разработанная программа спецкурса «Формы патриотического воспитания детей в учреждениях дошкольного и начального образования» позволяет повысить эффективность процесса профессиональной подготовки будущих работников дошкольного и начального школьного образования в области использования традиционных и нетрадиционных форм патриотического воспитания в семье и образовательном учреждении.