ФИО студента
Группа
Рейтинговые задания по дисциплине
«Теория и методика развития речи детей» Виды учебных заданий
Рейтинговая оценка (в учебных часах)
Краткий конспект по теме «История методики развития речи»
М.М. Алексеева, В.И. Яшина Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учеб. пос.. – М., 1997. – 400с.
Глава II. Из истории методики развития речи (с.27-43).
(те группы студентов, которые не готовили доклады)
5
Подбор методик диагностики (на выбор студент готовит задания для диагностики связной речи или грамматического строя, или словаря, или звуковой культуры речи)
10
Тестирование знаний
15
Составить проект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по одной из следующих тем: «Моя семья», «Мы строим город», «Наш детский сад», «Я будущий школьник», «Что взрослым нужно знать о детях?», «Как стать сказочником?», «Работа редакции журнала (газеты)», «Кто рисует в книжках?» (профессия художник-иллюстратор). 35
Диктант терминов 15
Студент, набравший
от 80 до 65 рейтинговых баллов, может претендовать на оценку «отлично»
на экзамене;
от 64 до 46 рейтинговых баллов — на оценку «хорошо»;
от 45 до 30 рейтинговых баллов — на оценку «удовлетворительно»
Рекомендации к выполнению рейтинговых заданий
1. Папка с рейтинговыми заданиями сдается не позднее 6 декабря.
2. диктант терминов проводится на последнем семинарском занятии, и листы хранятся у преподавателя.
3. тестирование знаний будет осуществляться или на сайте, или на занятии в институте (будет сообщено позже старостам каждой группы).
4. Проект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста предполагает составление таблицы форм работы с детьми по образовательным областям «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», позволяющих сформировать у детей представления по одной из данных тем:
- игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров,
чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
- создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
- наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
- изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
- проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
- оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;
- викторины, сочинение загадок;
- инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов, быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;
- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям.
5. Для подбора методик диагностики можно воспользоваться следующей литературой:
1. Атякшева Т.В. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу [Текст]. – Ярославль: «Академия развития» - 2006. с.62
2. Бессонова, Т.П., Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.2 [Илл.]: Словарный запас и грамматический строй - М.: Аркти, 1998.- 64 с.
3. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре [Текст]. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
4. Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие [Текст]. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
5. Гаркуша, Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников [Текст]. – М., 1996. – 176 с.
6. Грибова, О.Е. Правильно говорит ваш ребёнок и надо ли идти к логопеду? [Текст]. – М.: ВЛАДОС, 2003. - 24с.
7. Грибова, О.Е. Технология организация логопедического обследования: метод. пособие [Текст]. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
8. Даскалова Ф.Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучение родному языку в детском саду Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста [Текст]. -М., 1989.
9. Ковшиков, В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных [Текст]. – СПб.: КАРО, 2006. – 80 с.
10. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика. Уч.пособие. 3-е изд.,стер. [Текст]. – М.: Изд-во «Академия», 2003.-320с.
11. Микляева, Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: метод. пособие [Текст]. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 96 с.
12. Фотекова, Т.А., Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: метод. пособие [Текст]. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с.
13. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. пособие [Текст]. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.