Отчет о результатах проведения Первой городской интернет-конференции «ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
В 2008-2017 ГГ.»
В соответствии с решением коллегии «Об утверждении основных направлений Программы развития дошкольного образования в городе Москве на 10 лет (2008-2017 гг.)" и проекта раздела «Развитие дошкольного образования в городе Москве» Городской целевой программы развития образования «Столичное образование-5»» Департамента образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский гуманитарный педагогический институт совместно с управлением дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы провел первую городскую интернет-конференцию по теме: «ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ В 2008-2017 ГГ.».
Проводилась она в режиме работы системы Ucoz, на сайте педагогического интернет-клуба (по адресу: http://pik100.ucoz.ru) с 12.00 до 14.00 15 апреля 2008 года.
Самую большую активность, по данным системы Ucoz, которая осуществляла техническую поддержку интернет-конференции, проявили жители Москвы (74%) и Подмосковья (9%). Кроме того, были активны жители Ростовской, Кемеровской области, Мордовии. 7% от числа участников конференции, которые просматривали ее материалы - жители зарубежных стран. Это свидетельствует об интересе наших коллег к проблемам и направлениям развития столичного образования.
Об этом же свидетельствует то, что многие из них официально зарегистрировались как участники конференции – 307 человек. По результатам проведенного интернет-опроса, 54% участников «скорее удовлетворено состоянием дошкольного образования в г. Москве, чем «нет»», 12% ответило на этот вопрос «да». остальные испытывают неудовлетворенность («скорее «нет», чем «да» - 16%, «нет, не удовлетворено» - 12%) или затрудняются с ответом (4%). Это говорит об актуальности анализа сложившейся ситуации и постановки проблем развития дошкольного образования в Москве именно сегодня. Обсуждение проекта Программы развития дошкольного образования в г. Москве позволяет наметить пути совершенствования данной работы и стратегии решения проблемных задач.
В соответствии с данной программой, была спланирована программа проведения интернет-конференции.
Работа конференции осуществлялась в рамках следующих направлений:
1. Пленарное заседание на тему: «Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования в городе Москве».
Открыли Пленарное заседания видеовыступления Проректора по научной работе МГПИ, Л.И. Осечкиной и зам. начальника управления дошкольным и общим образованием ДОМ, М.М. Цапенко. С докладами выступило 5 человек: академик РАО, д.биол.н, дир. Инст-та воз.физиологии РАО, М.М. Безруких; к.биол.н., ст.н.с. ИВФ РАО Т.А.Филиппова, д. п. н., проф. МГГУ, В.А. Козлова, к.п.н., профессор МГПИ, Заслуженный Учитель РФ, Н.А.Виноградова, директор ГОУ Прогимназии № 1762, док. пед. наук, Л.Ю.Круглова.
Пленарное заседание вызвало активное внимание и интерес среди участников интернет-конференции: в это время было зарегистрировано 104 просмотра содержания докладов, которые сопровождались комментариями.
2. Секция: «Психолого-педагогическая поддержка московской семьи: стратегические направления работы».
В работе секции приняло участие 16 докладчиков – она была самой многочисленной. В ней участвовали как педагоги детских садов и студенты педагогических вузов, так и аспиранты и научные сотрудники НИИ. Например, очень интересным оказался совместный доклад «Детско-взрослая общность как условие развития субъектности детей старшего дошкольного возраста в процессе игры» вед. научного сотрудника ИРДО РАО, Л.М.Клариной и учителя-логопеда Л.И.Федоровой, воспитателя Л.И.Боровиковой - сотрудников ГОУ детского сада №90 г. Москвы. Другой пример такого содружества – доклад «Методическое руководство взаимодействием ДОУ и семьи» ст.восп. ДОУ № 128 г. Владимира, Г.Ю.Фоминой; зав. каф. дошк. образования Владимирского государственного гуманитарного университета, Г.Ю.Максимовой.
С докладами ознакомился 81 человек, при чем были отмечены самые живые комментарии, которые перешли в диалог между остальными участниками интернет-конференции.
3. Проблемы и перспективы формирования системы управления качеством дошкольного образования («Повышение эффективности кадрового обеспечения», «Целевые индикаторы», «Доступность и обеспечение качества дошкольного образования»).
В ней участвовало 14 докладчиков. Лучшими были признаны доклады, которые наиболее ярко продемонстрировали свою теоретическую и практическую значимость - «Перспектива развития негосударственных дошкольных образовательных учреждений» студентки МПГУ, Васильевой А. А. (н.р. – проф. Л.М. Волобуева) и«Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования» аспиранта АПК и ПРО, асс.преп.кафедры педагогики и методики дошкольного образования МГПИ, Т.Е.Ивановой. Интерес вызвали доклады методиста ОМЦ ЮОУО ДО г.Москвы, А.В.Мининой, и методиста ОМЦ ЗОУО, Житняковой Н.Ю.
Рейтинг данной секции – 88 просмотров докладов участниками интернет-конференции (аудитория для выступления с докладами) с комментариями.
4. Секция: «Проблемы и стратегии создания здоровьесберегающей среды, развития физкультуры и спорта в ДОУ».
Секцию представило 13 докладов. В основном, данной тематикой заинтересовались студенты факультета педагогики и методики дошкольного образования МГПИ, сотрудники детских садов города Москвы и Подмосковья и сотрудники Института физиологии РАН. В частности, прислали для участия в интернет-конференции свои доклады академик РАО, д.биол.н., дир. Инст-та возр.физиологии РАО, М.М.Безруких; кан.биол.н., ст.н.с. ИВФ РАО, Т.А.Филиппова, вед.науч.сотр.лаб. Развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности, к.пед.н., доцент МГПИ, Е.М.Лапицкая Эти материалы очень украсили конференцию.
Интерес вызвали и доклады практиков: «Работа с родителями в условиях ДОУ с приоритетом физкультурно-оздоровительного направления развития детей» зав. ГОУ детским садом комбинированного вида №456, Ильиной Г.А., «Оценка эффективности форм сотрудничества с родителями детей по физическому развитию воспитанников ДОУ» ст. воспитателя ГОУ детского сада № 1108 г. Москвы, Бармашевой Н.Н.
Рейтинг секции – 78 просмотров докладов участниками интернет-конференции с комментариями.
5. Секция: «Развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования».
На ней выступило 10 докладчиков. Перспективы диагностики и комплексного подхода к детям, имеющим нарушения в развитии, раскрыли в своих докладах «Комплексная профилактика нарушений развития детей раннего возраста» к.п.н., доцент МПГУ, Давидович Л.Р., к.м.н., врач-психиатр детского отделения Центра патологии речи и нейрореабилитации, Бенилова С.Ю и «Игротерапия как средство коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста» канд. пед. наук, доцента каф.дошкольного образования Владимирского государственного гуманитарного университета, Морозовой О.В.; студентки 6 курса факультета педагогики и методики начального образования Чекашовой Н.И. Большой интерес вызвал доклад «Управление персоналом образовательного учреждения компенсирующего вида» директора ГОУ № 1707 СВОУ, Е.П.Емельяновой; к.пед.н., доцента кафедры логопедии МПГУ, Ю.Ф.Гаркуши; зам. директора ГОУ № 1707 Н.А.Печниковой. Он вызвал активное обсуждение на форуме.
Рейтинг данной секции – 48 просмотров содержания докладов.
6. Инновационные проекты дошкольного образования («Детский сад будущего» и пилотный проект ДОМ и ЮНЕСКО).
На секции выступило 14 докладчиков, среди них – преподаватели и аспиранты МГПИ, руководители и старшие воспитатели, педагоги московских образовательных учреждений для детей дошкольного возраста. Особенный интерес вызвали теоретический доклад «Роль педагога в развитии личности ребенка и создании нового общества в трудах К. Н. Вентцеля» аспиранта, асс. преп. кафедры педагогики и методики дошкольного образования МГПИ, О.А. Малик и практикоориентированные доклады «К проблеме разработки методики оценки инноваций и нововведений в ГОУ для детей дошкольного возраста» ст. воспитателя ГОУ детского сада №2104 САО г. Москвы, О.Ю. Романовой, «Организация работы ресурсного центра ЮНЕСКО "Мой садик дома" с детьми, не посещающими ДОУ» зам. дир. Н.А. Царьковой, муз.рук. И.А.Дахновской, пед.доп.обр. Л.Г.Кузнецовой, воспитателя И.И.Ларченко ЦИПРа ГОУ Прогимназии № 1762 Зеленоградского округа г. Москвы.
Рейтинг данной секции – 104 просмотра содержания докладов с комментариями.
Всего в интернет-конференции участвовало с докладами 72 представителя профессорско-преподавательского состава городских и федеральных вузов (МПГУ, МГГУ, ВГГУ, МГПИ) и научных учреждений (ИВФ РАО и ИРДО РАО), работников Департамента образования и окружных управлений образования (ЦОУО, НМЦ ЗОУО, Зеленоградский округ), заведующих и старших воспитателей детских садов разного вида г.Москвы (ЦАО, САО, СЗАО, ЗАО, ЮАО, ВАО и др.) и Подмосковья. Кроме того, было зафиксировано 678 просмотров программы интернет-конференции и комментариев работы пленарного и секционных заседаний.
В результате интернет-опроса по материалам их выступлений и обсуждений проекта Программы развития дошкольного образования в г.Москве выяснилось, что наиболее перспективными и приоритетными направлениями такого развития ученые и практики считают:
- Повышение эффективности кадрового обеспечения (23% опрошенных);
- Обеспечение качества дошкольного образования (19%);
- Реализация инновационных проектов в рамках сотрудничества ДОМ и Юнеско (15%);
- Создание здоровьесберегающей среды и совершенствование физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (11%).
Менее перспективным им кажется повышение доступности дошкольного образования и создание и внедрение инновационной модели Детского сада будущего (по 3%).
Именно с этими направлениями работы было связано наибольшее количество вопросов на форуме (81). В основном, они касались привлечения молодых специалистов в ДОУ, повышения правовой компетенции заведующих и старших воспитателей, педагогов детских садов, нормативно-правового финансирования инновационных форм дошкольного образования, внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность ДОУ и повышения эффективности взаимодействия с родителями. Наиболее активно задавали вопросы журналисты (в работе интернет-конференции участвовала "Учительская газета" ДОМ - в связи с этим хочется поблагодарить за активное и доброжелательное внимание к нам главного редактора газеты, В.Н.Молодцову), воспитатели и руководители СОУО, участвовали в ответах – преподаватели МГПИ, МГГУ и руководители образовательных учреждений Зеленоградского округа. Особенную благодарность в связи с этим хочется выразить последним: так, на базе ГОУ Прогимназии № 1762 была организована целая интернет-дисскусия для целей сети детских садов Зеленограда. Всего в форуме приняло участие около 160 человек. Многие из них высказали благодарность Департаменту образования и МГПИ за использование новой формы сотрудничества ученых и практиков в рамках деятельности интернет-конференции и предложили развивать ее дальше.
Член орг. комитета конференции,
зав. кафедрой педагогики и методики
дошкольного образования МГПИ Н.В. Микляева
|